Возврат денег за целевое обучение при отчислении

Будущие студенты нередко заключают договоры с организациями для зачисления на целевое обучение. Особенность данной формы следующая: заключая договор, организация обязуется оплатить весь срок обучения в ВУЗе. Студент, в свою очередь, после завершения обучения должен трудоустроиться в организации, оплатившей его обучение, и проработать оговоренное количество лет.

Не исключается и нарушение договора. Иногда одна из сторон отказывается выполнять свои обязательства и возмещать оговоренные суммы, с чем затем разбирается суд.

Фабула дела

Между центральной районной больницей и студентом медицинского университета был заключён договор, по которым больница обязалась оплатить обучение гражданина в интернатуре. В свою очередь, студент обязался освоить учебную программу и устроиться на работу в ЦРБ. В случае неисполнения студентом указанных условий, он обязан возместить больнице в течение 6 месяцев расходы, связанные с оплатой его обучения, и выплатить штраф в трёхкратном размере этих расходов в случае неисполнения обязательств по трудоустройству.

Устроенный на работу в августе, молодой специалист был уволен уже в ноябре за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. Несогласный с увольнением и формулировкой мужчина отправился в суд с иском о признании увольнения по названному основанию незаконным, об изменении даты и формулировки основания увольнения.

Позиции судов

Суд в стал на сторону специалиста, обязав ЦРБ изменить дату и формулировку основания увольнения на увольнение по собственному желанию, а также взыскать в пользу него зарплату за время вынужденного прогула.

В январе следующего года трудовые отношения прекращены по инициативе работника. Еще немногим позднее главврач ЦРБ направил в адрес бывшего работника требование об оплате расходов, понесённых больницей на его обучение в университете, в размере 110 000 руб. и в связи с досрочным прекращением трудовых отношений — штрафа в размере 330 000 рублей. Данное требование исполнено не было.

Однако согласно материалам дела врач, ещё будучи интерном, обращался в суд с иском к центральной районной больнице о расторжении договора об обучении в связи с существенным нарушением больницей его условий. Суд отказал в удовлетворении требований. Требования же больницы были частично удовлетворены.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования центральной районной больницы о взыскании с гражданина расходов, затраченных на его обучение в медицинском университете, суд первой инстанции сослался на положения статей 309, 310, 421 Гражданского кодекса, статей 207, 249 Трудового кодекса и указал на то, что специалист не выполнил условие договора отработать в ЦРБ не менее пяти лет после завершения обучения в университете, прекратил трудовые отношения с больницей по собственному желанию, в связи с чем обязан возместить больнице расходы, затраченные на его обучение, пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

Такой вывод поддержали апелляционная и кассационная инстанции.

Позиция Верховного суда

Верховный суд, ссылаясь на ст. 249 ТК РФ, напомнил, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счёт средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесённые работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Однако при наличии уважительной причины, препятствовавшей осуществлению работником трудовой функции у работодателя, за счёт средств которого работником получено соответствующее образование, то есть при отсутствии вины в действиях (бездействии) работника, понесённые работодателем в связи с обучением работника расходы возмещению работником не подлежат.

При этом положениями статей 207, 249 ТК РФ не установлен перечень уважительных причин, при наличии которых работник освобождается от возмещения работодателю затрат на его обучение.

Тем не менее, перечень причин, обуславливающих невозможность продолжения работником работы, предусмотрен статьёй 80 ТК РФ. К таким причинам, в частности, относится зачисление работника в образовательное учреждение, выход на пенсию, установленное нарушение работодателем законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора (часть третья статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации). Данный перечень не является исчерпывающим.

Таким образом, суды в каждом конкретном случае должны устанавливать причину, по которой студент не отработал в организации , и каков характер этой причины — уважительный или нет.

В данном случае работодатель допустил грубое нарушение трудовых прав Гражданина, в связи с чем последний не смог продолжить работу.

Таким образом, Верховный суд определил отменить принятые решения и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Можно ли уволиться с работы без выплат по договору о целевом обучении?

Здравствуйте. Моя супруга отучилась по договору о целевом обучении и проработала в организации уже 1,5 года. Сейчас она хочет уволиться.

Согласно закону она должна будет выплатить затраты на обучение пропорционально не отработанному времени, но в договоре о целевом обучении и в трудовом договоре не прописана ни сумма, ни срок отработки. Может ли она уволиться и не выплачивать затраты на обучение?

Сейчас у них в организации уже составляют новые договоры, где все четко прописано, но у моей супруги старый тип договора.

| Евгений , Ревда xLxkOyruBvI. jpg bOuVe1hgAUk. jpg x2XB5i1aJHQ. jpg

Ответы юристов (1)

Анна Матрос Юрист,
Севастополь На сайте: 1077 дняОтветов: 5167 Рейтинг: 4.99

Ваш вопрос взят в работу.

#12013 2022-01-12 16:57:17Анна Матрос Юрист,
Севастополь На сайте: 1077 дняОтветов: 5167 Рейтинг: 4.99

Здравствуйте, Евгений! В соответствии с частью 2 ст. 56 Закона РФ » Об образовании в Российской Федерации» обязанностями гражданина, заключившего договор о целевом обучении являются:

а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);

б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.

Таким образом, чтобы избежать штрафных санкций Ваша супруга должна отработать в целевой организации не менее 3 лет.

Отсутствие срока отработки является , конечно, минусом договора, однако, в данном случае срок определен законом, поэтому в данном случае следует опираться на него . Увольнение ранее предусмотренного законом срока грозит штрафными санкциями.

#12014 2022-01-12 18:05:58Анна Матрос Юрист,
Севастополь На сайте: 1077 дняОтветов: 5167 Рейтинг: 4.99

Однако, вместе с тем, в целевом договоре, и в трудовом, как вы пишите тоже, не указана конкретная сумма штрафа за досрочное увольнение. Исходя из этого, можно сказать, что в данном случае досрочное увольнение возможно без уплаты штрафа, но следует помнить, что не исключено обращение в суд в связи с взысканием штрафа со стороны целевой организации. Но уволится супруга, на мой взгляд, может в связи с отсутствием суммы штрафа за досрочное увольнение.

Спасибо за ответ. У меня еще один уточняющий вопрос. В договоре в обязанностях не прописано, что гражданин обязан отработать какое-то количество времени, то есть по сути все обязанности выполнены.

В таком случае все равно стоит опираться на закон?

Что делать, если прошедший обучение работник увольняется досрочно

Соглашением об обучении (ученическим договором) нередко предусматривается обязанность сотрудника проработать в организации какое-то время после окончания учебы. И в случае досрочного увольнения без уважительных причин по собственному желанию он должен возместить затраты работодателя на обучение пропорционально неотработанному после окончания учебы времени. Расскажем, как рассчитать срок отработки; какие дни использовать при расчете (календарные или рабочие); какие периоды можно не включать в срок отработки (болезнь, отпуск по уходу за ребенком, военные сборы, участие в суде в качестве присяжного и т. п.); как определить уважительность причин расторжения трудового договора.

На примерах покажем, как взыскать компенсацию и какие документы оформить.

Взыскание компенсации

  • с одной стороны, она способствует повышению профессионального уровня конкретного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда;
  • с другой – имеет цель компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения без уважительных причин.

См. первую часть статьи «Топ-4 вопросов об обучении работников» журнала № 3′ 2019

При этом, как отмечает Конституционный Суд РФ, взыскание с работника затрат на обучение допускается только в соответствии с общими правилами возмещения ущерба, причиненного работником работодателю, и проведения удержаний из заработной платы.

Подход законодателя, разместившего ст. 249 «Возмещение затрат, связанных с обучением работника» в главе 39 «Материальная ответственность работника» ТК РФ, вызывает серьезную критику. Ответственность возникает только при нарушении обязательств.

А работник нарушает взятые на себя обязательства по ученическому договору отработать какое-то время после получения образования. Вместе с тем, увольняясь, он реализует свое высшее право – право на свободный труд (ст. 2 ТК РФ, ч. 1 ст.

37 Конституции РФ, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) и т. д.). Поэтому, конечно, корректнее говорить не о материальной ответственности работника, а о компенсации расходов работодателя, осуществленных в интересах сотрудника.

Вместе с тем судами такая компенсация производится по правилам, аналогичным взысканию ущерба в рамках материальной ответственности.

Обратите внимание, правила взыскания в данном случае едины для всех способов оформления обязательств по обучению работника (ученический договор, дополнительное соглашение к трудовому договору, включение в текст трудового договора при его заключении).

Перечислим правила взыскания:

1. Работодатель не может в одностороннем порядке удержать более одного среднего месячного заработка сотрудника.

Суд указал, что поскольку размер расходов, удержанных из заработной платы работника в связи с досрочным расторжением трудового договора, превышал средний месячный заработок, ответчик нарушил порядок взыскания, установленный в ТК РФ. Данные действия работодателя были признаны незаконными (апелляционное определение Московского городского суда от 16.09.2016 № 33-32631/2016).

2. Компенсация должна быть выплачена пропорционально отработанному с момента окончания обучения времени(если только работник и организация не установят более льготный режим расчета компенсации). Добавим, что до судов нередко доходят дела, в которых работодатели пытаются взыскать стоимость обучения с уволившихся работников в полном размере.

В этом случае суды принимают сторону работника. Причем работодатель лишается возможности вообще взыскать что бы то ни было. Ведь условие договора, противоречащее закону, суд признает недействительным, а других условий расчета компенсации договор не содержит (см., например, определение Верховного Суда РФ от 28.09.2012 № 56-КГ12-7, решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 29.07.2014 по делу № 2-250/2014).

Формулу расчета мы рекомендуем зафиксировать в ученическом договоре (соглашении об обучении). Ведь «пропорционально неотработанному времени» можно понимать по-разному. Например, расчет можно вести как в рабочих, так и календарных днях.

На практике обычно используют календарные дни (апелляционное определение Московского городского суда от 02.07.2018 по делу № 33-228629/2018).

Пример 1. Фрагмент ученического договора с условием о порядке расчета сумм, подлежащих компенсации (обычный порядок)

6.3.3. Расчет компенсации, подлежащей выплате Работником Работодателю, осуществляется в следующем порядке:

N = S / К × (К – Х),

N– сумма компенсации;

S– общая сумма расходов Работодателя на обучение Работника;

К– количество календарных дней, подлежащих отработке;

Х– количество календарных дней, фактически отработанных Работником.

Рассмотрим ситуацию на конкретном примере.

По условиям соглашения обучаемый работник обязуется отработать в компании 2 года (730 календарных дней – К) с момента окончания обучения, а в случае увольнения до истечения данного срока – возместить средства, затраченные на обучение, пропорционально фактически отработанному времени. Стоимость обучения на курсах повышения квалификации составила – 150 000 рублей (S). Работник отработал в компании с 10 марта 2018 года по 8 февраля 2019 года – 335 дней (Х).

Считаем сумму компенсации: 150 000 / 730 × (730 – 335) = 205,48 × 395 = 81 164,38 руб.

В рамках льготной схемы можно ускорить время «сгорания» суммы расходов или вообще освободить от выплат. Например, определить, что в течение первых трех месяцев работы погашается ½ общей суммы долга. Остальная считается распределенной на оставшийся временной период.

Пример 3. Фрагмент ученического договора с условием о порядке расчета сумм, подлежащих компенсации (льготный порядок)

6.3.3. В случае прекращения трудового договора без уважительных причин Работник возмещает Работодателю расходы в следующем порядке:

6.3.3.1. При увольнении до истечения 3 месяцев с даты окончания обучения Работник возмещает часть расходов пропорционально неотработанному времени. Расчет производится в соответствии со следующей формулой:

N = S / К × (К – Х).

6.3.3.2. При увольнении после истечения 3 месяцев с даты окончания обучения Работник возмещает часть расходов пропорционально неотработанному времени исходя из величины половины фактически понесенных Работодателем расходов. Расчет компенсации осуществляется в следующем порядке:

N = S / 2 / К × (К – Х).

6.3.3.3. В целях исчисления подлежащей выплате компенсации в соответствии с подп. 6.3.3.1–6.3.3.2 принимаются следующие обозначения:

N– сумма компенсации;

S– общая сумма расходов Работодателя на обучение Работника;

К– количество календарных дней, подлежащих отработке;

Х– количество календарных дней, фактически отработанных Работником.

3. Стороны вправе заключить соглашение о порядке выплаты причитающейся работодателю компенсации, в котором определить не только возможность для работодателя удержать сумму, превышающую средний заработок работника, но и установить график платежей после прекращения трудового договора.

Отметим, в профессиональной литературе высказывается мнение, что работодатель при расчете работника не вправе производить удержание из заработной платы. Мотивируется это сугубо теоретическим посылом – право получить возмещение возникает только с момента прекращения трудового договора, но если трудовой договор прекратился, то и право организации на удержание прекратилось одновременно с ним. Практика, и это очень хорошо для работодателя, не восприняла этот посыл.

Да и согласитесь, даже если работник в последний момент передумает увольняться, ему не понадобится выплачивать расчет, а значит, и удержание не будет произведено. То есть работодатель не выйдет за пределы полномочий, предоставленных ему ТК РФ.

Считаем срок отработки: спорные моменты

Среди сложных вопросов, связанных с расчетом компенсации, есть и вопрос расчета срока отработки. Допустим, мы установили, что работник должен отработать год. Включаются ли в этот срок периоды, когда он не выполнял свои трудовые обязанности? Должны ли мы дифференцировать такие периоды по основаниям их возникновения?

Прерывается ли этот срок призывом сотрудника на военные сборы? Или нахождением на больничном? А если сразу за больничным работник уйдет в отпуск по беременности и родам и/или уходу за ребенком до 1,5/3 лет?

Что будет, если он возьмет отпуск за свой счет? Вариантов и вопросов достаточно много. ТК РФ не содержит ответа ни на один из них. Причем подходы с позиции компании и работника в данной ситуации диаметрально противоположны.

Организация заинтересована в том, чтобы сотрудник применял на практике полученные знания, ведь ради этого его и отправили учиться. Работник, в свою очередь, заинтересован, чтобы отработка прекратилась как можно быстрее. Ведь она выступает по сути «обременением» его труда. Принцип «работай или плати» нравится далеко не всем.

Судебная практика также не дает нам однозначных ответов на данные вопросы.

Мы предлагаем при определении, что включать в срок отработки, руководствоваться двумя принципами:

1) оплаты.Если данное время оплачивается работодателем, то логично, что и в расчет отработки оно будет включено. Соответственно, в период отработки мы включаем ежегодные отпуска и учебные отпуска;

Еще по теме:  В каких случаях не выплачивают отпускные имеет ли право работодатель не платить отпускные

2) независимости от воли работника.Если обстоятельства возникают помимо желания работника, то и возлагать на него неблагоприятные последствия нельзя. Руководствуясь вторым принципом, в срок отработки мы включаем время болезни (подтвержденное листами нетрудоспособности), время выполнения государственных или общественных обязанностей (военные сборы, участие в суде в качестве присяжного и т. п.).

Кроме этих двух принципов существуют еще и периоды, которые по своей природе являются неотъемлемой частью трудового графика, хотя сотрудники в них и не работают. Это законные выходные и нерабочие праздничные дни. Они, на наш взгляд, также должны включаться в период отработки.

С определенной долей условности сюда же можно отнести и предоставление декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком.

Впрочем, сейчас мы озвучиваем позицию, минимизирующую риски работодателя, то есть направленную на максимальную реализацию всех возможных прав работника. Принимать этот подход или нет – право самой организации. В принципе, ничто не мешает включить в ученический договор более жесткие условия по расчету отработки. Например, предоставление отпуска по уходу за ребенком до трех лет может прерывать течение срока отработки.

Такие отпуска достаточно продолжительны по времени и основанием для их предоставления являются события, во многом связанные с волей работника. Включение их в период отработки, на наш взгляд, в значительной мере нарушит баланс интересов работника и работодателя. Но это спорно, вполне возможно, что суд посчитает иначе.

Тем более что встает еще и вопрос о целесообразности: сможет ли работник грамотно применить полученные при обучении знания и навыки после того, как 3 года будет пребывать в отпуске по уходу за ребенком?

Если в ученическом договоре периоды, прерывающие срок отработки, не зафиксированы, то общая формулировка ТК РФ об обязанности отработать буквально означает, что сотрудник в течение оговоренного сторонами срока обязуется не прекращать трудовых отношений. При этом при наличии законных оснований он может не исполнять возложенную на него трудовую функцию. Поэтому при любых обстоятельствах максимально подробный порядок расчета периода отработки необходимо включать в текст ученического договора.

Пример 4. Фрагмент ученического договора о периодах, включаемых в срок отработки

  • нерабочие праздничные и выходные дни, установленные согласно действующему законодательству;
  • время фактически 1 предоставленных Работнику ежегодных оплачиваемых отпусков;
  • время отпуска, предоставленного Работнику, усыновившему ребенка;
  • дополнительные выходные дни, предоставленные Работнику как родителю, ухаживающему за ребенком-инвалидом;
  • время временной нетрудоспособности Работника, подтвержденное в соответствии с требованиями действующего законодательства листком нетрудоспособности;
  • время выполнения Работником государственных и общественных обязанностей;
  • время фактически предоставленного Работнику дополнительного оплачиваемого отпуска по причине совмещения работы с обучением 2 в соответствии с действующим законодательством;
  • время простоя по вине Работодателя.

6.3.2. В период отработки не включаются:

  • время отсутствия на рабочем месте без уважительной причины (прогулы);
  • периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;
  • периоды отстранения Работника от работы по основаниям, определенным действующим законодательством;
  • время нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до трех лет;
  • время фактически предоставленных дополнительных неоплачиваемых отпусков лицам, осуществляющим уход за детьми;

Уважительность причин

Основополагающим для взыскания с работника компенсации является отсутствие уважительных причин при увольнении. Это один из самых спорных и сложных моментов, связанных с вопросом компенсации за обучение. Дело в том, что законодатель не дал даже приблизительного перечня. Поэтому вопрос, насколько причина уважительная, решается работодателем, исходя из конкретных обстоятельств.

Если же работник не согласится с таким решением, то останется только передать спор на рассмотрение суда. Сложно сказать, является ли данная ситуация законодательным пробелом или стала следствием того, что все причины не предусмотришь и в текст ТК РФ не включишь.

Какие обстоятельства могут служить ориентиром для определения этой категории? Мы рекомендуем обращать внимание на соответствующую профильную литературу и судебную практику. В ряде изданий, комментируя проблему определения уважительности причин, авторы указывают, что к ним, в частности, могут быть отнесены:

  • состояние здоровья работника;
  • необходимость ухода за ребенком до 14 лет либо за больным членом семьи;
  • переезд в другую местность в связи с переводом на другую работу супруга либо изменением состояния здоровья члена семьи.

Судебная практика также подсказывает нам отдельные критерии для оценки уважительности причины увольнения.

Алтайский краевой суд в апелляционном определении от 18.02.2014 по делу № 33-1401/2014 ссылался на ч. 3 ст. 80 ТК РФ. Он отметил, что можно определить уважительность причины увольнения через определение наличия у работодателя права требовать от работника заблаговременного предупреждения об увольнении.

То, что в народе называют «двухнедельная отработка». По мнению алтайских судей, отсутствие у работодателя права требовать «отработку» от сотрудника при увольнении по собственному желанию указывает на возможность не взыскивать с него расходы на обучение.

  • зачисление работника в образовательную организацию;
  • выход на пенсию;
  • наличие установленного нарушения работодателем трудового законодательства.

Нам такой подход представляется не совсем оправданным в случаях с зачислением на учебу и выходом на пенсию. Первое событие наступает по воле работника, второе связано с конкретным возрастным цензом. В обоих случаях работник может эти события «спровоцировать» (подать документы в учебное заведение или начать оформление пенсии). В этих ситуациях работодатель оказывается пострадавшей стороной, а работник явно злоупотребляет своими правами. В части же увольнения по факту установленного нарушения трудового законодательства со стороны работодателя нельзя не согласится с алтайскими судьями.

Например, отказ своевременно платить заработную плату или выплата ее не в полном размере, отказ в предоставлении полагающегося работнику отпуска – все это должно давать сотруднику право на «безвозмездное увольнение», иначе долг за обучение превращается в способ закабаления работника, а это явно нарушает право на свободу труда.

Сложной является ситуация при увольнении работника из-за переезда в другую местность.Суды не выработали единой позиции по этому вопросу. Решение будет во многом зависеть от субъективных предпочтений конкретного судьи и уже имеющейся практики по конкретному региону.

Так, практически в идентичных ситуациях Вологодский областной суд 3 не признал переезд уважительным основанием для увольнения, а Владимирский областной суд 4 поддержал работника. Определяющим в данном случае будет не сам факт переезда (который, кстати, тоже необходимо доказать надлежащим образом), а его причина.

Отсутствие ожидаемых работником премий также не является уважительной причиной для увольнения. Естественно, если компания не нарушает условия трудового договора в части выплаты заработной платы. Такие выводы подтверждаются судебной практикой.

Возврат денег за целевое обучение при увольнении

Поступить в хороший ВУЗ на бюджет иногда сложно из-за высокого конкурса. Проще сделать это по целевому направлению или ученическому договору, потому что за студента заплатит будущий или настоящий работодатель. Но после окончания ВУЗа учебу придется «отработать».

А что если выпускник «завалил» экзамены или у работодателя не нашлось для него подходящей вакансии? Право.ru сделало подборку дел, когда суды взыскивают деньги, потраченные на учебу неудавшегося специалиста или, наоборот, встают на сторону студентов.

ТОЛЬКО СЕГОДНЯ — Задайте вопрос юристу бесплатно!

    1. Задайте вопрос через через онлайн-чат

В 2013 году Дарья Писаревская* поступила в интернатуру Саратовского государственного медицинского университета по целевому направлению. По соглашению региональное министерство здравоохранения во время ее обучения обязалось ежемесячно выплачивать по 3 000 руб. и предоставить единоразовую поддержку (100 000 руб.). За это интерн обещала отработать в хирургическом отделении Петровской районной больницы пять лет.

После обучения, в конце 2014 года, Писаревская устроилась в эту больницу хирургом.

Но нужный срок она не отработала: в начале 2017-го уволилась по собственному желанию. Это специалист объяснила тем, что ее ребенку поставили инвалидность, а так как она воспитывает его одна, не может совмещать уход и работу. Но областной минздрав решил, что Писаревская все равно должна вернуть 136 000 руб. (100 000 руб. единоразовой выплаты и 36 000 стипендий).

Первая инстанция указала, что хирург должна была отработать пять лет, но не отработала и трех.

Поэтому суд взыскал 136 000 руб., такого же мнения оказалась и апелляция.

Но Верховный суд обратил внимание на то, по каким причинам девушка уволилась раньше времени. Ведь если она расторгла трудовой договор по уважительным причинам, не зависящим от нее, то возвращать деньги не должна. Это нижестоящие инстанции не исследовали, поэтому ВС вернул спор в первую инстанцию (дело № 32-КГ19-14).

В итоге Петровский городской суд Саратовской области признал инвалидность сына Писаревской уважительной причиной для увольнения. Поэтому в иске министерства суд отказал.

А по делу № 88-2126/2020 уважительной причиной увольнения «целевика» признали необходимость ухаживать за тяжелобольной матерью.

Роструд в своем письме от 18 октября 2013 года № 852-6-1 рекомендовал работодателям в соглашении об обучении прописывать причины, которые можно отнести к уважительным. Если в договоре их нет, то уважительность причин будет оценивать суд.

Проблемы со здоровьем

Андрей Гонышев* заключил с филиалом Трамвайного управления ГУП «Мосгортранс» ученический договор. Работодатель должен был оплатить его учебу на водителя трамвая (сумма обучения из акта вымарана), а Гонышев обещал проработать два года по полученной специальности в Трамвайном управлении. Ученик окончил курсы, получил права категории «Tb» (трамвай) и устроился на работу.

Но потом врачи обнаружили у него заболевание, которое требовало перевода на легкий труд: без физической нагрузки и длительного пребывания в одной позе.

Поскольку Гонышев уже не мог работать водителем по состоянию здоровья, он попросил уволить его из Трамвайного управления. Так как в общей сложности водитель не проработал два года (даты из решения вымараны), управление решило взыскать с сотрудника деньги, потраченные на обучение. Первая инстанция иск удовлетворила, но ее поправил Мосгорсуд.

Он решил, что именно заболевание помешало дальше работать водителем трамвая.

А в этом случае он освобождается от исполнения обязательств по ученическому договору (дело № 33-1601/2020).

В 2014 году Альбина Губасова* заключила с ОАО «Российские железные дороги» договор о целевом обучении. Как в нем было написано, «РЖД» оплачивает ее обучение в Петербургском государственном университете путей сообщения по специальности «Эксплуатация железных дорог», а потом выпускница 5 лет работает в структурном подразделении компании.

21 марта, 13:28
1 апреля, 9:18

После окончания вуза, по словам «РЖД», сотрудник отдела кадров связалась с выпускницей и предложила ей вакансию дежурного по вокзалу (это помощник начальника железнодорожной станции). Так как Губасова отказалась, общество обратилось в суд, чтобы взыскать с нее деньги, потраченные на обучение (142 000 руб.), стипендии (85 500 руб.), штраф (455 000 руб.) и расходы по оплате госпошлины (10 000 руб.). Первая инстанция согласилась, что Губасова свои обязательства по договору не выполнила, и взыскала с нее в общей сложности 437 500 руб.

Без изменения решения оставила и апелляция.

Выпускница с этим не согласилась. Она уверяла, что после окончания университета ей должным образом не предложили вакансию. Устные же переговоры ни к чему не привели, ей не направили проект трудового договора (дело № 88-3873/2021).

Третий кассационный СОЮ указал, что судам следовало проверить, надлежаще ли уведомили «целевика» о вакансии. В материалах дела таких документов нет. А если выпускнице сообщили о ставке, то могла ли ее занять Губанова: соответствует ли должность ее образованию?

Кассация вернула спор в апелляцию, при повторном рассмотрении суд снял дело с рассмотрения (причина в карточке дела не указана).

Семён Гараян, старший юрист БА «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» × поделился, что в практике бюро было несколько подобных судебных споров.

Мы выиграли их, потому что доказали: отсутствие у работодателя предложений о вакансии — это самостоятельное основание для отказа в удовлетворении требований о взыскании расходов на обучение.

Семён Гараян, старший юрист БА «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» ×

Гараян подчеркнул, что если работодатель предлагает иные условия труда, вместо тех, что были прописаны в договоре, то студент тоже может не согласиться на ставку. Возмещать деньги он не должен.

Правда, если выпускникам предлагают «декретные» ставки, отказ неправомерен, если в договоре нет обязательства предоставить работу на неопределенный срок, следует из акта Пермского краевого суда по делу № 33-12270/2017.

Александр Пчелин, консультант практики «Разрешение споров» ЮК «Лемчик, Крупский и Партнеры» Лемчик, Крупский и Партнеры × , советует студентам письменно запрашивать, если ли у работодателя подходящая для него свободная ставка. Письменное уведомление можно использовать как доказательство в суде.

Предъявили неправильное требование

В 2009 году Юлия Давыдова* поступила в Майкопский государственный технологический университет по целевому направлению от министерства здравоохранения Адыгеи. По условиям договора, после обучения она должна была 5 лет отработать в учреждениях здравоохранения республики, а в случае отказа вернуть министерству потраченные на ее учебу деньги (почти 530 000 руб.). В 2015 году Давыдова окончила университет, а на следующий год устроилась акушером-гинекологом в одну из городских больниц, только не Адыгеи, а Ямало-Ненецкого автономного округа.

В 2017-м министерство направило Давыдовой претензию о том, что она должна «отработать» именно в своем регионе.

Давыдова не признала требования, и министерство обратилось в суд в пределах трехлетнего срока исковой давности.

Ведомство настаивало, что студентка должна вернуть почти 530 000 руб., затраченных на ее обучение, так как условия контракта она не выполнила. Истец сослался на ст. 310 ГК («Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства»): сторона договора не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательства.

С этим согласилась первая инстанция и удовлетворила иск министерства.

Решение осталось в силе в вышестоящих инстанциях.

Затем Давыдова пожаловалась в ВС (дело № 70-КГ19-3). Коллегия сочла, что суды неправильно поняли природу договора о целевом направлении: к нему нужно было применять нормы трудового законодательства, а не ГК. В итоге решения судов ВС отменил, а спор вернули в первую инстанцию.

Рассматривая дело повторно, городской суд указал, что в соответствии со ст. 392 ТК («Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора») у работодателя есть год для того, чтобы взыскать с сотрудника ущерб. А министерство направило иск только спустя два года (ведомство считало, что срок исковой давности составляет 3 года).

В итоге суд оставил иск министерства без удовлетворения.

Эту позицию ВС подтвердил и по делу № 16-КГ21-11-К4, которое рассмотрел в июне 2021 года. С Дарьи Тимченко*, которая не отработала целевое направление в медицинский вуз, три инстанции взыскали не только стоимость ее обучения (391 000 руб.), но и проценты за пользование чужими деньгами (2 500 руб.). Суды пришли к выводу, что между Тимошенко и администрацией возникли гражданско-правовые отношения.

Иного мнения был ВС.

Коллегия указала, что к спорным отношениям нельзя применять нормы ГК, в том числе нельзя взыскивать со студента проценты за пользование чужими деньгами. Акты нижестоящих инстанций она отменила, а дело вернула в первую инстанцию. Повторно его еще не рассмотрели.

Ольга Рогачева, адвокат АК «Бородин и Партнеры» Бородин и Партнеры × , говорит, что к отношениям по целевому обучению суды обычно применяют трудовое законодательство. Так, по делу № 88-1597/2021 Шестой кассационный СОЮ решил, что так как контракт заключен с целью дальнейшего трудоустройства после обучения студента, то такой договор по смыслу ч. 1 ст. 198 ТК («Ученический договор») является ученическим.

Работодатель может взыскать расходы на обучение, если ученик не окончил его или не сдал экзамены. Так произошло по делу № 88-5591/2021. В январе 2019 года сотрудник вагонного эксплуатационного депо в Нижнем Тагиле Иван Учаев* заключил с ОАО «РЖД» ученический договор.

Еще по теме:  ГПК РФ Статья 209. Вступление в законную силу решений суда.[read]

Он должен был получить новую специальность в подразделении Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций, а общество обязалось оплатить его учебу. Программа была рассчитана на полгода. Учаев плохо учился, не сдал один из экзаменов, поэтому его отчислили.

После этого он попросил уволить его с работы по собственному желанию.

В депо его заявление подписали, но подсчитали, сколько потратили на его обучение. Всего получилось 133 000 руб.: около 43 000 стоила сама переподготовка, 87 000 руб. ему заплатили в качестве стипендии. 41 000 руб. удержали с зарплаты Учаева при увольнении.

Оставшуюся часть (92 000 руб.) «РЖД» решила взыскать через суд.

Первая инстанция решила, что бывший сотрудник должен возместить средства, потраченные на его учебу. Возвращать деньги, которые ему выплатили в качестве стипендии, не нужно, потому что выплата не превышала его дохода в месяц. Так работодатель сохранял среднюю зарплату по основному месту работы.

В итоге суд взыскал в пользу «РЖД» около 6 000 руб. (потому что остальную часть за обучение уже взыскали с зарплаты Учаева).

Студент пропал без причин

Если же студент после обучения пропал и не «отработал» целевое направление без уважительных причин, то деньги за учебу придется вернуть. Так, в 2014-м Анна Попова* поступила на юрфак МГУ по целевому направлению от Следственного комитета России. В соглашении было указано, что после окончания университета она обязана явиться в ведомство и заключить с ним трудовой договор на 5 лет (отработать либо в самом СКР, либо в территориальных органах). В 2018-м Попова окончила университет, 4 года ее учебы обошлись федеральному бюджету в 1,1 млн руб.

В Следственный комитет после получения диплома студентка так и не пришла, поэтому ведомство обратилось в суд, чтобы компенсировать затраты на ее образование.

Первая инстанция решила, что выпускница не приступила к работе без каких-либо уважительных причин, поэтому удовлетворил иск СКР. Без изменения это решение оставила и апелляция (дело № 33-3264/2020).

* имена и фамилии изменены редакцией

  • Верховный суд РФ
  • Гражданский процесс

ВС решал, должен ли «целевик» вернуть деньги за учебу

Студентка поступила в медицинский ВУЗ по целевому направлению. После университета она должна была отработать пять лет в государственной больнице, но спустя год уволилась, поступив в ординатуру. Должна ли она возвращать деньги за обучение, решали суды.

Три инстанции решили, что да, но Верховный суд оказался другого мнения.

Гражданская коллегия указала, что нижестоящие суды неправильно поняли природу договора о целевом направлении.

В августе 2012 года администрация города Камышин дала Дарье Тимошенко целевое направление в ВУЗ. Тимошенко поступила в Волгоградский медуниверситет на специальность «Лечебное дело» вне конкурса, а ее обучение оплатила администрация города. Девушка заключила трехсторонний договор о целевом направлении с городской больницей и комитетом здравоохранения администрации города, а после ликвидации последнего – с комитетом по образованию.

По условиям, после обучения «целевик» должен пять лет проработать в городской больнице. А спустя еще несколько месяцев стороны заключили допсоглашение. В нем указали, что муниципалитет должен обеспечить еще и послевузовское профобразование (то есть интернатуру).

За 6 лет (с 2012 по 2018) администрация города Камышин заплатила за ее учебу 462 000 руб.

После университета Тимошенко планировала продолжить обучение и пойти в ординатуру (к тому времени интернатуру отменили, и получать специализацию можно было в ординатуре), но по ее словам, местная администрация ничего ей не ответила по поводу дальнейшей оплаты. Поэтому сразу после получения диплома выпускница приступила к работе терапевтом в одной из городских больниц Камышина, как и требовал договор с местной администрацией. Но вместо пяти лет она отработала около года.

В августе 2018-го она попросила уволить ее по собственному желанию из-за поступления в ординатуру.

Тимошенко объяснила, что администрация города не согласилась оплатить ей учебу, поэтому она получит образование за свой счет. Главврач подписал заявление об увольнении, а вот местная администрация оказалась против. Она посчитала, что за 11 месяцев работы в больнице Тимошенко отработала лишь часть расходов на учебу (70 500 руб.).

Чтобы вернуть оставшуюся сумму, комитет по образованию администрации Камышина обратился в суд.

Взыскал неотработанное «целевое»

Истец просил взыскать почти 391 000 задолженности (из общей суммы обучения 462 000 руб. вычли 70 500 «отработанных») и 2 500 руб. процентов за пользование чужими деньгами. С требованиями Тимошенко не согласилась. Молодой врач решила, что администрация не выполнила свои обязанности.

По соглашению ей должны были обеспечить послевузовское профессиональное образование, но за обучение в ординатуре по факту она платит сама.

Камышинский городской суд пришел к выводу, что между Тимошенко и администрацией возникли гражданско-правовые отношения, и применил нормы ГК. Суд учел, что согласно ст. 309 ГК («Общие положения») стороны должны исполнять обязательства надлежащим образом.

Первая инстанция отметила, что истец оплатил обучение, а вот Тимошенко свои обязанности по договору не выполнила и не отработала в больнице пять лет. Поэтому городской суд удовлетворил иск администрации и взыскал с молодого врача почти 394 000 руб. (дело № 2-35/2020). Решение устояло в апелляции, без изменения его оставила и кассация.

Тогда Тимошенко пожаловалась в Верховный суд.

Вынужденно оплатила ординатуру сама

Дело № 16-КГ21-11-К4 тройка судей ВС под председательством Людмилы Пчелинцевой рассмотрела 28 июня. На заседании не было представителей администрации, а интересы Тимошенко представлял ее отец Роман Тимошенко (практикующий врач, имеющий и юридическое образование). Правда, «тройка» изучила его доверенность и выяснила, что срок ее истек еще в прошлом году.

Председательствующий не разрешила ему представлять интересы ответчицы. После этого ее коллега Светлана Фролкина зачитала материалы дела и жалобу. Там говорилось, что допсоглашение обязывает администрацию города отправить студентку на дальнейшее обучение (послевузовское профобразование), чтобы та получила специализацию.

– Вот эту специализацию она получила за счет собственных средств? – уточнила Пчелинцева.

– Получается так, – ответила Фролкина.

– Она работает сейчас? – спросила Пчелинцева у отца Тимошенко.

– Она сейчас сдает экзамены в ординатуре. Она обращалась [в администрацию города], чтобы ее направили учиться в ординатуру. А потом была вынуждена поступать сама.

По результатам сдачи экзаменов в ВУЗе она набрала баллы и они бы сгорели, если бы она не поступила два года назад. Пришлось бы проходить переаттестацию и снова сдавать экзамены, -–объяснил Тимошенко.

После этого «тройка» удалилась в совещательную комнату. Выйдя из нее, Фролкина огласила решение коллегии: акты трех инстанций отменить, а дело вернуть в первую инстанцию. Пчелинцева объяснила, что нижестоящие суды неправильно поняли природу договора: к нему нужно было применять нормы трудового законодательства, а не ГК.

  • Верховный суд РФ
  • Гражданский процесс

Не возвращать деньги за целевое обучение после увольнения по уважительной причине

Будущие студенты нередко заключают договоры с организациями для зачисления на целевое обучение. Особенность данной формы следующая: заключая договор, организация обязуется оплатить весь срок обучения в ВУЗе. Студент, в свою очередь, после завершения обучения должен трудоустроиться в организации, оплатившей его обучение, и проработать оговоренное количество лет.

Не исключается и нарушение договора. Иногда одна из сторон отказывается выполнять свои обязательства и возмещать оговоренные суммы, с чем затем разбирается суд.

Фабула дела

Между центральной районной больницей и студентом медицинского университета был заключён договор, по которым больница обязалась оплатить обучение гражданина в интернатуре. В свою очередь, студент обязался освоить учебную программу и устроиться на работу в ЦРБ. В случае неисполнения студентом указанных условий, он обязан возместить больнице в течение 6 месяцев расходы, связанные с оплатой его обучения, и выплатить штраф в трёхкратном размере этих расходов в случае неисполнения обязательств по трудоустройству.

Устроенный на работу в августе, молодой специалист был уволен уже в ноябре за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. Несогласный с увольнением и формулировкой мужчина отправился в суд с иском о признании увольнения по названному основанию незаконным, об изменении даты и формулировки основания увольнения.

Позиции судов

Суд в стал на сторону специалиста, обязав ЦРБ изменить дату и формулировку основания увольнения на увольнение по собственному желанию, а также взыскать в пользу него зарплату за время вынужденного прогула.

В январе следующего года трудовые отношения прекращены по инициативе работника. Еще немногим позднее главврач ЦРБ направил в адрес бывшего работника требование об оплате расходов, понесённых больницей на его обучение в университете, в размере 110 000 руб. и в связи с досрочным прекращением трудовых отношений — штрафа в размере 330 000 рублей. Данное требование исполнено не было.

Однако согласно материалам дела врач, ещё будучи интерном, обращался в суд с иском к центральной районной больнице о расторжении договора об обучении в связи с существенным нарушением больницей его условий. Суд отказал в удовлетворении требований. Требования же больницы были частично удовлетворены.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования центральной районной больницы о взыскании с гражданина расходов, затраченных на его обучение в медицинском университете, суд первой инстанции сослался на положения статей 309, 310, 421 Гражданского кодекса, статей 207, 249 Трудового кодекса и указал на то, что специалист не выполнил условие договора отработать в ЦРБ не менее пяти лет после завершения обучения в университете, прекратил трудовые отношения с больницей по собственному желанию, в связи с чем обязан возместить больнице расходы, затраченные на его обучение, пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

Такой вывод поддержали апелляционная и кассационная инстанции.

Позиция Верховного суда

Верховный суд, ссылаясь на ст. 249 ТК РФ, напомнил, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счёт средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесённые работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Однако при наличии уважительной причины, препятствовавшей осуществлению работником трудовой функции у работодателя, за счёт средств которого работником получено соответствующее образование, то есть при отсутствии вины в действиях (бездействии) работника, понесённые работодателем в связи с обучением работника расходы возмещению работником не подлежат.

При этом положениями статей 207, 249 ТК РФ не установлен перечень уважительных причин, при наличии которых работник освобождается от возмещения работодателю затрат на его обучение.

Тем не менее, перечень причин, обуславливающих невозможность продолжения работником работы, предусмотрен статьёй 80 ТК РФ. К таким причинам, в частности, относится зачисление работника в образовательное учреждение, выход на пенсию, установленное нарушение работодателем законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора (часть третья статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации). Данный перечень не является исчерпывающим.

Таким образом, суды в каждом конкретном случае должны устанавливать причину, по которой студент не отработал в организации , и каков характер этой причины — уважительный или нет.

В данном случае работодатель допустил грубое нарушение трудовых прав Гражданина, в связи с чем последний не смог продолжить работу.

Таким образом, Верховный суд определил отменить принятые решения и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Увольнение с РЖД и выплата расходов за обучение по целевому договору

Добрый день! Ситуация следующая. В 2015 году был заключен договор с РЖД о целевом обучении в СамГУПС, после которого я обязан отработать 5 лет на РЖД.

В 2020 году трудоустроился.

В договоре написано, что в случае увольнения по собственному желанию, я обязан в течение 3 месяцев возместить расходы на обучение и другие меры социальной поддержки, и выплатить штраф в двухкратном размере расходов.

Почитал историю подобных дел. Так понял, что суд, как правило, уменьшает штрафы, т.к. двухкратный размер их не соразмерен действительным убыткам. Понимаю, что необходимо будет выплатить расходы на обучение и на прочие меры соц поддержки.

Мне необходимо узнать последовательность действий после написания заявления на увольнение. Как я понял, после моего увольнения РЖД выставит мне претензию и сумму для оплаты (насколько мне известно, примерная сумма вместе со штрафом будет около 600 тыс. руб.). Т.к. я готов выплатить сумму расходов, но не готов выплачивать штрафы, что мне необходимо делать в данном случае?

Писать отказ от оплаты?

Тогда, как я понимаю, РЖД будет решать данный вопрос через суд.

Следующий момент. Допустим, суд присудит мне выплатить только расходы, при этом штрафы признает недействительными. Что будет дальше?

Есть ли у меня какое-то время, чтобы выплатить эту сумму без участия судебных приставов? Или же дело сразу уйдет к судебным приставам?

Если есть возможность выплатить присужденную сумму сразу, будет ли само судебное дело влиять как-либо на мою кредитную историю и на дальнейшее трудоустройство?

Надеюсь, Вы правильно поймете суть моего вопроса.

Показать полностью
18 января 2021, 10:11 , Николай, г. Москва
Ответы юристов

Александр Тюняев
Юрист, Компания «Правовой Дальневосточный Департамент», г. Хабаровск
Общаться в чате

Уважаемый Николай!
На трудоустройство и кредитную историю влиять не будет.
Время для оплаты, безусловно, будет.
Дополнительно, стоит в суде занять следующую позицию — оплата стоимости обучения в случае расторжения целевого договора была предусмотрена лишь в 2019 году Федеральным законом от 03.08.2018 N 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения.Таким образом, если с Вами не было заключено доп. соглашение после 2019 года, то за само обучение платить не нужно.
Взыскать они могут затраты на меры социальной поддержки:

Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:
1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем

2) обеспечение питанием

4) транспортное обеспечение

5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;

По неустойке — запрет на снижение законной неустойки (штрафа) отсутствует, она может быть снижена по правилам ст. 333 ГК РФ. Такой вывод следует из п. п. 69, 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств».Поскольку данная неустойка установлена не за нарушение денежного обязательства (а за неисполнение иного обязательства — отработать у истца по окончании обучении определенный срок), соответственно, правила п. 6 ст.

395 ГК РФ (о невозможности уменьшения неустойки ниже однократного значения ключевой ставки ЦБ России) не применяются, что следует из абз. 2 п. 76 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (п.п. 3, 4 ст.

Еще по теме:  Выплаты на детей после получения гражданства РФ.[read]

1 ГК РФ), такое разъяснение дано в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».
Пример судебной практики конкретно с РЖД — Решение № 2-990/2019 2-990/2019М-684/2019 М-684/2019 от 24 июня 2019 г. по делу № 2-990/2019 (Ленинский районный суд г. Ярославля (Ярославская область)

Похожие записи:

  1. 450 тысяч на погашение ипотеки многодетным семьям в 2023 году кто может получить
  2. 5 банков гарантированно выдающих кредит в декретном отпуске
  3. Cколько занимает времени, длится приватизация квартиры — сколько делается приватизация квартиры по
  4. Cоглашение о детях при разводе

Обучение по целевому направлению и отчисление: может ли целевик восстановиться после отчисления (условия, возможности, правила и пр.)

На сегодняшний день существуем масса способов увеличить шансы на поступление в вуз на желаемую специальность или факультет. Одним из выгоднейших способов профессионального становления с гарантией трудоустройства выступает участие в целевом обучении.

Обучение по целевому направлению и отчисление: может ли целевик восстановиться после отчисления (условия, возможности, правила и пр.)

На сегодняшний день существуем масса способов увеличить шансы на поступление в вуз на желаемую специальность или факультет. Одним из выгоднейших способов профессионального становления с гарантией трудоустройства выступает участие в целевом обучении.

Краткая характеристика целевых программ при колледжах и вузах

Целевое обучение – один из уникальнейших проектов в системе профессионального образования, который приносит выгоду всем участникам:

Участники целевого обучения

  • Вуз, обучая «направленного к нему студента», получает финансовую выгоду, так как образовательные услуги, а также дополнительные параметры в рамках договоренности (стипендия, проживание в общежитии, учебные пособия и пр.) оплачивает целенаправитель (потенциальный работодатель);
  • Организация, направившая индивида на обучение в рамках конкретной специальности (с учетом потребности в конкретном квалифицированном специалисте), обретает потенциального сотрудника, который должен будет «отработать» в ней по окончании программы в течение определенного срока. Если выпускник откажется отрабатывать свои «обязанности», то ему предстоит возместить все понесенные компанией расходы на его подготовку;
  • Студент-целевик, пользуясь шансом, обретает специальность бесплатно, но при строгом соблюдении всех договоренностей и правил.

Обучение или направление называется целевым, потому что студент приходит с соответствующим документом (целевое направление) в конкретный вуз на определенную специальность. Она выбирается им лично или по согласованию с направителем (именно он имеет право решающего голоса, исходя из кадровых потребностей).

Немногие знают, что целевые программы существуют как при университетах, так и при колледжах. В последнем случае они встречаются реже и в меньшем ассортименте. Об особенностях целевого набора в заведения профессионального образования и специфике обучения целевиков мы писали ранее.

В большинстве случаев данные программы реализуются в сфере здравоохранения или промышленной среде.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Требования, предъявляемые к студентам-целевикам

Студент-целевик – это учащийся образовательного заведения, постигающий профессиональные горизонты на определенных условиях. В данной схеме будет задействовано три участника:

  • Активная сторона– учебное заведение, которое будет заниматься подготовкой специалиста, а также студент – постигающий образовательную программу определенного уровня;
  • Пассивная сторона– направитель или потенциальный работодатель, готовый инвестировать в студента и принять его на работу по мере получения диплома об образовании.

В рамках целевых программ к студентам предъявляют требования и университет, и «целевая организация». Притом учащийся обязан соответствовать критериям каждой из сторон, в противном случае он рискует попасть в ряды отчисленных на том или ином основании (на фоне несоответствия параметрам или условиям договора).

В стенах учебного заведения действуют единые правила для всех учащихся, притом целевиков зачастую соотносят с бюджетниками. В данном случае для того, чтобы остаться «на плаву» достаточно не нарушать классические каноны:

  • Аккуратный и сдержанный внешний вид;
  • Посещение всех занятий, предусмотренных учебным планом и расписанием занятий;
  • Своевременное выполнение и сдача домашнего задания, письменных работ;
  • Своевременное прохождение аттестаций (зачётов, сессий, тестирований и пр.), оперативная ликвидация (или профилактика) академической задолженности;
  • Соблюдение внутривузовской культуры и этики: субординация, дружелюбие, авторская этика, участие в университетских секциях и мероприятиях, активное участие в жизни профильный кафедры и пр.

Вышеописанные каноны действуют в отношении всех учащихся вуза, в том числе затрагивая целевиков.

Направитель (потенциальный работодатель, выдавший целевое направление) также может установить определенные требования к студенту и указать их в договоре на обучение. К данной категории относят следующие постулаты:

  • Обучение строго по конкретной специальности, направлению подготовки, в рамках определённой ступени (бакалавриат, магистратура). То есть студент-целевик не имеет права перевестись в иное учебное заведение или на другую специальность (внутри вуза), изменить формат обучения без одобрения целенаправителя.
  • После окончания обучения студент обязан отработать на территории направляющей организации в течение определенного периода времени, оговоренного в договоре. После «отработки» он может как остаться в компании, так и уволиться по собственному желанию. Если же целевик отказывается выполнять данное условие, то ему предстоит компенсировать расходы целенаправителя на его образование.
  • «Направляющая организация» имеет право прописать конкретные требования в части успеваемости и поощрений студента, так как именно на нее возлагается обязанность по выплате стипендий. Более того, компания заинтересована в выпуске высококвалифицированного специалиста. К данной категории требований можно включить: успеваемость студента (например, она должна быть сугубо положительной, при наличии отметки «удовлетворительно» студент может быть лишен стипендии или вовсе отчислен и пр.).

Обратите внимание, что требования в части успеваемости на сегодняшний день является добровольным и включается в условия договора по решению работодателя. Но не исключено, что в ближайшее время оно станет обязательным элементом в рамках целевого обучения.

Особенности отчисления студента-целевика

Казалось бы, обучение студента в рамках целевой программы – одно удовольствие, где нет места преградам, сложностям и риск отчисления находится на нуле. На самом же деле, учащихся в рамках целевого обучения отчисляют на общих основаниях с учетом всех заявленных и прописанных в договоре об оказании образовательных услуг требований.

Студентов-целевиков отчисляют из колледжей и вузов и это факт!

Схема отчисления студента, осваивающего специальность в рамках целевой программы, классическая. Во-первых, для реализации столь серьезного решения нужны соответствующие основания, то есть нарушение требований одной из сторон – вуза и/или направителя.

Самые распространенные причины отчисления студентов-целевиков

Направляющая организация

Прогулы, пропуск занятий по неуважительным причинам

Несоответствие условиям и требованиям организации

Нарушение договорных обязательств

Нарушение условий договора

Студент также может быть отчислен добровольно п собственному желанию

Целевик подлежит отчислению из университета в следующих случаях:

  • Большое количество прогулов занятий по неуважительным причинам;
  • Академическая задолженность по предметам;
  • Систематическое нарушение условий договора (в том числе, если направляющая организация не исполняет финансовые обязанности по оплате образовательных услуг за подопечного);
  • Снижение успеваемости, если данный критерий целенаправитель прописал в договоре;
  • И пр.

В целом, система «наказания» в отношении студента-целевика ничем не отличается от требований и правил, действующих в отношении всех остальных видов учащихся: типичный студент, студент-льготник, студент с ОВЗ и пр.

То есть учащегося в рамках целевой программы могут отчислить из колледжа или вуза только по его же вине, то есть на фоне нарушения им условий договора. Ни образовательное заведение, ни работодатель не заинтересованы в преднамеренном отчислении студента.

Обратите внимание, что отчисление целевика по собственному желанию никто не отменял. Данный вариант также возможен.

Более того, независимо от причины отчисления, бывший студент обязан возместить направителю затраченную на его подготовку сумму.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Специфика процедуры восстановления бывшего целевика в вузе

Все известно, что независимо от причины отчисления из вуза, каждый «бывший студент» имеет право на восстановление в течение ближайших 5 лет. Данный срок начинает отсчет с даты выхода в свет соответствующего приказа об отчислении.

Индивид, постигающий целевую программу, также обладает правом восстановления в вузе! При этом у целевика будет несколько вариантов развития событий для продолжения профессионального развития и становления.

Вариант №1. Восстановление на платное обучение. Данный способ самый распространённый и простейший, одновременно с этим – наиболее доступный и выгодный для студента и вуза.

Для его реализации достаточно инициативы и заявления студента, а также наличия свободного коммерческого места при вузе в рамках интересуемой студента специальности.

Обратите внимание, что восстановиться можно, как по ранее осваиваемой образовательной программе, так и на новую специальность (главное – учесть академическую разницу и оперативно ее перекрыть). В этом проявляется серьезный плюс восстановления отчисленного целевика.

Вариант №2. Восстановление на бюджетное место. Этот сценарий возможен при наличии свободных или высвобожденных мест на бюджетной основе в рамках заявленной студентом образовательной программы.

Здесь вуз не в силах предрешить судьбу, так как все бюджетные места ежегодно планируются и финансируется государством.

Вариант №3. Восстановление на целевое место. Данный вариант самый сложный, но вполне посильный для настойчивых студентов.

В этом случае необходимо согласовать возобновление «целевых отношений» с потенциальным работодателем и заручиться его согласием продолжить финансирование обучения после восстановления. Затем следует обратиться в ректорат/деканат вуза и уточнить возможность восстановления именно на целевой вакант.

Опытные юристы рекомендуют внимательно изучить устав вуза, а также условия первичного (ранее расторгнутого) договора или предварительно обратиться в вуз для уточнения: возможно ли реализовать данный вариант восстановления бывшего целевика. Некоторые вузы изначально отказываются возобновлять «целевые отношения», как с организацией, так и со студентом.

Также следует учесть, что направляющая организация также может отказать студенту в финансировании при восстановлении его статуса. Притом такое решение вполне обоснованно: подопечный уже заработал себе репутацию, нарушил условия договора, пренебрег отношением к нему, а реабилитация может оказаться аналогичной. Если отчисление целевика было на фоне форс-мажора, то шанс продолжить целевую программу все же есть.

Обращаем ваше внимание, что любой из сценариев по восстановлению студента в вузе будет основываться на обоюдном согласии сторон и заключении нового договора об оказании образовательных услуг.

Таким образом, студент целевого обучения обладает аналогичными правами, что и все остальные учащиеся. Но в то же время к нему предъявляется больше требований, которым он обязан соответствовать. Основания для отчисления учащегося целевой программы – классические и/или дополненные направляющей организацией. При этом бывший «целевик» обладает правом на восстановление в рамках любого из существующих (вышеупомянутых) сценариев.

Для его реализации достаточно подготовить классический пакет документов во главе с заявлением о восстановлении.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Не возвращать деньги за целевое обучение после увольнения по уважительной причине

Можно ли не возвращать деньги за целевое обучение после увольнения по уважительной причине?

Будущие студенты нередко заключают договоры с организациями для зачисления на целевое обучение. Особенность данной формы следующая: заключая договор, организация обязуется оплатить весь срок обучения в ВУЗе. Студент, в свою очередь, после завершения обучения должен трудоустроиться в организации, оплатившей его обучение, и проработать оговоренное количество лет.

Не исключается и нарушение договора. Иногда одна из сторон отказывается выполнять свои обязательства и возмещать оговоренные суммы, с чем затем разбирается суд.

Фабула дела

Между центральной районной больницей и студентом медицинского университета был заключён договор, по которым больница обязалась оплатить обучение гражданина в интернатуре. В свою очередь, студент обязался освоить учебную программу и устроиться на работу в ЦРБ. В случае неисполнения студентом указанных условий, он обязан возместить больнице в течение 6 месяцев расходы, связанные с оплатой его обучения, и выплатить штраф в трёхкратном размере этих расходов в случае неисполнения обязательств по трудоустройству.

Устроенный на работу в августе, молодой специалист был уволен уже в ноябре за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. Несогласный с увольнением и формулировкой мужчина отправился в суд с иском о признании увольнения по названному основанию незаконным, об изменении даты и формулировки основания увольнения.

Позиции судов

Суд в стал на сторону специалиста, обязав ЦРБ изменить дату и формулировку основания увольнения на увольнение по собственному желанию, а также взыскать в пользу него зарплату за время вынужденного прогула.

В январе следующего года трудовые отношения прекращены по инициативе работника. Еще немногим позднее главврач ЦРБ направил в адрес бывшего работника требование об оплате расходов, понесённых больницей на его обучение в университете, в размере 110 000 руб. и в связи с досрочным прекращением трудовых отношений — штрафа в размере 330 000 рублей. Данное требование исполнено не было.

Однако согласно материалам дела врач, ещё будучи интерном, обращался в суд с иском к центральной районной больнице о расторжении договора об обучении в связи с существенным нарушением больницей его условий. Суд отказал в удовлетворении требований. Требования же больницы были частично удовлетворены.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования центральной районной больницы о взыскании с гражданина расходов, затраченных на его обучение в медицинском университете, суд первой инстанции сослался на положения статей 309, 310, 421 Гражданского кодекса, статей 207, 249 Трудового кодекса и указал на то, что специалист не выполнил условие договора отработать в ЦРБ не менее пяти лет после завершения обучения в университете, прекратил трудовые отношения с больницей по собственному желанию, в связи с чем обязан возместить больнице расходы, затраченные на его обучение, пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

Такой вывод поддержали апелляционная и кассационная инстанции.

Позиция Верховного суда

Верховный суд, ссылаясь на ст. 249 ТК РФ, напомнил, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счёт средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесённые работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Однако при наличии уважительной причины, препятствовавшей осуществлению работником трудовой функции у работодателя, за счёт средств которого работником получено соответствующее образование, то есть при отсутствии вины в действиях (бездействии) работника, понесённые работодателем в связи с обучением работника расходы возмещению работником не подлежат.

При этом положениями статей 207, 249 ТК РФ не установлен перечень уважительных причин, при наличии которых работник освобождается от возмещения работодателю затрат на его обучение.

Тем не менее, перечень причин, обуславливающих невозможность продолжения работником работы, предусмотрен статьёй 80 ТК РФ. К таким причинам, в частности, относится зачисление работника в образовательное учреждение, выход на пенсию, установленное нарушение работодателем законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора (часть третья статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации). Данный перечень не является исчерпывающим.

Таким образом, суды в каждом конкретном случае должны устанавливать причину, по которой студент не отработал в организации , и каков характер этой причины — уважительный или нет.

В данном случае работодатель допустил грубое нарушение трудовых прав Гражданина, в связи с чем последний не смог продолжить работу.

Таким образом, Верховный суд определил отменить принятые решения и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Оцените статью
Поселение Игмасское
Добавить комментарий