Строительство без разрешения на строительство

По результатам анализа арбитражной практики преимущественно Северо-Западного региона и ВС РФ можно констатировать, что в 85-90% случаях, если контрольно-надзорные органы зафиксировали нарушение, избежать ответственности будет крайне трудно.

Какие аргументы можно использовать в исковом заявлении, оспаривая постановление о привлечении к ответственности (в случае, если к ней привлек орган госстройнадзора) и в отзыве на заявление в суд о привлечении к ответственности (в случае обращения с ним Прокураторы РФ)?

1. Работы, которые проводились в отношении объекта капитального строительства, не носят характер строительства/реконструкции.

Под строительством ГрК РФ понимает создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (п. 13 ст. 1 ГрК РФ).

При этом под реконструкцией («нелинейных» объектов капитального строительства) понимается изменение параметров объектов капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГрК РФ).

То есть, если были проведены работы, не связанные с капитальным строительством (созданием объекта капитального строительства, изменением его параметров), например, работы по капитальному ремонту, то они не требовали получения РнС, что исключает возможность привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Сложность заключается в том, что на практике работы по строительству/реконструкции, как правило, довольно трудно отличить от иных работ, не связанных с строительством/реконструкцией объектов капитального строительства.

В первом приближении про разграничение соответствующих работ неплохо написано в Юридическом справочнике застройка (АБ «Качкин и Партнеры») (https://www.kachkin.ru/yuridicheskiy-spravochnik-zastroyshchika/glava-1-2/#head1.2.1).

Для разграничения указанных работ в суде, как правило, придется столкнуться с назначением строительно-технической экспертизы и поиском подходящей для конкретного случая судебной практики.

2. Работы были проведены не в отношении объекта капитального строительства.

Под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).

Термин «здание» и «сооружение» раскрывается в Федеральном законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», определения термина «строение» как объекта капитального строительства законодательство РФ не содержит.

При этом получение разрешения на строительство требуется только в случае строительства/реконструкции объекта капитального строительства (ст. 51 ГрК РФ). Для возведения и изменения параметров объектов, не являющихся таковыми, получать разрешение на строительство не надо (п. 2 ч. 17 ст.

51 ГрК)[1].

Соответственно, если работы ведутся в отношении, например, сборно-разборной конструкции, не обладающей признаками капитальности, то для их проведения не требуется разрешения на строительство, что также исключает возможность привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

3. Работы по строительству/реконструкции проведены в отношении объекта капитального строительства, но не требовали разрешения на строительство.

Перечень случаев, когда не требуется получение разрешения на строительство, перечислен в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ (цитировать, пожалуй, нет смысла).

Обращаю лишь внимание, что чаще всего по этому основанию «освобождают» от административной ответственности при строительстве/реконструкции строений и сооружений вспомогательного назначения (п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).

Что относится к таковым объектам разъяснено, например, в письме Росреестра от 13.04.2020 № 3215-АБ/20 «Об объектах вспомогательного использования».

4. Работы по строительству/реконструкции проведены лицом, не обладающим обязанностью получать разрешение на строительство.

Обязанность по получению разрешения на строительство лежит на застройщике (ст. 51 ГрК РФ).

И, казалось бы, если лицо не является застройщиком (то есть лицом, обладающим правом застройки земельного участка), а является, например, подрядчиком, то оно не может подлежать привлечению к ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Но, к сожалению, слабость этого аргумента вытекает из разъяснений п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому субъектами ответственности по рассматриваемой норме могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу ст. 51 ГрК РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Однако, учитывая конкретные договорные отношения между участниками строительства, а также фактические обстоятельства дела (например, за указанное правонарушение уже был привлечен застройщик), данный аргумент есть смысл добавить в свою защиту.

5. Малозначительность.

Не следует также забывать общую норму КоАП РФ о малозначительности, предусмотренную ст. 2.9, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Определение малозначительности содержится в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

6. Назначение административного штрафа менее минимального размера.

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ либо соответствующей статьей, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Данное положение довольно часто применяется судами при рассмотрении категории дел о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

7. Замена административного штрафа на предупреждение.

Такая возможность предусмотрена положениями ст. 3.4 КоАП РФ, о которой также не стоит забывать при выстраивании своей правовой позиции.

Коллеги, в случае, если вы встречались с какими-либо иными правовыми доводами, которые помогли избежать привлечения к административной ответственности за строительство/реконструкцию без получения разрешения на строительство, буду признательна, если вы поделитесь ими в комментариях. Заранее спасибо!

[1] Представляется, что употребление термина «строительство/реконструкция» к объектам, не относящимся к объектам капитального строительства, в п. 2 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ является некорректным, так как такие объекты в принципе нельзя строить и рекоструировать в значении ГрК РФ.

ключевые слова: Административная ответственность, разрешение на строительство

Международные санкции. Работа с санкционными рисками в России

Международные санкции. Работа с санкционными рисками в России

Авторский курс С.В. Сарбаша «Актуальные проблемы договорных обязательств»

Авторский курс С.В. Сарбаша «Актуальные проблемы договорных обязательств»

Журнал «Закон»

Журнал «Закон»

Похожие материалы

Юрий Яковлев
Иван Маринин
Илья Ершов

Максим Литвинов
Юлия Саенко
Константин Лушников

Управляющий партнер

Комментарии (3)

Написать комментарий
Сергей Бредис Тольятти Частная практика
04.08.2021 — 10:20 Сергей Бредис

Все основные доводы Вами перечислены.
Восьмым пунктом можно добавить: Обоснованность и законность проведения контрольных мероприятий (выездные плановые и внеплановые проверки).
Основанием для составления протокола являются нарушения, выявленные в ходе проведения контрольных мероприятий. Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, обязательных требований, и подлежат отмене. Поэтому необходимо проверить обоснованность и законность проведения контрольных мероприятий
Девятым пунктом: Правильность составления и оформления материалов административного дела (акты проверок, протоколы, постановления, доказательства и т.д.). Документы должны не только соответствовать формальным требованиям КоАП РФ, но и отражать фактические обстоятельства (время совершения, событие правонарушения, необходимо ли было получать разрешение на строительство и т.д.).
Инспекция при рассмотрении дела должна проверить и доказать те обстоятельства на которые Вы ссылаетесь в п. 1-4 (необходимо доказать, что для строительства спорного объекта необходимо получать разрешение на строительство). Но инспекции себя этим не утруждают, а суды это не проверяют.
Считаю, что если в материалах административного дела, на момент вынесения постановления, отсутствовали доказательства того, что объект является объектом капитального строительства, объект не является строением или сооружением вспомогательного использования, то постановление является незаконным, поскольку не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление.

Но, к сожалению, на практике доводы с 1 по 4 ничего не значат для суда и суды не впечатляют.
Самым перспективным (в АС Самарской области) является довод 6, вторым 7. Тут и ГИСН не в обиде (постановление не отменили) и предприниматели довольны (штраф снизили или вообще заменили на предупреждение) и судье хорошо (ГИСН не строчит жалобы). В общем «и волки сыты и овцы целы».
В одном из протоколов инспекция так описала событие правонарушения: «По данным, автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (АИС ОГД) администрации г.о. Тольятти, информация о выдаче разрешения на строительство на земельном участке по адресу: Самарская обл., г. Тольятти …. отсутствует. На момент проведения осмотра объект построен и эксплуатируется.

Еще по теме:  Статья 322 УК РФ. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

Данными действиями юр. лицо нарушило требования ст. 51 ГрК РФ. Административная ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 1 ст.

9.5 КоАП РФ».
Доводы о том, что отсутствует событие административного правонарушения, факт строительства спорного объекта именно обществом на момент вынесения постановления не установлен (и соответственно отсутствует субъект и объективная сторона правонарушения), отсутствие в информационной системе информации о выдаче разрешения на строительство само по себе не образует состав правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, на суд впечатления не произвели. Суд больше интересовало, будет ли инспекция обжаловать решение суда, если штраф заменят на предупреждение (о назначение административного штрафа менее минимального размера общество не просило). Инспекция возражала, грозилась жалобой.

Судья после такого ответа «скисла».
Решение будет 12 августа.

Комментарий скрыт автором или модератором.
свернуть комментарии (1)
отмечено автором

Людмила Горбачёва Санкт-Петербург Старший юрист практики недвижимости и инвестиций, ООО «Легис Универсум»

04.08.2021 — 13:08 Людмила Горбачёва автор » Сергей Бредис

Спасибо большое! Хорошее добавление) Забыла написать про то, что также не стоит забывать про проверку самой процедуры привлечения к АО, проверяя протокол, полномочия, уведомления и т.д.

Комментарий скрыт автором или модератором.
отмечено автором
27.03.2023 — 9:34 Наталья Захарова

Людмила, благодарю за обзор! Без внимания остались объекты поэтапного строительства. Согласно разъяснениям ВС РФ нарушение ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ является длящимся и прекращается в момент получения разрешения на строительство либо окончания строительства объекта. В нашем случае разрешений на объект несколько, так как выдаются они на каждый этап строительства объекта, при этом стороны заключили гос. контракт на строительство целого объекта, а позднее было заключено доп. соглашение о строительстве с разбивкой на этапы, СФО).

Ростехнадзор при поэтапном строительстве объекта (в нашем случае 4 этапа) выдает акты, постановления о совершении адм. правонарушения по каждому этапу, хотя разрешения на строительства были получены до прохождения первой проверки (первого привлечения к адм. ответ.). Комментариев по аналогичным случаям не нашла, будут признательна, если коллеги поделятся опытом или приведут здесь ссылки на аналогичные ситуации с историей рассмотрения спора.

Комментарий скрыт автором или модератором.
отмечено автором

Партнёры рубрики

Земля и недвижимость

Судебная практика

Гражданское право

Как «избежать» административной ответственности за строительство/реконструкцию без разрешения на строительство (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ)?

По результатам анализа арбитражной практики преимущественно Северо-Западного региона и ВС РФ можно констатировать, что в 85-90% случаях, если контрольно-надзорные органы зафиксировали нарушение, избежать ответственности будет крайне трудно.

Какие аргументы можно использовать в исковом заявлении, оспаривая постановление о привлечении к ответственности (в случае, если к ней привлек орган госстройнадзора) и в отзыве на заявление в суд о привлечении к ответственности (в случае обращения с ним Прокураторы РФ)?

1. Работы, которые проводились в отношении объекта капитального строительства, не носят характер строительства/реконструкции.

Под строительством ГрК РФ понимает создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (п. 13 ст. 1 ГрК РФ).

При этом под реконструкцией («нелинейных» объектов капитального строительства) понимается изменение параметров объектов капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГрК РФ).

То есть, если были проведены работы, не связанные с капитальным строительством (созданием объекта капитального строительства, изменением его параметров), например, работы по капитальному ремонту, то они не требовали получения РнС, что исключает возможность привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Сложность заключается в том, что на практике работы по строительству/реконструкции, как правило, довольно трудно отличить от иных работ, не связанных с строительством/реконструкцией объектов капитального строительства.

В первом приближении про разграничение соответствующих работ неплохо написано в Юридическом справочнике застройка (АБ «Качкин и Партнеры») (https://www.kachkin.ru/yuridicheskiy-spravochnik-zastroyshchika/glava-1-2/#head1.2.1).

Для разграничения указанных работ в суде, как правило, придется столкнуться с назначением строительно-технической экспертизы и поиском подходящей для конкретного случая судебной практики.

2. Работы были проведены не в отношении объекта капитального строительства.

Под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).

Термин «здание» и «сооружение» раскрывается в Федеральном законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», определения термина «строение» как объекта капитального строительства законодательство РФ не содержит.

При этом получение разрешения на строительство требуется только в случае строительства/реконструкции объекта капитального строительства (ст. 51 ГрК РФ). Для возведения и изменения параметров объектов, не являющихся таковыми, получать разрешение на строительство не надо (п.

2 ч. 17 ст. 51 ГрК)[1].

Соответственно, если работы ведутся в отношении, например, сборно-разборной конструкции, не обладающей признаками капитальности, то для их проведения не требуется разрешения на строительство, что также исключает возможность привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

3. Работы по строительству/реконструкции проведены в отношении объекта капитального строительства, но не требовали разрешения на строительство.

Перечень случаев, когда не требуется получение разрешения на строительство, перечислен в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ (цитировать, пожалуй, нет смысла).

Обращаю лишь внимание, что чаще всего по этому основанию «освобождают» от административной ответственности при строительстве/реконструкции строений и сооружений вспомогательного назначения (п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).

Что относится к таковым объектам разъяснено, например, в письме Росреестра от 13.04.2020 № 3215-АБ/20 «Об объектах вспомогательного использования».

4. Работы по строительству/реконструкции проведены лицом, не обладающим обязанностью получать разрешение на строительство.

Обязанность по получению разрешения на строительство лежит на застройщике (ст. 51 ГрК РФ).

И, казалось бы, если лицо не является застройщиком (то есть лицом, обладающим правом застройки земельного участка), а является, например, подрядчиком, то оно не может подлежать привлечению к ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Но, к сожалению, слабость этого аргумента вытекает из разъяснений п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому субъектами ответственности по рассматриваемой норме могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу ст. 51 ГрК РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Однако, учитывая конкретные договорные отношения между участниками строительства, а также фактические обстоятельства дела (например, за указанное правонарушение уже был привлечен застройщик), данный аргумент есть смысл добавить в свою защиту.

5. Малозначительность.

Не следует также забывать общую норму КоАП РФ о малозначительности, предусмотренную ст. 2.9, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Определение малозначительности содержится в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

6. Назначение административного штрафа менее минимального размера.

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ либо соответствующей статьей, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Данное положение довольно часто применяется судами при рассмотрении категории дел о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

7. Замена административного штрафа на предупреждение.

Такая возможность предусмотрена положениями ст. 3.4 КоАП РФ, о которой также не стоит забывать при выстраивании своей правовой позиции.

Коллеги, в случае, если вы встречались с какими-либо иными правовыми доводами, которые помогли избежать привлечения к административной ответственности за строительство/реконструкцию без получения разрешения на строительство, буду признательна, если вы поделитесь ими в комментариях. Заранее спасибо!

Еще по теме:  Сколько платят за опекунство

[1] Представляется, что употребление термина «строительство/реконструкция» к объектам, не относящимся к объектам капитального строительства, в п. 2 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ является некорректным, так как такие объекты в принципе нельзя строить и рекоструировать в значении ГрК РФ.

ключевые слова: Административная ответственность, разрешение на строительство

Международные санкции. Работа с санкционными рисками в России

Авторский курс С.В. Сарбаша «Актуальные проблемы договорных обязательств»

Журнал «Закон»

Журнал «Закон»

Похожие материалы

Юрий Яковлев
Иван Маринин
Илья Ершов
Максим Литвинов
Юлия Саенко

Константин Лушников
Управляющий партнер

Комментарии (3)

Написать комментарий
Сергей Бредис Тольятти Частная практика
04.08.2021 — 10:20 Сергей Бредис

Все основные доводы Вами перечислены.
Восьмым пунктом можно добавить: Обоснованность и законность проведения контрольных мероприятий (выездные плановые и внеплановые проверки).
Основанием для составления протокола являются нарушения, выявленные в ходе проведения контрольных мероприятий. Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, обязательных требований, и подлежат отмене. Поэтому необходимо проверить обоснованность и законность проведения контрольных мероприятий
Девятым пунктом: Правильность составления и оформления материалов административного дела (акты проверок, протоколы, постановления, доказательства и т.д.). Документы должны не только соответствовать формальным требованиям КоАП РФ, но и отражать фактические обстоятельства (время совершения, событие правонарушения, необходимо ли было получать разрешение на строительство и т.д.).
Инспекция при рассмотрении дела должна проверить и доказать те обстоятельства на которые Вы ссылаетесь в п. 1-4 (необходимо доказать, что для строительства спорного объекта необходимо получать разрешение на строительство). Но инспекции себя этим не утруждают, а суды это не проверяют.
Считаю, что если в материалах административного дела, на момент вынесения постановления, отсутствовали доказательства того, что объект является объектом капитального строительства, объект не является строением или сооружением вспомогательного использования, то постановление является незаконным, поскольку не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление.

Но, к сожалению, на практике доводы с 1 по 4 ничего не значат для суда и суды не впечатляют.
Самым перспективным (в АС Самарской области) является довод 6, вторым 7. Тут и ГИСН не в обиде (постановление не отменили) и предприниматели довольны (штраф снизили или вообще заменили на предупреждение) и судье хорошо (ГИСН не строчит жалобы). В общем «и волки сыты и овцы целы».
В одном из протоколов инспекция так описала событие правонарушения: «По данным, автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (АИС ОГД) администрации г.о. Тольятти, информация о выдаче разрешения на строительство на земельном участке по адресу: Самарская обл., г. Тольятти …. отсутствует. На момент проведения осмотра объект построен и эксплуатируется. Данными действиями юр. лицо нарушило требования ст.

51 ГрК РФ. Административная ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ».
Доводы о том, что отсутствует событие административного правонарушения, факт строительства спорного объекта именно обществом на момент вынесения постановления не установлен (и соответственно отсутствует субъект и объективная сторона правонарушения), отсутствие в информационной системе информации о выдаче разрешения на строительство само по себе не образует состав правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, на суд впечатления не произвели. Суд больше интересовало, будет ли инспекция обжаловать решение суда, если штраф заменят на предупреждение (о назначение административного штрафа менее минимального размера общество не просило).

Инспекция возражала, грозилась жалобой. Судья после такого ответа «скисла».
Решение будет 12 августа.

Комментарий скрыт автором или модератором.
свернуть комментарии (1)
отмечено автором

Людмила Горбачёва Санкт-Петербург Старший юрист практики недвижимости и инвестиций, ООО «Легис Универсум»

04.08.2021 — 13:08 Людмила Горбачёва автор » Сергей Бредис

Спасибо большое! Хорошее добавление) Забыла написать про то, что также не стоит забывать про проверку самой процедуры привлечения к АО, проверяя протокол, полномочия, уведомления и т.д.

Комментарий скрыт автором или модератором.
отмечено автором
27.03.2023 — 9:34 Наталья Захарова

Людмила, благодарю за обзор! Без внимания остались объекты поэтапного строительства. Согласно разъяснениям ВС РФ нарушение ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ является длящимся и прекращается в момент получения разрешения на строительство либо окончания строительства объекта.

В нашем случае разрешений на объект несколько, так как выдаются они на каждый этап строительства объекта, при этом стороны заключили гос. контракт на строительство целого объекта, а позднее было заключено доп. соглашение о строительстве с разбивкой на этапы, СФО). Ростехнадзор при поэтапном строительстве объекта (в нашем случае 4 этапа) выдает акты, постановления о совершении адм. правонарушения по каждому этапу, хотя разрешения на строительства были получены до прохождения первой проверки (первого привлечения к адм. ответ.). Комментариев по аналогичным случаям не нашла, будут признательна, если коллеги поделятся опытом или приведут здесь ссылки на аналогичные ситуации с историей рассмотрения спора.

Комментарий скрыт автором или модератором.
отмечено автором

Партнёры рубрики

Земля и недвижимость

Судебная практика

Гражданское право

Штраф за строительство без разрешения на строительство: как не угодить в ловушку

Одной из главных проблем многих застройщиков является желание начать процесс строительства как можно быстрее, без получения разрешения от уполномоченных органов. Однако такой подход опасен, ведь за возведение объекта без соответствующего разрешения со стороны уполномоченных структур следует наказание. Итогом таких действий могут быть не только проблемы с завершением строительства и вводом постройки в эксплуатацию, но и весьма крупный штраф.

Вот почему оформление разрешения должно стать первостепенной задачей, а уже после — строительство.

О чем нужно помнить?

Для начала стоит поднять ряд вопросов, которые касаются «сухой» административной части законодательства. Итак, строительство допускается после выполнения следующих шагов:

  • Оформление прав на земельный надел, на котором планируется строительство. Несмотря на видимую малозначительность, именно эти документы проверяются в первую очередь, а их отсутствие может с легкостью стать причиной отказа в выдаче разрешения.
  • Оформление проекта будущего сооружения. Именно по этой документации будет возводиться (реконструироваться) объект. Важно, чтобы вопросом составления бумаг занимались профессионалы, ведь от итогового результата во многом зависит успех ввода объекта в работу.
  • Согласование проекта. Это требование вытекает из пункта, прописанного выше. Чем профессиональнее и опытнее исполнитель, тем меньше ошибок будет в документах, тем проще решается вопрос с получением разрешения. Сэкономив на этапе создания документа, можно получить некачественную постройку на выходе и множество проблем в вопросах согласования.
  • Получение разрешения. Если к предъявленным для рассмотрения бумагам нет претензий, то уполномоченная структура выдает разрешение на осуществление строительства.
  • Получение ордера, позволяющего организовывать земляные работы. Это последний организационный этап, после которого можно смело приступать к возведению объекта.

Выше рассмотрено минимальное число этапов, которые должны быть пройдены застройщиком перед началом работ. В каждом из них есть еще группа подэтапов, на описание которых может уйти не один лист А4. Получается, что на выполнение всех работ может уйти не один месяц.

Логично, что застройщики стараются всеми силами ускорить процесс.

Преимущество имеют только те застройщики, которые возводят некапитальные постройки. При таком развитии событий разрешения на строительства не надо, что снижает временные затраты на прохождение бюрократических процедур. Но как действовать остальным компаниям? На практике большая часть застройщиков «стартуют» заблаговременно, до получения разрешений. Такой подход грубо нарушает законодательство в градостроительном секторе.

И здесь стоит быть готовым к получению штрафа, размер которого может быть весьма существенным (об этом ниже).

Теперь о цифрах

Выше рассмотрены требования и нормы законодательства в сфере возведения объектов строительства. Из сказанного выше можно сделать вывод, что без разрешения начинать строительство запрещено. Теперь стоит разобраться, какое же наказание ждет застройщиков, начавших выполнять работы без разрешения.

По законодательству (Кодексу РФ об административных нарушениях) начало строительства в такой ситуации противоречит законодательству. В упомянутом кодексе есть статья 9.5, в которой рассмотрено наказание за нарушение прописанного порядка возведения или реконструкции объекта, а также его ввода в работу. Если верить статье, то строительство без разрешения влечет за собой весьма серьезные санкции:

  • Если нарушитель является физлицом, то есть обычным гражданином, то придется выложить 2-5 тысяч рублей.
  • Если нарушителями выступают должностные лица, то размер штрафа выше — от 20 до 50 тысяч рублей.
  • Для граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью (например, для ИП), штраф составляет 20-50 тысяч рублей. Кроме финансового наказания нарушитель может быть лишен права ведения деятельности на срок до трех месяцев.
  • Юридические лица «страдают» больше всего. Если строительство было начато без разрешения юрлицами, то финансовое наказание составляет от 500 тысяч до миллиона рублей. Как и в прошлом случае, возможно более серьезное наказание — приостановление деятельности на период до трех месяцев.

Как видно, нарушение требований законодательства выливается нарушителю в круглую сумму. Особенно это актуально для юрлиц, размер штрафа которых достигает «заоблачной» суммы в один миллион рублей.

Еще по теме:  Что будет если не явиться в военкомат на медкомиссию

Какие еще штрафы ожидают застройщиков? Здесь стоит вернуться к тексту Кодекса РФ, который упоминался выше, и изучить другую статью — 7.14. В ней прописано, что проведение работ строительного, мелиоративного, земляного или хозяйственного характера без разрешения соответствующей госструктуры запрещено.

Но есть оговорка, что это требование не распространяется на случаи, при которых получение разрешения не является обязательным.

Упомянутая статья актуальна для всех, кто выполняет работы по реконструкции уже существующих зданий, относящихся к группе объектов культурного наследия населенного пункта или целого региона. При нарушении этой статьи размер штрафа будет другим:

  • физлица (обычные граждане) вынуждены будут заплатить 1-1,5 тысячи рублей;
  • должностные лица караются более серьезно — 2-3 тысячами рублей;
  • юрлицам придется заплатить в случае нарушения 20-30 тысяч рублей.

Отдельно стоит отметить и вопрос целевого назначения участка, на котором ведется строительство. Часто этому моменту не уделено должного внимания, что считается грубой ошибкой со стороны строительных компаний. Если застройка осуществляется не с учетом целевого назначения земельного надела и не по правилам применения, то за это также придется заплатить:

  • физлицам (обычным гражданам) придется раскошелиться на 1-1,5 тысячи рублей;
  • должностным лицам — на 2-3 тысячи рублей;
  • юрлицам — на 40-50 тысяч рублей.

Нельзя не отметить положения кодексов, которые действуют на региональных уровнях. Здесь также предусматривается наказание за возведение здания без разрешения соответствующих властей. Как правило, наказание в случае прокладки кабельной продукции, возведение сооружения или переустройство здания без разрешения подразумевает наложение административного наказания:

  • обычные граждане вынуждены будут выплатить 2-4 тысячи рублей;
  • должностным лицам придется «раскошелиться» на 5-10 тысяч рублей;
  • юрлица отдадут 50-100 тысяч рублей.

Следующее нарушение касается сроков направления сообщения о начале строительных работ. Так, если застройщик несвоевременно уведомил соответствующую госструктуру о старте работ по возведению (реконструкции) здания, то здесь предполагается следующее административное наказание:

  • для физлиц штраф составит 0,5-1,0 тысячу рублей;
  • для сотрудников учреждений (должностных лиц) — 10-30 тысяч рублей;
  • для ИП — 10-40 тысяч рублей;
  • наибольший размер штрафа предусмотрен для юрлиц, которые вынуждены будут оплатить 100-300 тысяч рублей.

Если застройщик возобновил процесс выполнения работ до устранения ранее выявленных нарушений со стороны государственного стройнадзора, то здесь также придется расстаться с определенной суммой:

  • гражданам — 2-5 тысяч рублей;
  • должностным лицам — 20-30 тысяч;
  • ИП — 10-40 тысяч;
  • юрлицам — 50-100 тысяч.

В последних двух случаях нарушитель может быть лишен права ведения деятельности сроком на 3 месяца.

Если строительная компания получила разрешение на ввод сооружения, но при этом не все заключения были получены, то должностное лицо, принявшее подобное решение, будет вынуждено расстаться с 20-50 тысячами рублей.

Последний момент касается эксплуатации здания. Использовать здание запрещено без получения соответствующего разрешения. При этом граждане, должностные лица или юрлица наказываются следующими штрафами — 0,5-1,0 тысячи рублей, 1-2 тысячи рублей, а также 10-20 тысяч рублей соответственно.

Итоги

Часто застройщики игнорируют требования законодательства и оказываются в административной «ловушке». Чтобы избежать таких проблем, достаточно точно соблюдать требования законодательства и не форсировать события в процессе возведения сооружения. Зачастую проще сдать объект позже, чем потерять крупную сумму и столкнуться с рядом проблем в процессе ввода здания в эксплуатацию.

Какой может быть штраф за строительство без разрешения?

Подготовка к возведению собственного дома необходима, на это нужно потратить огромное количество ресурсов, средств и сил. Конечно, некоторые застройщики пробуют пойти против закона, и нарушить его нормы. Очень часто застройщики игнорируют получением разрешения на строительство.

Такая практика очень популярна, но делать так нельзя.

Строить дом без получения разрешения на строительство нельзя, на этот дом не будет возможности будет оформить право собственности, постройка, в которую будет вложено огромное количество разных ресурсов может быть признана самостроем, такой дом придется снести и заплатить за него штраф.

  1. О разрешении на строительство
  2. Что нужно, чтобы приступить к строительству без штрафа?
  3. Срок действия разрешения на строительство
  4. Штраф за строительство без разрешения на строительство?

О разрешении на строительство

Если обратиться к градостроительному кодексу, то можно узнать о том, что разрешение на строительство может быть оформлено абсолютно на хоть какой объект капитального строительства. Объектом капитального строительства в этом случае будут называться постройки, которые стоятна земле. Если следовать данному закону, то на участке можно построить хозяйственные постройки, времянку или садовую беседку, но также иные здания, у которых нет фундамента.

Однако, если говорить о жилом доме, то у него есть абсолютно все признаки объекта капитального строительства, он крепко привязан к земле, его нельзя снести и при этом не нанести серьезный ущерб. Поэтому, на данный дом необходимо получать разрешение на строительство, по другому это здание будет абсолютно незаконным, и вы будете делать его снос, и при всем этом оплачивать этот снос, также вы еще получите штраф.

Что нужно, чтобы приступить к строительству без штрафа?

Если мы обратимся к статье 51-й, то для получения разрешения на строительство вам нужно оформить ГПЗУ и СПОЗУ. Кроме того, у участка должна быть топографическая съемка, которая должна быть согласована с органами контроля, этими органами может считаться водоканал или газовщики, а также иные органы. Также нужно сделать и согласовать проект органов контроля, иногда необходима специальная экспертиза.

Документы и заявление, свидетельство на право принадлежности надо отнести в местные органы. Если все бумаги оформлены верно, и все требования соблюдены, будет дано разрешение. Затем надо получить ордер на проведение земляных работ и дальше смело начинайте стройку.

Не забываете про то, что если была ситуация, когда орган дает отказ в выдаче разрешений, и при всем этом нарушение обязано быть устранено, речь идет о тех нарушениях, из-за которых был выдан отказ. После устранения нарушений можно пробовать повторно подать документы, без этого нельзя начинать строительство, потому что сооружение будет незаконным.

Срок действия разрешения на строительство

Разрешение на строительство будет действительно 10 лет. И если вы решили начать строительство, но и при всем этом стройка получилась очень длинной, и вам не хватает 10 лет, то разрешение может быть продлено. Однако, если вы все ещё не начали строительство, то разрешение продляться не будет, и вам придется сначала получать разрешение на строительство.

Штраф за строительство без разрешения на строительство?

Если нелегально начать строить здание, то будет наложен штраф. Уточнить наказания за самострой можно по тексту статьи 9.5 КОАП. Нарушивший закон человек должен ликвидировать постройку и оплатить штраф. Размеры штрафа могут являться разными, они будут зависеть от застройщика. Если здание начало возводить физическое лицо, то оно оплатит от двух до 5000 руб., должностные лица оплатят от 20 000 до 50 000 руб., предприниматели оплатят от 20 000 до 50 000 руб., также смогут лишить права на предпринимательскую деятельность сроком до 3-х месяцев.

Юридические лица оплатят от 500 000 до 1 000 000 руб., также их деятельность будет приостановлена на три месяца.

Не забываете про то, что некоторые работы по выполнены и без разрешения. Однако, для избежания негативных вариантов следует проконсультироваться со специалистом, можно ли начинать.

Штрафы выписывают при последующих нарушениях:

  • Реконструкции зданий, которые числятся культурным наследием.
  • Строительство, начатое без учета целевого предназначения участка.
  • Прокладка коммуникаций без разрешения.
  • Позднее извещение о начале строительства.
  • Восстановление работ в том случае, если строительные работы были приостановлены стройнадзором, нарушения так не были устранены.
  • Эксплуатация сооружения без разрешения.

Владелец здания может не только столкнуться со штрафами. Решение судьбы постройки может пройти в судебном порядке, но как правило не всегда судебный орган занимает сторону человека, который нарушил законодательство.

В случае если вам нужен дом, который построен в строгом соответствии со абсолютно всеми законами, если вы не желаете попасть в судебный орган, то следует возводить сооружение в строгом соответствии со абсолютно всеми требованиями. Кроме того, вы можете обратиться за помощью к нашим профессионалам, они предоставят вам безвозмездную консультацию, также у нас имеются услуги по сбору всех бумаг затем, чтобы начать постройку дома.

Внимание!

Информация на сайте носит больше ознакомительный характер и дает базовые знания по вашей проблеме.

Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете круглосуточно и бесплатно уточнить любую информацию у наших дежурных юристов-консультантов.

Связаться с ними вы можете следующими способами:
  • Задать вопрос эксперту в онлайн-чате
  • Позвонить на круглосуточную горячую линию по телефонам:
Оцените статью
Поселение Игмасское
Добавить комментарий