Можно ли поставить грузовик на учет без тахографа

центрконсалт.рф

Разбираемся, какой коммерческий транспорт нужно оснащать тахографом (спойлер: практически весь — за редким исключением).

Тахограф — устройство, отслеживающее работу водителя и скорость (а иногда и другие параметры) транспортного средства. Тахограф контролирует работу водителя коммерческого транспорта. Российское законодательство обязывает владельцев такого транспорта устанавливать тахографы на большую часть коммерческих автомобилей, грузовых и пассажирских.

Какие грузовики должны быть оснащены тахографами?

Ответ на этот вопрос содержится в документе, регламентирующем требования к тахографам — 440 приказе Минтранса. Это:

  • Любые грузовики массой более 3,5 тонн, эксплуатируемые физлицами;
  • Любые транспортные средства категорий N2 и N3, эксплуатируемые юрлицами и ИП.

Иными словами, тахограф должен быть в каждом грузовике, разрешенная максимальная масса которого превышает 3,5 тонны.

Оговорка о физических лицах в законодательстве неслучайна: ранее им разрешалось не устанавливать тахографы на грузовые автомобили, используемые для собственных нужд, но водители часто пользовались этой «лазейкой» и осуществляли коммерческие перевозки, не используя тахограф.

Среди перевозчиков до сих пор популярны шутки о водителях, которые сообщали остановившим их инспекторам ГИБДД, что везут большую (и явно коммерческую) партию специфического груза «себе на дачу».

В то же время грузовики, массой менее 3,5 тонн, можно не оснащать тахографами, т.е. большинству LCV они не нужны, даже если они выполняют коммерческие перевозки.

Один из самых популярных запросов в поисковиках, связанный с тахографами — «Нужен ли тахограф на “Газель”». Очевидно, что большинству малотоннажников Горьковского автозавода весом до 3,5 тонн контрольные устройства не нужны. Устройство, однако, понадобится для “Газелей” повышенной грузоподъемности, например, для фургона Next с максимальной массой 4,6 тонны.

Очевидно, что и у других популярных моделей малотоннажников могут быть более грузопдоъемные версии, поэтому если возникли сомнения — лучше заглянуть в СРТС: там указана его разрешенная максимальная масса.

Среди перевозчиков регулярно возникают слухи о том, что правительство может обязать их использовать тахографы и на малотоннажниках. Но явных предпосылок для этого нет, а вот слухи об ужесточениях законодательства в профессиональной среде появляются с завидной регулярностью — вплоть до распространения системы “Платон” на легковые автомобили. К счастью, подтверждаются такие слухи чрезвычайно редко.

Нужно ли устанавливать тахограф на спецтехнику?

Особняком стоит спецтехника: на многие её виды тахографы устанавливать не нужно. В приложении No2 к 440 приказу приводится перечень “освобожденных” от тахографов видов спетцехники. Это:

  • автобетононасосы, бетоносмесители и гудронаторы;
  • автокраны, автоэвакуаторы, автоподъемники;
  • машины, использующиеся для нужд коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • самоходная сельскохозяйственная техника;
  • машины для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • машины для перевозки денег (инкассаторские) и ценных грузов;
  • автоподъемники;
  • пожарные автомобили и машины скорой медпомощи, передвижные медицинские комплексы на;
  • автолавки, автобусы ритуальных услуг;
  • передвижные лаборатории, мастерские, телестудии.

При этом в документе ничего не сказано об автомобилях с кранами-манипуляторами — следовательно, их необходимо оснащать тахографами.

Почему для машин с КМУ сделано исключение — неизвестно, но следует отметить, что зачастую такая спецтехника используется в качестве обычного грузовика для перевозки самых разных грузов, поэтому в действиях чиновников, уравнявших автокраны с обычными большегрузами, усматривается логика.

На какие машины не нужны тахографы?

Список коммерческого транспорта, для которого не требуются тахографы, также содержится во втором приложении к 440 приказу. Это в первую очередь большегрузы и автобусы, принадлежащие различным государственным структурам. Выделяются они по признаку регистрации.

Если ТС зарегистрировано органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, органами транспортного надзора или ВАИ, тахограф устанавливать не нужно.

Также тахографы не обязательно использовать владельцам машин, которые не выезжают на дороги общего пользования (например, использующиеся для развозки пассажиров или перевозки грузов на территории предприятия). Тахографы, кроме того, не нужны машинам, проходящим дорожные испытания и учебным ТС.

Кроме того, 440-й приказ Минтранса освобождает от необходимости установки тахографов владельцев ретротехники — т.е. грузовиков и автобусов, которым «исполнилось» более 50 лет. Важное условие: такие машины не должны использоваться по прямому назначению (перевозка грузов и/или пассажиров), а двигатель внутреннего сгорания, детали кузова и рама должны оставаться оригинальными (допускается реставрация). Иными словами, речь идёт о музейных экземплярах, представляющих коллекционную или историческую ценность.

Интересный факт: ранее это правило действовало для автомобилей, возраст которых превышал 30 лет, но совсем недавно максимальный возраст, необходимый для признания ТС «ретротехникой» был повышен. Возможно, это следствие устаревания автопарка: средний возраст грузовика в России аналитического агентства «АВТОСТАТ» в 2020 году превысил 21 год.

440-й приказ утверждает необходимость применения тахографов с блоком СКЗИ, но для перевозок в другие страны такие тахографы не подходят. Если транспортное средство оснащено тахографом ЕСТР, предназначенным для зарубежных поездок и используется для международных перевозок, то тахограф иного типа устанавливать не нужно.

Тахографы для автобусов

Автобусы — это коммерческий транспорт; они тоже должны оснащаться тахографами. Положения 440 приказа гласят, что тахографы должны быть установлены на всех автобусах категорий М2 и М3, если они эксплуатируются ИП или юрицами.

  • М2 — это ТС с 8 или более пассажирскими местами и разрешенной массой до 5 тонн;
  • М3 — ТС с 8 или более пассажирскими местами и разрешенной массой более 5 тонн.

До недавнего времени под исключение попадали автобусы, выполняющие регулярные пассажирские перевозки, но с 1 января 2022 года тахографы необходимо устанавливать и на них.

Что будет за использование ТС без тахографа?

Такое административное нарушение карается штрафом, причём для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц он может быть довольно ощутимым. Всё зависит от того, кому будет выписан штраф.

  • водителя могут оштрафовать на 3 000-5 000 рублей;
  • должностное лицо — на 7 000-10 000 рублей;
  • индивидуального предпринимателя — на 15 000-25 000 рублей;
  • юридическое лицо — на 20 000-50 000 рублей.

Проверки на дорогах явление нередкое, а размер штрафа для юрлица сопоставим со стоимостью нового тахографа, поэтому практически весь коммерческий транспорт в России сегодня оснащён этими устройствами.

У представителей отрасли нередко возникают вопросы к эффективности тахографов. Само по себе наличие устройства не делают работу водителя безопаснее, оно лишь позволяет её контролировать. В то же время в некоторых компаниях водители нередко нарушают режим труда и отдыха, чтобы доставить груз быстрее и заработать больше.

Соблюдение РТО проверяется реже, а наказания за нарушения значительно мягче.

Поэтому тахограф сегодня не является 100%-й гарантией отсутствия нарушений. Ситуация может измениться, когда появятся онлайн-тахографы — устройства, которые будут передавать информацию в единую государственную информационную систему. Тогда штрафы за нарушение РТО (и другие нарушения, в т.ч. превышение скорости) станут неотвратимыми.

Переход на онлайн-тахографы планировали начать в 2022 году, но сроки могут быть сдвинуты. До тех пор российским водителям (как и водителям во всех остальных странах мира) придётся пользоваться обычными тахографами.

Штраф за отсутствие и неправильное использование тахографа в 2023 году

Тахограф – специальное устройство, необходимое для контроля за соблюдением режима труда и отдыха. Прибор устанавливают на грузовые автомобили с максимальной разрешенной массой свыше 3,5 тонн, автобусы. Причём обязанность в установке тахографа в 2023 году возложена не только на юридических, но и на физических лиц.

Очередные коррективы внесло принятие Постановления Правительства РФ №1998. Оно расширило перечень ТС, на которые нужно устанавливать тахограф.

Если установка тахографа на автомобиль обязательна, но владелец авто пренебрегает использованием устройства, могут вменить штраф за тахограф. Размер взыскания значительно отличается в зависимости от статуса нарушителя.

Кто должен ездить с тахографом в 2023 году?

Перечень автомобилей, которые подлежат обязательному оснащению тахографом, регламентирует Постановление правительства РФ №1998 от 3 декабря 2020 года. Дополнительно учитывают приложение №2 приказа Минтранса РФ №440 от 28 декабря 2020 года. Штраф за тахограф в 2023 году грозит за не установку устройства на автомобили следующих категорий:

  1. M2 – ТС, которые предназначены для перевозки пассажиров и имеют свыше 8 мест для сидения помимо места водителя. Максимальная масса автомобилей этой категории не превышает 5 тонн.
  2. M3 – ТС, которые используют для перевозки пассажиров, и их предельная масса превышает 5 тонн. Автомобили этой категории также имеют свыше 8 мест для сидения.
  3. N2 – грузовой транспорт, масса которого составляет 3,5-12 тонн.
  4. N3 – грузовой транспорт с массой свыше 12 тонн.

Устанавливать тахограф в 2023 году обязаны как физические, так и юридические лица.Такое требование вытекает из положений ст. 20 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года.

Физические лица упомянуты в п. 3 вышеуказанного нормативного акта. В нем говорится, что граждане, эксплуатирующие автобусы и грузовые автомобили, масса которых превышает 3,5 тонн, обязаны соблюдать режим работы и отдыха, а также оснастить ТС тахографом.

Дополнительно физические лица упомянуты в параграфе 1 приказа Минтранса РФ №440 от 28 октября 2020 года. Положения вышеуказанных нормативов позволяет понять, когда нужно оснастить авто тахографом.

При анализе вышеуказанных положений кажется, что физическим лицам необходимо оснащать тахографом все автомобили категории С и автобусы категории D. Однако категория С более обширная. В нее входят все грузовики разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов в том числе и транспортные средства с КМУ (манипулятор). У авто с КМУ (манипулятор) в свидетельстве о регистрации, в графе «тип ТС», отсутствует значение «грузовой автомобиль».

Вместо него указана фраза «кран-манипулятор». Следовательно такое транспортное средство не является грузовиком, хотя и относится к категории С, и гражданин не получит штраф за отсутствие тахографа на манипуляторе. Установка тахографа является обязательной, если автомобилем с КМУ владеет юридическое лицо.

На самосвалы категории С ставить тахографы обязаны как физические, так и юридические лица. Аналогичное правило действует, когда речь идет о грузовых фургонах и бортовых грузовиках. А вот устанавливать тахографы на манипуляторы физические лица не обязаны.

Такое требование распространяется только на юридических лиц.

Еще по теме:  Может ли сожительница отнять мою собственность

Если многодетная семья владеет автобусом, установка прибора необходима. А вот на грузовую Газель, максимальная разрешенная масса которой меньше 3,5 тонны, ставить прибор не нужно, даже если машиной владеет юридическое лицо.

На какие автомобили не надо устанавливать устройства?

В приложении №2 к приказу Минтранса РФ №440 от 28 октября 2020 года перечислены ТС, на которые ставить тахографы не нужно. В категорию попадают машины, которым штраф за тахограф в 2023 году не грозит:

  • используются для прохождения дорожных испытаний в соответствии с отраслевыми документами и действующими госстандартами;
  • применяются госорганами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
  • предназначены для перевозки груза и пассажиров в пределах организации, и авто не выезжают за её территорию;
  • были выпущены свыше 50 лет назад и не используются для коммерческих перевозок;
  • принадлежат госорганам, в которых предусмотрена военная служба;
  • зарегистрированы станциями, ведущими надзор за состоянием самоходных машин и техники;
  • используются для обучения вождению или сдачи экзамена, но только в том случае, если коммерческое использование автомобиля не осуществляется;
  • принадлежат полиции, аварийно-спасательным службам;
  • используются для работы скорой медицинской помощи;
  • применяются для обслуживания дорог, нефтяных и газовых скважин, перевозки ценных грузов и денежной выручки, животных;
  • принадлежат сельхозпроизводителям, если выполняются хозяйственные перевозки;
  • допущены к международным перевозкам в соответствии с карточкой допуска.

Примечательно, что вышеуказанные категории автомобилей можно не оснащать только в том случае, если машина принадлежат индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Если по какой-либо причине специализированной машиной владеет физическое лицо, оно должно будет поставить тахограф. Например, транспортное средство, предназначенное для перевозки лошадей, которым владеет гражданин, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, нужно оснастить тахографом.

За неустановку тахографа в 2023 году грозит штраф.

КоАП

Если компания или физическое лицо не соблюдает требования, касающиеся использования тахографа в 2023 году, это чревато наложением штрафов. Ответственность регламентирует статья 11.23. КоАП РФ.

Размер взысканий напрямую зависит от статуса нарушителя и особенностей сложившейся ситуации. В целом величина взыскания варьируется от 1500 до 50000 руб.

Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2023 году

Если на автомобиле требуется установка тахографа в 2023 году и он не установлен физическим лицом, в первую очередь нарушение наложат на водителя. Размер штрафа составит от 3000 до 5000 руб (статья 11.23. КоАП РФ).

Исключение составляют ситуации, когда прибор сломался уже после выпуска транспортного средства на линию.

Лиц, ответственных за выпуск транспортного средства без тахографа могут привлечь к ответственности. Размер денежного взыскания в 2023 году составит:

  • 7000-10000 руб для должностных лиц;
  • 15000-25000 руб для индивидуальных предпринимателей;
  • 20000-50000 руб для юридических лиц.

Если тахограф установлен, осуществляется строгий контроль режима работы и отдыха. Это необходимо для минимизации риска возникновения аварий. Так, допустимо находиться за рулём не более 10 часов в течение суток.

Каждые 5 часов нужно делать перерыв. Его продолжительность должна составлять минимум 45 минут. Если указанные правила не соблюдают, на водителя будет наложен штраф за тахограф в размере 1500-2000 руб.

Должностных, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также могут привлечь к ответственности. Она возникает, если установлено, что нарушение было допущено из-за того, что компания установила требования к вождению, нарушающие нормы законодательства. В результате размер штрафа за тахограф в 2023 году составит:

  • 7000-10000 руб для должностных лиц;
  • 15000-25000 руб для индивидуальных предпринимателей;
  • 20000-50000 руб для юридических лиц.

Штраф за езду без тахографа для юридических лиц в 2023 году

Для юридических лиц статья 11.23 КоАП РФ устанавливает самые большие штрафы. Их величина составляет от 20000 до 50000 руб. Компанию могут привлечь к ответственности как за отсутствие тахографа, так и за нарушение режима работы и отдыха.

Однако в последнем случае должно быть доказано, что нарушение было допущено из-за того, что организация установила такие условия, и водитель вынужден был соблюдать требования компании.

Штрафные санкции за езду с чужой картой в тахографе

Езда с чужой картой в тахографе категорически запрещена. Нарушение попадает под действие статьи 11.23 КоАП РФ. В ней говорится, что взыскание наложат, если осуществляется управление транспортным средством с нарушением использования вышеуказанного устройства. В свою очередь в пункте 5 приложения №3 к приказу Минтранса РФ №440 от 28 октября 2020 года говорится, что водителю предоставляется только одна карта.

В соответствии с пунктом 11, лицо обязано перед началом движения вставить её в прибор и указать пин-код, а затем изъять инструмент слота, когда прекращает движение. Соответственно, водить автомобиль с чужой картой нельзя.

В соответствии с положениями статьи 11.23 КоАП РФ, штраф за подобное нарушение в 2023 году наложат на водителя. Размер взыскания составит от 3000 до 5000 руб. Точный размер определяют индивидуально.

Обычно при первом нарушении устанавливают минимальный размер штрафа за тахограф. Если оно допущено вновь, величина взыскания повысится.

Штраф за езду с просроченной картой

В пункте 11 приложения №3 к приказу Минтранса РФ №440 от 28 декабря 2020 года говорится, что водитель не должен использовать карту по истечению её срока действия. Пренебрежение вышеуказанным правилом считается нарушением и влечет за собой возникновение ответственности по статье 11.23 КоАП РФ. В результате на нарушителя наложат штраф за тахограф в 2023 году в размере от 3000 до 5000 руб.

Предоставить средства должен водитель, допустивший нарушение.

Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?

Требования к тахографам закреплены в приказе Минтранса РФ №440 от 28 октября 2020 года. В 2023 году у устройства должен присутствовать блок СКЗИ.Если используется аналоговый тахограф, его необходимо заменить. Применение такого устройства противоречит нормам приказа №440 и может повлечь за собой наложение санкций.

Чтобы этого не произошло, тахограф необходимо заменить на цифровой.

Оплата штрафа

Если гражданин столкнулся со штрафом за езду без тахографа и за нарушение режима его использования в 2023 году , необходимо своевременно внести денежные средства в казну государства. В статье 32.2 КоАП РФ говорится, что сумму необходимо предоставить в течение 60 дней со дня вступления в силу постановления. Исключение составляют ситуации, когда лицу предоставили отсрочку или рассрочку. Нарушение срока чревато наложением санкций в виде пеней.

Для удобства гражданина предусмотрено несколько способов расчёта с государством. Предоставить сумму штрафа за тахограф в 2023 году можно:

  1. В режиме онлайн. Обычно для перечисления средств используют портал Госуслуги. Дополнительно внесение штрафов возможно через платежные системы, работающие в режиме онлайн. Например, такую услугу предоставляет система Юмани. Такой способ оплаты позволяет рассчитаться с государством, не выходя из дома. Дополнительно можно не согласовывать свой график с временем работы организации. Внесение средств можно осуществлять круглосуточно.
  2. Через Сбербанк. Чтобы внести денежные средства, необходимо иметь на руках постановление или хотя бы знать номер постановления о штрафе за тахограф. Потребуются данные, которые указаны в нем. Платёж можно выполнить в режиме онлайн или во время личного визита в офис организации.
  3. Через банк или иное финансовое учреждение, принимающее платежи. Чтобы внести средства, необходимо знать реквизиты. Оплату удастся выполнить наличными или осуществить безналичный платёж.

При оплате штрафа за тахограф в 2023 году рекомендуем воспользоваться порталом Госуслуги. Это официальная система госорганов РФ, предназначенная для снижения нагрузки на инстанции. Она значительно упрощает взаимодействие с ними. Чтобы пользоваться возможностями системы, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Авторизоваться на портале. Для этого предстоит перейти на официальный сайт Госуслуги, кликнуть на кнопку “войти”, указать логин и пароль. Если запись отсутствует, изначально её необходимо создать. Для этого предстоит кликнуть на кнопку “зарегистрироваться”, заполнить онлайн-форму, указав сведения для оперативной связи, данные о себе и адрес электронной почты. Учётную запись стоит подтвердить. Поскольку портал Госуслуги предоставляет доступ к большому количеству возможностей, доступных только самому гражданину, процесс подтверждения учетной записи усложнен. Процедуру можно осуществить через Сбербанк, лично обратившись МФЦ, воспользовавшись возможностями Почты России. Когда подтверждение завершено, гражданин становится полноправным пользователем портала Госуслуги.
  2. Кликнуть на пункт “все услуги” и найти в списке “штрафы ГИБДД”. Перед клиентом откроется страница с описанием.
  3. Нажать на кнопку “проверить”. Система выполнит поиск, отобразит неоплаченные штрафы за тахограф. Их все можно оплатить через портал. В результате удастся значительно сэкономить время.

Действует ли скидка на оплату штрафа за езду без тахографа в 2023 году?

Возможность получения скидки на оплату штрафа за езду без тахографа регламентирует статья 32.2 КоАП РФ. В ней говорится, что размер денежного взыскания можно снизить вдвое, если предоставить средства в течение 20 дней с момента вынесения постановления. Если документ отправляли по почте заказным письмом, и оно пришло, когда установленный срок завершился, период можно восстановить.

Для этого нужно подготовить ходатайство и направить его в адрес должностного лица, вынесшего постановление, судьи или соответствующей инстанции.

Дополнительно в нормативно-правовом акте перечислен перечень статей, которые являются исключением и не позволяют снизить размер денежного взыскания. Статья 11.23 КоАП, в соответствии с которой происходит наложение штрафа за отсутствие тахографа или его неправильное использование, в вышеуказанный список не попадает. Это значит, что в 2023 году можно получить скидку, если внести денежные средства в течение 20 дней.

Можно ли ездить без карты тахографа в личных целях?

В законодательстве четко указаны ситуации, когда установка тахографа обязательна. В соответствии с постановлением правительства РФ №1998 от 3 декабря 2020 года и приказа Минтранса РФ №440 от 28 декабря 2020 года, устройство обязательно должно быть установлено на грузовые автомобили массой свыше 3,5 т, а также транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, если количество мест для сидения за исключением места водителя превышает 8. При этом в законодательстве не указано, что предусмотрены исключения, и допустима езда без карты тахографа в личных целях.Если тахограф отсутствует, и этот факт будет выявлен при проверке со стороны инспектора ГИБДД, на нарушителя наложат штраф по ст.

Еще по теме:  Максимальный штраф за просрочку кредита по закону

11.23 КоАП РФ.

Обжалование

Если штраф за тахограф в 2023 году наложили неправомерно, его можно обжаловать. Чаще всего ситуация возникает в случае, если прибор пришёл в негодность в ходе выполняемого рейса. В данной ситуации необходимо вручную заносить данные о скоростном режиме, остановках и промежутках массированного вождения для каждого из лиц, управляющих транспортным средством.

Данные можно фиксировать на бумаге, отмечать иным способом. В результате удастся обеспечить необходимый контроль и минимизировать риск возникновения штрафа. Перед последующим выездом тахограф необходимо заменить.

Если инспектор все-же наложил взыскание за тахограф, проводить процедуру обжалования штрафа необходимо, руководствуясь положениями главы 30 КоАП РФ. Гражданину предстоит:

  1. Подготовить пакет документов и составить заявление. В перечень необходимо включить документы, подтверждающие факт исправности прибора при выезде, записи тахографа до момента поломки и самостоятельную фиксацию режима движения, отдыха и работы после того, как прибор сломался.
  2. Обратиться в подразделение ГИБДД и направить жалобу руководителю. Он обязан рассмотреть обращение гражданина.
  3. Дождаться вынесения решения. Если оно положительное, взыскание отменят. В ином случае руководитель ГИБДД обязан письменно обосновать вердикт.
  4. Обратиться в прокуратуру, если требование об отмене штрафа неправомерное. Представители инстанции также рассмотрят обращение. Процесс проведут с учетом положений статьи 12 ФЗ №59 от 2 мая 2006 года. Ответ дадут в течение 30 суток.
  5. Обратиться в суд, если в прокуратуре также отказали в обжаловании штрафа за тахограф. Для этого придется подготовить исковое заявление и пакет документов, учитывая положения статьи 131-132 ГПК РФ.

Чтобы быстро подготовить заявление, лучше использовать готовый образец. Скачать документ можно здесь.

Штраф за езду без тахографа в ЕС

В странах Евросоюза максимально внимательно относятся к вопросам безопасности. Поэтому в государствах, входящих в его состав, установлены довольно строгие требования продолжительности вождения. Она не должна превышать 8 часов.

В исключительных случаях показатель может быть повышен до 9-10 часов, но только при наличии весомых оснований. Такое превышение должно происходить не чаще двух раз в неделю.

Установлены требования к перерывам. Их нужно делать не реже одного раза в 4 часа. Продолжительность перерыва не может быть меньше 45 минут.

Это время не учитывают в общем количестве отдыха в течение суток. В общей сложности за день водитель должен отдыхать не меньше 11 часов.

За неделю у человека должен присутствовать минимум один выходной.Его обязательно должны оплачивать.

Лицо, управляющее автомобилем, обязано следить за состоянием тахографа. Если будут выявлены нарушения его работоспособности, может быть наложен штраф. Случаи езды без тахографа в государствах ЕС встречаются крайне редко. Это связано с большими денежными штрафами и оснащенностью сотрудников полиции. Ее представитель может легко проверить работоспособность тахографа при остановке автомобиля.

Если будет выявлено нарушение, водителю вменят штраф. Размер денежного взыскания может значительно отличаться в зависимости от государства.

Величина штрафов, связанных с нарушением использования тахографа (в евро)

Размер взысканий довольно большой по сравнению со штрафами за тахограф 2023 года, которые действуют в России. Поэтому водители, задействованные на международных перевозках, тщательно следят за состоянием тахографа и проводят своевременные замеры на приборах.

Как оплатить и последствия неуплаты штрафа в ЕС?

На особенности внесения оплаты в ЕС влияет ситуация. Если на руках присутствует квитанция, внести денежные средства удастся в банковском отделении. Дополнительно можно получить значительную скидку, если произвести расчёт в течение 1-2 недель.

А вот затягивать с расчётом крайне не рекомендуют. Ситуация чревата пенями.

Если по какой-либо причине не было выдано постановление, нарушителю может прийти письмо. Дальнейший порядок действий зависит от правил страны. Например, в Швейцарии письма отправляют так, что они легко доходят до нарушителя, который вернулся в Россию. А вот в Финляндии водителя могут задержать прямо на границе и заставить предоставить денежные средства.

Это связано с тем, что нередко письма теряются, а взыскать сумму с иностранного гражданина довольно проблематично.

Лучше не накапливать штрафы и своевременно выполнять расчёт. Если не вносить средства, в последующим можно столкнуться со сложностями в процессе оформления шенгена.

Нюансы

Чтобы избежать денежных взысканий в 2023 году, нужно не только установить устройство и следить за его работоспособностью, но и своевременно проводить проверку прибора. Тахограф признают допустимым к использованию только в том случае, если выполнены следующие требования:

  • на пломбе отсутствуют следы физического воздействия;
  • присутствует устройство, позволяющее контролировать показатели скоростного режима;
  • установлен навигатор, подключенный к системе ГЛОНАСС и GPS;
  • на самом приборе отсутствуют царапины, вмятины и дефекты, которые могут говорить о попытке физического воздействия на тахометр;
  • корпус изделия цел;
  • у водителя присутствует чип карты, которую использует только он.

Такие требования вытекают из положений приказа Минтранса РФ №440 от 28 октября от 2020 года. Если прибор не соответствует требованиям, это чревато наложением штрафов за тахограф по статье 11.23 КоАП РФ. Поэтому нужно следить за состоянием тахометра и своевременно его менять.

Нужен ли тахограф на автомобиль

В какую машину нужен тахограф

Тахограф – это специальный прибор, который фиксирует время работы и отдыха водителя, соблюдение скоростного режима. Согласно требованиям отечественного законодательства такие устройства обязаны ставить владельцы на определенные категории машин. Бизнесменам, руководителям автопарков и даже индивидуальным предпринимателям важно знать, на какие автомобили нужен тахограф, чтобы не нарушать Приказы Минтранса и не платить штрафы при каждой проверке со стороны сотрудников ГИБДД.

Для чего нужен тахограф

Рассматривая вопрос, для чего нужен тахограф, следует, прежде всего, помнить о безопасности движения. Прибор способен отслеживать не только соблюдение скоростного режима, но и периоды отдыха и длительность рабочего дня водителя. Именно устройство тахографического контроля обеспечивает соблюдение требований Приказа Минтранса РФ №424, в котором однозначно прописано, что предельно допустимый срок беспрерывного управления транспортным средством составляет не более 4,5 часов. Также современные цифровые тахографы дают возможность осуществлять дистанционный контроль работы водителей, при котором нет места простоям, необоснованному расходу топлива и неучтённым рейсам.

Данная возможность существенно повышает эффективность бизнеса. Важно!
В действующих законодательных актах чётко прописано, нужно ли ставить тахограф на тот или иной автомобиль. Подробно о категориях транспортных средств, где прибор является обязательным написано в Приказе Минтранса №440. Данные устройства оснащают специальным блоком НКМ, что обеспечивает сохранность любых данных. Примечательно, что аббревиатура НКМ официально обозначает навигационный криптографический модуль, но некоторые граждане расшифровывают буквы как «накопитель контрольных отметок», что совсем не верно. НКМ также называют блок СКЗИ, что значит «средство криптографической защиты информации».

Именно этот элемент тахографа обеспечивает надежное шифрование – официально считается, что подменить данные в памяти устройства невозможно. Благодаря этому сведения на распечатке имеют юридическую силу и могут быть использованы с целью определения вины водителя и руководства компании, а также в процессе судебного разбирательства. Кстати, полезно будет напомнить, что замена блока СКЗИ производится каждые три года, потому что память данного модуля ограничена по числу записей.

На какой автомобиль нужен тахограф

  • все грузовые машины от 3,5 т (категория N2) и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
  • грузовые автомобили, превышающие по массе 12 т (категория N3), независимо кто является владельцем ИП или юридическое лицо;
  • любые автобусы (категории М2 и М3), если они участвуют в регулярных перевозках пассажиров;
  • автобусы, которые могут перевозить от 8 пассажиров, и масса которых не более 5 т (категория М2), а также любые автобусы с массой, превышающей 5 т (категория М3), если владелец ИП или юрлицо.

Нужен ли тахограф физическому лицу, зависит от категории ТС и его массы. Если это грузовой автомобиль КАМАЗ, самосвал или автобус, который перевозит более 8 пассажиров, то устройство должно быть установлено обязательно.

Важно!
Отвечая на вопрос, нужен ли тахограф на личный грузовой автомобиль, следует знать его массу. Если она более 3,5 тонн, устройство придётся устанавливать. Когда масса менее 3,5 тонн можно обойтись без контролирующего прибора.

Также обязательным является монтаж устройства тахографического контроля на любые машины, которые перевозят опасные грузы.

Интересным становится вопрос – нужен ли тахограф на ГАЗЕЛЬ пассажирскую или грузовую? Следует разобраться подробнее:

  • Транспортное средство марки «ГАЗЕЛЬ», предназначенное для перевозки грузов, в заводском формате имеет массу менее 3,5 тонн. Исходя из этого, следует, что тахограф на ГАЗЕЛЬ не нужен.
  • Но если это пассажирская ГАЗЕЛЬ, тахограф придется установить, когда она участвует в регулярных перевозках, принадлежит физлицу или в ней более 8 посадочных мест. По сути, практически в любом реалистичном варианте, при использовании микроавтобуса предполагается монтаж прибора тахографии.

При этом, если ориентироваться на правила 2023 года, на авто «Ларгус» тахограф не нужен. Это не автобус, машина по заводским характеристикам не предназначена для перевозки 8 и более пассажиров.

Перечень машин, где тахографы не нужны

Перечисленные выше нормативные документы содержат также перечень тех категорий автомобильного транспорта, для которых не нужен тахограф, в список входят:

  • автомобили коммунальных служб;
  • автотранспорт, принадлежащий силовым структурам;
  • троллейбусы;
  • ТС, которые осуществляют перевозки в международном сообщении и, соответственно, оборудованы ЕСТР-устройствами;
  • специализированные автомобильные средства разного назначения;
  • ТС, которые осуществляют прохождение официальных дорожных испытаний;
  • автомобили, регистрация которых производится органами государственного контроля за техническим состоянием самоходных автомобилей;
  • ТС, которые не участвуют в движении на дорогах общего пользования, используются для перемещения пассажиров и грузов в пределах определённого предприятия;
  • автомобили, которые не используются для коммерческих перевозок и которым более 50 лет (при этом они должны быть отреставрированы или сохранены в оригинальном виде);
  • учебные ТС, которые не применяют для коммерческих перевозок.

Для справки!
Тахограф на трактор, комбайн, самоходные транспортные средства ставить не надо, если они прошли регистрацию в Гостехнадзоре.

Также не нужен тахограф на автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили. Не придется задумываться об установке прибора тем, у кого во владении автобусы для ритуальных услуг, машины для транспортировки денежной выручки и ценных грузов, передвижные лаборатории, мастерские, библиотеки, автосцены, репортажные телевизионные студии. Полный перечень исключений в пункте 2 Приложения 2 Приказа №440 Минтранса РФ.

Особое внимание категории N1, в которую входят малотоннажные грузовики массой не более 3,5 тонн. Это такие популярные модели как Hyundai HD78, ГАЗ-3302, Ford Transit, Volkswagen Crafter, самосвал KrAZ-5401, Mitsubishi Fuso, МАЗ 4371, КамАЗ 4308. Для них тахограф обычно не нужен, но следует смотреть конкретные характеристики машины.

Пассажирские Ford Transit и Volkswagen Crafter требуют тахограф, потому что там практически всегда более 8 мест. Тем более, если они ездят по городу, участвуя в регулярных перевозках.

Какой нужен тахограф

Тахограф представляет собой устройство, которое размещают в гнезде магнитолы или рядом с ней. По размеру он точно такой же. Если подходящего гнезда в машине нет, под тахограф создают свое место, надежно фиксируя его в кабине.

Какой нужен тахограф, зависит от того, где именно планируется использовать транспортное средство:

  • при передвижении внутри страны для монтажа подходят исключительно устройства формата СКЗИ;
  • для международных рейсов потребуется прибор формата ЕСТР.

Самые популярные СКЗИ тахографы на территории России: ATOL Smart Drive, Меркурий ТА-001, Штрих TAXORus. Иногда также использую приборы VDO, КАСБИ. Принцип работы у них идентичный, есть небольшие различия в функционале и настройках.

Также могут отличаться коды ошибок тахографа, но в целом всё очень похоже, если не сказать одинаково.

На корпусе тахографа предусмотрены слоты для считывания ключей-карт, а также специальный отсек для размещения фискальной термоленты. Именно на неё, при помощи встроенного принтера, наносится зафиксированная информация, чтобы ее могли читать проверяющие.

Следует знать, что карты водителя для данных устройств оборудуются персональным ПИН-кодом, который является гарантией надёжного хранения информации, записанной на устройство. Кроме того, именно личный pin-код СКЗИ карты позволяет идентифицировать шофера, который в данный момент находится за рулем техники.

Какие документы нужны для тахографа

Приказ Минтранса 440 от 28 октября 2020 года гласит, что на транспортные средства, совершающие коммерческие перевозки в пределах России, должны устанавливаться только цифровые устройства учёта СКЗИ (с отечественной системой криптозащиты информации).

Какие документы нужно для тахографа:

  • Свидетельство о регистрации юридического лица или ИП.
  • Лицензия на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и грузов.
  • Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС).
  • Паспорт (ПТС).
  • Договор на установку устройства.
  • Сертификат соответствия на модуль СКЗИ (получают в процессе калибровки).
  • Акт выполненных работ по установке прибора.

Для подачи заявки на оформление карты водителя, без которой невозможна эксплуатация устройства тахографического контроля:

  • заявление установленного образца;
  • копия документа, который удостоверяет личность (паспорт);
  • соответствующая справка в случае утери либо кражи предыдущей карты;
  • водительское удостоверение;
  • СНИЛС;
  • копия ИНН;
  • фото;
  • справка с места работы;
  • разрешение на хранение и обработку персональных данных.

Требования по установке тахографов: штрафы и нормативные документы

На какие машины обязательно ставить тахограф

Контроль качества работы тахографа производится сотрудниками ГИБДД на основании п. 68 Административного регламента МВД №727 от 14.11.2016 г. Проверка должна производиться по месту нахождения субъекта, осуществляющего транспортную деятельность.

  • факт соответствия тахографа нормативно закреплённым требованиям;
  • техническое состояние и качество работы тахографов, которые установлены на транспортных средствах, а также периодичность проведения их экспертизы и присутствие пломб на них;
  • присутствие у водителей и ответственных лиц предприятия карт, необходимых для работы тахографа.

Важно!
Ездить без тахографа, если этого требуют технические характеристики машины, нельзя.

Согласно с Федеральным законом №216-ФЗ от 01.11.2019 г. за езду без тахографа либо эксплуатацию транспортного средства с просроченной картой, что приравнивается к отсутствию устройства, предусмотрен штраф, сумма которого колеблется от 3 тыс. рублей до 50 тыс. рублей:

  • частным лицам (водителям) – 3-5 тыс. рублей;
  • предпринимателям – 15-20 тыс. рублей;
  • юридическим лицам и организациям – 20-50 тыс. рублей.

Перечень видов транспорта, где обязательна установка тахографов

Выясняя, на какой автомобиль нужен тахограф, важно помнить о главном критерии – это применение автомобильного транспорта в коммерческих целях.

Постановления правительства №382 от 30.03.2019 г., №539 от 31.03.2022 г., а также приказ Минтранса РФ №440 от 28.10.2020 г. включают в себя список транспортных средств, для которых установка тахографа является обязательной.

В данный список входят:

  • грузовые ТС, максимально дозволенная масса которых превышает 3,5 тонны, а также автобусы, эксплуатация которых осуществляется частными лицами;
  • грузовые транспортные средства, максимальная разрешённая масса которых составляет более 3,5 т, эксплуатация которых осуществляется юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями;
  • автобусы и специально оборудованные транспортные средства, в которых помимо места водителя предусмотрено более чем 8 посадочных мест, эксплуатация которых осуществляется юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями;
  • автомобили, которые выполняют регулярные пассажирские перевозки в черте города (такси, маршрутное такси), оснащаются тахографом в любом случае.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?Если владелец не оформляет себя как ИП, у него нет компании, он просто работает сам на себя. Ответ опять же про категорию ТС – тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. На М1 (например, ГАЗЕЛЬ малотоннажная) не нужно.

Важно помнить, что соблюдать требования отечественного законодательства обязаны все участники дорожного движения. Даже если человек работает сам на себя, в формате ИП и лично управляет транспортным средством, это не освобождает его от ответственности.

Какой штраф за отсутствие тахографа в автомобиле

Тахограф — это техническое устройство, предназначенное для контроля информации о характеристиках работы транспортного средства:скорости движения, заданном маршруте ТС, режиме отдыха водителя и многих других параметров. Разберемся какой штраф за отсутствие тахографа получит водитель ТС.

Модели российского производства отличаются тем, что их снабжают специальной функцией топографической защиты.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы

Размер штрафа за отсутствие тахографа.

В соответствии с приказом №36 Министерства Транспорта РФ, касающемся вопроса установки тахографов, а также правил их использования и контроля работы над данным типом устройств, такие устройства должны быть установлены на все ТС, максимальная масса которых составляет 3,5–12 тонн:

  • M2— пассажирский транспорт, имеющий в составе более восьми мест для пассажиров и массу не более 5 тонн;
  • M3 —пассажирский транспорт, имеющий в составе более восьми мест для пассажиров и массу, превышающую 5 тонн;
  • N2 —грузовой транспорт, обладающий массой от 3,5 до 12 тонн;
  • N3 —грузовой транспорт, обладающий массой более 12 тонн.

На все ТС, используемые в коммерческих целях необходима его установка. Задавая вопросы «Нужен ли на самосвал тахограф» или «Нужен ли тахограф на КАМАЗ» — конечно нужен.

Кому не надо устанавливать тахограф?

Требования законодательства.

  • на автобусах, то есть на ТС, относящихся к типу пассажирских и категориям М2, М3, N2, N3, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров в пределах городов и пригородов;
  • ТС, которые были допущены к международным перевозкам пассажиров и грузов и оснащены заводскими контрольными устройствами надлежащего качества;
  • КАМАЗ используемый на стройке;
  • частнику, перевозящему грузы для своих нужд, а не для осуществления коммерческой деятельности;
  • учебных транспортных средств;
  • ТС проходящие дорожные испытания;
  • ТС год выпуска которых составляет 30 и более лет;
  • троллейбусы;
  • военные ТС и осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Наказание за езду без тахографа

Штраф за тахограф и штраф за отсутствие карты водителя для тахографа регулируется статьей 11.23 КоАП:

  • Для физического лица 1000-3000 рублей;
  • Для должностных лиц штраф за езду без тахографа 5000-10000 рублей. К этой же категории относят модифицированные, сломанные или неисправные тахографы.
  • Если присутствуют нарушения порядка труда и отдыха — штраф 1000-3000 рублей.

Видео: Штраф за отсутствие тахографа

Требования к тахографам

Закон, регламентирующий производство тахографов, предписывает определенные условия и требования к устройствам данного типа. Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36 (Приложение №1). Также указаны некоторые предписания к транспортным средствам, которые должны оснащаться тахографами.

Среди обязательных требований выделяют:

  • наличие датчика передвижения и карты водителя для тахографа;
  • наличие модуля, принимающего сигналы GPS и ГЛОНАСС, дополнительно должны присутствовать антенны для приема сигналов систем GSM/GPRS;
  • защита корпуса устройства от взлома, а также защитные пломбы;
  • криптографическое и программное обеспечение;
  • обязательно наличие всех требуемых карт, датчиков, средств звукового и визуального предупреждения и т. д.

Требования к тахографам.

Правила эксплуатации тахографов:

  • для идентификации водителем вставляется личная карта водителя для тахографа, после чего вводится PIN-код. Если присутствует второй водитель, он производит свою идентификацию непосредственно после определения первого пользователя системы
  • производится ввод запрашиваемых устройством параметров в ручном режиме, либо система автоматически вычисляет текущее местоположение и прочую необходимую информацию
  • карточка водителя вынимается из слота только после завершения смены, когда будет получено подтверждение места завершения работы

Несмотря на то, что тахографы имеют достаточно специфическую область применения, их наличие необходимо для обеспечения законного использования определенных видов ТС и правильного составления графика работников соответствующих организаций.

По этой причине, наличие или отсутствие данных аппаратов строго контролируется, а нарушение карается со всей строгостью закона. В первую очередь, это сделано для оптимизации работы людей.

Оцените статью
Поселение Игмасское
Добавить комментарий