Часть 19 ст. 95 44-ФЗ предусматривает, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, если в его тексте было предусмотрено право заказчика принять решение о таком отказе от исполнения договора. Право на расторжение контракта по 44-ФЗ заказчиком в одностороннем порядке предусмотрено ч. 9 той же статьи.
Скачать образец решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по 44-ФЗ из КонсультантПлюс |
Односторонний отказ от исполнения госконтракта: инструкция для заказчика
В связи со вступлением в силу с 01.07.2022 ч. 12.1 ст. 95 44-ФЗ алгоритм расторжения контракта для заказчика изменился. Рассмотрим порядок одностороннего отказа от исполнения контракта по 44-ФЗ заказчиком пошагово с 01.07.2022:
Шаг 1. Принимаем решение о расторжении. Такое решение принимается только в случае наличия двух взаимосвязанных факторов:
- основания такого расторжения прямо предусмотрены Гражданским кодексом как основания для одностороннего отказа от исполнения обязательств;
- такое право заказчика закреплено в контракте.
Шаг 2. Составляем решение об одностороннем отказе. Его форма законодательно не закреплена, поэтому составьте его в произвольной форме, однако рекомендуем указать в нем:
- реквизиты расторгаемого документа;
- дату принятия решения;
- основания отказа от исполнения контракта;
- срок вступления решения в силу.
Вот образец, как оформить расторжение договора в одностороннем порядке по новым правилам. Форма решения об отказе выглядит так:
Обратите внимание. Если вы проводили экспертизу товаров/услуг с привлечением экспертных организаций, то решение о расторжении принимается только в том случае, если экспертиза подтвердила нарушение условий контракта.
Шаг 3. После оформления решения необходимо уведомить об этом подрядчика. Вступившая в силу часть 12.1 ст. 95 Закона о закупках говорит о том, каким образом заказчик уведомляет исполнителя государственного контракта о принятии решения об одностороннем расторжении контракта. По новому правилу заказчик с использованием Единой информационной системы формирует решение, подписывает его усиленной электронной подписью и размещает в ЕИС.
За неисполнение указанного порядка предусмотрены административные санкции в виде штрафа.
Не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС (автоматически с использованием ЕИС) решение направляется поставщику. Датой его поступления подрядчику является дата его размещения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик.
Чуть подробнее остановимся на том, как сформировать решение об одностороннем отказе в ЕИС в 2023 году:
- сформируйте решение в ЕИС;
- подпишите его усиленной квалифицированной электронной подписью и разместите его в системе;
- не позднее одного часа оно автоматически направляется поставщику;
- выполнение процедуры является надлежащим уведомлением поставщика.
Шаг 4. После того как процедура соблюдена, остается ждать момента расторжения договора. Сроки имеют принципиальное значение. Часть 13 ст.
95 44-ФЗ указывает, через какое время после надлежащего уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракт считают расторгнутым — через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщика.
Шаг 5. Направьте информацию о расторжении в реестр контрактов.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как вести реестр контрактов без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Шаг 6. Направьте в ФАС обращение о включении информации о таком поставщике в РНП. Это необходимо сделать в течение двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу вашего решения.
Шаг 7. Заключаем новый договор со вторым участником.
В том случае, если в течение 10 дней поставщик исправит выявленные нарушения, необходимо отменить принятое решение. Можете ориентироваться на приведенную ниже форму такого решения.
Отменять решение нельзя, если расторжение связано с повторным нарушением.
Приведенная выше инструкция показывает, если контракт заключен по результатам электронной процедуры, как заказчику законно уведомить поставщика об одностороннем расторжении договора. Иной порядок уведомления предусмотрен для закупок, проведенных в неэлектронной форме.
В данном случае документ передается лицу, действующему от имени поставщика, лично под роспись или направляется последнему с соблюдением требований законодательства о гостайне по его адресу, указанному в тексте договора. Такой порядок является надлежащим уведомлением контрагента. Датой надлежащего уведомления считается:
- дата, указанная лицом в расписке о получении документа;
- получение подтверждения о вручении поставщику заказного письма;
- дата получения информации об отсутствии поставщика по адресу, указанному в договоре;
- информация о возврате такого письма по истечении срока хранения.
Контроль в сфере закупок
Достаточно распространенным является вопрос о том, вправе ли контролирующий орган в сфере закупок выдать предписание заказчику о досрочном расторжении контракта в одностороннем порядке. Функции контроля в сфере закупок помимо Антимонопольной службы вправе осуществлять прокуратура.
Предписание ФАС — это распоряжение Антимонопольной службы, понуждающее к выполнению определенных действий участников контрактной системы. УФАС вправе указать участникам закупки, какие действия необходимо совершить, чтобы устранить нарушения, направляет требование об устранении нарушений хозяйствующим субъектам при нарушениях антимонопольного законодательства. Такие указания являются обязательными для участников закупки, их неисполнение влечет административную ответственность.
Прокуратура — это орган власти, призванный следить за соблюдением Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России. В их число входит и 44-ФЗ. Задача проверки — сопоставить информацию о фактической деятельности конкретного заказчика с требованиями закона и установить наличие или отсутствие состава правонарушения. В число обязанностей прокурорских работников в сфере закупок входит контроль заказчика за исполнением договорных обязательств поставщиком.
Непринятие мер по отношению к контрагенту, который нарушает условия контракта, влечет ответственность.
Поэтому, отвечая на поставленный вопрос, отметим, что информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 44-ФЗ нередко исходит от контролирующих органов в сфере закупок.
- как правильно внести поставщика в РНП;
- кого и как проверяет прокуратура по 44-ФЗ;
- что делать, если поставщик по 44-ФЗ поставил фальсификат или некачественный товар.
Об авторе этой статьи
Дмитрий Сидаев Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.
Другие публикации автора
- 2023.09.21 Казначейское сопровождениеИзменили правила казначейского сопровождения средств
- 2023.09.19 Документы заказчикаМинфин разъяснил, как подтвердить соответствие доптребованиям
- 2023.09.19 Документы заказчикаВажные разъяснения Минтранс о закупках работ по ремонту дорог
- 2023.09.14 Документы заказчикаНовые правила формирования лотов в закупках медизделий
Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ
Обучение по 44-ФЗОбучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗОбучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка
Антикризисное предложение до 26 сентября
Доступ к электронному
учебнику по госзакупкам
бесплатно!
Узнать больше
+78612710306
Россия, Краснодарский край, Краснодар
улица им Фрунзе, дом 186/1, литер У-1, помещение 6
/upload/iblock/98a/98a85300c2b7cfb0b9099005795b3066.jpg
14 мая 2020
Шибанов Николай Александрович
14 мая 2020
Практикующий эксперт в сфере закупок
Полезные материалы для скачивания
Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19
Изменения в законодательстве по госзакупкам
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Новые условия заключения прямого договора
Аукцион в электронной форме
Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия
Планирование закупок по 44-ФЗ
Кадровое обеспечение по 44-ФЗ
Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявкуи получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Тонкости одностороннего отказа от исполнения контракта
- Виды отказа от исполнения обязательств по контракту
- Причины одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ
- Односторонний отказ от исполнения контракта заказчиком
- Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ по инициативе поставщика
- Можно ли расторгнуть контракт в одностороннем порядке без объективных причин
Односторонний отказ от исполнения контракта по 44 ФЗ – достаточно распространенная практика. Каждый участник договора может прекратить сложившиеся отношения, придерживаясь норм и правил законодательства. Такая возможность должна быть предусмотрена в контракте.
Отказ одной из сторон непременно влечет за собой ответственность. Поэтому не стоит прибегать к этому варианту, чтобы уклониться от исполнения обязанностей. Однако если взаимодействие между сторонами невозможно по каким-либо причинам, стоит разобраться в нюансах данного процесса.
Тонкости одностороннего отказа от исполнения контракта
Часть 8 ст. 95 закона о госзакупках устанавливает, что договор расторгается, когда участники смогли об этом договориться, суд вынес соответствующее постановление, одна из сторон отказалась от выполнения работ, отталкиваясь от положений ГК РФ. В последнем зафиксированы основания, которыми покупатель или исполнитель могут воспользоваться, чтобы осуществить односторонний отказ от исполнения контракта.
Отметим, что часть 9 той же самой статьи 44-ФЗ требует изначально прописать в заключаемом по результатам торгов документе такую возможность аннулирования.
Части 12–22 ст. 95 закона 44-ФЗ предполагают следующие действия для правомерного одностороннего прекращения действия договора:
- сообщение о решении второму участнику соглашения;
- отмена решения, когда виновная сторона успевает устранить проблему за десять дней после получения информации от инициатора расторжения.
Виды отказа от исполнения обязательств по контракту
Покупатель и выбранный исполнитель должны выполнить условия соглашения. Однако не всегда удается завершить запланированные работы из-за допущенных в процессе нарушений. Так же часто обвиняемая сторона оказывается не согласна с позицией оппонента.
Конечно, в таком случае можно подать жалобу в суд, но разбирательство потребует немалых временных затрат, что может быть невыгодно потерпевшему. А значит, оба участника должны понимать, каким образом выйти из подобной ситуации, когда по закону можно прибегнуть к одностороннему отказу от исполнения контракта согласно нормам 44-ФЗ.
Статья 95-ФЗ о госзакупках фиксирует такие варианты расторжения соглашения:
- по приговору суда;
- по договоренности сторон;
- по решению одного из участников.
Причины одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ
Закон допускает отказ при существенном нарушении договора какой-либо из сторон. Как указано в части 2 статьи 450 гражданского кодекса, речь идет о случаях несоблюдения условий соглашения, ущерб от которых превышает выгоду от выполнения работ. Также во внимание принимаются прописанные в контракте конкретные причины.
А именно в тексте данного документа необходимо зафиксировать ответственность участников соглашения за неисполнение либо ненадлежащее выполнение работ, как этого требует часть 4 ст. 34 закона 44-ФЗ. Важно указать штрафные санкции, которые могут последовать за нарушением сроков оплаты, о чем говорится в части 5 ст. 34 интересующего нас закона.
Все перечисленные меры предосторожности позволяют пострадавшей стороне потребовать возмещения ущерба.
Договор расторгается при наличии договоренности между участниками по решению суда либо инициатором таких действий может быть один из участников сделки. В последнем случае действуют, опираясь на нормы ГК РФ. Когда в законе о госзакупках отсутствуют какие-либо условия, обязанности, связанные с разрывом соглашения, необходимо отталкиваться от норм ГК РФ и других ФЗ, если они не вступают в противоречие с федеральным законом № 44.
Об этом говорится в ч. 1, ст. 2 закона 44-ФЗ.
Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ считается законным, когда выполняются условия ст. 95, то есть в случае существенных нарушений, причем размер ущерба превосходит выгоду от выполнения условий договора. Участники изначально фиксируют право любого из них настоять на расторжении.
Статья 523 ГК РФ устанавливает основания для прекращения действия договора одной из сторон:
- заказчик получил продукцию неудовлетворительного качества, при этом исполнитель не устранил проблему в обозначенный законом временной отрезок;
- сроки предоставления ТРУ либо оплаты были неоднократно нарушены;
- заказчик не соблюдает правила, касающиеся объемов или сроков, зафиксированные в соглашении.
Кроме того, покупатель обязан разорвать контракт, если поставленные ТРУ не отвечают нормам технического задания либо если поставщик не подходит под предъявляемые требования/подал заведомо ложные данные.
Односторонний отказ от исполнения контракта заказчиком
Заказчик может пригласить экспертов для проверки ТРУ. Если специалисты установили, что не были соблюдены обозначенные в договоре условия, пострадавшая сторона принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по частям 10 и 11 статьи 95 закона 44-ФЗ.
После внесения поправок в 2020 году при данном формате расторжения соглашения его инициатор должен:
- Установить основания для данных действий.
- Принять решение о расторжении.
- Сообщить о намерении нарушителю.
- Убедиться, что последний уведомлен надлежащим образом.
- Отменить расторжение, если проблема была устранена.
- Разорвать госконтракт.
- Подписать новое соглашение с участником, занявшим второе место.
Рассмотрим каждый шаг подробнее.
1. Выявить основания
Для одностороннего отказа от исполнения контракта по 44-ФЗ заказчику нужен серьезный повод. По нормам части 15 ст. 95 закона 44-ФЗ он может быть следующим:
- Подана недостоверная информация о продукции или о компании-поставщике, в результате чего не могут быть выполнены требования, зафиксированные в основных документах по закупке. Данное правило установлено в п. 1 ч. 15 ст. 95.
- Товар не подходит под обозначенные покупателем требования. Контракт расторгается, даже если продукция устраивает заказчика. Единственное исключение из данного правила – получение ТРУ более высокого качества, чем изначально запрашивалось. Тогда замена производится при получении согласия покупателя.
Основания для отказа заказчиком от работ по договору закреплены в ГК РФ, также они должны быть прописаны в госконтракте (ч. 9 ст. 95 44-ФЗ). Последнее правило установлено Письмом Минэкономразвития РФ № 324-ЕЕ/Д28 и ФАС РФ № АЦ/9777/16 от 18.02.2016.
Однако оговоримся, что министерство рекомендует, а не обязывает участников соглашения прибегать к таким мерам.
Причины для одностороннего расторжения по ГК РФ:
Основание для расторжения
Норма ГК
Заказчику не передают товар
Исполнитель не предоставил документы по ТРУ, допустим, техпаспорт, при этом недочет не был устранен в срок, отведенный покупателем
Продавец неоднократно превышает время поставки, отведенное условиями договора
Исполнитель нарушил сроки поставки и заказчик потерял интерес к выполнению обязательств
Работы были начаты поздно/осуществлялись слишком медленно, из-за чего не были выполнены вовремя
Подрядчик не устранил недостатки в установленный срок/пришлось столкнуться с действительно серьезной проблемой/ее исправление в принципе невозможно
В ГК РФ есть норма, допускающая отказ от договора на выполнение работ или предоставление услуг при отсутствии серьезных нарушений – об этом говорится в ст. 717, п. 1 ст. 782 ГК.
Однако не рекомендуем прибегать к данным статьям, если не установлен факт, что поставщик проигнорировал важные условия соглашения.
Если эксперты пришли к выводу, что халатность исполнителя действительно приводит к снижению качества работ, основанием для разрыва договора становится ч. 10, 11 ст. 95 44-ФЗ.
2. Принять решение
Сообщение об одностороннем отказе от исполнения контракта по 44-ФЗ не имеет установленной законом формы. Документ подготавливается в произвольном виде, при этом в нем желательно упомянуть:
- данные договора, а именно реквизиты, участников соглашения, объект торгов;
- дату принятия решения о завершении сотрудничества;
- причины;
- дату начала действия решения.
3. Проинформировать о намерениях
Действия покупателя считаются законными при наличии надлежащего уведомления. Часть 12 ст. 95 закона 44-ФЗ позволяет считать его таковым, когда:
- Решение размещено в ЕИС в реестре дополнительной информации о закупках, госконтрактах.
- Второму участнику сообщили о намерениях заказчика заказным письмом с уведомлением о вручении. Отметим, что берется адрес, внесенный в текст контракта.
- Аналогичная информация отправлена телеграммой, по факсу, на e-mail либо иным способом. При этом должно выполняться одно условие: важно, чтобы можно было зафиксировать факт получения сведений.
Все действия покупатель должен выполнить за три рабочих дня с момента принятия обозначенного выше решения. Отметим, что отказ от публикации сведений в ЕИС влечет за собой штраф, размер которого отличается для должностных и юридических лиц. Для первых он составляет до 50 тысяч рублей, для вторых – до 500 тысяч рублей.
4. Проверить надлежащее уведомление
Датой надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта по 44-ФЗ является момент:
- получения бумаги, свидетельствующей, что документ доставлен поставщику;
- получения сведений об отсутствии исполнителя по предоставленному им адресу;
- когда прошло 30 дней после публикации информации в ЕИС, при условии что ранее не было других сведений.
Чтобы разорвать контракт, заказчик доказывает, что поставщик получил уведомление, – он может представить бумагу, подтверждающую передачу заказного письма. Тогда уведомление получает статус надлежащего, решение об отказе вступает в силу, даже при условии, что заказчик не выполнил нормы ч. 12 ст. 95 закона 44-ФЗ, допустим, не стал публиковать информацию в ЕИС.
5. Отменить решение
Данное действие возможно, когда поставщик после получения сведений о намерениях покупателя в течение 10 дней устранил недочеты, параллельно возместив затраты на экспертизу, если ее проводили. От расторжения нельзя отказаться, когда имело место повторное нарушение по ч. 14 ст. 95 закона 44-ФЗ.
6. Расторгнуть соглашение
Решение начинает действовать после истечения 10 дней с даты уведомления, а договор теряет силу на основании положений части 13 ст. 95 закона 44-ФЗ. В данном случае для одностороннего отказа от исполнения контракта по 44-ФЗ покупатель должен поступать следующим образом:
- Разместить соответствующую информацию в ЕИС в течение 5 рабочих дней после того, как решение начало действовать – по ч. 2 ст. 103 закона о госзакупках.
- В течение трех рабочих дней с обозначенного выше момента передать информацию об исполнителе в антимонопольную службу, где его рассмотрят для возможного дальнейшего включения в РНП, по ч. 6 ст. 104 44-ФЗ.
7. Подписать новый контракт со вторым поставщиком
Для заключения новой сделки не требуется организовывать торги. На роль исполнителя берут того продавца, который стал вторым по результатам проведенного тендера, а его недобросовестный коллега включается в РНП. Контракт заключается на основании ч. 1 ст. 34 и ч. 18 ст.
95 интересующего нас ФЗ. Поставщик соглашается произвести работы по договору и предоставляет обеспечение.
Односторонний отказ от исполнения контракта по 44 ФЗ по инициативе поставщика
Установленную текстом договора возможность расторжения соглашения одной из сторон имеет как заказчик, так и исполнитель (ч. 19 ст. 95).
При одностороннем отказе поставщика от исполнения контракта по 44-ФЗ необходимо направить покупателю уведомление о таком решении. Данная процедура полностью совпадает с описанной выше и применяемой покупателями.
Оговоримся, когда сотрудничество прерывается по инициативе одной из сторон, другой участник соглашения может потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч. 23, ст. 95 44-ФЗ).
В целом, процесс тот же, что и при отказе заказчика от договора. Необходимо подготовить аналогичный набор бумаг, поэтому вы можете взять за основу приведенные выше образцы.
Этап 1. Информировать вторую сторону о принятом решении в течение 3 рабочих дней, отправив ей уведомление. В данном случае действуют такие же требования, что и в рассмотренном выше случае.
Этап 2. Отказаться от работ по договору, так как спустя десять дней после надлежащего уведомления соглашение считается разорванным. Или исполнитель отказывается от своих намерений при условии, что заказчик успел устранить нарушения и возместить расходы.
Бывает, что работы выполнены качественно, с соблюдением сроков, а покупатель не проводит приемку, не оплачивает услуги. Однако закон не позволяет заказчику расторгнуть контракт исходя лишь из собственного желания. Если же договор все-таки прекращает свое действие, необходимо рассчитаться с исполнителем за выполненные работы.
Можно ли расторгнуть контракт в одностороннем порядке без объективных причин
В законе 44-ФЗ не прописаны конкретные нарушениям, дающие заказчику право на отказ от договора. Этот законодательный акт указывает, что возможность подобных действий нужно изначально прописать в тексте соглашения.
Основания для прекращения сделки устанавливаются ГК РФ, ряд положений которого дает покупателю право на односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ, при этом ему не требуется объяснять свои действия. Статья 717 ГК РФ гласит, что соглашение может быть разорвано заказчиком в любой момент до сдачи результата. Но в таком случае ему придется выплатить исполнителю часть цены в соответствии с выполненным объемом работ.
Также инициатор расторжения должен передать второй стороне сумму, равную убыткам от досрочного завершения договора подряда.
Закон 44-ФЗ предполагает, что основания для подобных действий определяются в соответствии с ГК РФ, значит, у нечестных заказчиков появляется возможность отказаться от услуг подрядчика без существенных причин. Нужно понимать, что мнения относительно права покупателя отказаться от контракта, опираясь на нормы статьи 717 ГК РФ, расходятся.
Стоит иметь в виду, что односторонний отказ является достаточно быстрым способом прекращения действия договора. С его помощью обе стороны получают возможность защитить свои интересы, если нарушены установленные в тексте соглашения условия. Не менее важно, что потерпевший участник имеет право на возмещение ущерба.
Но не стоит прибегать к такой форме расторжения контракта без весомого повода, так как суд легко сможет определить, что вы пытаетесь уклониться от исполнения условий договора, а ваши действия являются неправомерными.
Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС
Изменения в 44-ФЗ. Изменение условий контракта
Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» допускает возможность изменения существенных условий контракта. Перечень случаев, когда условия контракта могут быть изменены поо соглашению сторон, приведен в части 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ. Согласно закону, это может быть сделано:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара (объем работы или услуги) увеличивается или уменьшается не более чем на 10%.
С 1 июля 2019 годав часть 1 ст. 95 введен подпункт «в», допускающий возможность изменения условий контракта по соглашению сторон:
в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение цены контракта не более чем на 10%.
2) если цена контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;
3) если цена контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта федерации на срок не менее чем 3 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;
4) если цена контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;
5) изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика лимитов бюджетных обязательств.
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ, при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением, если такая возможность была предусмотрена контрактом.
С 1 июля 2019 годав часть 1 ст. 95 также добавлены основания для изменений существенных условий контракта в случаях, не предусмотренных закупочной документацией и/или контрактом.
8) если при исполнении заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого равна или превышает предельный размер цены, установленный Правительством, возникли обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.
Воспользоваться указанным основанием для пересмотра условий контракта можно только при наличии письменного обоснования такого шага на основании решения Правительства, исполнительного органа власти субъекта федерации или местной администрации, для нужд которых соответственно и производилась закупка. Одновременно должно выполняться условие, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и/или цены контракта более чем на 30%.
Во исполнение указанной нормы закона «О контрактной системе» Правительство РФ своим постановлением от 20.07.2019 года № 948 установило соответствующий порог цены контракта в размере 100 миллионов рублей.
9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия не исполнен в установленный срок из-за необходимости внесения изменений в проектную документацию либо по вине подрядчика.
В этом случае допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (формулировка закона 44-ФЗ). Говоря русским языком, срок контракта может быть увеличен не более чем в два раза.
Если срок исполнения контракта увеличивается по вине подрядчика, то изменение условий контракта возможно только при отсутствии у неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек, штрафов или пеней, предъявленных заказчиком.
10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 ст. 93 закона.
Добавленным пунктом сняты ограничения на изменение по соглашению сторон существенных условий контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при закупках различных товаров, работ или услуг, в том числе, закупках у естественных монополий, закупках услуг по тепло-, водо-, электро- и гозоснабжению, коммунальных услуг, закупках услуг по управлению многоквартирными домами и т.п.
Кредитно-Страховое агентство
Банковские гарантии, кредиты и займы, факторинг
для поставщиков госзаказа
С 1 июля 2019 годав ст. 95 также была добавлена часть 17.1, посвященная заключению контракта с новым участником в случаях, когда контракт с предыдущим участником расторгнут. Суть нововведения выглядит следующим образом:
17.1. В случае расторжения контракта по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта заказчик имеет право заключить контракт с участником, занявшим второе место по результатам закупки.
При этом при расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения, заключение нового контракта допускается в случае, если в связи с таким расторжением было принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Условия изменения и расторжения контракта подробно описаны в ст. 95 закона «О контрактной системе в сфере закупок», имеющей достаточно большой объем. В этой статье мы кратко рассказали только об изменениях в законе, вступивших в силу с 1 июля 2019г. Если же Вам на практике пришлось столкнуться с необходимостью изменения существенных условий контракта либо контракт может быть расторгнут, эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют Вам внимательно ознакомиться с полным текстом статьи 95.
Это поможет Вам избежать возможных неприятностей.
Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор — все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.
Кредитно-Страховое агентство — участвуйте и побеждайте вместе с нами !
Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!
)
Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб.
310.
Работаем удаленно по всей России!
Похожие материалы
- 20.07.2016 — Банковские гарантии по 44 и 223-ФЗ
- 21.09.2016 — Федеральный Закон № 44 работает
- 26.09.2016 — Еще один банк из ТОП -100 лишился лицензии
- 07.10.2016 — Коррупция в госзакупках оценивается в 1,5 – 2 млрд. рублей
Статья 95. Изменение, расторжение контракта
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 95. Изменение, расторжение контракта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В письме Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 разъясняется: «Вместе с тем, положениями частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта». И далее: «…при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Принимать решение об одностороннем отказе можно исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта
РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ ИСПОЛНИТЕЛЕМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ПОСТАВЩИКОМ)
В соответствии с пунктом 19 ст. 95 исполнитель (подрядчик, поставщик) также имеет право принять решение и расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, в случае если в контракте было прописано право заказчика принять решение об расторжении контракта в одностороннем порядке.
Исполнитель (подрядчик, поставщик), не позднее трёх рабочих дней с даты принятия решения, уведомляет заказчика о принятом решении, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному заказчиком в контракте или телеграммой, или по адресу электронной почты, либо другими средствами доставки, обеспечивающими получения исполнителем, подтверждения о его вручении адресату.
При этом датой уведомления заказчика считается дата получения исполнителем (поставщиком, подрядчиком) подтверждения о вручении заказчику уведомления о решении исполнителя расторгнуть контракт, при этом решение о расторжении контракта вступает в законную силу через десять дней после уведомления заказчика.
Письмо Минфина России от 25.10.2017 № 24-03-08/70136 «О действиях заказчика при выявлении недостоверной информации у участника закупки»
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы (далее — Департамент), рассмотрев обращение ГКУ по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части действий заказчика при выявлении недостоверной информации у участника закупки, сообщает следующее.
На примере одностороннего отказа от исполнения контракта Минфин в письме от 25.10.2017 N 24-03-08/70001 напомнил о двух основных правилах из Гражданского кодекса РФ об исчислении сроков.
Письмо ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения»
Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), сообщает следующее.
Исполнение, изменение, расторжение государственного (муниципального) контракта
Гражданско-правовой договор, предметом которого является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) бюджетным учреждением в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, именуется контрактом. Контрактами и сейчас в соответствии с нормами Закона о размещении заказов называются договора, заключаемые учреждениями. В этом положения Закона о контрактной системе и Закона о размещении заказов схожи.
Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, как и ныне действующее законодательство о размещении закупок, основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ и состоит из Закона о контрактной системе (с 2014 года), Закона о размещении заказов и других федеральных законов, регулирующих отношения в сфере закупочной деятельности. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, со следующего года должны соответствовать Закону о контрактной системе, а сейчас — Закону о государственных закупках. В определенных случаях, предусмотренных законодательством РФ в сфере закупок, Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти наделены правом принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в части деятельности по организации закупок и заключению контрактов в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе и Законом о государственных закупках. С 2014 года таким правом наделяются субъекты РФ и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в обусловленных Законом о контрактной системе случаях.
Рассматриваемые нами сейчас положения содержатся в ст. 2 Закона о контрактной системе и ст. 2 Закона о размещении заказа.
Читайте также: Что делать, если пришел налог за автомобиль, который уже не ваш?
Условия изменения контракта
Согласно нормам ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: 1. Если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
- а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных им количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
- б) при увеличении по предложению заказчика предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги не более чем на 10% или уменьшении предусмотренных контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить его цену, исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в нем количество такого товара.
Односторонний порядок расторжения обязательств
Такая возможность определена ч.8 ст.95 44-ФЗ, при условии, что соответствующий пункт будет включен в текст контракта. В ином случае аннулировать обязательства сторон потребуется в суде.
Гражданское законодательство разрешает любой из сторон выступать с инициативой о необходимости прекратить действие контракта. Алгоритм действий для них будет аналогичным в соответствии со ст.95 44-ФЗ.
Если расторгнуть контракт желает заказчик, он должен разместить в ЕИС сведения об этом в течение 3-х дней после принятия такого решения. Затем уведомить поставщика о своем намерении. Это можно сделать любым способом, лишь бы было получено подтверждение о доставке уведомления (например, корешок заказного письма, информация о получении телеграммы или отчет о прочтении по электронной почте).
Поставщику дается 10 дней на устранение ошибок (если нарушение допущено впервые). Если исполнитель не исправил все недочеты, то решение приобретает силу. Если исправил – заказчик отменяет решение (ч.12-18 ст.95 44-ФЗ).
Если же от контракта желает отказаться исполнитель, он может это сделать, если такая возможность заранее была оговорена в контракте, а его права нарушены. Он также в течение 3-х дней сообщает заказчику о своем решении. Если заказчик за 10 дней не исправил недостатки, решение приобретает силу (ч.21 ст.95 44-ФЗ).
Если стороны прекращают сотрудничество, то до момента расторжения они обязаны оплатить частично исполненные обязательства. Например, если исполнитель уже передал часть товара заказчику, и он его принял, то должна быть произведена оплата за фактический объем. Это же условие действует на работы и услуги.
В случае, если исполнитель ненадлежащим образом выполняет свои обязательства и заказчиком проведена необходимая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар (работу, услугу) так, как это оговорено в контракте, но и вернуть понесенные затраты на экспертизу.
Судебная практика по расторжению договора строительного подряда в рамках 44-ФЗ
Подрядчик считает, что имеет право на односторонний отказ от контракта, но не всегда с ним соглашается суд.
Пример 1.Подрядчик должен был осуществить строительство школы. Но после получения от заказчика функциональных требований к зданиям и помещениям общеобразовательных организаций, разработанных Минобрнаукой совместно с Минстроем, подрядчик направил письмо заказчику. В нем он указал на необходимость расторжения контракта, так как данные функциональные требования не содержались в условиях торгов.
Данные требования увеличивают стоимость работ и сроки ее выполнения.
Суд встал на сторону заказчика и посчитал необоснованным односторонний отказ от исполнения договора подряда. Суд отметил, что работы должны выполняться качественно и в соответствии с действующими нормами и правилами. В п. 2.2 контракта отмечено, что состав и объем работ определяются, в том числе и техническим заданием (Приложение № 1 к контракту).
В Приложении 1 указано, что подрядчик при проектировании обязан руководствоваться, в том числе действующим законодательством РФ. Поэтому ссылка подрядчика на отсутствие в документации функциональных требований несостоятельна (Постановление АС Поволжского округа от 19.10.2016 года №Ф06-13912/2016).
Пример 2.Подрядчик пытался взыскать ущерб, причиненный ему при расторжении контракта – расходы на экспертизу, расходы по выдаче банковской гарантии, расходы по возмещению банку в порядке регресса денежных средств.
Читайте также: Что нужно для прохождения техосмотра в 2022 году
Подрядчик после осмотра объекта работ, уведомил заказчика о том, что требуется проведение дополнительных работ, не учтенных в сметной документации. Не получив одобрения от заказчика, отказался от исполнения контракта.
Вместе с тем, суд отметил, что истцу была представлена вся необходимая техническая документация, которая получила положительное заключение, она не имела дефектов, которые бы препятствовали выполнению работ.
В связи с этим суд посчитал необоснованным отказ подрядчика от исполнения договора подряда и отказал во взыскании ущерба (Постановление АС Северо-Западного округа от 11 декабря 2015 года по делу №А56-6324/2015).
При определении законности одностороннего отказа от исполнения договора строительного подряда суды нередко обращают внимание на правильность оформления данной процедуры.
Пример 1.Суд признал обоснованным односторонний отказ подрядчика от контракта. Подрядчик после того, как приступил к работам на объекте совместно с заказчиком и эксплуатирующей организацией обнаружил замечания, которые не позволяют выполнить работы в соответствии с проектной документацией. Кроме того, заказчик не оформил порубочный билет (данная обязанность лежит на заказчике в соответствии с региональным законодательством).
В течение нескольких месяцев подрядчик неоднократно направлял заказчику письма с просьбой согласовать изменения проектной документации и оформить порубочный билет. Несмотря на многочисленные обращения подрядчика госзаказчик не представил необходимые документы.
Учитывая данные факты, суд посчитал правомерным односторонний отказ от исполнения договора подряда (Постановление АС Северо-Западного округа от 06 декабря 2021 года по делу №А56-8997/2015).
Пример 2.Подрядчик обратился в суд с иском о расторжении контракта по причине того, что заказчиком была представлена непригодный локально сметный расчет. После начала работ подрядчик обнаружил, что при составлении сметы заказчик не изучил фактическое состояние объекта работ. А технология, предложенная заказчиком, не позволит качественно сделать работы.
Обо всех этих фактах подрядчик уведомил заказчика, но заказчик настаивал на проведении работ без каких-либо изменений.
Суд посчитал позицию подрядчика обоснованной и подтвердил законность расторжения контракта (Постановление АС Уральского округа от 30 мая 2021 года №Ф09-1833/17).
Расторжение контракта по 44-ФЗ в одностороннем порядке — Контур.Школа
Согласно ч. 8 ст.
95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).
В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (ч. 12–22, ст. 95 № 44-ФЗ):
- Обязательное уведомление второй стороны.
- Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.
Изменение сроков контракта по 44-ФЗ
По общему правилу в рамках государственного контракта изменить срок выполнения работ невозможно. Вместе с тем, исключительные случаи, допускающие подобное действие, законом предусмотрены.
Так, стороны могут увеличить сроки по государственному контракту только при изменении значимых (существенных) обстоятельств. Под такими чаще всего понимается изменение финансирования бюджета, перенаправление бюджетных средств либо увеличение объемов поставки. Соответственно, срок контракта подлежит пересмотру пропорционально измененной цены договора исходя, например, из уменьшенного бюджета.
Процедура изменения сроков заключается в оформлении сторонами соответствующего дополнительного соглашения. При наличии названных обстоятельств возможно также принудительное изменение сроков контракта. Иными словами – поставщик вправе требовать в суде изменить сроки контракта, доказав наличие существенных изменений обстоятельств и отказа от заключения соответствующего доп.соглашения со стороны заказчика. Интересны также ситуации, когда требуется перемена заказчика по государственному контракту 44 ФЗ, иные спорные моменты, когда без профессиональной помощи адвоката просто не обойтись.
Звоните, если и у Вас что-то подобное.
ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.
В каких случаях допускается замена поставщика при исполнении контракта
44-ФЗ жестко следит за изменением существенных условий государственного контракта. В ст. 95 44-ФЗ устанавливаются общие правила изменения условий государственного контракта и правила, при которых допускается его изменить.
В частности, здесь перечислены условия, которые менять строго запрещено.
По данному вопросу стоит учитывать позицию Минфина в письме от 2015 года №02-02-08/12916. Ведомство предполагает, что сменить поставщика невозможно по нескольким причинам:
- Заказчик не может изменить ранее представленные сведения о контрагентедля того, чтобы санкционировать расходы для нового получателя.
- Личность участника имеет важное значение при закупках. Например, некоторые закупки предполагают исключительное участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных НКО, предоставляют преимущества организациям инвалидов и пр.
Стоит обратить внимание, что в 44-ФЗ упомянуты только эти три формы реорганизации. Например, не допускается такая форма, как разделение.
Согласно ч. 1 ст. 58 Гражданского кодекса, в процессе слияния юрлиц их права и обязанности переходят к тому лицу, которое возникло в результате преобразования. При присоединении одного юрлица к другому к последнему переходят обязательства присоединенного юрлица согласно, ч. 2 ст.
58 ГК.
Читайте также: 25.10.2022 Выплаты инвалидам — последние новости
При преобразовании юрлица из одной организационно-правовой формы в другую по ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса их права и обязанности остаются неизменными, кроме тех, которые распространяются на учредителей и участников.
Расторжение контракта по 44-ФЗ в одностороннем порядке — Контур.Школа
Согласно ч. 8 ст.
95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).
В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (ч. 12–22, ст. 95 № 44-ФЗ):
- Обязательное уведомление второй стороны.
- Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.
соглашения расторжения контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон
Этот же шаблон можно использовать и как образец соглашения о расторжении государственного контракта по 44 ФЗ.
Шаг 3. Вернуть обеспечение.
При расторжении договора по соглашению сторон 44 ФЗ и п. 2 ст. 453 ГК предписывают прекратить все обязательства по нему. Срок возврата денежных средств указывается либо в самом договоре, либо в соглашении о расторжении договора по 44 ФЗ по соглашению сторон. Иначе действия заказчика могут быть рассмотрены как неосновательное обогащение (п.
1 ст. 1102 ГК РФ). Банковская гарантия возврату не подлежит.
Шаг 4. Разместить сведения в Единой информационной системе (ЕИС).
После факта расторжения контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон процедура в ЕИС требует набора определенных действий.
В течение пяти рабочих дней сведения об этом факте размещаются в реестре контрактов, за исключением государственной тайны (ч. 26 ст. 95).
Согласно Постановлению Правительства № 1093 от 28.11.2013, размещается отчет об исполнении договора в течение 7 рабочих дней с даты прекращения обязательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 111.1 44-ФЗ, пп. «а» п. 1, пп. «д» п. 2 Положения № 556 от 05.05.2018, госзаказчики, которые базируются на территории зарубежного государства, применяют иную форму отчета, которая в ЕИС не размещается.
Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ
Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.
Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе Заказчика может привести еще к более серьёзным последствиям — включению информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Согласно ч.5 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средствсоответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.
Как вы понимаете, изменение и нарушение условий, указанных в договоре, дело очень серьезное. Поэтому к решению таких вопросов нужно подходить с большой ответственностью.
На этом наша статья подошла к концу. Если информация была для вас полезной, ставьте лайки, делайте репосты и делитесь этой информацией со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.
Какие параметры относят к несущественным
Ни в законе о контрактной системе, ни в гражданском законодательстве не дается определения несущественных условий. Опираясь на главу 28 ГК РФ, можно сформулировать определение так: «это те параметры, которые не входят в состав существенных для сделок этого вида и не требуют обязательного одобрения каждой из сторон». Внесение корректив в такие условия никаким образом не влияет на результат исполнения сделки.
Мы собрали в таблицу, какие пункты гос контракта можно исправить.
Раздел | Пояснение |
Информация о платежных реквизитах сторон | В процессе исполнения госконтракта обе стороны имеют право на изменение расчетных и корреспондентских счетов и банка. |
Местонахождение компании | Телефон, адрес и прочие контактные данные, такие как телефон, электронная почта можно менять без специального разрешения второй стороны. |
Ошибки в арифметике и орфографии | Это опечатки в наименовании компании, ФИО сторон, ошибочные расчеты, сделанные в спецификации, когда они не совпадают с ценой сделки. |
Способы, которыми производится изменение условий соглашения, могут быть различны и зависят от стадии торгов.
Похожие записи:
- Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения
- Ваша заявка уже обрабатывается
- 1. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
Ошибки заказчиков при одностороннем отказе от исполнения контракта
Изменились правила определения даты надлежащего уведомления контрагента о принятом заказчиком решении. Теперь такая дата определяется как дата размещения в ЕИС решения в соответствии с часовой зоной, в которой расположен контрагент.
Хотя процесс одностороннего расторжения контракта для заказчика существенно упростился, вероятность допустить ошибку полностью исключить невозможно. В нашей статье мы рассмотрим примеры из недавней практики судебных органов и ФАС, иллюстрирующие ошибки заказчиков при проведении одностороннего отказа от исполнения контракта.
Право на односторонний отказ нужно предусмотреть не только в проекте контракта, но и в извещении
В соответствии с ч.9 ст.95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Вместе с тем, п. 20 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ обязывает заказчика указывать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта еще и в извещении об осуществлении закупки.
Отсутствие в структурированной форме извещения права на односторонний отказ не позволит заказчику технически сформировать в ЕИС и направить контрагенту решение об одностороннем отказе, так как данный признак переходит из извещения в контракт без возможности редактирования. Кроме того, расхождения между извещением и проектом контракта в части допустимости одностороннего отказа могут повлечь административную ответственность для заказчика
В решенииУправления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 29 июля 2022 г. № 050/06/105-26958/2022 (извещение N 0848300051722000692)рассмотрена жалоба на ненадлежащее установление условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в извещении о проведении конкурса. Заказчик предусмотрел односторонний отказ в проекте контракта, но не указал его в извещении. Комиссия Московского областного УФАС признала заказчика нарушившим п. 20 ч. 1 ст.
42 Закона № 44-ФЗ. Установлено административное нарушение по ч. 4.2. ст. 7.30 КоАП РФ (утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок) с применением к должностному лицу административного штрафа в размере 3 тысяч рублей.
Принимать решение об одностороннем отказе можно исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта
В письме Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 разъясняется: «Вместе с тем, положениями частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта». И далее: «…при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Указанная позиция находит отражение в правоприменительной практике. Так, в постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2022 г. N 21АП-2846/22 по делу N А84-1407/2021рассмотрена апелляционная жалоба заказчика на решение суда первой инстанции, признавшего недействительным односторонний отказ заказчика от исполнения гражданско-правового договора и взыскавшего с заказчика стоимость выполненных работ по договору.
Между заказчиком и исполнителем был заключен договор на оказание услуг по обследованию объектов медицинских организаций. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с невыполнением исполнителем работ в установленный срок, а также нарушением качества их выполнения и уведомил об этом исполнителя. Исполнитель не согласился с решением заказчика. По его мнению при заключении и исполнении договора заказчик действовал недобросовестно, неоднократно препятствовал исполнителю исполнить надлежащим образом договор.
Он указал также, что им были оказаны услуги в полном объеме в соответствии с требованиями законодательства и условий договора.
Комиссия УФАС не включила сведения об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП), поскольку не нашла доказательств недобросовестного характера поведения исполнителя.
Далее исполнитель обратился в суд первой инстанции с иском о признании недействительным одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, а также заявил требование о взыскании стоимости выполненных работ по договору. Судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, по результатам которой зафиксированы недостатки результатов выполненных работ, которые носят устранимый, не существенный характер и подтверждена стоимость фактически выполненных исполнителем работ. Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2012 N 12888/11, сам факт наличия некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа заказчика от подписания актов и оплаты работ.
Суд первой инстанции сделал вывод, что основания для одностороннего расторжения договора в связи с нарушением его существенных условий отсутствовали и обязал заказчика оплатить исполнителю стоимость выполненных работ в сумме, определенной в экспертном заключении. Апелляционный суд не стал пересматривать дело.
Дату расторжения контракта нужно определять согласно ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, а также с учетом ст. ст. 191 и 193 ГК РФ
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Статья 191 ГК РФ устанавливает, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если же последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).
В практике встречаются случаи, когда заказчики допускают ошибки в определении даты расторжения контракта. Например, в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 13 сентября 2021 г. N РНП-11-162 (извещение N 0107300003321000036)рассмотрена ситуация, в которой заказчик расторг контракт на девятый, а не на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления подрядчика и допустил нарушение ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта является административным правонарушением по ч. 6 ст.
7.32 КоАП РФ и грозит для должностного лица заказчика административным штрафом в размере 50 тысяч рублей.
При расчете срока вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и даты расторжения контракта необходимо помнить о норме ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления контрагента о принятом решении об одностороннем отказе, контрагент устранит нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения, а также компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы.
Данное правило не применяется в случае повторного нарушения контрагентом условий контракта, которые являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, заказчик обязан предоставить контрагенту 10 календарных дней на устранение нарушений контракта. Если последний день десятидневного срока, в рамках которого контрагент может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьей 193 ГК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. А решение заказчика вступает в силу и контракт считается расторгнутым не ранее следующего рабочего дня.
Рассмотрим пример из решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 августа 2022 г. N РНП-55-121/2022 (извещение N 0352100012722000016). Датой уведомления поставщика является 21.07.2022. На основании ст.
193 ГК РФ, ч. 1 ст. 2, ч. 13 и ч. 14 ст. 95 Закона №44-ФЗ поставщик в период с 22.07.2022 по 01.08.2022 (с учетом нерабочего дня, являющегося последним днем десятидневного срока) имел право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения. Поэтому датой расторжения контракта должна была являться дата 02.08.2022. Заказчик, в нарушение ч. 13 и ч. 14 ст.
95 Закона № 44-ФЗ указал дату расторжения контракта 01.08.2022.
Аналогичная ситуация приведена в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 26 апреля 2022 г. N 007/06/104-305/2022 (извещение N0104200002121000013). По результатам проверки комиссией Кабардино-Балкарского УФАС установлено, что заказчиком не был предоставлен подрядчику десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта со стороны подрядчика. Вследствие нарушения заказчиком порядка расторжения контракта комиссия не включила сведения о подрядчике в РНП.
Необходимо соблюдать сроки, установленные ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ для направления информации и документов в реестр контрактов
В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан направить информацию о расторжении контракта для размещения в реестре контрактов в течение 5 рабочих дней с даты расторжения контракта. Указанная норма закона обязывает заказчика также направить в реестр контрактов решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписанное с использованием ЕИС, не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения.
Кроме того, в течение 5 рабочих дней в реестр контрактов направляется информация и документы о применении мер ответственности в случае нарушения контрагентом или заказчиком условий контракта (в частности, требование заказчика об уплате контрагентом неустойки (штрафа, пени)).
За неразмещение или нарушение срока размещения сведений в реестре контрактов должностное лицо заказчика могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ ( административный штраф в размере 20 тысяч рублей).
Например, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением подрядчиком своих обязательств по контракту. Контракт был расторгнут. Комиссия УФАС включила сведения о подрядчике в РНП, но по результатам проверки установила, что заказчик не направил в установленный срок в реестр контрактов информацию об исполнении контракта, а именно требования об уплате неустойки, предъявленные заказчиком подрядчику. В итоге заказчика признали нарушившим ч. 3 ст.
103 Закона № 44-ФЗ, а в действиях должностного лица выявили признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст .7.31 КоАП РФ (см. решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 30 августа 2022 г. N РНП-31171эп/22 (извещение N 0848300060622000217)).
Обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП нужно направлять не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта
Указанное правило сформулировано в ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Кроме того, с 1 июля 2022 заказчику необходимо отслеживать поступление в ЕИС решений об одностороннем отказе от исполнения контракта, направленных контрагентами. Согласно ч. 22.2 ст. 95 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан направить обращение о включении в РНП сведений о контрагенте, если тот принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Обращение в этом случае направляется не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения контрагента.
За нарушение сроков направления обращения о включении в РНП должностное лицо заказчика могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ (штраф 20 тысяч рублей) или по части 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ ( штраф 15 тысяч рублей).
К сожалению, заказчики часто направляют в РНП сведения позже установленного срока (см. например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 октября 2022 г. N 065/06/104-415/2022 (извещение N 0361200015022000306), решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 15 апреля 2022 г. N РНП-30-52-2022 (извещение №0325300016321000055)).
Если контрагент в установленный срок исправил нарушение условий контракта, заказчик обязан отменить решение об одностороннем отказе
Мы уже говорили ранее о норме ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, обязывающей заказчика отменить принятое им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если контрагент в отведенный ему десятидневный срок устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения заказчиком. Расторжение контракта заказчиком в таком случае является неправомерным.
Рассмотрим пример из практики – решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 19 мая 2022 г. (извещение N 0311200029122000001). Между заказчиком и исполнителем был заключен контракт на транспортное обслуживание экскурсионных маршрутов. Исполнитель предоставлял транспортные средства по заявкам заказчика.
Но когда заказчик направил исполнителю письменную заявку на предоставление транспортных средств на предстоящие майские праздники, исполнитель ответил, что не сможет предоставить необходимое количество автобусов в нужный заказчику период. Заказчик, заранее, не дожидаясь даты оказания услуг и не предпринимая никаких мер по урегулированию возникших разногласий, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исполнитель, после получения решения заказчика, направил письмо, в котором указал на то, что готов оказать услуги, в соответствии с заявкой, предоставить требуемое количество транспортных средств и просил отменить принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Но решение заказчиком отменено не было.
Заказчик не хотел рисковать тем, что часть гостей останется без транспорта, ввиду чего контракт был расторгнут.
Комиссия Татарстанского УФАС, проводя проверку, установила, что заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта еще до наступления даты оказания услуг, указанной в заявке. Ранее исполнитель предоставлял автотранспорт в соответствии с направленными заявками и исполнял контракт надлежащим образом. Так как в течение 10 дневного срока исполнитель указал на готовность предоставить автотранспорт в соответствии с заявкой, заказчик был обязан отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, заказчиком были нарушены положения части 9 статьи 104, части 14 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.
Должностное лицо заказчика привлекли к ответственности по ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.