В каком случае водитель может начать обгон

В этой статье речь пойдет о выполнении одного из самых опасных автомобильных маневров. Безусловно, именно таким маневром является обгон транспортного средства.

Для читателей, которые не следили за изменениями правил дорожного движения, напоминаю, что в 2023 году обгоном является только маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения. Подробнее этот вопрос рассмотрен в статье «Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения».

Проблема выбора правильного места для обгона является весьма актуальной, поскольку неправильный обгон в настоящее время наказывается лишением прав. В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к обгону, а также штрафы за неправильный обгон.

Для начала рассмотрим актуальное понятие «обгон» из пункта 1.2 ПДД:

«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Выполнение обгона по правилам дорожного движения

Обгон по правилам

Выполнению обгона посвящена глава 11 правил дорожного движения. Разберем основные особенности этого маневра.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Это требование весьма актуально, поскольку выезд на встречную полосу всегда связан с определенным риском. Перед выполнением обгона Вы должны убедиться, что Вы не создадите помех другим участникам движения.

Обгон разрешен

Из этого пункта правил вытекает следующий вывод: если в процессе выполнения обгона произошло ДТП, то в нем всегда виноват тот водитель, который выполнял обгон. Единственным исключением из этого правила является пункт 11.3 правил:

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Очевидно, что если Вы хотите выполнить обгон, то не можете заранее убедиться в том, что водитель обгоняемого транспортного средства не будет препятствовать обгону. Согласитесь, на практике весьма не просто определить, что задумал водитель другого автомобиля.

Подчеркну, что во всех остальных случаях в ДТП виноват именно обгоняющий водитель.

При выполнении обгона водитель должен учитывать особенности, которые регламентируются пунктом 11.2 правил дорожного движения:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Суть этого пункта сводится к тому, что обгон запрещается выполнять, если автомобиль сзади или спереди от Вас начал маневрировать. Т.е. если соседний автомобиль сам пытается выполнить обгон или поворот налево.

Этот же пункт правил запрещает выполнять обгон в тех случаях, когда скорость Вашего автомобиля для маневра недостаточна.

Например, если скорость обгоняемого автомобиля 85 км/ч, а скорость Вашего автомобиля 90 км/ч, то для выполнения обгона Вам понадобится 180 метров. При этом встречная полоса должна быть свободна на 360 метров (180 метров для Вас и 180 метров для встречного автомобиля), чтобы избежать столкновения.

В том случае, если Вы догоняете автомобиль достаточно медленно, от обгона стоит отказаться, т.к. при завершении маневрирования Вы создадите помехи либо обгоняемому, либо встречному автомобилю. Чуть ниже Вы узнаете, что наказание за подобный маневр весьма суровое.

При выполнении обгона также нужно учитывать требования пункта 9.1 1 ПДД, действующего с 12 июля 2017 года:

9.1 1 . На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

Этот пункт запрещает водителю находиться на встречной полосе, отделенной сплошной или двойной сплошной линией разметки. Таким образом, если в процессе обгона Вы видите, что прерывистая разметка заканчивается и начинается сплошная линия, то нужно немедленно отказаться от маневра и вернуться на попутную полосу движения.

Обгон слева от сплошной

Где запрещен обгон?

Рассмотрим, где запрещен обгон транспортных средств, подробнее:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Обгон на перекрестке

Обгон на перекрестке

Обгон запрещается на всех регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если Ваш автомобиль движется по дороге, не являющейся главной.

Рассмотрим единственную ситуацию при которой обгон на перекрестке разрешен:

1. Перекресток должен быть нерегулируемым;

2. Перед перекрестком должен быть установлен знак 2.1 без дополнительных табличек, либо знаки 2.3.1 — 2.3.7:

Т.е. главная дорога не должна менять направления на перекрестке. При этом следует иметь в виду, что обгону на перекрестке могут препятствовать и другие условия, например, главная дорога может иметь 4 полосы или более. В этом случае правила запрещают выполнять обгон (выезжать на встречную полосу).

Замечу, что теоретически можно попытаться выполнить обгон на главной дороге и в том случае, если дорога на перекрестке меняет направление. Однако при этом следует помнить, что на участках с ограниченной видимостью обгон запрещен.

На всех остальных перекрестках обгон запрещен вне зависимости от количества полос.

Обгон на пешеходном переходе

Обгон на пешеходном переходе

Обгон на пешеходном переходе запрещается во всех случаях (начиная с 29 ноября 2014 года).

Обгон на железнодорожном переезде

Обгон на железнодорожном переезде

Обгоны на железнодорожном переезде были подробно рассмотрены в отдельной статье:

Обгон на мосту

Обгон на мосту

Обгон на мосту, эстакаде или путепроводе в 2023 году запрещен правилами дорожного движения. То же самое касается и пространства под этими сооружениями, а также тоннелей.

Имейте в виду, что небольшие мосты могут быть построены таким образом, что заметить их издали совершенно невозможно. При этом если мост располагается в пределах населенного пункта, его границы не должны обозначаться специальными знаками, т.е. идентифицировать мост становится чрезвычайно сложно. Однако несмотря на трудности для водителей, обгон на таком мосту запрещен правилами дорожного движения.

Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполнять обгон нужно предельно внимательно, учитывая все особенности сложившейся дорожной ситуации.

Обгон на опасном повороте

Обгон запрещен в конце подъема, на опасном повороте, а также на других участках с ограниченной видимостью.

Для того, чтобы определить наличие на дороге крутого подъема или опасного поворота, следует воспользоваться дорожными знаками 1.14, 1.11.1 и 1.11.2:

При этом важно учитывать, что обгон запрещен в конце любого подъема (т.е. подъем может не быть крутым), а также на любом участке дороги с ограниченной видимостью.

Понятие ограниченная видимость приводится в пункте 1.2 правил:

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Очевидно, что самостоятельный поиск участков с ограниченной видимостью на дороге является задачей весьма непростой, т.к. это определение весьма расплывчато. Поэтому если у Вас есть хоть малейшее подозрение в том, что видимость на дороге ограниченная, рекомендую отказаться от маневра.

Обгон на четырехполосной дороге

Обгон на четырехполосной дороге

Пункт 9.2 правил дорожного движения:

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

Обгон на четырехполосных дорогах с двухсторонним движением запрещен во всех случаях, в том числе и при отсутствии дорожной разметки.

Штрафы за неправильный обгон в 2023 году

Слово обгон встречается в главе 12 кодекса об административных правонарушениях только один раз — в заголовке статьи 12.15. Т.е. наказания непосредственно за неправильный обгон КоАП не предусматривает.

Однако не стоит забывать, что выполнение любого обгона сопровождается выездом на полосу встречного движения, поэтому для наказания водителей могут применяться части 4 и 5 статьи 12.15:

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Рассмотрим особенности этой статьи:

Еще по теме:  2 пожизненных срока это сколько

1. Действие части 4 статьи 12.15 распространяется на выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения. Т.е. лишением прав должен наказываться только выезд на встречную полосу там, где обгон запрещен.

Например, начало обгона на мосту, через сплошную линию разметки или на опасном повороте повлечет наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП.

То же самое относится и к ситуации, когда автомобиль находится на встречной полосе слева от сплошной линии разметки.

Отмечу, что если Вы выехали на встречную полосу без нарушения правил и заметили, что впереди разметка становится сплошной, то лучшим решением будет отказаться от маневра и вернуться на попутную сторону движения через прерывистую разметку. Ведь за завершение обгона через сплошную возможно лишение прав:

Еще раз подчеркну, что начало обгона с нарушением любого пункта правил дорожного движения наказывается лишением прав.

Например, если водитель не убедился в том, что он не создаст помех другим транспортным средствам (пункт 11.1 правил), то он будет наказан лишением водительского удостоверения.

2. Часть 4 статьи 12.15 предусматривает наказание в виде штрафа (5 000 рублей). Довольно часто мне задают вопрос по поводу того, можно ли заменить лишение прав на денежный штраф.

В данном случае выбор наказания целиком зависит от судьи, который рассматривает дело по статье 12.15. Если есть смягчающие обстоятельства, а отягчающих обстоятельств нет, то наложение штрафа вместо лишения вполне возможно.

Кроме того, в случае автоматической фиксации нарушения лишение прав наложено быть не может. В данном случае речь идет о ситуации, когда нарушение фиксируется камерой наблюдения без непосредственного участия человека. В этом случае информацию о штрафе водитель получает по почте.

Не стоит путать этот случай с ситуацией, когда сотрудник ГИБДД фиксирует нарушение на камеру. При подобном развитии событий видеозапись используется в качестве дополнительного доказательства в суде при рассмотрении дела.

Напоследок хочу напомнить, что на pddmaster.ru доступна таблица штрафов ГИБДД, которую Вы можете распечатать и всегда возить с собой.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 19 июля 2021
Максим Калашников

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов.

Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения

Уже меньше месяца осталось до того момента, когда вступят в силу изменения правил дорожного движения, которые подробно описаны в серии статей «Поправки в ПДД 2010».

Если Вы уже ознакомились с этой серией статей, то конечно же помните, что среди всех поправок можно выделить несколько основных, которые в большей степени коснутся водителей. Среди таких поправок можно отметить, например, изменение правил, относящихся к использованию световых приборов.

Еще одним изменением, которое вызывает множество вопросов, является изменение правил обгона и опережения. Именно об этом и пойдет речь в статье.

Понятия обгона и опережения

Рассмотрим понятие обгон в редакции до и после 20 ноября 2010 года:

«Обгон» – опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Обгон должен обладать следующими признаками:

1. Обгон — это частный случай опережения. Т.е. любой обгон является опережением (понятие опережения приведено ниже в тексте этой статьи), но не любое опережение является обгоном.

2. Обгон обязательно связан с выездом на полосу встречного движения.

3. Обгон обязательно связан с возвращением на ранее занимаемую полосу.

Чтобы лучше понять суть этого понятия, приведу несколько примеров обгона и несколько примеров маневра, который не является обгоном.

Примеры обгона:

1. Двухполосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом на левую половину дороги.

2. Трехполосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом на среднюю полосу дороги.

3. Четырех и более полосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом либо на левую половину дороги, если нет разметки, либо на встречную полосу, если разметка есть. Такой обгон наказывается лишением прав как при наличии разметки, так и при ее отсутствии.

Пришло время рассмотреть новое понятие в правилах дорожного движения:

«Опережение» – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Как я уже писал выше, обгон является частным случаем опережения. Тем не менее, не все опережения являются обгонами.

Примеры маневра, не являющегося обгоном

1. Опережение в пределах одной полосы, т.е. опережение автомобиля без пересечения горизонтальной разметки, если такая разметка на дороге присутствует.

2. Опережение в пределах правой половины дороги, т.е. опережение автомобиля без выезда на полосу встречного движения (как на дорогах с разметкой, так и без разметки).

3. Опережение транспортного средства с выездом на полосу встречного движения, но без возвращения на сторону попутного движения.

Обгон справа в новых правилах дорожного движения

В действующей до 20 ноября 2010 года редакции правил дорожного движения существует понятие «обгон справа»:

11.2. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны. Однако обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра, производится с правой стороны.

Чуть выше я привел 3 признака, которыми обязательно должен обладать любой обгон. Один из этих признаков — выезд на полосу встречного движения. Поскольку движение в России правостороннее (пункт 1.4 пдд) очевидно, что по новым правилам выполнить обгон справа не представляется возможным.

Поэтому пункт 11.2 в приведенной мной редакции исчезнет из пдд после того, как изменения правил дорожного движения вступят в силу.

Хочу отметить, что после 20 ноября 2010 года у водителей появится возможность выполнять опережение справа, причем на этот маневр не накладывается никаких дополнительных ограничений.

Знаки, запрещающие обгон

Грядущие изменения правил распространяются и на дорожные знаки, и одним из них оказался знак 3.20 «обгон запрещен»:

3.20 «Обгон запрещен». Запрещается обгон всех транспортных средств.

3.20 «Обгон запрещен». Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.

После введения изменений в правила появятся несколько послаблений по части обгонов. Если говорить конкретнее, то у водителей будет существовать возможность обгонять тихоходные транспортные средства (обозначены специальным знаком), гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски, не дожидаясь знака, который разрешит им обгон.

Отмечу, что знак 3.20 не запрещает выполнять опережение, т.е. в зоне действия знака 3.20 можно опережать любые транспортные средства без выезда на полосу встречного движения.

Кроме этого, хочу обратить Ваше внимание на коренное различие знаков 3.20 и 3.22:

3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен». Запрещается грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т обгон всех транспортных средств.

Знак 3.22 не разрешает обгонять никого (даже тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски), но также как и знак 3.20 позволяет выполнить их опережение.

В конце этой статьи хочу отметить, что все описанные правила Вы сможете применить на дороге только после 20 ноября 2010 года. Применение некоторых правил до этой даты может повлечь нарушение и наложение соответствующего штрафа (например, выполнение обгона без выезда на полосу встречного движения в зоне действия знака 3.20).

Удачи на дорогах!

Обновлено: 17 декабря 2012
Максим Калашников

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов.

Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Как правильно выполнить обгон на дороге с выездом на встречную полосу

Как правильно делать обгон транспортного средства

Как бы ни старался новичок после курсов вождения избегать обгона, совершать этот маневр рано или поздно придется. К этому нужно готовиться заранее, изучать положения ПДД по теме и опыт более опытных водителей. Если вы ни разу не обгоняли попутное транспортное средство, но хотите научиться это делать правильно и безопасно — наша статья вам поможет.

Чем обгон отличается от опережения

Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к ПДД РФ 1.2 в редакции от 10.05.2010 года (именно тогда были внесены соответствующие поправки). Согласно этому закону, опережение — это маневр, при котором водитель из-за большей скорости движения оставляет попутное транспортное средство позади, при этом не выезжая на полосу для встречного движения.

Опережение транспортного средства

Принципы опережения для дорог вне населенных пунктов и в черте города схожи — не создавать помех другим участникам движения, не ездить по тротуару и обочине, заранее включать сигнал поворота.

Еще по теме:  В каких случаях можно оспорить дарственную

Обгон — это опережение одного или нескольких транспортных средств, при котором водитель выезжает на встречную полосу или половину дороги, предназначенную для движения встречного потока. Обязательное условие — возвращение на свою полосу по завершении маневра.

Получается, что любой обгон является одновременно и опережением. Но не всегда опережение правомерно называть обгоном. Далее в статье будем больше говорить об обгоне, чем об опережении.

Каким должен быть правильный и безопасный обгон

Правильный и безопасный обгон не должен создавать аварийную ситуацию, вынуждать других участников менять траекторию и скорость движения, угрожать жизни пешеходам. При этом он обязательно должен соответствовать всем положениям 11 главы ПДД РФ.

Основные правила совершения обгона:

  1. Перед обгоном водитель должен убедиться, что встречная полоса свободна для такого маневра. В идеале, на ней не должно быть встречного транспортного средства в пределах видимости.
  2. Нужно убедиться, что такой маневр не создаст помех другим участникам движения. Например, не будет заставлять попутную машину притормаживать, чтобы обгоняющий автомобиль мог вернуться в свою полосу.
  3. Заблаговременно включить указатель левого поворота, а также убедиться, что находящийся сзади автомобиль не начал маневр обгона.

Запрещено совершать обгон, если встречная полоса сзади уже занята автомобилем, совершающим аналогичный маневр. Поэтому нужно сначала проконтролировать обстановку по зеркалу заднего вида.

Небезопасный обгон транспортного средства

В соответствии с ПДД обгон справа невозможен — нет выезда на встречную полосу. Но допустимо опережение, если для этого не придется заезжать на тротуар, бордюр или ехать по обочине.

Алгоритм действий водителя при обгоне

Готовиться к обгону нужно заранее, как только становится ясно, что ваша скорость выше скорости попутного транспортного средства, а расстояние до него сокращается настолько, что для поддержания безопасной дистанции придется сбрасывать газ.

Действовать в такой ситуации нужно по следующему алгоритму:

  1. Убедитесь что дорожные знаки и разметка не запрещают обгон. Если он невозможен — сбросьте скорость и двигайтесь до окончания действия запрещающих знаков или до прерывистой разметки.
  2. Убедитесь по зеркалам, что следующее за вами транспортное средство не начало аналогичный маневр.
  3. Убедитесь, что встречная полоса свободна для маневра. Если дорога впереди просматривается плохо из-за впереди идущего транспорта, можно взять немного левее. На этом этапе главное не прижиматься слишком быстро к идущему впереди транспорту, иначе обзор будет ограничен.
  4. Оцените скорость движения — свою, обгоняемого и встречного автомобиля. Убедитесь, что маневр будет безопасным и его можно будет завершить вовремя.
  5. Убедившись, что нет препятствий для обгона, включите указатель левого поворота и начинайте маневр.
  6. Опередив попутное транспортное средство, вернитесь на свою полосу. При этом нужно убедиться, что такой маневр не вынудит других участников сбрасывать скорость или менять траекторию движения — «подрезать» нельзя.

Движение по встречной полосе допускается только для обгона или объезда препятствия, поэтому ее нужно покинуть как можно скорее. Если не хватает скорости — можно переключиться на пониженную передачу.

Правильный обгон грузовика на трассе

Перестроение на ранее занимаемую полосу происходит при включенном правом указателе поворота. Предварительно нужно убедиться, что маневр не создаст помех для попутных транспортных средств.

Считается, что оптимальная для обгона скорость на 20–30 км/ч выше скорости потока. Но при этом нужно помнить о предельно допустимой скорости на этом участке.

Как лучше обгонять крупногабаритный транспорт

Крупногабаритный транспорт обгонять тяжелее всего — дорогу перед ним не видно, обзор встречной полосы также ограничен. Если же идет дождь, то ситуация усложняется — из-под колес впереди идущего автомобиля летит грязь, видимость ухудшается.

Следующие правила помогут безопаснее обогнать крупногабаритный транспорт:

  1. Не прижимайтесь к нему, чтобы не попасть в слепую зону зеркал заднего вида. Опытный водитель грузовика, автобуса или другого крупного транспорта, подскажет вам, когда можно обгонять — включит указатель правого поворота. Но для этого ему нужно видеть вас в зеркалах.
  2. Сместившись на дороге немного влево, дайте знать водителю габаритного транспорта о своем намерении его обогнать. Для этого моргните несколько раз фарами.
  3. Оценивайте расстояние до встречного автомобиля и просматривайте дорогу за ним, если это возможно. Обгоняйте на пониженной передаче — так будет легче опередить длинный автомобиль.

Не доверяйте слепо водителю большегруза. Он может включать правый указатель поворота «можно обгонять, дорога свободна», но нужно самостоятельно оценивать обстановку и технические возможности своего автомобиля.

Не правильный обгон на трассе

Помните о золотом правиле: не уверен — не обгоняй.

Как себя правильно вести, если вас обгоняет автомобиль

В ПДД уделяется внимание и обязанностям, когда вас обгоняет автомобиль. В этом случае запрещено:

  1. Намеренно увеличивать скорость.
  2. Иными способами мешать маневру, например, изменением траектории движения
  3. Самому начинать обгон.

Обязательно оценивайте дорожную обстановку, даже если вас обгоняют. Возможно, что водитель обгоняющего транспортного средства неправильно рассчитал скорость и не успевает завершить маневр. В этом случае правильнее ему помочь — прижаться к обочине, снизить скорость

Что делать, если при обгоне на встречной полосе внезапно появился автомобиль

В такую ситуацию попадал наверное каждый водитель хотя бы раз. Тут главное не растеряться и не запаниковать, а действовать следующим образом:

  1. Оценить, можно ли, сбросив скорость, вернуться в свою полосу. Если можно — немедленно сделать это.
  2. Если вернуться в свою полосу нельзя — прижаться как можно ближе к обгоняющему транспорту, но соблюдая безопасный боковой интервал.
  3. Предупредить других участников дорожного движения об аварийной ситуации. Подать звуковой сигнал для водителя опережаемого автомобиля и несколько раз переключиться с дальнего на ближний свет для водителя встречной машины.
  4. Одновременно увеличить скорость (педаль газа в пол, пониженная передача). Включить правый указатель поворота.
  5. Постараться вернуться в свою полосу перед обгоняющим автомобилем.

При грамотных действиях встречная машина прижимается к правой обочине, а обгоняемое транспортное средство успевает притормозить. В итоге шанс избежать аварии повышается многократно.

Не правильный выезд на полосу встречного движения

Ни в коем случае нельзя пытаться избежать столкновения за счет выезда на левую обочину. Водитель встречного транспортного средства рефлекторно постарается избежать лобового удара таким же способом — прижимаясь к правой от себя обочине.

Особенности обгона на перекрестках

На перекрестках подобный маневр наиболее опасен. Поэтому он запрещен в следующих случаях:

  1. На регулируемых перекрестках.
  2. На нерегулируемых перекрестках, если вы движетесь не по главной дороге.
  3. На любом перекрестке, если водитель обгоняемого транспортного средства включил указатель левого поворота.

В остальных случаях обгон разрешен, но нужно соблюдать предельную осторожность. Лучше проехать потенциально опасное место, потом начинать маневр.

В каких местах обгон запрещен

В соответствии с пунктом 11.4 ПДД РФ обгон запрещен:

  • на пешеходных переходах — во всех случаях;
  • на перекрестках — при движении не по главной дороге или если перекресток регулируемый;
  • на железнодорожных переездах со шлагбаумом и без него;
  • на опасном повороте (обозначается знаками 1.11.1 или 1.11.2);
  • в конце любого подъема, в том числе не обозначенного знаком 1.14 а также на участках дороги с ограниченной видимостью;
  • на любых мостах, эстакадах, путепроводах и под ними;
  • в тоннелях.

Также запрещен обгон на дорогах с двусторонним движением, если на них имеется по две или более полосы в одном направлении. Такой маневр будет под запретом, даже если нет никакой разметки. Это прописано в п 9.2 ПДД РФ.

Знак, запрещающий выполнение обгона транспортных средств

Знаки, запрещающие обгон

В России два знака, которые запрещают напрямую обгон — 3.20 «Обгон запрещен» и 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен». Первый запрещает обгон для всех участников движения, но допускает такой маневр, если нужно обогнать:

  • гужевую повозку;
  • тихоходное транспортное средство;
  • мотоцикл без боковой коляски;
  • мопед;
  • велосипед.

Этот знак действует с места установки до ближайшего перекрестка (если сразу за ним не установлен аналогичный знак), знаков 3:21 или 3.31 («Конец зоны запрещения обгона» и «Конец зоны всех ограничений», соответственно»). Табличка 8.2.1 «Зона действия» также может указывать, на каком расстоянии действует запрещающий обгон знак. Кроме того, зона его действия будет заканчиваться в конце населенного пункта, если на участке от места установки знака не будет перекрестков.

Зона действия знака 3.20 не заканчивается в местах пересечения или примыкания с лесными, полевыми и другими второстепенными дорогами, за исключением случаев, когда перед ними поставлен соответствующий знак.

Знак 3.22

Что касается знака 3.22 — он запрещает обгонять любое транспортное средство и действует для автомобилей с максимальной разрешенной массой более 3,5 т.

Как не правильно обгонять

Есть ситуации, при которых обгон — опасная ошибка, способная создать аварийную ситуацию и даже привести к гибели людей. Все они разобраны ниже:

  1. Обгон (опережение, объезд) по обочине. Даже если кажется, что справа никого и ничего нет — ситуация может измениться. Например, на незнакомой трассе неожиданно появится металлическое барьерное ограждение или водитель впереди идущего автомобиля вдруг решит остановиться на обочине (маловероятно, что он будет смотреть в правое зеркало и может не заметить «обочечника»).
  2. Обгон в условиях плохой видимости — снегопад, туман, дождь, дым. В такой ситуации водитель обгоняющего автомобиля едет практически вслепую и появившаяся на встречной полосе машина для него становится неожиданностью.
  3. Обгон «паровозиком» — когда несколько автомобилей выходит на встречную полосу друг за другом. В этой ситуации дорогу впереди хорошо просматривается лишь первый водитель, остальные же движутся наугад и нередко не успевают вернуться на свою полосу. Массовый обгон не запрещен ПДД, но очень опасен.
  4. Прижиматься вплотную к длинному транспорту перед обгоном тоже нельзя — уменьшается обзор вперед. Например, фуры часто движутся колонной и понять это на прямых участках можно только соблюдая дистанцию и «высовываясь» на встречную полосу. Если же вы прижметесь к грузовику практически вплотную, затем «вынырнете» на встречную и начнете обгон — колонна станет неожиданностью. Вы можете не успеть завершить обгон и попасть в аварию.
  5. Неправильно обгонять на подъеме. Во-первых, в этом месте видимость ограничена и встречную машину не видно. Во-вторых, на затяжном подъеме может не хватить ускорения для завершения маневра.
Еще по теме:  В течении какого времени можно оформить производственную травму

Небезопасно будет обгонять и в условиях плотного движения, когда автомобили идут один за другим с одинаковой скоростью и небольшой дистанцией (меньше 1–1,5 корпуса вашего автомобиля). В такой ситуации, при появлении встречного транспортного средства, придется вклиниваться на свою полосу между двумя автомобилями. Далеко не факт, что один из водителей успеет притормозить вовремя и даст вам возможность завершить маневр.

Не правильное выполнение обгона

Неправильно будет обгонять, если вы не уверены, что успеете завершить обгон до начала сплошной линии. Пересекать ее нельзя, даже если вы при этом возвращается в свою полосу.

Актуальные штрафы за неправильный обгон

Российский КоАП не предусматривает наказания за неправильный обгон, а само слово упоминается лишь один раз — в ст. 12.15. Согласно п.4 этой статьи выезд на полосу встречного движения, нарушающий ПДД, наказывается штрафом в размере 5000 рублей или лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

При повторном нарушении прав можно лишиться на год, а если его зафиксировала камера видеонаблюдения — придет уведомление о штрафе на 5000 рублей.

Эта статья будет действовать в случае любого нарушения ПДД при обгоне. Например, если была создана помеха другому участнику движения, выезд на встречную полосу произошел на мосту, на пешеходном перекрестке и так далее.

Что касается обгона справа по обочине или тротуару, он будет наказываться соответствующим штрафом — в первом случае на 1500 рублей и 2000 рублей во втором случае.

Таблица штрафов и наказаний за неправильный обгон.

Нарушение Предусмотренное наказание
Выезд на встречную полосу с нарушением ПДД, совершенный впервые Штраф 5000 рублей или лишение прав на срок 4–6 месяцев
Выезд на встречную полосу с нарушением ПДД, совершенный повторно Штраф 5000 рублей или лишение прав на год
Опережение справа с заездом на обочину Штраф 1500 рублей
Опережение справа с заездом на тротуар Штраф 2000 рублей

Опережение справа по полосе разгона или торможения не наказывается, если не созданы помехи другим участникам движения.

Мы рассказали, как правильно выполнять обгон и затронули тему опережения. Помните, что любой маневр с выездом на встречную полосу считается очень опасным. Поэтому трезво оценивайте обстановку, а если не уверены — не обгоняйте.

Правила обгона: определение, как обгонять, запреты

В ПДД четко прописаны определение и правила обгона. В этом маневре есть множество тонкостей, которые необходимо соблюдать.

Раньше понятие обгона было размытым. В нем говорилось об опережении одного или нескольких транспортных средств, связанном с выездом со своей полосы. Согласно новым правилам, обгон – это опережение одного или нескольких ТС, связанное с выездом на полосу встречного движения и возвращением обратно на свою полосу.

Правила дорожного движения обгон транспортного средства

Новое определение

До вступления в силу новых правил ДД, понятие обгона точно описывало, что опережать можно только движущееся авто. Сейчас этот пункт убрали. Четкого определения теперь нет. Это означает, что обгонять можно даже стоящий автомобиль.

Однако само понятие сузилось. Согласно новым правилам, обгон – это выезд на встречную полосу. Подобный маневр разрешается выполнять только на тех участках дороги, где нет четкого запрета на пересечение полос движения, к примеру, если они разделены двойной сплошной линией.

Авария на дороге

Особенности маневра

Согласно правилам, обгон можно совершать только тогда, когда водитель убедится, что полоса движения свободна на достаточном расстоянии для выполнения задуманного маневра. Также следует учитывать, что действие не должно создавать помех другим участникам движения.

Перед тем как начать маневр, водитель машины обязан убедиться, что он безопасен, а его автомобиль не обгоняют другие транспортные средства. С этой целью предусмотрены зеркала заднего вида. Во время управления машиной необходимо ими пользоваться.

Как только все требования правил выполнения обгона будут соблюдены, можно приступать к его выполнению, включив левый поворотник.

Бывают случаи, когда стоит подождать, прежде чем опережать идущую впереди машину. Во-первых, нельзя обгонять транспортное средство, если его водитель включил указатель левого поворота. Во-вторых, если едущий сзади автомобиль обгоняет вас, то выполнять опережение нельзя.

После того как будет выполнено опережение, нельзя резко возвращаться на свою полосу движения. Это может создать аварийную ситуацию на дороге. При обгоне важно соблюдать определенную дистанцию и скорость.

Существует множество дорог, где имеется четыре и более полосы. Если на них водитель решит осуществить опережение с выездом на встречную, то такой маневр может завершиться лишением прав.

Правила выполнения обгона

Когда обгонять нельзя

Есть места, где по правилам ПДД обгон запрещен:

  • Запрещается обгонять транспорт на регулируемых и нерегулируемых перекрестках при условии, что движении осуществляется перпендикулярно главной дороге. Запрет связан с тем, что данный участок – место повышения скорости.
  • Запрещается выполнять маневр в конце подъема.
  • Нельзя обгонять в зоне пешеходных переходов. Согласно новым правилам, в этом месте опережать транспорт запрещается, независимо от того, есть ли на переходе пешеход или нет. Такое нововведение позволяет обезопасить пешеходов и гарантирует их преимущественное движение по переходу.
  • Нельзя обгонять на ж/д переездах, до них, а также после них на расстоянии 100 метров.
  • Под запретом выполнение маневра на мостах, эстакадах, в тоннелях. Если совершать обгон на этих участках дороги, то велика вероятность лобового столкновения машин из-за ограничения видимости. Чтобы предотвратить вероятность ДТП, правилами дорожного движения обгон транспортного средства на указанных участках запрещен.

Существует прямое предписание в виде знака, где четко указано, что на определенном участке дороги обгонять нельзя. Данный знак предписывает полный запрет обгона до первого перекрестка, следующего за ним. На участке дороги, проходящей по населенному пункту, также запрещено делать этот маневр.

Существует формальное понятие обгона справа. В правилах его нет, но есть объезд по обочине. Однако этот маневр запрещен.

За подобное нарушение водителя ждет штраф в размере полутора тысяч рублей.

Где запрещен обгон по правилам ПДД

Виды наказаний за нарушение ПДД

Согласно закону, в зависимости от участка дороги и типа нарушения правил обгона, водителя ждет штраф или лишение водительского удостоверения на срок до шести месяцев.

Если за нарушение правила водителя лишат прав, то для их получения ему придется сдавать экзамен. При неудачной попытке пересдачу можно проводить спустя неделю. Таких попыток может быть несколько.

Понятие опережения и его отличие от обгона

В правилах есть два понятия «обгон» и «опережение». По ПДД это два разных маневра, но водители обычно под ними понимают одно и то же.

Опережение – это маневр, во время которого происходит обгон спереди едущего автомобиля без выезда на полосу встречного движения. К этому случаю также относится маневр, при котором автомобиль выезжает на встречную полосу, а на свою не возвращается.

Нарушение правил обгона

Ситуации, когда необходимо уступить дорогу

Бывают ситуации, когда вне населенных пунктов опережение и обгон транспорта, двигающегося со скоростью 30 км/ч, затруднены. В подобной ситуации водитель тихоходного транспорта обязан уступить дорогу ТС, следующим за ним. Сделать это можно разными методами: сдвинуться правее, включив соответствующий поворотник, а в случае необходимости полностью остановиться, пропустив других участников движения.

Иногда сложно разъехаться на различных участках дороги. В этой ситуации необходимо одному из водителей уступить дорогу другому. Согласно правилам, уступает тот, на чьей стороне создается препятствие. Он должен остановиться и пропустить встречный транспорт. Только тогда, когда он убедится, что нет преград, может начинать движение.

На дороге с уклоном, уступает тот водитель, который едет на спуск.

Оцените статью
Поселение Игмасское
Добавить комментарий