Трудовые взаимоотношения организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях, неоднозначны. О том, какие хлопоты ожидают кадровика при заключении трудового договора с бывшим госслужащим, рассказывает руководитель отдела экономики труда и материальной мотивации ЗАО «ПФ «СКБ Контур» Елена Булатова.
Елена Булатова
Каждое действие любого человека оставляет след, который влияет не только на его дальнейшую жизнь, но и на деятельность других людей. Круги прошлого расходятся по реке времени, воздействуя на ее течение. Особенно точно этот образ передает нюансы трудовых взаимоотношений организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях.
— Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего?
— Принимая на работу такого сотрудника, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в госорганизацию. Напомню, как об этом написано в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст.
64.1 ТК РФ «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».
— А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?
— В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего. Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ.
При этом если гражданин — бывший госслужащий устраивается в коммерческую организацию, а во время прохождения им госслужбы отдельные функции государственного управления этой организацией входили в его должностные обязанности, он имеет право устроиться туда на работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если такого согласия нет, то в дальнейшем трудовой договор с бывшим госслужащим может быть расторгнут по требованию надзорных органов.
Любые приказы о приеме на работу и увольнении составляйте в программе Контур-Персонал.
— Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?
— Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.
Во-первых, внимательно просмотреть все записи в трудовой книжке принимаемого работника за последние два года, чтобы понять, состоял ли человек на государственной службе в этот период. Подсказкой может служить основание увольнения. Например, при увольнении с государственной гражданской службы запись об увольнении вносится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом.
Во-вторых, если обнаружилось, что в течение последних двух лет (на момент приема в компанию) человек состоял на государственной службе, следует сообщить об этом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его работы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Сообщение необходимо оформить в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Важный момент: согласно ТК РФ сообщать бывшему работодателю нужно только в том случае, если должность бывшего государственного служащего входила в перечень, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Данные перечни достаточно трудно найти в открытых источниках.
В связи с этим советуем информировать предыдущих работодателей нанимаемого сотрудника во всех случаях, независимо от того, какую должность он занимал.
И в-третьих, до заключения трудового договора порекомендуйте бывшему госслужащему (если он этого еще не сделал) обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению по месту прохождения госслужбы, чтобы получить согласие на право занимать должности в коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законодательством.
— Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим?
— Есть несколько наиболее распространенных ошибок. Обычно работодатели забывают спросить кандидатов о прохождении госслужбы в прошлом / проверить трудовую книжку и, как следствие, не сообщают бывшим работодателям по месту прохождения госслужбы или сообщают с нарушением сроков. Иногда, не найдя соответствующего перечня, работодатели решают, что необходимости оформлять сообщение нет.
— И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего?
— Если работодатель не сообщает или не соблюдает порядок сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим, он несет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ: административный штраф, возлагаемый на должностных лиц, — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.
Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.
Если бывший госслужащий нарушил требования Закона № 273-ФЗ, не уведомил нового работодателя или не стал получать согласия специальной комиссии по прежнему месту службы, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а бывший госслужащий — уволен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ).
Увольнение производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст.
84 ТК РФ).
Если же бывший госслужащий исполнил все требования законодательства, но согласия комиссии не получил, трудовые отношения прерываются согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
В этом случае никаких штрафных санкций к работодателю не применят, но ему самому придется потратить дополнительные средства на поиск и обучение нового сотрудника.
Как принять на работу бывшего госслужащего, чтобы не получить штраф
Бывшим государственным и муниципальным служащим не запрещено устраиваться в частные компании, оформлять самозанятость и открывать ИП. Но первые два года после увольнения за их трудовой деятельностью следит прокуратура.
Если нанять бывшего госслужащего или заказать у него услуги, не уведомив госорган, где он работал, можно получить штраф до 500 тыс. рублей.
Расскажем в статье, как узнать, что вы принимаете на работу госслужащего, и уведомить его бывшего работодателя.
Из этой статьи вы узнаете:
- Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель
- Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя
- Как узнать, что человек работал на госслужбе
- Как составить уведомление для бывшего работодателя
- Что запомнить, если нанимаете госслужащего
Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель
В России действует закон о противодействии коррупции. Чтобы исключить коррупционные риски, за трудовой деятельностью бывших госслужащих следит прокуратура. Узнать о том, чем они занимаются, она может различными способами, например сделать запрос в Пенсионный фонд или налоговую службу.
Закон касается как государственных, так и муниципальных служащих. Государственные служащие — это, например, налоговый инспектор, полицейский. Муниципальные служащие — специалист ЗАГСа или отдела администрации по социальной политике.
Согласно статье 64.1 ТК РФ, госслужащие в течение двух лет после увольнения обязаны сообщать новому работодателю, что работали в госорганах. А новый работодатель, в свою очередь, должен в течение 10 дней сообщить в госорганы о том, что теперь их сотрудник будет работать у него.
Даже если новая работа не связана со старой, нужно направлять уведомление. Например, когда специалист Росстата устраивается воспитателем в детсад или судебный пристав хочет стать автомехаником.
Но это касается только тех госслужащих, чья должность входит в специальный перечень. Единого документа с конкретным перечислением таких должностей нет. Кроме базового указа Президента № 557, в каждом ведомстве есть свои, расширенные списки. Они обычно публикуются на официальных сайтах госструктур в разделе «Документы».
Например, в ФССП действует внутренний приказ с перечнем таких должностей.
Перечень должностей служащих ФССП, которые входят в специальный перечень
Обычно госслужащий при увольнении подписывает специальную форму и знает, входит ли его должность в перечень или нет. Можно узнать у него, но лучше перестраховаться, чтобы не ходить по судам и избежать вопросов из прокуратуры. Если кандидат за предыдущие два года работал в какой-нибудь государственной или муниципальной структуре, стоит на всякий случай уведомить его бывшего работодателя.
Если его должности в перечне не было, а вы отправили уведомление — ничего страшного, нарушением закона это не будет. А вот если понадеялись, что должность не попадает в перечень, и не отправили уведомление в госорган, а на самом деле она в перечне есть, то получите штраф.
Обстоятельства, при которых нужно уведомлять бывшего работодателя, указаны в статье 12 закона № .
Эта статья гласит, что при заключении трудового договора должны одновременно выполняться такие условия:
- после увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
- должность служащего входит в специальный перечень.
Размер зарплаты может быть любым, хоть 10 тыс. рублей в месяц. Если условия выше выполняются, нужно направлять уведомление.
Например, строительная фирма принимает монтажника, который в прошлом году уволился с должности начальника патрульной службы ГИБДД. Должность входит в перечень из указа Президента № 557, с момента увольнения прошло менее двух лет — значит, новый работодатель обязан уведомить предыдущего о трудоустройстве госслужащего.
При заключении договора ГПХ должны одновременно выполняться такие условия:
- после увольнения прошло менее двух лет;
- должность служащего входит в специальный перечень;
- размер вознаграждения больше 100 тыс. рублей в месяц (даже если договор заключен на срок меньше месяца).
К договорам ГПХ относятся договоры подряда, хранения, поручения, перевозки и другие.
Месяц считается с момента заключения договора: если договор заключен, например, 10 сентября, то месяц считается до 10 октября.
Например, компания заказала дизайн у фрилансера, который год назад работал специалистом в пенсионном фонде. Он выполнит работу за месяц и получит за нее 110 тыс. рублей. Об этом нужно уведомить бывшего работодателя.
Другой пример. Компания заключила договор ГПХ с электриком на ремонт оборудования, по которому он будет получать 20 тыс. рублей в месяц. Электрик полгода назад уволился из МЧС, его должность входит в перечень.
Но одно из условий не выполняется: вознаграждение по ГПХ меньше 100 тыс. рублей в месяц. Значит, уведомлять прошлого работодателя не нужно.
После того как новый работодатель направил уведомление, Комиссия по урегулированию конфликта интересов рассматривает его и решает, можно ли ему сотрудничать с конкретным бывшим госслужащим. Такая комиссия есть в каждом госоргане. В ее состав входит заместитель руководителя и другие служащие.
Основная задача комиссии — предотвращение коррупции.
Ждать решения комиссии необязательно, но, если придет отказ, придется разорвать договор (п. 11 статья 77 ТК РФ).
Если в прежние обязанности госслужащего входили функции госконтроля за организацией, то перед трудоустройством в частную фирму он должен был сам дополнительно получить разрешение от Комиссии. Например, когда налоговый инспектор устраивается бухгалтером или сотрудник антимонопольной службы устраивается в отдел снабжения.
Но новый работодатель все равно должен отправить уведомление, даже если у госслужащего есть это разрешение (письмо Минтруда РФ от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943).
Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя
Сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего должны как организации, индивидуальные предприниматели, так и физлица — адвокаты и нотариусы, которые занимаются частной практикой (Постановление Пленума Верховного Суда № 46). Про самозанятых и обычных физлиц в законе не сказано.
Например, компания наняла юриста, который недавно работал следователем в полиции. Уведомить предыдущего работодателя в данном случае обязан генеральный директор.
Или предприниматель заключил договор ГПХ на разработку приложения с фрилансером, который год назад уволился из Роспотребнадзора. Уведомить бывшего работодателя должен предприниматель как заказчик услуг.
Работодателя или заказчика услуг, который наймет бывшего госслужащего и не уведомит об этом госорган, могут оштрафовать по статье 19.29 КоАП.
Штрафы немалые: для должностных лиц — рублей, для юрлиц —
Пример № 1: Таганрогский городской суд, дело № 12-135/2020
Организация с уставным капиталом 10 тыс. рублей приняла на работу бывшего госслужащего и не уведомила об этом его предыдущего работодателя. Прокуратура возбудила административное дело. В суде представитель директора просил снизить штраф, ссылаясь на сложное финансовое положение.
Городской суд согласился с мировым и оштрафовал организацию на 100 тыс. рублей.
Пример № 2: Самарский районный суд, дело № 12-218/2020
Охранная фирма приняла на работу бывшего судебного пристава. Директор решил не уведомлять предыдущего работодателя, так как через неделю работник уже уволился. Такие доводы судью не убедили, и директора оштрафовали на 20 тыс. рублей.
Пример № 3: Воскресенский городской суд Московской области, дело № 12-211/2019
Организация приняла человека на должность слесаря, который ранее работал в полиции. При заключении трудового договора уведомление не направила. Итог: штраф 50 тыс. рублей.
Максимум, что грозит госслужащему, который не сообщил новому работодателю о своем месте службы, — это увольнение или расторжение договора ГПХ (ст. 12 закона № ). Других санкций законом не предусмотрено.
Как узнать, что человек работал на госслужбе
Некоторые госслужащие могут случайно или намеренно скрыть свое прошлое при приеме на работу или заключении договора. Им за это ничего не будет, а новый работодатель получит штраф, когда все вскроется.
Задача работодателя сделать все возможное, чтобы устно или письменно получить у самого кандидата ответ, работал ли он в госорганах за последние два года. Самый простой способ узнать это — изучить записи в трудовой книжке. Если за два последних года есть упоминания о каких-либо государственных или муниципальных структурах и должность входит в специальный перечень, нужно направлять уведомление.
Но трудовую книжку предъявляют не всегда. Например, она не нужна при заключении договора ГПХ или оформлении работника по совместительству. В таком случае можно попросить человека заполнить анкету, где отдельным вопросом попросить указать, состоял ли он ранее на государственной или муниципальной службе.
Кроме того, можно попросить его написать заявление о том, что за два предшествующих года он не работал на госслужбе.
Все эти документы помогут оспорить штраф в суде.
Если кандидат на должность не сообщит в анкете о том, что он является бывшим госслужащим, при этом в его трудовой книжке, военном билете не будет упоминаний о госструктурах, компанию не оштрафуют (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда № 46).
Пример из судебной практики: Московский районный суд Санкт-Петербурга, дело № 12-1049/2019.
Компания приняла на работу по совместительству бывшего госслужащего — начальника воинской части. При трудоустройстве он умолчал о своей прошлой деятельности и не показал трудовую книжку. Компания узнала, что приняла бывшего госслужащего, только после того, как получила письмо из военной прокуратуры.
Мировой суд оштрафовал компанию на 100 тыс. рублей.
Компания пыталась оспорить решение и привела в суд работника. Он подтвердил, что не сообщал о госслужбе и не показывал трудовую книжку. Районный суд встал на сторону нового работодателя и отменил штраф.
Как составить уведомление для бывшего работодателя
Уведомление составляется письменно в произвольной форме. Установленного бланка нет.
- паспортные данные бывшего госслужащего;
- должность государственной или муниципальной службы, которую он занимал. Заполняется по данным из трудовой книжки, кандидат подтверждает их устно;
- наименование организации;
- дату заключения трудового договора или договора ГПХ;
- название должности и основные обязанности;
- размер вознаграждения и описание работы (для договора ГПХ).
Уведомление нужно направить в отдел кадров органа, где работал госслужащий. На это закон дает 10 календарных дней со дня подписания трудового договора, договора ГПХ или фактического начала трудовой деятельности. Иначе — штраф.
Отнести уведомление можно лично или отправить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.
Уведомление о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего. Бланк с сайта «КонсультантПлюс»
Что запомнить, если нанимаете госслужащего
- При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего нужно уведомлять предыдущего работодателя. Но для этого должны одновременно выполняться некоторые условия.
При заключении трудового договора:- с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
- должность входит в специальный перечень;
- размер зарплаты на новом месте не важен.
При заключении договора ГПХ:
- с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
- должность входит в специальный перечень;
- размер вознаграждения по договору больше 100 тыс. рублей (даже если договор заключен на срок менее месяца).
- Понять, входит ли должность госслужащего в специальный перечень или нет, довольно сложно. Поэтому, если человек работал в какой-нибудь госструктуре и выполняются другие условия, лучше перестраховаться и уведомить прошлого работодателя на всякий случай.
- Бывший служащий может не сообщить сам о прошлом месте службы. Попросите кандидата заполнить анкету или написать отдельное заявление, где он подтвердит, что не работал на государственной или муниципальной службе последние два года. Эти документы помогут избежать штрафа.
- Направить уведомление нужно не позднее 10 календарных дней с момента заключения трудового договора, договора ГПХ или фактического начала работы.
- Все уведомления проходят через Комиссию по урегулированию конфликта интересов. Если она выдаст отказ, придется разорвать договор с бывшим госслужащим.
- Госслужащие, которые выполняли функции госконтроля, могли перед трудоустройством заранее получить разрешение. Но новый работодатель все равно должен направить уведомление.
- Если работодатель вовремя не сообщит о том, что принял на работу бывшего госслужащего, или заказчик услуг — что заключил с ним договор ГПХ, то их оштрафуют. Самому госслужащему максимум грозит расторжение договора.
- О банке
- Реквизиты
- Тарифы и документы
- Раскрытие информации
- Финансовым организациям
- English
- Контакты
Оштрафуют ли кадровика за несообщение о приеме на работу бывшего служащего? | Кадровик-практик , Тема №888847
Оштрафуют ли кадровика за несообщение о приеме на работу бывшего служащего?
07.10.2019 Как Вы помните, уважаемые коллеги, работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если это не сделано, то работодатель и некоторые его должностные лица могут быть привлечены к ответственности по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Штраф за данное нарушение огромный.
А кадровика могут оштрафовать по этой статье за то, что он не направил сообщение? Данный вопрос был рассмотрен Верховным Судом РФ.
Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) (выдержка):
5. Субъектом административного правонарушения, состав которого предусмотрен статьей 19.29 КоАП РФ, выступает не любое должностное лицо, а лишь то, на которое в силу закона возложена обязанность по соблюдению требований части 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Как установлено мировым судьей, между обществом в лице директора А. и К. был заключен трудовой договор, согласно которому последний был принят на работу на должность охранника, что подтверждено копией соответствующего приказа.
Ранее К. был уволен из органов полиции. Должность, которую занимал К., включена в перечень должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 31 августа 2009 г. N 680, и соответствует разделу III Перечня, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557.
Таким образом, в силу приведенных положений закона работодатель К. обязан был при приеме его на работу в десятидневный срок в письменной форме сообщить об этом бывшему представителю нанимателя К. — руководителю ММО МВД России «К».
Поскольку, согласно сведениям об уволенных сотрудниках, такие данные в отношении бывшего сотрудника К. в ММО МВД России «К» не поступали, мировой судья пришел к выводу о совершении указанного административного правонарушения бухгалтером и инспектором отдела кадров Е.
Вместе с тем в статье 19.29 КоАП РФ указано, что ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного служащего несет работодатель либо заказчик работ (услуг).
В силу статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Применительно к данному делу бывший государственный служащий К. вступил в трудовые отношения с обществом, заключив трудовой договор с ним в лице директора Е.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы», действовавшим на момент рассмотрения дела, соответствующее письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя.
При таких обстоятельствах сотрудник отдела кадров Е. не является лицом, на которого законом возложена обязанность по сообщению о заключении трудового договора с бывшими государственными или муниципальными служащими, и поэтому не является субъектом административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ.
(По материалам судебной практики Свердловского областного суда)
Дополнительно следует отметить, что в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы» признано утратившим силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации». При этом пунктом 3 данных правил предусмотрено, что сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор.
Рекомендуем:
15702
Вы в рубрике: ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ
Поделиться в соц сетях
Материалы по теме:
15.09.2023
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Сроки применения дисциплинарных взысканий. Какой день считать днем обнаружения проступка?
Дисциплинарный проступок совершен работником 16 июля, обнаружено начальником подразделения это 13 августа, директору доложено 19 августа. Можно ли применить взыскание? Какой день будет считаться днем обнаружения?
08.09.2023
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Всё про премии и надбавки
Уважаемые коллеги! Мы подготовили для Вас тематический выпуск про премии и надбавки
02.08.2023
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Объяснения работника, которые нельзя считать объяснениями…
Работник совершил проступок в день перед отпуском. В первый день отпуска мы ему позвонили и попросили объяснений. Он по телефону объяснился.
Мы составили акт. Объяснения все там воспроизвели слово в слово. При этом снятии объяснений присутствовали 3 наших сотрудника.
Опрашивал работника заместитель директора. Можно считать это получением объяснений и далее издавать приказ о взыскании (выговоре) и лишении премии?
12.07.2023
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Работник в рабочее время ушел в поликлинику (не по острой боли). Это уважительная причина отсутствия? (Роструд)
На портале Роструда рассмотрена ситуация, когда работник записался в поликлинику по своему хроническому заболеванию и пошел к врачу в свое рабочее время, не получив согласия руководства на отлучение с работы. Речь шла не о внезапной острой боли, а о давнем хроническом заболевании.
27.06.2023
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Объявление выговора во время «больничного»
Работник прогулял половину рабочего дня. В письменной объяснительной не назвал уважительных причин. Пока собирались объявить выговор (неделю), он ушел на больничный по уходу за ребенком. Продлевается ли месячный срок для применения взыскания в виде выговора на время больничного по уходу за ребенком?
Можно ли объявить такое взыскание, когда работник на больничном?
22.06.2023
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Работник прогулял из-за похорон не очень близкого родственника
У работника ночью умерла тётка, у которой нет детей. Он занялся похоронами и на работу не вышел. Предупредил утром по телефону секретаря компании. Не отпрашивался у руководства, заявление на отпуск без сохранения зарплаты не писал.
Директор требует наказать его за прогул. Будет ли такое наказание законным? Как оплачивать эти дни?
02.06.2023
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Работник не прекращает безобразие! Можно ли наказать дважды за одно длящееся нарушение?
Бывает, что работник совершает длящееся нарушение. Работодатель объявляет ему замечание за это нарушение. Однако работник продолжает (не прекращает) нарушение.
Работодатель вновь применяет к нему взыскание (например, объявляет выговор). Не нарушает ли он при этом законодательный запрет на два наказания за одно нарушение?
02.06.2023
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Когда законно, а когда незаконно начисление премии в меньшем размере, если в отчетном периоде работник имел выговор?
Правомерно ли начисление премии в меньшем размере, если в отчетном периоде работнику был объявлен выговор?
01.06.2023
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Поощрение работников: что еще незатратного можно придумать, чтобы работников не переманили конкуренты.
Как можно поощрить работника? (хороший список вариантов и идей, в том числе нематериальных и малозатратных) Как это оформить, в чем не ошибиться?
26.05.2023
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Удержания из зарплаты как наказание. Штрафы за проступки
В организации (частная компания) действует Положение о дисциплине. В нем предусмотрено, что при совершении работником дисциплинарного проступка из его заработной платы может производиться удержание в процентах от заработной платы. Причем проценты разные, зависят от того, какой проступок совершен и сколько раз.
Правомерно ли применение к работнику дисциплинарного взыскания в виде уменьшения суммы заработной платы за совершение дисциплинарного проступка?
ЖУРНАЛ «КАДРОВИК-ПРАКТИК»
+ доступ к справочной базе, книгам, семинарам, курсу и другим ресурсам
Полезные, практичные, грамотные советы и подсказки
Анализ сложных вопросов — в доступной форме.
Изменения в законе — рассказываем как применять
ОТКРЫВАЕТСЯ ДОСТУП В ЗАКРЫТЫЕ РАЗДЕЛЫ САЙТА
Подписчикам доступны: новые журналы и архив, удивительно большая справочная база по кадровому делопроизводству (150 пошаговых инструкций, тысячи консультаций, статей, образцов кадровых документов и др.), «Книжная полка» по кадрам, записи семинаров, курс основ кадрового делопроизводства, все тесты
Подписка ~ 10 руб./день >> Доступ открывается сразу после оплаты
Подпишитесь легко и быстро >>
19.05.2023
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Наказать рублем опаздывающих можно. Но осторожно, не ошибитесь!
Некоторые сотрудники в нашей компании регулярно опаздывают. Как правило, без всяких уважительных причин, а потому что поздно выходят из дома. Особенно печально, когда опаздывают те, у кого есть ключ от офиса – остальные ждут «опоздунов» на улице. Иногда и клиенты так ждут. Можно ли наказать рублем работников, которые опаздывают, урезать им оклады, премии?
Как правильно поступить?
25.04.2023
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → ПВТР: обязанность уведомлять при уходе на больничный — законна?
Директор поручил мне разработать новую редакцию правил внутреннего трудового распорядка. В частности, он хочет ввести новую обязанность для работников: в случае болезни или неявки на работу сразу же (в тот же день) сообщать о причинах своему непосредственному руководителю по телефону или иным каналам связи. Это допустимо?
12.04.2023
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Наказание за прогул
Работник совершил прогул. Отсутствие работника документально зафиксировано, письменное объяснение работником написано, уважительных причин отсутствия нет. Работодатель должен уволить работника за прогул или может не увольнять, а объявить замечание или выговор?
09.03.2023
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Дисциплинарные взыскания только по очереди?
Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Если работник впервые совершает дисциплинарный проступок и работодатель хочет его наказать, он может объявить сначала именно замечание, и только за второй проступок – выговор? Или можно сразу выговор объявлять? Т.е. взыскания могут применяться только в той последовательности, которая предусмотрена в ст.
192 ТК РФ?
25.01.2023
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Знаете ли Вы, что объявление выговора за грубость может быть признано законным?
Среди кадровиков-практиков давно ведется спор о допустимости наказания работников за грубость, хамство, неэтичное поведение в рабочее время на рабочем месте. Казалось бы, этичное поведение – далеко не всегда является собственно трудовой обязанностью и не всегда связано непосредственно с трудовой функцией.
23.12.2022
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Снятие дисциплинарного взыскания в честь праздника: пошаговая инструкция
Мы хотим в честь наступающих праздников досрочно снять дисциплинарное взыскание с работников. Как это правильно сделать? Приказа директора достаточно или обязательно необходимы служебные записки от их начальников?
30.11.2022
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Проблемы наказания работников, у которых слишком много обязанностей
Работнику поручили дополнительную работу в порядке совмещения должностей. Но теперь он перестал справляться со своими обязанностями. В объяснительной написал, что не успевает.
Можно ли его привлечь к дисциплинарной ответственности? Директор ему отказывает в снятии доп.обязанностей, т.к. больше выполнять некому.
26.10.2022
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Выговор за непрописанное в должностной инструкции бывает законным
Можно ли объявить замечание/выговор работнику за неисполнение обязанности, не указанной в его должностной инструкции (ином документе), но прописанной в Трудовом кодексе РФ?
24.10.2022
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Исключает ли перевод на другую работу дисциплинарную ответственность?
Работник был переведен с одной должности на другую. Уже после перевода было обнаружено, что на прошлой должности работник совершил дисциплинарный проступок. Можно ли работника за это привлечь к дисциплинарной ответственности?
20.10.2022
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Как составить приказ о снятии взыскания?
На сотрудника было наложено дисциплинарное взыскание. Спустя месяц он подал заявление о снятии взыскания (поскольку работникам, имеющим неснятое взыскание, у нас в полной мере не начисляется премия). Директор дал распоряжение подготовить соответствующий приказ.
В связи с этим подскажите, как правильно издать приказ о снятии взыскания?
02.09.2022
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Работодатели «расплачиваются» за преждевременное составление акта о непредоставлении объяснений работником. Проверьте Ваши акты и не повторяйте ошибок!
Нередко работники, совершившие дисциплинарный проступок, сразу отказываются что-либо объяснять и работодатели незамедлительно составляют акт о непредставлении объяснений. Мы настоятельно рекомендуем не торопиться и прежде выждать положенные по закону два дня (а вдруг работник передумает). И только после этого составлять акт о непредставлении объяснений и применять дисциплинарное взыскание.
В противном случае возможны неприятности с Гострудинспекцией и судом
16.08.2022
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Прогул перед отпуском. Объяснение уже не взять?
Работник со вторника по четверг отсутствовал по неизвестной причине. В пятницу, когда он появился на работе, ему вручили уведомление о необходимости дать объяснение. Но с понедельника у этого сотрудника отпуск.
Как быть?
21.06.2022
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Дисциплинарное взыскание: снять или отменить?
Наложили на работника дисциплинарное взыскание. При ознакомлении с приказом он пригрозил, что обратится в трудинспекцию. Мы можем снять или отменить это взыскание?
Если мы это сделаем, то тогда у ГИТ не будет к нам вопросов?
12.11.2021
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Отказавшихся от вакцинации будут привлекать к дисциплинарной ответственности за любые огрехи
Директор устно распорядился, чтобы его заместители тщательно проверяли исполнение трудовых обязанностей работниками, отказавшимися от вакцинации и при этом не переболевшими covid-19, а в случае выявления нарушений – объявлять замечания и выговоры. У нас в компании согласно положению об оплате труда премия не начисляется, если есть взыскания. Должностная инструкция – документ объемный, и все ее пункты безупречно исполнить затруднительно.
Насколько законны такие мероприятия?
28.09.2021
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Отмена и невыплата премий невакцинировавшимся работникам
Согласно ПВТР премия выплачивается при отсутствии неснятых взысканий в течение месяца. За август эту премию не выплатили тем, кто отказался от вакцинации от ковида. Это законно?
Если нет, то какая ответственность ждет работодателя?
23.09.2021
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Премии только привитым. Законно ли такое условие в ЛНА?
Директор внес в локальный нормативный акт пункт о том, что премии будут платиться только при условии, что у работника есть прививка от ковида или официальный медотвод. Это законно?
25.08.2020
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Наказание за нарушение режима на больничном
Работник принес листок временной нетрудоспособности, в котором стоит отметка о нарушении работником режима. Можно ли на него наложить дисциплинарное взыскание, например, замечание?
29.05.2020
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Роструд о дисциплине вахтовиков во время обсервации
В ряде случаев сейчас вахтовики могут быть допущены к работе после 14-дневной обсервации. В это время не все работники ведут себя достойно, в связи с чем у руководства возникают вопросы о возможности наказания нарушителей порядка.
21.04.2020
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Работник обязан работать, но прогуливает, потому что боится заразиться коронавирусом
Губернатор разрешил выйти нашему предприятию работать с 13 апреля. Но часть работников не вышли, они боятся заразиться коронавирусом и заразить родных. Как им начислять зарплату? Можно ли их наказать и уволить?
Надо работать дальше, а они не выходят, срывают процесс.
20.02.2019
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Отстранение от работы не исключает возможности дисциплинарной ответственности
Работник вышел на работу после праздников, крепко опохмелившись, аж на ногах не стоял. Мы его от работы отстранили. Можно ли вместе с отстранением от работы применить и дисциплинарное взыскание?
05.06.2018
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Внимание, отпуск может быть признан прогулом!
Лето наступило. Пора напомнить работникам, что предоставление отпуска в сроки, не установленные графиком отпусков, непременно должно согласовываться и оформляться надлежащим образом.
30.05.2018
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Наказание за прошлые нарушения
Мы всегда старались вести кадровую работу надлежащим образом, соблюдать трудовое законодательство. Но мы не совершенные люди, поэтому некоторые нарушения есть и у нас. Какой штраф нам грозит в случае проверки Гострудинспекции, и налагают ли его за прошлогодние и еще более старые нарушения?
22.11.2017
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Прежде чем наказать за невыполнение обязанностей, проверьте.
Юрисконсульту было поручено ведение кадрового делопроизводства. Составленный ею проект графика отпусков на следующий год директора не устроил. Ему не понравилось «неравномерное распределение отпусков». Юрисконсульту было поручено переделать, но без конкретных указаний, кому какой отпуск куда переставить. Дальнейшие варианты проекта графика, которые готовила юрисконсульт, также отвергались.
Тогда юрисконсульт обратилась в профсоюз и ознакомила с проектом работников.
Руководство обвинило ее в превышении полномочий, сроков и т.д., наказало, а затем уволило за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей.
Юрисконсульт обратилась в суд. Там среди прочих встал вопрос о том, является ли работа по составлению графика отпусков обязанностью юрисконсульта, если в ее должностной инструкции не говорится конкретно о графике, но говорится об обязанности вести кадровое делопроизводство. К тому же и эта обязанность не была надлежащим образом поручена.
24.07.2017
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Судьи отметили мелкие ошибки кадровиков, которые приводят к признанию лишения премии незаконным
Работник на низком старте караулил, когда же наконец конец рабочего дня, и стремился вылететь с проходной предприятия пулей минута в минуту. Непосредственно же свое рабочее место он соответственно покидал немногим раньше. Несколько раз сей пунктуальный работник покинул проходную за секунды до окончания рабочего дня (7 секунд и 29 секунд). Работодатель счел всю эту избыточную стремительность нарушением трудовой дисциплины. А за нарушение трудовой дисциплины в компании полагалось лишать премии (не начислять оную).
Работник потерял 50% ожидаемой премии. Посему, пребывая в негодовании, обратился в суд. Суд вскрыл 3 мелкие ошибки со стороны работодателя, ввиду которых лишение премии было признано незаконным
28.12.2016
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РАБОТНИКОВ: → Поощряем работников к новому году
В статье подробно рассказывается, какие меры поощрения применяют к работникам, какие нужны для этого основания, как всё оформить, приводится примерная пошаговая процедура оформления поощрения работников и образцы документов, рассматриваются некоторые актуальные вопросы практики.
+ Правила перепечатки данного материала
Перепечатка статей и консультаций с нашего сайта на другие сайты или печатные издания разрешается с согласия редакции сайта (как правило, бесплатно или по бартеру в обмен на размещение рекламного блока по нашей продукции). При этом, если материал перепечатывается на сайт, то обязательно указание перед материалом (в начале!) источника и ссылки на него в следующем виде:
При этом перепечатка допускается только полная и дословная без исключения слов, фраз, абзацев данного материала и без дополнения его.
Запросить разрешение на перепечатку и согласовать условия можно по e-mail.
Хотите доступ в закрытые разделы сайта?
Там тысячи образцов кадровых документов, консультаций и статей по кадровому делу, тома книг по кадрам, записи семинаров, курс основ кадрового делопроизводства, все наши пошаговые инструкции и многое другое.
Тогда подписывайтесь на журнал «Кадровик-практик» >> Подписка Вам откроет все доступы. Это всего примерно 10 руб. в день
Вам также помогут в работе:
Книги по кадровому делопроизводству Книги по 1С Программы 1С Журналы регистрации и книги учета для кадровых служб
Бесплатные ресурсы
Пошаговые инструкции
Образцы документов
Статьи и консультации
Разъяснения Роструда, НПА
Подпишитесь на наши рассылки:
— новые публикации,
— новости законодательства
Познавайте кадровый учет сами с нашим самоучителем по кадровому делопроизводству
Кадровый аудит своими силами. Найдите у себя эти ошибки и исправьте их
Фотообои с производственным календарем на 2023 год
Опросы по сложным вопросам кадровой практики
Штраф за неуведомление о приеме на работу бывшего госслужащего
Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2023 по делу N 16-980/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг государственного (муниципального) служащего.
Решение: Удовлетворено. Изложенные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении установленного законодательством о противодействии коррупции срока уведомления бывшего работодателя федерального государственного гражданского служащего о заключении с ним трудового договора, послужили основанием для возбуждения в отношении руководителя КГБУ «Детский » дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 КоАП РФ, и привлечения его к установленной данной нормой административной ответственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Как принять на работу Работодатель (заказчик работ или услуг) может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ за несообщение либо несоблюдение порядка сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с гражданином, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы, которая включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ. Этой статьей предусмотрено наложение административного штрафа:
Нормативные акты
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023) Статья 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Работодатель не обязан самостоятельно выяснять место работы трудоустраивающегося к нему бывшего служащего
Верховный Суд РФ рассмотрел спор о правомерности привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП (Постановление Верховного Суда РФ от 13 апреля 2020 г. № 50-АД20-1). В вину работодателю вменялось неуведомление бывшего нанимателя о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим.
Напомним, что в силу ст. 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 64.1 Трудового кодекса работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
В нарушение указанных требований индивидуальный предприниматель не сообщил о приеме на работу бывшего полицейского, временно исполнявшего обязанности начальника районного отдела МВД.
Работодатель, настаивая на своей невиновности, ссылался на тот факт, что в предоставленной работником при приеме на работу трудовой книжке отсутствовала информация о должности, которую он занимал.
Суды нижестоящих инстанций отклонили данный аргумент, сославшись на то, что в трудовой книжке работника содержалась запись о прохождении службы в органах внутренних дел РФ. Отсутствие в трудовой книжке записи о конкретной должности не является основанием для освобождения индивидуального предпринимателя от ответственности, поскольку имевшаяся формулировка в трудовой книжке обязывала его совершить действия по уточнению сведений о занимаемой работником должности.
Верховный Суд РФ с такой точкой зрения не согласился и исключил данный вывод из судебных актов. Судьи основывались на п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 ноября 2017 г. № 46, согласно которому если бывший служащий при приеме на работу не предоставил работодателю необходимую информацию и работодатель не мог получить ее из документов (трудовой книжки, документов воинского учета, военного билета, заполняемой гражданином при трудоустройстве анкеты), то и к ответственности работодатель не может быть привлечен.
Ранее к аналогичным выводам суд приходил в постановлении от 15 августа 2017 г. № 87-АД17-2.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Обязанность информировать о приеме на работу экс-чиновника лежит на всех организациях независимо от их организационно-правовой формы, пояснил ВС РФ
МОСКВА, 21 ноября. /ТАСС/. Работодатели должны сообщать о приеме на работу всех бывших чиновников, которые ранее представляли декларации о доходах и имуществе. Об этом говорится в подготовленных разъяснениях судьям пленума Верховного суда РФ.
В нем Верховный суд фактически дал расширенное толкование применения ст. 19.29 КоАП. Введенная шесть лет назад в КоАП статья грозит штрафом работодателям, заключившим договор с бывшим муниципальным или госслужащим и не направившим в 10-дневный срок уведомление об этом по месту работы на госслужбе.
Для граждан штраф составляет 2-4 тыс. руб., для должностных лиц — 20-50 тыс., а для юридических лиц — от 100 тыс. до полумиллиона руб. Срок давности по этой статье — шесть лет, отметил пленум ВС.
Только в первом полугодии этого года по данной статье КоАП прокурорами возбуждено 2,9 тыс. дел, 2,3 тыс. лиц привлечены к ответственности, а сумма наложенных штрафов — 162 млн руб. — в два раза превысила показатели первого полугодия 2016 года.
Условия уведомления
Пленум напомнил, что работодатель должен сообщить о приеме на работу, если экс-чиновник покинул госслужбу в течение двух лет, даже если после этого у него были другие места работы. При этом речь идет не только о трудовом договоре, но и о договоре на выполнение работ или оказание услуг в течение месяца или меньшего срока стоимостью более ста тысяч рублей. При этом не играет роли, курировал ли работу этой организации чиновник на госслужбе.
Расширение толкования
Верховный суд также отметил, что под это антикоррупционное требование подпадают не только чиновники, работавшие на должностях, включенных в перечни, утвержденные для этой нормы (в этом случае их трудоустройство должно быть рассмотрено на комиссиях по конфликту интересов), но и те бывшие госслужащие, которые обязаны были представлять декларации о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супругов и несовершеннолетних детей. Тем самым Верховный суд фактически расширил круг экс-чиновников, о чьем трудоустройстве надо уведомлять их прежнее место работы на госслужбе. Как отметил судья-докладчик Сергей Никифоров, было два варианта толкования, в итоге пленум остановился на более широком. «Эта формулировка наиболее полно отвечает указу президента от 2010 года», — отметил Никифоров, заметив, что при соблюдении ограничений для госслужащих «должен быть единый подход».
Более того пленум разъяснил, что обязанность информировать о приеме на работу экс-чиновника лежит на всех организациях независимо от их организационно-правовой формы, то есть не только частными компаниями. Исключением являются лишь государственные или муниципальные органы, куда бывший чиновник может устраиваться в том числе уже не на госслужбу.
Возможные лазейки
Пленум предусмотрел и возможные лазейки. Так, при уклонении работодателя от оформления с бывшим госслужащим трудового договора или его ненадлежащем оформлении он может быть привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (ч. 4 или 5 ст.
5.27 КоАП РФ). А при доказанности продолжительности фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя (в течение 10 и более дней) — не исключает возможности привлечения работодателя к ответственности также по ст. 19.29 КоАП РФ.
Сообщать о приеме на работу нужно и при заключении с бывшим чиновником трудового договора о выполнении им в свободное от основной работы время у другого работодателя.
Если государственный или муниципальный орган, в котором ранее служил чиновник, упразднен или реорганизован (например, ФМС или ФСКН — прим. ТАСС) уведомление должно быть направлено в государственный орган, которому были переданы функции, а если они были распределены между несколькими структурами, допустимо сообщить в любой из них.
Статья относится и к адвокатам и нотариусам
К гражданам, которые подлежат административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, «могут быть отнесены занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающихся частной практикой», пояснил пленум.
Без уведомления бывшего места работы на госслужбе экс-чиновник сможет обойтись в случае регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или учрежденя им своей компании — это не подпадает под обязанность, установленную законом «О противодействии коррупции», пояснил пленум.
Смягчение штрафа
Пленум не исключил возможности назначения юридическому лицу штрафа «ниже низшего предела» (т. е. меньше 100 тыс. руб.) «при наличии совокупности исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица». Например, может быть учтено содействие юридического лица в раскрытии данного правонарушения, а также отсутствие в числе бывших служебных обязанностей экс-чиновника отдельных функций управления данной организацией. В то же время не могут быть снижены ниже минимальных установленные статьей суммы штрафов для граждан и должностных лиц по этой статье, отметил пленум.
Если же нарушение требования уведомить госорган не является существенным для противодействия коррупции (например, нарушено лишь требование к форме и содержанию уведомления), такое правонарушение может быть признано малозначительным.
Оценка прокуратуры
Замглавы Минюста Алу Алханов и замгенпрокурора РФ Леонид Коржинек поддержали постановление. Коржинек, представляющий прокуратуру, которая и применяет эту статью, заметил, что разъяснение пленума «будет способствовать повышению результативности борьбы с коррупцией и ее проявлениями» и «даст новый импульс прокурорам в этом направлении их деятельности». А расширительное толкование нормы о круге чиновников, о чьем дальнейшем трудоустройстве необходимо уведомлять, позволит вывести из тени бывших госслужащих, которые не были охвачены применением нормы закона «по формальным основаниям».
Постановление пока направлено в редкомиссию для внесения ряда редакционных правок.
Бывший госслужащий: как принять на работу и не попасть на штрафы
Принимая на работу бывших государственных и муниципальных служащих, необходимо соблюсти некоторые формальности — отправить сообщение по месту прежней работы сотрудника. Штрафы за несоблюдение этого требования весьма ощутимые. Рассказываем, как все сделать правильно.
Трудовой договор с бывшим госслужащим
Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими рассмотрены в ст. 64.1 ТК РФ.
Трудовой договор с бывшим госслужащим заключается на общих основаниях, но работодатель обязан об этом письменно уведомить представителя (нанимателя) по последнему месту государственной службы гражданина.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Принимая на работу бывшего госслужащего, занимавшего должность из утвержденного Правительством РФ списка, работодатель обязан об этом письменно уведомить последнее место государственной службы гражданина.
2. Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе.
3. Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.
4. Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, ее могут оштрафовать на сумму до 50 000 рублей.
5. Кроме того, КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего.
При этом есть ряд законодательных актов, детально описывающих необходимость и процедуру такого уведомления:
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Статья 12 налагает на гражданина, имевшего в послужном списке опыт работы на государственной или муниципальной службе, ограничения. Здесь же содержится требование к новому работодателю сообщить о заключении трудового договора с экс-госслужащим по месту его прежней работы.
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этом законе содержится определение государственной гражданской службы, а так же описан порядок поступления гражданина на государственную службу и основания его увольнения.
- Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации». Постановление важно для работодателя, поскольку утверждает перечень информации, которую новый работодатель обязан сообщить по месту прежней работы госслужащего.
- Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» возлагает обязанность на граждан, уволенных с должностей государственной службы, сообщать новому работодателю о таких фактах в течение 2-летнего срока с момента увольнения с государственной службы.
- Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557. Этим документом утвержден перечень должностей государственных служащих, прием на работу которых осуществляется с учетом положений ст. 64.1 ТК РФ.
Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего
Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе, и с момента расторжения его контракта прошло менее двух лет (ст. 64.1 ТК РФ, ст. 12 Закона № 273-ФЗ).
Законом не установлен порядок уведомления нового работодателя, но желательно, конечно, сделать это в письменной форме.
Получив от сотрудника информацию, работодатель готовит письмо-сообщение, которое нужно направить по прежнему месту работы бывшего госслужащего.
В сообщении должны содержаться следующие сведения:
- ФИО (в случае если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
- число, месяц, год и место рождения (страна, республика, край, область, населенный пункт);
- должность государственной или муниципальной службы, замещаемая сотрудником непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
- наименование организации по старому месту работы (полное, а также сокращенное);
- дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому экс-госслужащий принимается на новую работу;
- дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а если заключается срочный трудовой договор — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
- наименование должности, которую занимает сотрудник по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);
- должностные обязанности, исполняемые по должности (указываются основные направления поручаемой работы).
Сообщение должно быть составлено на фирменном бланке компании, подписано руководителем компании или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, и заверено печатью (п. 3 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, далее — Правила).
Обратите внимание! Сообщение по последнему месту государственной службы гражданина направляется и в случае заключения с ним гражданско-правового договора (п. 2 Правил).
Работник не сообщил о своем опыте государственной службы
Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.
Порядок приема на госслужбу, ее прохождения, а так же увольнения госслужащих регулирует закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Соответственно, если в качестве основания для внесения записи в гр. 4 трудовой книжки есть ссылка на этот закон, то это должно привлечь внимание кадровика.
Проверить записи нужно за последние два года.
Кроме того, забывчивость бывшего госслужащего оставит его без работы. Поскольку нарушение требований ст. 12 Закона № 273-ФЗ лицом, замещавшим государственные должности, приводят к расторжению трудового договора с ним (абз.
5 ч. 1 ст.
84 ТК РФ). Увольнение в этом случае производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие ему не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).
О каких госслужащих можно не сообщать
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017г. №46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, в частности, что антикоррупционное законодательство, а именно требования ст. 12 Закона № 273-ФЗ новый работодатель бывшего госслужащего обязан выполнять независимо от суммы месячного вознаграждения, назначенного этому госслужащему.
Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.
При переводе работника на другую должность или приеме его в порядке внутреннего совместительства в рамках одной и той же компании направлять сообщение по месту прежней госслужбы работника также не требуется.
При заключении договора ГПХ с бывшим госслужащим, сообщение по месту его прежней службы направляется только в случае, когда стоимость работ (услуг) превышает 100 000 рублей.
Наказание, если не сообщить о приеме на работу бывшего госслужащего
С момента приема на работу бывшего госслужащего до момента отправки сообщения по его последнему месту службы должно пройти не более 10 дней. Нарушать этот срок нельзя (п. 4 Правил).
Письмо направляется заказным письмом с описью вложения или передается с курьером в секретариат с отметкой о приеме.
Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, это может явиться основанием для привлечения работодателя к ответственности. В соответствии с положениями ст. 5.27 КоАП РФ на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере до 50 000 рублей.
При повторении такого нарушения сумма штрафа вырастет до 70 000 рублей.
Кроме того, статья 19.29 КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.
Поскольку гражданин, замещавший должности гражданской службы, обязан уведомить об этом работодателя при приеме на работу, невыполнение этой обязанности может освободить работодателя от ответственности за неуведомление о трудоустройстве бывшего госслужащего. Это касается случаев, если в трудовой книжке гражданина нет записи о прохождении им государственной службы.
Срок давности для привлечения работодателя к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ составляет 6 лет. Исчислять срок следует со дня, следующего за днем совершения правонарушения.
То есть, определяем день заключения трудового договора с бывшим госслужащим, отсчитываем 10 дней, следующая дата является отправной для расчета срока давности.
Работодатели часто не соблюдают требования законов, призванных бороться с коррупцией, не имея на то злого умысла. Трудовой кодекс содержит нормы, по которым прием на работу граждан, ранее состоявших на государственной и муниципальной службе, имеет особенности. Следовать букве закона в данном случае не очень сложно, но это помогает избежать ответственности за нарушения и высоких штрафных санкций.
Когда работодателю не грозит штраф за непредставление сведений о найме бывшего госслужащего
Отсутствие информации о том, что работник занимал в прошлом госдолжность, освобождает работодателя от ответственности за непредставление таких сведений. Об этом сообщил Верховный Суд в своем постановлении от 23.10.2018 № 7-АД18-3.
Суд напоминает, что закон о противодействии коррупции (от 25.12.2008 № 273-ФЗ) обязывает работодателей при заключении трудового договора или ГПД с гражданином, замещавшим в течение 2 предшествующих лет должности государственной или муниципальной службы, сообщить о заключении такого договора по последнему месту его службы.
Такое сообщение необходимо представить в десятидневный срок после заключения трудового договора и ГПД.
За невыполнение этого требования статья 19.29 КоАП устанавливает штрафы. Для граждан они установлены в размере от 2 000до 4 000 рублей, для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей, для компаний — от 100 000 до 500 000 рублей.
Судьи уточняют, что указанная обязанность работодателя корреспондирует с закрепленной в этом же законе обязанностью гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения уведомлять новых работодателей о месте своей последней службы. Данная обязанность работника также закреплена в статье 64.1 ТК РФ.
Однако при трудоустройстве работник может не предоставить работодателю полные сведения о последнем месте своей службы, а именно, о занимаемых должностях в государственных или муниципальных органах.
В этом случае у нового работодателя будут отсутствовать соответствующие сведения, и он не сможет сообщить о найме этого работника по последнему месту его службы. Подобные обстоятельства освобождают работодателя от штрафных санкций, предусмотренных статьей 19.29 КоАП РФ.
Подробно о том, какие требования надо соблюсти при приеме на работу бывших государственных и муниципальных служащих, мы писали в статье «Бывший госслужащий: как принять на работу и не попасть на штрафы».
Работодатель обязан письменно сообщать о трудоустройстве бывшего госслужащего по последнему месту его службы (ст. 64.1 ТК РФ). Порядок направления такого сообщения установлен постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29.
Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем. Сообщение направляется по последнему месту службы бывшего госслужащего в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. В сообщении нужно указать следующие сведения:
- Ф.И.О. гражданина;
- число, месяц, год и место его рождения;
- должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
- наименование организации-работодателя (полное, а также сокращенное (при наличии).
Пропуск срока направления сообщения грозит штрафами по ст. 19.29 КоАП РФ. Срок давности привлечения к ответственности по ней составляет 6 лет.
Что будет, если работодатель «забыл» направить уведомление о трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего?
«Для начала напомню ситуации, когда работодатель бывшего государственного или муниципального служащего в обязательном порядке направляет уведомление по последнему месту службы о таком работнике:
Указанная обязанность возникает у работодателя при заключении с бывшим государственным или муниципальным служащим трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы, а в случае заключения гражданско-правового договора, если стоимость выполняемых работ по такому договору (превышает сто тысяч рублей в месяц).
— В какой форме и в какие сроки происходит такое уведомление?
«Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).
Важно отметить, что такое уведомление необходимо направить в течение 10 дней со дня заключения такого трудового либо гражданско-правового договора».
— Какие последствия могут наступить для руководителя организации, который «забыл» направить такое уведомление?
«За невыполнение данного требования Закона наступает административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ в виде штрафа:
— на граждан в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей,
— на должностных лиц – от 20 тысяч до 50 тысяч рублей,
— на юридических лиц – от 100 тысяч до 500 тысяч рублей».
При этом, в соответствии с общими положениями административного законодательства одновременно к ответственности может быть привлечено, как юридическое лицо, так и виновное должностное лицо, например, директор организации.
— Кто уполномочен возбуждать и рассматривать дела об административном правонарушении данной категории?
«Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 19.29 возбуждает прокурор, а рассматривает судья.
При этом сроки давности привлечения к административной ответственности составляют 6 лет со дня совершения правонарушения.
В Самарской области за 6 месяцев 2017 года прокуроры возбудили 59 административных дел по ст. 19.29 КоАП РФ. По результатам их рассмотрения, суд привлек к административной ответственности 54 лица».
Статьи по теме:
- Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего
- Психиатрическое освидетельствование при приеме на работу
- Обязан ли работодатель оплачивать медосмотр кто оплачивает медосмотр при приеме на работу
- Влияет ли судимость родственников на работу в полиции могут ли взять на работу в полицию если есть
- Судимость родственников при приеме на госслужбу
- Штраф за невыход на работу
- Раздел имущества после смерти бывшего супруга
Новая работа для бывшего госслужащего: что делать работодателю?
Контроль деятельности бывших государственных служащих обусловлен принятием РФ ряда международных законодательных норм, направленных на борьбу с коррупционерами. С 2008 года в РФ действует отдельный Федеральный закон под номером 273, касающийся коррупции среди государственных чиновников и служащих.
Также был внесён ряд поправок в другие законодательные нормы. В частности, была дополнена статья под номером 19.29 (79-й ФЗ от июля 2004 года). В этой статье говорится об административном взыскании для работодателей, незаконно принявшим на работу действующего или бывшего государственного служащего.
А в Трудовом кодексе появилась новая статья, регламентирующая трудовые отношения с этой категорией граждан (статья номер 64.1). Также ТК прямо указывает на прекращение действия трудового контракта в случае обнаружения нарушений в привлечении лиц, относящихся к этой категории, к трудовой деятельности.
В Федеральном законе под номером 79 бывшим чиновникам в течение ближайших трёх лет с момента увольнения с государственной службы запрещено занимать любые должности в других организациях, в том числе коммерческих, без получения согласию у специальной комиссии, контролирующей трудовую деятельность служащих.
Согласно правительственному постановлению номер 700, изданному в сентябре 2010 года, работодатели обязаны уведомить эту комиссию о приёме на рабочее место бывшего чиновника или служащего, если тот уволен со службы меньше двух лет назад.
Что следует знать работодателю?
Принимая на работу бывшего государственного служащего, работодателю нужно отдавать себе отчёт в том, что это действие такое же ответственное и в определённой степени сложное, как и в случае заключения трудового контракта с иностранным гражданином.
Бывшие служащие, как было указано выше, в течение двух ближайших лет обязаны уведомлять своего нового работодателя о прежнем месте службы. Также в течение трёх лет они не могут занимать должности в организациях, государственное управление которыми осуществлялось ими лично. Такие же ограничения распространяются, в том числе, и на бывших сотрудников муниципальных учреждений.
Поэтому в обязанности нового работодателя входит отправка уведомления специальной комиссии или по месту бывшей службы о том, что им был принят на работу сотрудник государственных органов (статья ТК под номером 64.1).
Нарушения в этой сфере принесут серьёзные последствия для обеих сторон, подписавших контракт без отправки уведомления.
Бывший служащий лишится возможности продолжить трудовую деятельность. Согласно 84-й и 77-й статье ТК контракт с ним расторгается автоматически с момента обнаружения нарушения в процедуре проверяющими органами. А в трудовую книгу вносятся соответствующие отметки, которые не пойдут на пользу карьере чиновника, так как, в этой записи даётся отсылка, в том числе, и на ФЗ, принятый для противодействия коррупционерам.
Согласно КоАП подписание трудового контракта с нарушениями влечёт за собой наложение административных штрафов (статья номер 19.29):
- лица, занимающие руководящие посты, платят от 20 до 50 тысяч рублей;
- а предприятия или организации штрафуются на сумму до 500 тысяч рублей.
Следует отметить, что предприниматели, занятые частной трудовой деятельностью, не несут подобной ответственности перед государством. Определённые ограничения и соблюдение процедуры возложено в основном на организации и предприятия (в том числе коммерческие).
Следует понимать также, что бывший служащий обязан согласно ФЗ под номером 79 хранить информацию, имеющую государственной значение. Использование этой информации для личной или коммерческой выгоды грозит судебным преследованием.
Поэтому предпринимателям, принимающим на работу бывших сотрудников государственных структур, не стоит рассчитывать на обширные связи нового работника в этих структурах.
Приём на работу и обязанности работодателя
Многие работодатели, имея дело с бывшими государственными служащими, до сих пор ориентируются исключительно на положения Трудового кодекса, применимые к другим категориям работников. При этом упуская из виду федеральное законодательство, имеющее отношение к борьбе с коррупционерами.
Процедура документального оформления производится на основании общепринятых норм, но при этом имеются также нюансы, характерные только для трудоустройства этой категории граждан.
Оформление включает в себя следующие этапы:
- претендент на вакантное место приносит полный пакет требующихся документов (он оговорён в трудовом законодательстве и не включает обязательную подачу ИНН);
- далее от руки пишется заявление либо заполняется специальный бланк, утверждённый на конкретном предприятии или в организации (унифицированной или единой формы у этого документа нет);
- затем новый работник под подпись должен быть ознакомлен с локальными нормативными документами, имеющими отношение к регулированию трудовой деятельности в организации или на предприятии;
- заинтересованными сторонами (работодателем и работником) подписывается трудовой контракт;
- работодателем издаётся соответствующий приказ, подтверждающий факт принятия на работу нового сотрудника;
- на основании приказа сотрудниками кадрового отдела заполняется личная карта нового работника (форма номер 2) и заводится личное дело, после чего в трудовую книгу вносится соответствующая запись.
На этом документальное оформление считается завершённым для всех категорий работников, кроме бывших государственных служащих.
Работодатель обязан уведомить государство о приёме на работу бывшего служащего, если с момента его увольнения на службе прошло менее двух лет. Это правило касается приёма в частные компании, а также на предприятия. Если речь идёт о приёме в организации, управляемые государством, чиновник не имеет права занимать в них должности в течение трёх лет с момента увольнения.
Уведомление направляется по бывшему месту службы работника в десятидневный срок. Отправка этого документа контролируется специальной государственной комиссией.
Чтобы не допустить нарушений, работодателям необходимо ориентироваться на следующие законодательные нормы, касающиеся отправки уведомления:
- с работником заключён официальный договор — уведомление отправляется;
- работник будет получать на новом рабочем месте оклад в размере 100 000 рублей (согласно ФЗ под номером 273 оклад не должен превышать указанного размера) — уведомление отправляется;
- трудоустройство происходит в срок до двух лет с момента увольнения — уведомление отправляется;
- трудоустройство происходит спустя два года с момента увольнения — уведомление не отправляется;
- должность, ранее занимаемая служащим, входит в специальный перечень, отражённый в Указе под номером 557 от мая 2009 года — уведомление отправляется.
Уведомление оформляется отдельным письмом на бланке предприятия (унифицированной формы у документа нет).
Повременная форма оплаты труда — что это и когда выгодно ее использовать?
Больше узнайте о проводках по зарплате в нашем материале!
О том, как оплачивается больничный лист в случае, если он выпал на выходные дни, вы можете узнать по ссылке.
Особое положение госслужащих
Как уже было сказано, особые права и обязанности для бывших сотрудников органов государственной власти и служащих муниципалитетов предусмотрены законодательством по двум основным причинам — это:
- Пресечение коррупционной деятельности и возможных злоупотреблений властью или связями в государственных структурах.
- Пресечение попыток разглашения государственных тайн или служебной информации с целью получения коммерческой или личной выгоды.