После аварии водители сами решили, кто виноват, составили европротокол и разъехались, а потом потерпевший получил страховку. Казалось, история на этом заканчивается. Но для виновника столкновения проблемы только начались. Страховая потребовала вернуть деньги на формальном основании: он не представил вовремя свою копию извещения о ДТП.
Верховный суд рассмотрел сразу несколько подобных споров, по каждому делу он защитил водителей от необоснованных требований.
14 ноября 2018 года водитель Роман Гарнов* врезался в Евгения Чурина*, который ехал на своей Lada Largus. Гарнов признал, что виноват, поэтому участники аварии не стали вызывать ГИБДД, а оформили европротокол (сами задокументировали факт аварии). Извещение о ДТП они составили в двух экземплярах — по одному для каждого.
По правилам, в течение 5 дней виновный водитель должен отправить этот документ в свою страховую.
Деньги взыскали с виновника
Чурин первый направил извещение в компанию «Талисман», где был застрахован его автомобиль, чтобы получить деньги на ремонт в порядке прямого возмещения убытков. Гарнов же своей страховой («Группа Ренессанс Страхование») второй экземпляр европротокола не отдал. Несмотря на это, проблем с выплатой не возникло.
Специалисты «Талисман» осмотрели автомобиль и оценили ремонт в 56 500 руб. А 11 марта 2019-го перевели Чурину деньги на восстановление машины. После АО «Группа Ренессанс Страхование» возместила «Талисману» сумму выплаты, ведь ее клиент был виновен в аварии.
После этого «Группа Ренессанс Страхование» потребовала 56 500 руб. с Гарнова. Это объяснила тем, что согласно пп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО («Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред», в мае 2019 года утратила силу): если страховщик выплатил возмещение, но не получил экземпляр европротокола в течение 5 дней после аварии, то он может требовать у виновника аварии вернуть деньги в порядке регресса. Так как на претензию водитель не ответил, страховая обратилась в суд (дело № 2-1742/2020).
Первая инстанция согласилась со страховой, что ответчик должен был предоставить компании документы, но этого не сделал, поэтому удовлетворил иск «Группы Ренессанс Страхование», взыскав с виновника столкновения 56 500 руб. Без изменения решения оставили апелляция и кассация, тогда Гарнов пожаловался в Верховный суд.
ВС: одного экземпляра достаточно
Дело № 11-КГ21-21-К6 рассмотрела «тройка» судей под председательством Александра Киселева. Коллегия указала, что норма, на которую ссылается истец, необходима для соблюдения баланса интересов страховой и ее клиента. Обязанность предоставить европротокол в страховую в течение 5 дней после столкновения закреплена, чтобы страховые могли проверить сведения об аварии и повреждениях авто.
Потому законодатель и установил ответственность за неисполнение этого требования (что компания может потребовать вернуть выплаченные средства).
«Тройка» обратила внимание на то, что потерпевший свой экземпляр извещения направил «Талисману», и страховщик не усомнился в реальности произошедшего ДТП и выплатил собственнику деньги на ремонт. Более того, имеющихся документов об аварии оказалось достаточно и для возмещения «Группой Ренессанс Страхование» страховой выплаты. ВС решил, что истец располагал одним из двух бланков извещения и не доказал, что ответчик как-то нарушил его интересы, не направив второй европротокол. В итоге ВС отменил акты трех инстанций, а спор вернул в апелляцию.
На сайте суда информации о пересмотре дела пока нет.
Единообразная позиция ВС
Дело Гарнова не единственное подобное, которое ВС рассмотрел в последнее время. По спору № 11-КГ21-20-К6 «АльфаСтрахование» также пыталось взыскать с виновника ДТП страховую выплату. Авария произошла 30 декабря 2018 года, Робер Зайнуров* нарушил правила дорожного движения (подробностей в акте нет) и столкнулся с Renault Logan, который принадлежал Анне Пензиной*. Стороны тоже решили не вызывать сотрудников ГИБДД и сами оформили аварию по европротоколу.
В итоге Пензина направила документы о ДТП в свою страховую, «Группу Ренессанс Страхование», а Попов нет. Поэтому АО «АльфаСтрахование», которое возместило выплату в 100 000 руб. АО «Группа Ренессанс Страхование», потребовало виновника ДТП вернуть деньги. Основание все то же: непредоставление извещение в течение 5 дней.
Первая инстанция отказала в иске, решив, что раз потерпевшая направила свой экземпляр европротокола, то никакого нарушения нет: истец узнал об обстоятельствах аварии через своих коллег. Апелляция и кассация заняли противоположную позицию: если вовремя не направил извещение, то должен выплатить сумму страховой. ВС подтвердил высказанную позицию, акты апелляции и кассации отменил, спор вернул в Верховный суд Республики Татарстан.
А по делу № 46-КГ21-18-К6 оба участника аварии были застрахованы в «Росгосстрахе», но это не помешало компании требовать с виновника ДТП, который не направил европротокол, выплаченное страховое возмещение (51 600 руб.). ВС отметил, что страховая компания признала аварию страховым случаем, не усомнившись в реальности столкновения на основе анализа одного из экземпляров извещения. Апелляция и кассация, удовлетворившие иск, не объяснили, в чем состоит нарушение прав страховщика, который не получил второй экземпляр такого извещения о том же ДТП.
Это дело ВС тоже вернул в апелляцию на новое рассмотрение.
Эксперты: суды были слишком формальны
Пп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО, на которые ссылаются страховые по всем трем спорам, уже утратил силу. Вячеслав Балдин, адвокат АБ Адвокатское бюро Asterisk Адвокатское бюро Asterisk Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Банкротство (споры mid market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) 21 место По выручке × , говорит, что виновники часто либо сами не отправляли европротокол компании, либо отдавали извещение лично в руки менеджера, а потом не могли доказать факт передачи бумаг. Страховые же взыскивали с них деньги.
Конечно, такая практика не устраивала автовладельцев. Балдин успокаивает, что норма уже не действует, поэтому больше проблем с ее применением у участников аварий не возникнет. Интерес эксперта вызывает то, что ВС формирует судебную практику в пользу автолюбителей, исключая злоупотребления бюрократическими процедурами со стороны страховых компаний.
С этим соглашается Эллина Изоткина, юрист практики разрешения споров Lidings Lidings Федеральный рейтинг. группа Фармацевтика и здравоохранение группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Банкротство (споры mid market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) 13 место По выручке 22-24 место По количеству юристов 5 место По выручке на юриста × . По ее словам, исходя из позиции коллегии, судам нужно не только анализировать конкретные нормы, но и давать оценку действиям противоположной стороны и документам, уже находящимся в материалах дела. Выплатив страховое возмещение, страховая фактически подтвердила достаточность и обоснованность представленных ей документов, а затем попыталась признать эти же материалы недостаточными. Хотя у нее было точно такое же извещение, пускай и полученное от потерпевшего.
Такое поведение противоречит принципу добросовестности, поскольку является непоследовательным и противоречивым, от чего, как видно из рассмотренных споров, Верховный суд предостерегает стороны.
Эллина Изоткина, юрист практики разрешения споров Lidings Lidings Федеральный рейтинг. группа Фармацевтика и здравоохранение группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Банкротство (споры mid market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) 13 место По выручке 22-24 место По количеству юристов 5 место По выручке на юриста ×
* Имена и фамилии участников споров изменены редакцией.
Есть ли обязанность уведомлять страховую компанию, если ДТП оформили сотрудники ГИБДД?
Если участники аварии не могут договориться, кто прав, а кто виноват, в ходе происшествия есть пострадавшие или не выполняются другие условия европротокола – без вызова сотрудников ГИБДД не обойтись. Оформлением ДТП будет заниматься автоинспектор, что может привести к разным вопросам от водителей. Например, нужно ли вам уведомлять страховщика, в какой срок это сделать и можно ли попасть на регресс при неисполнении требований закона?
Отвечаем: известить об аварии страховую компанию по закону нужно. Но сама процедура будет отличаться от уведомления при оформлении европротокола. А ещё есть отличия в последствиях.
Но давайте обо всём по порядку!
Обязан ли я уведомить страховщика о ДТП в 2023 году?
Закон говорит о том, что владельцы ОСАГО должны уведомлять страховые компании о наступлении страхового случая со своим участием – в силу пункта 3.3 Положения Банка России № 431-П от 19.09.2014.
Между тем, это обязательно в случае составления Европейского протокола, когда оба участника ДТП не имеют претензий, отсутствуют пострадавшие здоровьем и не нанесен ущерб другому имуществу, кроме автомобилей (п. 3.8 того же Положения).
Я виновник
Да, сообщать о страховом случае в страховую фирму вам все же нужно. Но только разве для порядка – во исполнение требования законодательства.
Многие водители боятся, что их обяжут выплачивать компенсацию по регрессному иску от страховой. Но, во-первых, регресс был связан только со случаями оформления ДТП без сотрудников Госавтоинспекции. А, во-вторых, такие иски суды уже почти не рассматривают (о чем мы подробнее расскажем далее).
Я потерпевший
Если ваш автомобиль пострадал в аварии, логично, что вам необходимо будет получить компенсацию со страховой. Поэтому, в данном случае, уведомление страховщика о случившемся – крайне желательно.
Когда сообщить о страховом случае: после ДТП или после получения документов в ГИБДД – на ваше усмотрение. Учитывайте, что в первом случае вам придется звонить страховому агенту или писать ему сообщение. Это необязательно, но многие стараются сообщать.
В какой срок по закону нужно известить страховую?
При оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД данный срок не регламентирован. Водителям могут выдать протокол сразу, а могут пригласить их на разбор происшествия в ГИБДД. Как только документы окажутся на руках, можно обращаться в страховую компанию.
Здесь действует общий срок исковой давности – 3 года (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Но это касается именно обращения за возмещением.
Для уведомления при оформлении инспекторами срока нет, есть только само обязательство.
Что это означает для вас? Если вы потерпевший в ДТП и хотите взыскать ущерб по ОСАГО, обращайтесь в страховую в течение трехлетнего срока исковой давности. Представители СК не вправе чинить никаких препятствий и отказывать в приеме заявления.
Если это случится, смело обжалуйте их действия в претензионном, а затем и в судебном порядке.
А вот в случае составления европротокола, сторонам дается 5-дневный срок на уведомление страховщика о ДТП. Обязательно учитывайте, что в расчет берутся именно рабочие дни. Выходные и праздники сюда не входят.
Как именно я обязан уведомить?
Вновь обратимся к закону, а именно к п. 2 ст. 11 ФЗ №40, где говорится о способах извещения страховщика о дорожно-транспортном происшествии с участием страхователя. По логике водители должны искать эти способы в полисе ОСАГО.
Но по факту в договоре со страховой ничего такого не пишут. Поэтому, если вы вводите в курс дела страховую фирму, воспользуйтесь проверенными и универсальными двумя способами для таких случаев:
- лично посетить офис страховой компании и передать протокол;
- отправить документы и заявление по почте.
Что выбрать? Юристы советуют вариант с почтовым отправлением. Это надежнее и экономит время.
Сейчас объясним, почему.
Если вы живете в Москве, Санкт-Петербурге или другом крупном населенном пункте, офис страховой компании может быть на другом конце города. Вам придется добираться к нему по пробкам, что не всегда удобно. Да и представитель страховщика может повести себя по-разному.
Например, откажется фиксировать факт вручения протокола. Или забудет поставить печать, подпись, входящий номер, дату – обязательные атрибуты при регистрации документов. И тогда в случае потери бумаг вам придется доказывать, что вы их отвозили и вручали.
Это хлопотно!
Проще воспользоваться почтовой отправкой. Идёте на почту, говорите сотруднику, что хотите отправить ценное письмо (не заказное!), заполняете объявленную ценность вложенных документов, оплачиваете услуги доставки и получаете опись. Она будет служить доказательством отправки документов в адрес страховой компании (например, Росгосстрах).
Как только письмо доставят, вам в почтовый ящик придет уведомление о вручении/не вручении адресату.
Опись нужно хранить в течение 3 лет – срок исковой давности, о котором мы писали выше.
Что грозит, если не уведомить?
Интересная ситуация в законе – обязанность извещать страховые компании осталась, а вот ответственность за нарушение обязательств убрали. Что это значит и кому стоит волноваться – расскажем ниже.
То есть фактически в 2023 году данная ситуация работает так, что вам ничего не будет, если вы не исполните требование закона уведомить страховую о ДТП. Примерно аналогичным образом работает, к примеру, превышение скорости на 20 км/ч от допустимой на данном участке – требование ПДД есть, ответственности нет.
Может ли быть отказ в выплате для потерпевшего?
Нет. Страховщик не имеет права отказаться возмещать ущерб от ДТП. Конечно, если вы сами не дадите ему такую возможность.
Например, пропустите 3-летний срок исковой давности для обращения за выплатами или откажетесь предоставлять какие-либо обязательные документы для этого.
В остальных случаях, если вы предупредите страховую в течение трехлетнего срока, они обязаны принять документы и возместить ущерб от ДТП.
Есть ли штраф за неуведомление?
Нет, никаких штрафов в законе не предусмотрено. Максимум, что могло грозить – регрессный иск от страховой компании. Но и с ним в 2023 году не все однозначно.
Будет ли регресс?
Регресс – это право требования, которое появляется у страховщика к виновнику ДТП с целью взыскания выплаченной фирмой суммы пострадавшему в полном объеме.
До 1 мая 2019 года страховые компании пользовались правом подачи регресса против виновников аварии, если последние оформляли европротокол, но не уведомляли их о ДТП в отведенный для этого 5-дневный срок. Но с указанной даты такое право страховщиков отменено. Об этом можно посмотреть в ст.
2 ФЗ № 88, которая упразднила подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 ФЗ №40 Об ОСАГО.
Обратите внимание, что дата 1 мая 2019 года – это дата, после которой у вас должен быть заключен договор ОСАГО, а не дата ДТП, чтобы избежать регресса. Если против вас подали регресс, ДТП случилось после 1 мая 2019 года, но сам полис вы приобрели ранее этой даты, то притязания страховщика вполне законны. Если же договор страхования заключен после 1 мая, то требования не обоснованы.
Нужно ли сообщать, если оформили аварийные комиссары?
Да. В этом случае обязанность уже не снимается.
Аварийные комиссары (они же аваркомы) – это помощники при оформлении дорожно-транспортных происшествий, но они не наделены полномочиями инспекторов ГИБДД и не являются ими. Поэтому оформление ДТП с их помощью – это формально оформление без сотрудников ГИБДД, с помощью европротокола.
Зачастую аваркомы сотрудничают со страховыми фирмами, а, значит, представляют их интересы в спорах с автовладельцами. Они могут помочь с фото- и видеофиксацией инцидента, заполнением бланка европротокола и другими хлопотами на месте аварии. Обычно за деньги, но услуга аваркома может входить в перечень КАСКО.
Комиссар часто предлагает водителям забрать уведомления о ДТП и отвезти их в страховую компанию. Есть ли риски? Да, есть.
Извещение может затеряться, комиссар может не уложиться в 5-дневный срок на доставку европротокола в страховую компанию.
Какие последствия?
Выше мы выяснили, что за несвоевременное извещение СК о случившемся ДТП ни потерпевший, ни виновники не несут никакой ответственности. Регресс из-за сорванных сроков вам не грозит.
Какие ещё обязанности после ДТП?
Разберем еще несколько обязанностей водителей, если они попали в ДТП, которое оформлялось сотрудниками ГИБДД, и хотят успешно разрешить ситуацию.
Я виновник
Если вы попали в аварию и вызвали ДПС, сотрудники сами оформят протокол, начертят схему, опросят свидетелей и установят истинную причину аварии (правда, на практике не всегда). При таком раскладе есть одно важное отличие от оформления европротокола. С вас снимается обязанность не ремонтировать автомобиль в течение 15 календарных дней.
А вот по европротоколу это обязательное условие, которое закреплено в п. 3 ст. 11.1 ФЗ №40. Также по нему нельзя утилизировать транспортное средство в течение отведенного периода времени.
И, если за неисполнение обязанности по неуведомлению страховщика о ДТП ответственности нет, то здесь может быть регресс. Он возможен в 2 случаях:
- если страховщик выдвинул вам требование предоставить для осмотра повреждённый автомобиль в течение 15 дней, но вы его отремонтировали,
- если страховая подала такое требование по истечении 15 дней, но вы отказались предоставить машину (вы имеете право её восстановить, но показать всё равно обязаны).
Я потерпевший
Аналогичные требования и обязательства есть и у потерпевших. Вместе с тем, нужно помнить о правилах эксплуатации транспортного средства.
Закон запрещает продолжать любое движение на автомобиле в случае следующих неисправностей:
- нарушения тормозной системы;
- неисправность рулевого управления машиной;
- неисправности сцепного устройства (в том числе фаркопа) при движении с прицепом.
Ознакомиться с характером неисправностей и прочими приборами вы можете в Постановлении Правительства РФ №1090 в виде Приложения.
Неисполнение предписаний может привести к тому, что вас остановят сотрудники ГИБДД и обнаружат неисправности. За нарушения последует административная санкция в виде штрафа 500 рублей.
У потерпевшего в ДТП есть право на возмещение причинённого ему вреда. Но это именно право, а не обязанность. Вы можете не обращаться в страховую компанию и не требовать положенные выплаты. Для этого просто не сообщайте в СК о причинении ущерба автомобилю – в таком случае о ДТП никто не узнает.
Ответственности здесь нет, поэтому нет и рисков для потерпевшего. То есть в таком случае не действует как правило обязательно уведомить страховую о ДТП, так и требование не ремонтировать автомобиль в течение 15 дней и показать его по требованию страховщика.
Комментарии
8 Декабря, 2020 — 19:20
Re: Есть ли обязанность уведомлять страховую компанию, если.
Я виновен какие документы я должен взять в гибдд
При евро протоколе.
8 Декабря, 2020 — 19:47
Re: Есть ли обязанность уведомлять страховую компанию, если.
Здравствуйте, Андрей. Оформление европротокола предполагает отсутствие сотрудников ГИБДД, поэтому не понятно, что вы там хотите оформить в ГИБДД.
8 Декабря, 2020 — 19:56
Re: Есть ли обязанность уведомлять страховую компанию, если.
На парковке я задел авто.В гибдд я написал обьяснительную и они отпустили меня восвояси.Что я зделал не так.
8 Декабря, 2020 — 20:29
Re: Есть ли обязанность уведомлять страховую компанию, если.
Не получили документов в ГИБДД. Копию постановления или определения
17 Декабря, 2020 — 10:33
Re: Есть ли обязанность уведомлять страховую компанию, если.
А вот по европротоколу это обязательное условие, которое закреплено в п. 3 ст. 11.1 ФЗ №40. Также по нему нельзя утилизировать транспортное средство в течение отведенного периода времени.
И, если за неисполнение обязанности по неуведомлению страховщика о ДТП ответственности нет, то здесь может быть регресс. Он возможен в 2 случаях:
если страховщик выдвинул вам требование предоставить для осмотра повреждённый автомобиль в течение 15 дней, но вы его отремонтировали,
если страховая подала такое требование по истечении 15 дней, но вы отказались предоставить машину (вы имеете право её восстановить, но показать всё равно обязаны).
Вопрос: по истечении 15 дней не предоставлена машина, но показать все ровно обязаны. В какой статье, пункте это прописано?
ст 14 .1 право регресса з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;
с.11.1 п. 3 3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.
ДОЛЖНЫ ПРЕДОСТАВИТЬ В ТЕЧЕНИИ 5 ДНЕЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОСМОТРА.
Право на осмотр или независимой техн экспертизы, тоже прописано в ОСАГО и как раз ограничивается 15 днями в тойже статье 11,1 не ремонтировать, не утилизировать.
Разве не так ?
17 Декабря, 2020 — 21:40
Re: Есть ли обязанность уведомлять страховую компанию, если.
Здравствуйте, Светлана. В ст. 14.1 указаны 2 условия:
1. 15 дней не ремонтировать
2. не предоставили.
Про 15 дней не относится к непредоставлению ТС, поэтому срок там не установлен. Вот когда попросят, надо предоставить в течение 5 рабочих дней. Хоть через месяц, хоть через 2. Может к ним потерпевший только спустя несколько месяцев обратится.
11 Февраля, 2021 — 12:00
Re: Есть ли обязанность уведомлять страховую компанию, если.
Я виновник. Оформляли сами, по Евро-протоколу, без ГИБДД и аварийных комиссаров. Позвонили в свою страховую. Там сказали, что оба протокола нужно отдать потерпевшему и все.
Правильно ли мы поступили?
11 Февраля, 2021 — 12:53
Что делать при ДТП: куда звонить, как оформлять
Если пострадавших нет, то с материальным вредом справятся страховщики, суды, автосервисы и автосалоны. Современные машины напичканы системами безопасности и предотвращения ДТП — но аварии все равно случаются.
Они бывают с пострадавшими, в них может быть много участников, и машины можно повредить по-разному . От этих факторов зависит последовательность действий. Иногда ошибки усугубляют ситуацию: провоцируют новое ДТП, вредят участникам материально и могут даже стоить жизни и свободы. Рассказываем, как выйти из положения с минимальными потерями.
СООБЩЕСТВО
Сколько вы тратите на машину?
Расскажите читателям, дорого ли быть владельцем вашего авто.
И фото поделитесь!
Рассказать
Что должно быть в машине на случай аварии
В ДТП может попасть кто угодно, это всегда происходит внезапно. Вот что должно быть у каждого автомобилиста, чтобы не было проблем с оформлением.
Страховой полис. Обязателен действующий страховой полис ОСАГО. Желателен — каско и ДСАГО.
- Как устроено ОСАГО
- Как работает каско
- Что такое добровольное страхование автогражданской ответственности
С бумажным полисом ОСАГО выдают бланк европротокола
. Его можно заполнить при ДТП. С электронным ОСАГО бланк присылают на электронную почту, его придется распечатать. В бланк частично будут внесены данные владельца авто.
Лучше всего возить в машине несколько экземпляров — на случай если испортите бланк.
Если бумажного бланка европротокола нет, заранее скачайте специальные мобильные приложения для оформления ДТП — «Помощник ОСАГО» (для iOS, для Android) или «Госуслуги Авто» (для iOS, для Android). Приложения позволяют оформить извещение о ДТП в электронном виде и отправить его в страховую компанию.
Нужно будет авторизоваться через госуслуги, поэтому важно вспомнить логин и пароль — или зарегистрироваться на портале, если вы еще не успели это сделать. Войдите в приложение и введите все данные, чтобы не тратить на это время после ДТП. Также приложения попросят отсканировать QR-код полиса ОСАГО или ввести его серию и номер вручную.
Световозвращающий жилет лучше хранить в салоне: например, в бардачке, карманах за передними сидениями или ящиках под ними. Далеко не всегда ДТП случаются в теплый солнечный день — жилет необходим, чтобы другие водители заметили вас на дороге в темноте и при любой погоде.
Знак аварийной остановки нужен, чтобы другие водители узнали о ДТП и успели среагировать. Если не выставить знак в первые минуты после ДТП, могут оштрафовать на 1000 ₽.
Аптечка продается в любой аптеке как готовый набор. Но водитель может собрать ее самостоятельно. В ней должны быть ножницы, жгут, перчатки, маска, перевязочный материал, устройство для проведения искусственного дыхания.
Если у водителя не окажется аптечки, наказать за это сотрудник ГИБДД не может.
Огнетушитель тоже входит в набор автомобилиста. После ДТП машины могут загореться, а пожарных придется ждать. Для легковых автомобилей огнетушитель должен быть объемом не меньше 2 л.
Всегда возите с собой набор автомобилиста на случай ДТП: знак аварийной остановки, аптечку, огнетушитель, световозвращающий жилет. Фото: Ulianenko Dmitrii / Shutterstock
Что можно считать ДТП
В дорожно-транспортном происшествии участвует движущееся транспортное средство. Если открыть дверь машины на парковке и повредить ей другой автомобиль — это не ДТП. С таким случаем разбирается полиция.
Еще ДТП подразумевает, что есть материальный ущерб или пострадали жизнь или здоровье людей.
Если припаркованный автомобиль повредил другую стоящую машину — это не ДТП. Фото: Albina Gavrilovic / Shutterstock
Что делать сразу после ДТП
Порядок действий сразу после столкновения всегда один.
Остановиться, заглушить двигатель и включить аварийку. Если видимость плохая или ДТП произошло на загородной трассе, надеть световозвращающий жилет. Прежде чем выйти из автомобиля, нужно убедиться, что это безопасно.
Выставить знак аварийной остановки. Часто участники ошибаются на этом этапе — выставляют знак слишком близко к месту ДТП. По правилам, в населенных пунктах его нужно выставить не менее чем за 15 м от места ДТП, а за их пределами — за 30 м. Это расстояние позволит водителям заранее увидеть знак, снизить скорость и объехать ДТП.
Но если машина едет на высокой скорости или водитель отвлекся, даже такого расстояния может быть недостаточно.
Проверить, есть ли пострадавшие. О том, как действовать в случае, если они есть, мы расскажем в отдельной главе.
Убедиться, что топливо не утекает. Если рядом с местом ДТП сильно пахнет бензином, нужно отойти на безопасное расстояние. А если есть пострадавшие, которые не могут самостоятельно выбраться из машины, нужно отключить аккумулятор.
Оставить на месте предметы и детали, которые относятся к ДТП, до приезда сотрудников ГИБДД. Например, оторванный бампер. Если он мешает проехать другим автомобилям, его можно убрать с проезжей части, но предварительно нужно сфотографировать его положение.
За невыполнение этих действий после ДТП предусмотрен штраф — 1000 ₽.
Куда звонить после ДТП
Обычно в случае ДТП участники происшествия звонят родственникам, друзьям и знакомым, чтобы предупредить о случившемся и получить инструкции. На самом деле важнее убедиться, что в ДТП нет пострадавших. Если они есть, то нужно как можно быстрее вызвать скорую помощь по номеру 103 или 112 с мобильного телефона.
Если пострадали люди, здания, заборы, столбы, личные вещи, то нужно вызывать сотрудников ГИБДД. Самостоятельно оформлять такие ДТП нельзя. С мобильного телефона это можно сделать по номеру 102 или 112.
Они заполнят извещение о ДТП, нарисуют схему, выпишут штраф нарушителю и подскажут, что делать дальше. На практике сотрудники могут ехать на вызов до нескольких часов, приготовьтесь ждать.
Если в состоянии стресса водителю сложно самостоятельно оформить ДТП, можно вызвать аварийного комиссара. Это специалист, который поможет правильно оформить ДТП и подскажет, как сделать фотографии. Он консультирует участников ДТП, но сам не оформляет документы.
Иногда аварийный комиссар предлагает услуги автоюриста — становится посредником между ГИБДД, участниками ДТП и страховой компанией. Аварийные комиссары могут работать на страховую компанию или предоставлять услуги за отдельную плату.
Если автомобиль пострадал после ДТП и не может самостоятельно ехать, вызывают эвакуатор. Лучше сразу везти автомобиль на место ремонта, чтобы не пришлось оплачивать эвакуатор еще раз. Иногда услуги аварийного комиссара и эвакуатора входят в стоимость страхового полиса: например, если оформлено каско.
В этом случае достаточно позвонить в свою страховую компанию и сообщить о случившемся.
Как на самом деле должны работать правила ОСАГО. Объясняет Верховный суд
Правила возмещения по ОСАГО неоднократно менялись: в 2014 году сумму по европротоколу для отдельных регионов увеличили до 400 тысяч, в 2017 — исчез выбор между выплатой и ремонтом, в 2018 и 2019 появились приложения «Помощник ОСАГО» и «ДТП.Европротокол», с помощью которых можно оформить ДТП.
Закон об ОСАГО и так был сложным, а стал еще менее понятным для обычных людей. Например, как быть владельцам старых полисов, машин на гарантии и тем, у кого ремонт дороже максимальной выплаты?
С нюансами по ОСАГО разобрался Верховный суд. Он изучил неоднозначные ситуации и вынес общее постановление, в котором объяснил, как правильно возмещать ущерб по ОСАГО. В постановлении 103 пункта и много сложных формулировок.
Но вам необязательно читать их в оригинале: мы все изучили и выбрали главное.
Почему это важно
Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок.
Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.
Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.
Какие правила возмещения на вас распространяются
Главное изменение в законе — о порядке возмещения: должна ли страховая выплачивать компенсацию деньгами или отправит на ремонт. Раньше можно было выбрать. По новым правилам только ремонт.
Если ДТП массовое
С 26 сентября 2017 года при массовых ДТП можно получить прямое возмещение. Прямое возмещение — это обращение в свою страховую компанию. В законе так и написали, что это работает для всех ДТП с этой даты.
Массовое ДТП → прямое возмещение.
Если полиса нет в общей базе
Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.
Если автовладелец захотел сэкономить и купил подделку на сомнительном сайте, договор ОСАГО не признают заключенным и ущерб пострадавшему за счет страховой не возместят. Деньги придется требовать напрямую с виновника через суд.
Если в полисе ошибки
При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания.
Верховный суд решил, что это незаконно.
Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.
До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.
После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.
Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.
Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.
Если вам отказывают в возмещении из-за ошибки в полисе виновника, требуйте положенное по закону — он на вашей стороне.
Менять данные в полисе нельзя, только покупать новый полис
Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца.
В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.
Если меняется владелец или автомобиль, нужно покупать новый полис.
Например, полис купили на год, а через полгода машину продали. Новый владелец должен сам купить себе ОСАГО, а прежний сможет вернуть страховую премию за полгода.
Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.
Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.
Какие лимиты у европротокола и можно ли получить больше
Если водители оформили аварию по европротоколу без вызова ДПС, есть лимит по сумме ущерба. В 2022 году это 100 000 ₽ при заполнении извещения в бумажном виде и 400 000 ₽, если у водителей нет разногласий по поводу вины или обстоятельств ДТП и они сделают фотофиксацию через приложение «Помощник ОСАГО» или «ДТП.Европротокол». Страховая компания не обязана возмещать ущерб в большем размере.
Но если после ДТП обнаружился вред здоровью или имуществу, о котором не было известно сразу, пострадавший может обратиться в страховую виновника за дополнительной компенсацией — даже если аварию оформили без вызова ДПС.
Не стоит ремонтировать машину до осмотра страховщиком, даже если оформлен европротокол. Верховный суд пояснил, что страховая может отказать выплате и будет права.
Если машина в аренде, продается или покупается
Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.
Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.
Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.
Арендатор или новый покупатель может получить возмещение в страховой, если оформить переуступку права требования. Это делается в письменной форме. Переуступить можно только право на возмещение вреда имуществу, а требование о возмещении вреда здоровью переуступке не подлежит.
Когда работает прямое возмещение ущерба
Прямое возмещение — это когда обращаются не в страховую виновника, а в свою. То есть виноват другой водитель, у него полис в какой-то там страховой компании. Тогда вы идете за выплатой в свою страховую, которую сами выбрали и с которой хотите иметь дело.
Ваша страховая возместит вам ущерб, а ей потом все возместит страховая виновника.
За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.
Если у виновника нет полиса ОСАГО, прямого возмещения не будет. Компенсацию за вред имуществу придется требовать напрямую с виновника — по договоренности или через суд.
Если пострадавший обратился в свою страховую за прямым возмещением, а потом узнал о вреде здоровью, можно обратиться за компенсацией вреда здоровью в страховую виновника.
За что положено возмещение
Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.
Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.
ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то . Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например КАСКО или страхование груза.
Компенсация за утрату товарной стоимости
В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости — УТС. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.
Страховая выдала направление на ремонт, в автосервисе покрасили бампер или крыло. Кажется, что все хорошо. Но это уже крашеная машина, и даже после ремонта она не будет стоить те же 700 тысяч.
Из-за покраски и замены деталей она может стоить на 20 тысяч меньше — эту сумму можно включить в сумму ущерба в пределах общего лимита для полисов ОСАГО.
Величину УТС определяет эксперт. Рассчитывают ее не для всех автомобилей. Например, если легковой автомобиль старше пяти лет или ранее уже попадал в ДТП, утрату товарной стоимости считать не будут.
Как считают компенсацию
Сумму расходов на ремонт машины считают по единой методике ЦБ. Если в методичке нет каких-то видов ремонта, их не оплатят. Например, по полису ОСАГО страховая не обязана оплачивать восстановление рисунков на кузове, даже если это дорогая и сложная аэрография.
Тут спасет только КАСКО.
Для расчета ущерба другому имуществу, кроме самой машины, нужен оценщик. Например, по методичке ЦБ нельзя посчитать расходы на ремонт ограждения на АЗС. Для этого составят отдельную смету.
Полная гибель
Полная гибель — это когда машину нельзя отремонтировать или расходы на ремонт превысят стоимость автомобиля до ДТП.
При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят.
Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.
Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.
Если виновника ДТП нет в полисе
ОСАГО — это страхование ответственности при использовании конкретной машины. В полисе указан конкретный человек или несколько. Это их ответственность при использовании автомобиля застрахована.
Но если в ДТП с конкретной машиной виноват человек, который не указан в полисе ОСАГО, — это не повод отказать пострадавшему в возмещении убытков.
Например, столкнулись два автомобиля. Выясняется, что виновника нет в полисе ОСАГО, машина принадлежит одному человеку, а за рулем его друг, брат или сват. Иногда пострадавшему отказывали в возмещении: ущерб приходилось взыскивать с этого друга или брата через суд.
Суды на местах часто поддерживали такой подход.
Верховный суд объяснил, что это неправильно. Пострадавший все равно имеет право на возмещение по полису ОСАГО, хотя в нем и не указан виновник.
А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.
Можно ли получить деньги, если у вас возмещение ремонтом
Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.
Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля , а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу.
Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.
Кто отвечает за качество ремонта
Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.
Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.
Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.
Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.
Если пропущен срок обращения за ремонтом
Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.
Если машина на гарантии
Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.
Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.
Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах.
А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.
Если страховая не работает с нужным автосервисом
Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.
Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.
Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.
Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.
Доплата за ремонт
Если на ремонт нужно больше денег, чем предусмотрено лимитом или правилами ОСАГО, автовладельцу придется доплачивать. Требование о доплате в таком случае законное.
Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.
Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.
Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию.
Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление. Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.
Когда можно продавать права на возмещение автоюристам
Право на возмещение ущерба можно продать по договору уступки. На этом зарабатывают автоюристы. Они выплачивают компенсацию пострадавшему, а потом требуют ее со страховой компании в большем размере или с неустойкой.
Продать право на возмещение можно, только если страховой случай уже наступил. Заранее нельзя.
Право на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсацию морального ущерба продать нельзя. Также нельзя заранее уступить право требования штрафа по закону о защите прав потребителей.
Эти суммы суд присуждает конкретному пострадавшему человеку. Только потом можно передать право требования по исполнительному листу кому угодно, например автоюристам. А можно и не передавать.
В любом случае изменить эту сумму автоюрист уже не сможет.
Что еще можно получить от страховой
Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же .
Дополнительные компенсации могут быть такими:
- за немотивированный отказ в страховой выплате — 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
- за просрочку выплаты или направления на ремонт — 1% от суммы за каждый день;
- за затянувшийся ремонт — 0,5% в день.
Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы.
Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.
Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.
Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.
Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.
Если придет время разбираться, почитайте пункты 77—87 постановления Пленума ВС. Там про расчет неустойки. А в пунктах 88—103 подробно про то, в какой суд обращаться с иском.
Как проходят осмотр и экспертиза
После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.
Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен.
Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.
Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам.
Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.
Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.
Если машину нельзя доставить на осмотр
Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.
Если она отказывается или не может, вот тогда автовладелец имеет право провести свою экспертизу — ее результаты будут иметь силу. Но схитрить не получится: если выяснится, что машину все-таки можно было предоставить на осмотр страховщику, данные экспертизы не признают.