Эвакуация автомобиля — та процедура, которая подробно прописана в законе. Ее знание в целом ряде случаев поможет избежать задержания машины.
Что такое эвакуация автомобиля
Эвакуация — это форма задержания транспортного средства (ТС) с последующим перемещением на охраняемую спецстоянку. Задержание применяется для пресечения нарушений ряда оговоренных в законе правил эксплуатации, использования и управления ТС.
Порядок задержания регламентируется ст. 27.13 КоАП. В соответствии с ее п. 11 лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания ТС (кроме ТС вооруженных сил, национальной гвардии, спасательных воинских формирований), помимо административного штрафа оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного ТС в сроки и по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого совершено нарушение.
Согласно п. 3 той же статьи КоАП, решение о задержании ТС, прекращении задержания или возврате ТС принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. В отношении гражданских ТС такими правами обладают:
— инспекторы МАДИ (Московской администрации дорожной инспекции) при оформлении нарушений правил остановки, стоянки и парковки в столице.
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Причины эвакуации автомобиля
В ст. 27.13 КоАП указан целый ряд нарушений ПДД, за которые предусмотрено задержание, в частности, легкового автомобиля/мотоцикла.
- Парковка в зоне запрещающих знаков или разметки. Задержание незаконно, если такой знак не сопровождает выполненная в соответствии с требованиями ГОСТ 52290-2004 табличка «Работает эвакуатор».
- Парковка на пешеходном переходе и ближе 5 м от него.
- Парковка на тротуаре, если на знаке 6.4 («Парковка») отсутствуют поясняющие таблички 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6–8.6.9, на которых указан способ постановки ТС на стоянку.
- Парковка на остановках общественного транспорта, местах стоянки легковых такси и ближе 15 м от соответствующих знаков.
- Парковка на местах для инвалидов при отсутствии справки об инвалидности и специального знака «Инвалид» на автомобиле.
- Парковка на проезжей части вторым рядом.
- Парковка на трамвайных путях.
- Парковка в тоннелях.
- Отсутствие у водителя прав на управление ТС, в том числе по причине лишения.
- Отсутствие у водителя СТС.
- Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения, или передача управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
- Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
- Управление ТС с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда).
- Невыполнение водителем обязанностей в связи с ДТП.
- Нарушение правил размещения рекламы на автомобиле.
- Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров.
Фото: Павел Пичугин / РБК
Что водитель оплачивает при эвакуации автомобиля
При эвакуации ТС собственник оплачивает:
— штраф за административное правонарушение, которое повлекло за собой задержание ТС;
— работу эвакуатора.
В Москве в настоящее время действуют следующие тарифы.
Тип транспортного средства (ТС) | Тариф, руб. | С учетом скидки 25%, руб. |
Категории М, А, В с мощностью двигателя до 80 л.с. (включительно) | 4220 | 3165 |
Категория В с мощностью двигателя свыше 80 л.с. до 250 л.с. (включительно), за исключением грузовых автомобилей | 6730 | 5047,5 |
Категория В с мощностью двигателя свыше 250 л.с., за исключением грузовых автомобилей | 9440 | 7080 |
Категории C и D, а также негабаритные транспортные средства | 54 270 | 40 702,5 |
— хранение ТС на спецстоянке.
В Москве в настоящее время действуют следующие тарифы.
Тип транспортного средства (ТС) | Тариф, руб. | С учетом скидки 25%, руб. |
Категории М, А | 665 | 498,8 |
Категории В и D с разрешенной максимальной массой, не превышающей 3,5 т | 1300 | 975 |
Категория D с разрешенной максимальной массой, превышающей 3,5 т, С и Е, а также негабаритные транспортные средства | 2580 | 1935 |
Скидка 25% предоставляется оплатившим услуги до приезда на спецстоянку за ТС. К категории негабаритных относятся ТС с превышением следующих параметров:
- по высоте — более 4 м;
- по длине — более 20 м (допускается свес груза 2 м, если общая длина не превышает 20 м);
- по ширине — более 2,55 м;
- по массе со специализированным ТС — более 38 т.
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Правила эвакуации ТС
1. Приняв решение о задержании ТС, инспектор ГИБДД или МАДИ (если нарушение относится к сфере компетенции этой организации) оформляет:
- протокол об административном правонарушении;
- протокол о задержании ТС. Согласно п. 7 ст. 27.13 КоАП, копия этого протокола вручается водителю ТС и лицу, которое будет исполнять решение о задержании ТС (сотруднику службы эвакуации). Если протокол составлялся в отсутствие правонарушителя, то копия «с решением должностного лица о возврате задержанного ТС вручается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным ТС, незамедлительно после устранения причины задержания ТС» (п. 8 ст. 27.13 КоАП);
- акт приема-передачи ТС. В нем записываются все повреждения, имеющиеся у эвакуируемого ТС.
В отсутствие водителя ТС, которое задерживают, для оформления протоколов и акта требуется присутствие двух понятых или проведение видеозаписи (п. 8 ст. 27.13 КоАП).
2. Задержанное ТС опечатывают и погружают на эвакуатор.
3. Задержанное ТС отправляют на спецстоянку.
Как узнать об эвакуации ТС
Задержания ТС удастся избежать, только если эвакуатор со своим грузом не начал движение. Именно поэтому водителю лучше как можно быстрее оказаться на месте действия. А если не получилось, что тогда?
1. Позвонить по телефону 112 для выяснения, какой отдел ГИБДД или МАДИ (в Москве) оформлял правонарушение и на какую спецстоянку отвезли ТС.
2. Если ТС эвакуировали в Москве, то получить информацию можно:
- введя госномер ТС на порталах «Автокод», «Московский паркинг», «Московский транспорт» или mos.ru;
- с помощью мобильного приложения «Госуслуги Москвы» или «Парковки России»;
- отправив бесплатное СМС-сообщение на номер 7377 с текстом «ЭВ госномер ТС», например «ЭВ Х000ХХ049»;
- оформив подписку на автоматические уведомления в личном кабинете на портале mos.ru, в мобильном приложении «Госуслуги Москвы» или отправив бесплатное СМС-сообщение на номер 7377 с текстом «ЭВ П госномер ТС», например «ЭВ П Х000ХХ049».
Фото: parking.mos.ru
Что делать, если ТС эвакуировали
Если ТС эвакуировали, паниковать поздно и бесполезно. Надо действовать. Как?
- Позвонить по телефону 112 для выяснения, какой отдел ГИБДД или МАДИ (в Москве) оформлял правонарушение и на какую спецстоянку отвезли ТС.
- Если документы на ТС остались у водителя, то он отправляется в отделение ГИБДД/МАДИ, которое оформило задержание ТС. Там у дежурного инспектора необходимо получить разрешение на возврат ТС. Для этого с документами на ТС обратиться в отделение ГИБДД/МАДИ, которое его задержало и получить копию протокола об административном правонарушении или копию протокола о задержании ТС. В обоих случаях обязательно должна быть проставлена отметка должностного лица об устранении причин задержания.
- Если документы на ТС остались в эвакуированном автомобиле, сначала необходимо отправиться на спецстоянку, куда его поместили, и написать заявление о вскрытии ТС и допуске в салон. Сделать это могут только собственник ТС (либо его представитель) или человек, вписанный в полис ОСАГО. Автомобиль вновь опломбируют, после того как документы окажутся у вышеназванных лиц.
- Предъявить сотруднику спецстоянки разрешение на возврат ТС и документы, подтверждающие право забрать ТС. Для собственника ТС это паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверждающий право владения ТС. Для представителя собственника, имеющего право управлять данным ТС (вписанного в полис ОСАГО), это водительское удостоверение, СТС, полис ОСАГО, путевой лист (для юрлиц). Представителю собственника, не имеющему права управлять данным ТС, дополнительно потребуются: паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, а также доверенность на право получения задержанного транспортного средства со специализированной стоянки.
- Получить на спецстоянке квитанцию для оплаты эвакуации (тут без вариантов) и хранения ТС, если оно находилось на спецстоянке более суток. Оплата взимается за каждые полные сутки, прошедшие с момента помещения ТС на спецстоянку и до момента его возврата.
- Забрать ТС со спецстоянки.
- Оплатить квитанцию не позднее, чем через 60 дней с момента возврата ТС со спецстоянки.
Подробнее о действиях в случае эвакуации ТС читайте наш материал «Что делать, если машину эвакуировали».
Фото: Антон Беркасов / РБК
Как избежать эвакуации ТС
Как видим, высвобождение ТС со спецстоянки — процесс достаточно длительный и требующий немалых расходов в дополнение к уплате штрафа за административное правонарушение. Так что лучше в такую ситуацию не попадать. Чтобы свести риск к минимуму, необходимо:
— перед поездкой проверять наличие прав на управление ТС, СТС и полиса ОСАГО;
— не эксплуатировать ТС с неисправными рулевым управлением, тормозной системой, сцепным устройством;
— не садиться за руль в состоянии опьянения и не передавать управление ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения;
— не нарушать правила остановки и стоянки ТС;
— не нарушать правила размещения рекламы на ТС.
Если же процедура эвакуации ТС уже началась, следует помнить, что она должна быть прекращена, если причина задержания ТС устранена до начала движения эвакуатора (п. 1.1 ст. 27.13 КоАП). Это подразумевает и ситуации, когда:
- на ТС закрепляются подъемные устройства автомобиля-эвакуатора;
- эвакуируемое ТС поднято манипулятором;
- ТС погружено на автомобиль-эвакуатор, но тот еще не тронулся с места.
После прекращения процедуры эвакуации необходимо незамедлительно переставить ТС согласно ПДД или уехать. Штраф за выявленное административное правонарушение в любом случае придется заплатить.
Увезут и BMW, и Hyundai: куда пропадают автомобили в Москве
Чтобы эвакуировать машину в Москве достаточно пяти минут. А на то, чтобы ее забрать со штрафстоянки водителям придется потратить несколько часов и около 10 тыс. руб. Как и за что увозят автомобили и где их потом искать
Фото: Autonews.ru
Читайте также
Закон и ПДД 21 октября 2022
Закон и ПДД 14 октября 2022
Группа из трех человек обсудила, как, откуда и куда увезти чужой автомобиль без ведома владельца. И быстро, не привлекая лишнего внимания, осуществила свой план. Нет, это не угон автомобиля. Это совершенно законные действия по эвакуации неправильно припаркованного автомобиля в Москве.
Корреспондент Autonews.ru провел несколько часов со столичными эвакуаторщиками, проследил путь автомобиля от парковки до штрафстоянки и узнал, какие машины увозят в первую очередь и можно ли этого избежать.
Машины увозят за пять минут
Рано утром в будний день, на 2-й Фрезерной улице Москвы, в коридоре здания государственного казенного учреждения «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) — организации, которая и осуществляет эвакуацию неправильно припаркованных машин в Москве — людно. Несколько десятков водителей ждут медицинской проверки — в первую очередь алкотестером. Если врач заподозрит что-то еще неладное, то может проверить сердцебиение, давление и далее по списку.
Фото: Autonews.ru
На площадке к выезду готовы десятки машин. Таких баз в Москве две, вторая расположена на противоположном конце города, на Силикатном проезде. А штрафстоянок более десяти, во всех районах столицы включая новую Москву.
Вместе с водителем мы направляемся на небольшую парковку в определенном заранее районе. Это не какое-то специальное место, водители эвакуаторов сами находят такие удобные площадки в разных местах города, где может встать три-пять грузовиков, не мешая другому транспорту. В нашем случае мы стоим у гаражей на улице Дворникова в районе Лефортово.
Пока ждут направлений по конкретным адресам — беседуют, обмениваются новостями. Другие стоят в стороне и вместе с техниками и инспекторами Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) обсуждают новые места, где недавно появились знаки, запрещающие стоянку. В одно из таких мест на улице Пруд-Ключики на юго-востоке столицы направляют и нас.
Экипаж сформирован. Экипаж — это три человека на эвакуатор. Водитель, который также осуществляет погрузку автомобиля. Техник, который должен осмотреть машину, заклеить бумажными «пломбами» двери, капот и багажник, обтянуть стреч-пленкой, а главное убедиться, что в салоне нет ничего постороннего: детей, животных, опасных предметов.
А еще должностное лицо, которое, собственно, и решает, чей автомобиль подлежит эвакуации. В нашем случае это именно инспектор МАДИ, но на его месте может быть и сотрудник ГИБДД. В кабине «зеленого крокодила», как прозвали в народе такую технику, корреспонденту Autonews.ru места уже не осталось — поэтому пришлось сесть ему на хвост за рулем личного автомобиля.
Фото: Autonews.ru
Зеленый эвакуатор, построенный на шасси крупного среднетоннажного грузовика, уверенно маневрирует в столичном потоке машин, так что корреспонденту Autonews.ru даже на легковушке удержаться за ним было непросто. Вскоре он пребывает на место: перекресток с круговым движением на стыке улиц Пруд-Ключики и генерала Яковлева, где припаркованные по краям машины действительно затрудняют проезд. Даже странно запрещающие остановку знаки появились здесь не так давно.
На прилегающей к перекрестку улице генерала Яковлева парковка не только разрешена, но и бесплатна. В 10:00 она плотно заставлена машинами, но в 300 метрах удается найти свободное место, чтобы припарковаться и вернуться к месту будущей эвакуации. Пока корреспондент Autonews.ru бежал оттуда к эвакуатору, экипаж уже наметил жертву: Volkswagen Tiguan, водитель которого оставил его прямо на круге.
Всего за несколько минут водитель успевает выставить гидравлические упоры и поднять над Volkswagen кран: к погрузке таким образом все оказалось готово.
Техник уже вовсю проводит осмотр, а инспектор МАДИ как раз заканчивает фотографировать место нарушения и начинает заполнять протокол. Владельцу Tiguan выпишут постановление по ч.5 ст. 12.16 КоАП за стоянку транспортных средств в зоне действия запрещающего знака. В Москве и Санкт-Петербурге за это штрафуют на 3000 рублей.
Водителю также придется оплатить услуги эвакуатора и простой машины на штрафстоянке — в Москве в первый день штрафтоянка бесплатна.
Фото: Autonews.ru
Зацеп за колесные диски — и свежий кроссовер Volkswagen Tiguan быстро поднимается в воздух. Лишь когда его колеса касаются платформы эвакуатора, срабатывает сигнализация. Впрочем, она быстро умолкает, а владелец не успевает услышать сигнал тревоги.
Быстрое крепление кроссовера к площадке эвакуатора, уборка дорожных конусов и гидравлических опор — и зеленый автомобиль отправляется в обратный путь.
На все ушло менее пяти минут — за это время не всегда успеваешь спуститься из офиса и добежать к месту стоянки. Если бы владелец успел до того, как эвакуатор тронулся в путь, ему бы вернули автомобиль и выписали штраф за неправильную парковку на месте, убедившись, что автомобилист перепаковал свою машину.
По пути на штрафстоянку водитель высаживает техника и инспектора все на той же промежуточной площадке, чтобы те не ждали, пока он разгрузится и отправлялись в следующий рейс со свободным эвакуатором. В АМПП утверждают, что никаких нормативов по числу эвакуированных машин нет. Но при таком оперативном темпе работы экипажа за час можно успеть сделать не менее двух рейсов.
Cледовательно, можно прикинуть самостоятельно: если в районе водители будут массово парковаться с нарушениями, а в городе не будет пробок, за смену один эвакуаторщик может забрать около 15 машин.
Какие автомобили в зоне риска
Под угрозой любой автомобиль, водитель которого нарушил правила парковки. Эвакуаторы работают круглосуточно и без выходных. Меняются только водители, которые трудятся посменно.
Фото: Autonews.ru
В АМПП подчеркивают, что решение об эвакуации принимают не они, а должностные лица. Такими могут быть сотрудники МАДИ или ГИБДД.
У каждого ведомства есть свои специализации. Так, МАДИ чаще всего фиксируют нарушения правил парковки в местах, где установлены знаки 3.27 — остановка запрещена. А ГИБДД отвечает в том числе за тех, кто паркуется на тротуарах или оставляет другими участникам движения для проезда менее 3 метров до сплошной разделительной разметки со встречной полосой.
При этом в АМПП настаивают, что эвакуируют только те автомобили, которые действительно создают угрозу безопасности и мешают движению. Именно поэтому за некоторые нарушения, например, за парковку на газоне, выпишут штраф (который в Москве составляет от 5 тыс. руб. для физлиц до 300 тыс. руб. для юрлиц), а не вызовут эвакуатор.
Также на штрафстоянку могут попасть машины, припаркованные без номеров и транспорт, водителя которого остановили без водительского удостоверения. В последнюю категорию часто попадают скутеры, мопеды и мощные электровелосипеды — еще не все привыкли, сейчас водить такую технику без прав запрещено. До 2014 года для этого достаточно было достижения 14-летнего возраста.
Фото: Autonews.ru
Куда идут полученные за эвакуацию средства
Когда в Москве только начинали практику эвакуации машин за нарушение правил парковки, этим занимались в том числе сторонние компании, привлекаемые властями города. Сейчас эвакуацию осуществляет только АМПП.
При этом стоимость «услуги» по перевозке машин на штрафстоянку различается в зависимости от мощности автомобиля. Так, если у вас машина с двигателем мощностью более 250 л.с., то заплатить придется 10 580 рублей, причем эту сумму рассчитывают даже не московские власти, а Федеральная антимонопольная служба с учетом экономических обоснований.
При этом для автомобилей меньшей мощности предусмотрены понижающие коэффициенты, а тем, кто оплачивает эвакуацию прежде, чем забрать автомобиль, дается 25% скидка. В результате перемещение машины с мотором слабее 80 л.с. при оплате сразу обойдется в 3 547,5 руб.
Невольно напрашивается мысль о том, что АМПП выгоднее «охотиться» за мощными машинами, но в организации это категорически опровергают.
Фото: Autonews.ru
«Деньги от оплаты услуг эвакуации идут в бюджет города.
«Московский паркинг» — это казенное учреждение, и никакой финансовой выгоды для нас от количества перемещений нет. Мы также не отдаем приоритет каким-либо транспортным средствам в зависимости от их стоимости: по решению инспектора будем эвакуировать и дорогую и мощную иномарку, и даже мотоцикл», — говорит представитель АМПП.
В ведомстве отмечают, что чаще всего эвакуируют машины массовых марок — потому что их просто физически больше остальных. К примеру, Hyundai более массовый бренд нежели Audi. А вот если смотреть по тому, какие машины чаще увозят с улиц за отсутствие номеров, то это окажутся иномарки премиум-сегмента: BMW и Mercedes.
Как вернуть себе машину
Если водитель не нашел свою машину и не уверен, что оставил ее без нарушений, лучше сразу искать ее на штрафстоянке. Это можно проверить, вбив номер автомобиля на сайте Московского паркинга, в приложении «Парковки России» или позвонив по телефонам, которые приведены на вышеупомянутом сайте.
Затем следует оформить штраф за нарушение правил парковки и получить разрешение на то, чтобы забрать машину. Сделать это можно в ГИБДД или МАДИ — в зависимости от того, чей сотрудник принял решение об эвакуации. С МАДИ в некоторых случаях все проще, так как отделения данного ведомства все чаще открываются непосредственно при штрафстоянках, и ехать в два разных места не придется.
Фото: Autonews.ru
Сами штрафстоянки расположены как правило, не в самых людных местах. Это объясняют тем, что найти большую асфальтированную площадку в центре города рядом с выходом из метро невозможно.
В нашем случае площадка расположилась между двумя ветками железной дороги, рядом со станцией Сортировочная, где останавливаются электрички казанского направления. Это на самом деле не так далеко от центра города, в 20 минутах пешком от метро Авиамоторная, но большинство автовладельцев приезжают на такси или каршеринге.
В 11:00 утра в зале, где выдают машины — только сотрудники парковки и ни одного «клиента». Автомобилисты начинают приезжать позже, оформив предварительно разрешения в МАДИ или ГИБДД. Каких-либо особых дней недели, когда случается наплыв эвакуированных не выделяется.
Несмотря на то, что первый день хранения машины на штрафстоянке бесплатный и есть соблазн отложить высвобождение автомобиля до вечера, как минимум в двух случаях стоит поторопиться.
Фото: Autonews.ru
Во-первых, с утра на штрафстоянке действительно почти нет клиентов. Второй нюанс касается пользователей каршеринга. Сложность с каршерингом в том, что если эвакуировали припаркованный водителем автомобиль, то оператор сервиса может продолжить считать клиента пользователем услуги до тех пор, пока он сам не заберет его со штрафстоянки и не перепаркует в разрешенном месте. Конечно, сотрудники каршерингов и сами забирают машины со штрафстоянок.
Но за это клиентам также приходится платить — около 10 тыс. руб. в зависимости от оператора.
Три лайф-хака про эвакуацию
— Единственный надежный способ избежать эвакуации — не нарушать. Надежды на то, что машина припаркована в сложном месте и эвакуатор до нее не дотянется беспочвенны.
— -Храните документы на автомобиль при себе. Они понадобятся для того, чтобы оформить разрешение на возврат в МАДИ или в ГИБДД, и только после этого машину можно будет забирать со спецстоянки. Если документы остались в машине, то вы сначала направляетесь на спецстоянку, забираете документы, отправляетесь получать разрешение и возвращаетесь вновь – то есть теряете много времени.
— Идея бросить старый и дешевый автомобиль на спецстоянке и не забирать его ни к чему не приведет. Сумма долга за неоплату перемещения и хранения продолжит копиться и в итоге будет взыскиваться через суд.
Задержание транспортного средства и его эвакуация на штрафстоянку
В этой статье речь пойдет о нарушениях правил дорожного движения, за которые может быть проведено задержание транспортно средства и его эвакуация на штрафстоянку.
Сразу же отмечу, что подобных нарушений не слишком много, а эвакуаторы работают далеко не во всех населенных пунктах России. Хотя со временем эвакуаторов становится больше.
В любом случае я рекомендую изучить особенности помещения автомобилей на штрафстоянку хотя бы для того, чтобы нерадивые сотрудники ГИБДД не смогли эвакуировать Ваш автомобиль за придуманное ими нарушение ПДД.
Кроме того, в статье будут рассмотрены и особенности оплаты хранения автомобиля на специализированной стоянке:
- Задержание транспортного средства
- Стоимость штрафстоянки при задержании ТС
- Как избежать задержания автомобиля?
Задержание транспортного средства
Для начала рассмотрим нарушения правил дорожного движения, за которые автомобиль может быть эвакуирован на штрафстоянку:
1. Отсутствие у водителя регистрационных документов (свидетельство о регистрации транспортного средства) или документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства.
2. Наличие у автомобиля одной из следующих неисправностей:
- неисправная тормозная система;
- неисправное рулевое управление;
- неисправное сцепное устройство (в составе автопоезда).
5. За рулем находится водитель в состоянии опьянения.
6. Нарушение правил остановки или стоянки, при котором создаются препятствия для движения других транспортных средств.
8. Перевозка тяжеловесных или крупногабаритных грузов автомобилем, не имеющим разрешения на такую перевозку, превышение габаритов груза, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 см.
9. Перевозка опасных грузов при отсутствии необходимых документов либо на автомобиле, не предназначенном для перевозки опасных грузов.
Примечание.Во всех перечисленных случаях помещение транспортного средства на штрафстоянку происходит лишь до устранения причины задержания.
Например, если водитель забыл дома свидетельство о регистрации транспортного средства, а через 15 минут (до приезда эвакуатора) это свидетельство привезла жена, то автомобиль перемещаться на штрафстоянку не будет. То же самое касается и ситуации, когда приехавшая через 15 минут жена сама садится за руль задержанного автомобиля (например, если муж лишен прав).
Приведенные выше 10 пунктов — это полный перечень нарушений правил, за которые автомобиль может быть задержан и эвакуирован на штрафстоянку.
Если сотрудник ГИБДД пытается задержать Ваш автомобиль по какой-нибудь другой причине, например, при выезде на встречную полосу, то можете смело обращаться к вышестоящему лицу в ГИБДД, либо в прокуратуру. В описанной ситуации обратиться можно по телефону.
Кроме того, с 15 августа 2023 года в законодательстве есть еще одна причина эвакуации, связанная с нарушением ПДД. Речь идет о водителе автомобиля с иностранными номерами, который нарушил любой пункт ПДД и не оплатил штраф за свое нарушение. В этом случае наказание выносится по статье 20.25 КоАП, а автомобиль отправляется на штрафстоянку до момента уплаты штрафа.
Стоимость штрафстоянки при задержании ТС
В 2023 году (начиная с 14 декабря 2012 года) порядок оплаты эвакуации транспортных средств устанавливается законами субъектов Российской Федерации (статья 27.13 КоАП):
10.Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
11.Расходы на перемещение и хранениезадержанного транспортного средства, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
Примечание.До 14 декабря 2012 года существовала единая схема, в соответствии с которой эвакуация и первые сутки хранения автомобиля на штрафстоянке не оплачивались.
К 2023 году все заинтересованные субъекты РФ успели принять региональные законы, которые в том числе вводят плату и за эвакуацию, и за первые сутки хранения.
Таким образом, стоимость хранения автомобиля на штрафстоянке зависит от региона, в котором происходит эвакуация транспортного средства. Для того, чтобы узнать точные цифры, Вам нужно поискать местный закон.
Например, в Москве эвакуация автомобиля категории В с мощностью двигателя от 80 до 250 л.с. обойдется в 6 730 рублей, а каждые сутки хранения — в 1 300 рублей.
Так что в интересах автовладельца забрать автомобиль со штрафстоянки следует как можно скорее, т.к. от этого напрямую зависит стоимость хранения.
Если сам владелец не может забрать автомобиль, то следует попросить о помощи кого-то из знакомых или воспользоваться услугами наемного водителя.
Как избежать задержания автомобиля?
Кроме того, подчеркну, что лучше всего вообще не помещать автомобиль на штрафстоянку. Для этого существуют несколько способов:
1. Самому вызвать эвакуатор, который за умеренную плату отвезет автомобиль в нужное Вам место. В некоторых случаях именно этот вариант окажется самой быстрой причиной устранения задержания. Например, при неисправности тормозной системы.
2. Самостоятельно устранить причину задержаниятранспортного средства. Если Вы успеете сделать это до того, как эвакуатор ГИБДД начнет движение, то транспортное средство Вам вернут. Статья 27.13 КоАП:
1 1 . Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержаниятранспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
Во втором способе могут использоваться несколько вариантов:
Например, если причина задержания заключается в водителе транспортного средства (он находится в состоянии опьянения или не имеет права управления транспортным средством), то можно использовать для устранения причины задержания другого водителя, в качестве которого может выступить кто-то из друзей или знакомых, проживающих поблизости.
В случае неисправности транспортного средства водитель может устранить эту неисправность на месте.
В случае нарушения правил остановки или стоянки водителю достаточно сесть в свое транспортное средство и начать движение.
В общем, практически в любой ситуации можно найти вариант, позволяющий избежать штрафстоянки. А сделать это стоит хотя бы потому, что возврат автомобиля со специализированной стоянки — это достаточно утомительное занятие, которое может отнять несколько часов. Кроме того, в процессе эвакуации на автомобиле могу появиться новые царапины и вмятины, происхождение которых определить впоследствии вряд ли удастся.
Удачи на дорогах!
Обновлено: 9 августа 2023
Максим Калашников
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов.
Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Особенности эвакуации автомобилей с 19 июня 2015 года
В этой статье будет продолжено рассмотрение изменений автомобильных нормативных документов с 19 июня 2015 года, начатое в статье «Новые штрафы ГИБДД с 19 июня 2015 года».
Сегодня речь пойдет о новых особенностях задержания транспортных средств, т.е. эвакуации автомобилей на штрафстоянку за нарушение правил дорожного движения. Кроме того, будут рассмотрены еще несколько интересных изменений Кодекса об административных правонарушениях и Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Новый штраф за незаконное ограничение права управления транспортными средствами
Первое изменение затронуло статью 12.35 КоАП:
Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.
Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.
Обратите внимание, данный штраф относится не к водителям, а к сотрудникам ГИБДД. Начиная с 19 июня 2015 года штраф 20 000 рублей может быть наложен за большее количество нарушений.
Рассмотрим пример. Водитель лишен прав на 4 месяца. После завершения срока лишения он обращается в подразделение полиции для возврата прав, однако ему их не выдают.
Дежурный сотрудник заявляет, что водитель не получит удостоверение еще в течение 30 дней, т.к. срок лишения начал отсчитываться на месяц позже. Это связано с технической ошибкой в базе данных ГИБДД. Права полицейский выдавать отказывается.
Это не выдуманная ситуация, несколько раз читатели pddmaster.ru обращались ко мне с аналогичными проблемами. Начиная с 19 июня 2015 года водители смогут «наказать» должностное лицо на 20 000 рублей за нарушение установленного порядка лишения прав.
Прекращение эвакуации при появлении водителя (при устранении причины задержания)
Еще одно интересное нововведение затронет в первую очередь водителей, которые любят паркововать автомобили в запрещенных местах. Статья 27.13 часть 1 1 :
1 1 . Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
Начиная с 19 июня 2015 года автомобиль не будут отправлять на штрафстоянку, если появится водитель и сможет устранить причину задержания. Отмечу, что водитель должен появиться до того момента, как эвакуатор начал движение.
Рассмотрим несколько примеров:
1. Распространенный случай нарушения правил остановки и стоянки. Автомобиль неправильно припаркован, его начинают грузить на эвакуатор. Водителю этого автомобиля достаточно появиться в любой момент до начала движения эвакуатора, чтобы прекратить процесс задержания.
Естественно, штраф за нарушение правил остановки или стоянки все равно будет наложен.
2. Задержание транспортного средства, водитель которого находится в состоянии опьянения. В данном случае следует найти другого водителя до момента отправления эвакуатора на штрафстоянку. Если водителю удастся найти кого-то из друзей или знакомых, проживающих поблизости и имеющих водительские права, он сможет избежать штрафстоянки.
3. Задержание транспортного средства, имеющего неисправную тормозную систему. Если водитель сможет устранить неисправность на месте (до отъезда эвакуатора), то он сможет продолжить движение на автомобиле самостоятельно.
Действия полицейских при задержании транспортного средства
Еще одно интересное изменение вводится частью 3 статьи 27.13:
3. Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида или о прекращении указанного задержания принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, также должностными лицами военной автомобильной инспекции. Указанными должностными лицами составляется протокол о задержании транспортного средства.
3. Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида или о прекращении указанного задержания принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, также должностными лицами военной автомобильной инспекции. Указанными должностными лицами составляется протокол о задержании транспортного средства, после чего они присутствуют на месте задержания транспортного средства до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
Обновленный пункт КоАП требует, чтобы сотрудник ГИБДД присутствовал на месте задержания до начала движения эвакуатора. Именно сотрудник ГИБДД принимает решение о прекращении задержания транспортного средства. Поэтому водителю, который появился до отъезда эвакуатора, нужно обращаться не к водителю эвакуатора, а к сотруднику полиции.
Составление документов о задержании автомобиля
Сотрудник ГИБДД составляет документы о задержании транспортного средства и помещении его на специализированную стоянку. Начиная с 19 июня 2015 года полицейские будут составлять дополнительную копию протокола. Статья 27.13 часть 7:
7. Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
7. Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также лицу, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.
Дополнительная копия протокола вручается исполнителю решения о задержании транспортного средства, т.е. водителю эвакуатора.
Информирование водителей о новом порядке движения
Последнее изменение, которое будет рассмотрено в рамках данной статьи, — особенности информирования водителей о введении нового порядка движения на конкретном участке дороги. Оно вводится Федеральным законом «О безопасности дорожного движения»:
3. Не позднее чем за двадцать дней до установки дорожного знака или нанесения разметки, запрещающих въезд всех транспортных средств в данном направлении, остановку или стоянку транспортных средств либо обозначающих дорогу или проезжую часть с односторонним движением либо выезд на такую дорогу или проезжую часть, граждане информируются о введении соответствующего запрета и (или) изменении схемы организации дорожного движения, а также о причинах принятия такого решения. Информирование может осуществляться посредством официального сайта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующая дорога, информационных табло (стендов), размещенных в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки, а также иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Суть данного изменения в том, что водители теперь будут дополнительно информироваться о применении новых дорожных знаков или разметки.
Особенности данного нововведения:
- Информирование производится не позднее чем за 20 днейдо изменения схемы движения.
- Публикуется информация только о размещении знаков и разметки запрещающих въезд в данном направлении (знак 3.1. «Въезд запрещен»), обозначающих одностороннее движение (знаки 5.5 — 5.7.2), запрещающих остановку и стоянку (знаки 3.27 — 3.30).
- Информирование может осуществляться разными способами: через интернет, на информационных стендах.
Судя по всему данное нововведение предназначено для невнимательных водителей, которые ездят по привычке и не обращают внимания на дорожные знаки.
Небольшой пример из практики. Более полугода назад в Рязани одна из улиц стала односторонней. Некоторые водители до сих пор пытаются въехать на нее во встречном направлении.
Будем надеяться, что введение дополнительных информационных щитов поможет ориентироваться невнимательным водителям.
Обратите внимание, информирование будет производиться только в отношении небольшого количества дорожных знаков. Все остальные знаки будут появляться на дорогах по старинке, т.е. без дополнительного предупреждения. Так что расслабляться не стоит.
Подведем итоги данной статьи. Сегодня были рассмотрены изменения нормативных документов, которые направлены на улучшение жизни водителей:
1. Новый штраф для сотрудников ГИБДД за незаконное ограничение управления автомобилем.
2. Новый порядок задержания транспортных средств, позволяющий забрать автомобиль до начала движения эвакуатора.
3. Новые правила информирования водителей об изменении схемы дорожного движения.
А на практике эти изменения будут использоваться в самое ближайшее время (с 19 июня 2015 года).
Удачи на дорогах!
Обновлено: 10 июня 2020
Максим Калашников
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов.
Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).