Обучение проводит адвокат по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов. За месяц вы научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, как вести себя при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках.
Супер-акция до 13 августа: обучение с удостоверением ФИС ФРДО 40 ак. Записаться со скидкой
С июля 2016 года специально для малого и среднего бизнеса в КоАП включено правило о замене штрафа предупреждением. Оно действует, если нарушение совершено впервые, отсутствует имущественный ущерб и нет угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей и безопасности государства. С момента введения этой нормы прошло полгода и теперь можно понять, как она применяется на практике. Как нередко бывает, первая практика обнаружила «подводные камни», зная теперь о которых, остальным компания будет проще добиться назначения только предупреждения вместо выплаты штрафа.
Подробности — в Актуальной теме.
В чем состоит правило о замене штрафа предупреждением
- нарушение совершено впервые;
- совершено субъектом малого или среднего бизнеса (организацией или ИП) или его работником;
- отсутствует вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, животному и растительному миру, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, нет угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4);
- нарушение выявлено в ходе проверки органом государственного или муниципального контроля;
- наказание в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей кодекса;
- штраф за нарушение предусмотрен не ст. 14.31–14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2, 19.23, ч. 2 и 3 ст. 19.27, ст. 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.
Примечание редакции:
данное правило введено в КоАП по поручению Президента РФ для того, чтобы предотвратить применение к малому и среднему бизнесу чрезмерных штрафов и сделать акцент на профилактике административных правонарушений.
Как определить, что нарушение совершено впервые
На основании ст. 4.1.1 КоАП РФ штраф подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 данного кодекса.
Одно из них – совершение правонарушения впервые.
Чтобы понять, совершено ли нарушение впервые, нужно:
1) выяснить, какое нарушение является повторным. О нем сказано в п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ: повторным признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ;
2) теперь следует выяснить:
- что такое однородное нарушение. О нем сказано в п. 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10: однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей КоАП РФ;
- что такое период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. О нем сказано в ст. 4.6 КоАП РФ: лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.
Таким образом, при решении вопроса о применении ст. 4.1.1 КоАП РФ необходимо выяснить, привлекалось ли ранее лицо к ответственности за однородное правонарушение.
Если да, то истек ли год после исполнения постановления.
Следует учитывать, что если по результатам проверки выявлено несколько однородных правонарушений, но имеются критерии, указанные в ст. 4.1.1 КоАП РФ, то лицо привлекается к ответственности в виде предупреждения за каждое из этих правонарушений.
Подавать ходатайство о применении предупреждения не нужно
КоАП РФ предусмотрено, что штраф за совершенное впервые административное правонарушение подлежит замене на предупреждение вне зависимости от наличия ходатайства лица, привлеченного к ответственности.
Вместе с тем, компания (ИП) может взять на себя документальное подтверждение того, что правонарушение совершено впервые. Ведь согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется административное дело, вправе, в частности, знакомиться со всеми его материалами, давать объяснения, представлять доказательства.
Суды при определении первичности совершения административного правонарушения указывают, что одним из оснований для замены штрафа на предупреждение является непривлечение ранее субъекта малого или среднего бизнеса к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.
ПИСЬМО ФНС РФ от 22.12.2016 № СА-4-7/24729
Замена штрафа предупреждением не распространяется на нарушения при госрегистрации
ФНС полагает, что положения недавно введенной ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене штрафа предупреждением не применимы к ч. 3-5 ст. 14.25 данного кодекса – о штрафах за нарушения при госрегистрации компании или ИП.
Служба объясняет это следующим образом.
Часть 1 ст. 4.1.1 гласит, что если компания или ИП, относящиеся к категории малого или среднего бизнеса, впервые совершат правонарушение, выявленное в ходе осуществления госконтроля (надзора), ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ, то вместо штрафа им должно быть выдано лишь предупреждение.
Частями 3-5 ст. 14.25 предусмотрена ответственность за несвоевременное представление сведений о компании или ИП и представление недостоверных сведений при госрегистрации.
Вместе с тем отношения в связи с госрегистрацией юрлиц при их создании, реорганизации, ликвидации и при внесении изменений в устав, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ и ЕГРИП, регулируются Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Данный закон, как и какие-либо иные нормативные правовые акты не предусматривают осуществление Федеральной налоговой службой госконтроля (надзора) в сфере госрегистрации юрлиц и ИП.
Примечание редакции:
эта оригинальная интерпретация закона, к сожалению, не выдерживает критики.
Правонарушения, к которым не применима ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, перечислены в ч. 2 этой же статьи. Частей 3-5 ст. 14.25 кодекса среди них нет.
Поэтому на данные части правило о замене штрафа предупреждением распространяется.
Что касается отсутствия у ФНС контрольных полномочий в сфере госрегистрации, то:
- во-первых, не имеет значения, у какого госоргана (ФНС или другого) есть такие полномочия, поскольку, если существует ст. 14.25 КоАП РФ, значит, какой-то госорган уполномочен контролировать соблюдение тех требований законодательства, за нарушение которых эта статья предусматривает наказание;
- во-вторых, такие полномочия все-таки есть именно у ФНС, поскольку, например, в ч. 1 ст. 23.6 КоАП черным по белому написано: «Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.25 настоящего Кодекса.».
Более того, сама ФНС в своем письме от 25.06.2014 № СА-4-14/12088 привела подробную инструкцию по возбуждению дел по этой статье.
При выявлении налоговым органом по месту учета юрлица достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в виде представления документов, содержащих заведомо ложные сведения об адресе (месте нахождения) юрлица, документы в течение 5 рабочих дней направляются в регистрирующий орган для составления протокола по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, а при отсутствии доказательств заведомой ложности представляемых сведений – по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
В случае, когда функции регистрирующего органа и налогового органа осуществляются одним налоговым органом, мероприятия, указанные в настоящем письме, осуществляются данным налоговым органом.
Возникает вопрос: на основании каких норм законодательства написано это письмо, если, как утверждает ФНС, ни Закон 129-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты не предусматривают осуществление Федеральной налоговой службой госконтроля (надзора) в сфере госрегистрации юрлиц и ИП?
Заменить штраф предупреждением могут только суды первой и апелляционной инстанций
Таможня оштрафовала компанию на 100 000 рублей за то, что она при таможенном декларировании товаров предоставила недействительную декларацию соответствия на товар (ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ).
Общество, полагая, что штраф назначен без учета фактических обстоятельств, обратилось в суд.
Она просила снизить штраф до 10 000 с учетом следующего:
- после регистрации таможенной декларации она сама обнаружила, что в декларации допущена опечатка в номере артикула на товар и в таможенный орган была представлена декларация с верным артикулом, а решение об отказе в выпуске товара было принято таможенным органом уже после представления декларацию соответствия с верным артикулом;
- ввезенная продукция соответствует необходимым техническим требованиям, то есть продукция является безопасной для конечного потребителя, в связи с чем отсутствовала существенная угроза охраняемым общественным отношениям;
- у компании отсутствовал умысел на заявление недостоверных сведений при декларировании, так как необходимый разрешительный документ был представлен в таможенный орган до отказа в выпуске товара и до составления протокола об административном правонарушении.
Однако все эти доводы были отклонены и в кассационной жалобе компания указала на ст. 4.1.1 КоАП РФ и попросила заменить штраф на предупреждение. сославшись на то, что у суда кассационной инстанции ограничена компетенция, в нее не входит установление обстоятельств дела и оценка доказательств по делу.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 11.01.2017 № Ф05-19676/2016
Примечание редакции:
изложенную позицию подтвердил Верховный Суд РФ: «в общем случае вопрос о снижении санкций связан с оценкой доказательств по делу, что входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций» (Постановлении от 10.11.2016 № 302-АД16-14642).
В каких случаях штраф не меняется на предупреждение
На сегодняшний день Верховный Суд РФ рассмотрел 13 дел, в которых компании просили о замене штрафа предупреждением. Только в 1-ом случае суды на это согласились, а в 12-ти – отказали.
Что и говорить, статистика удручающая.
В таблице приведены все эти дела с указанием сути нарушений, статей КоАП, сумм штрафов и главное –аргументации судов, почему они отказались заменить штраф предупреждением. После таблицы – выводы.
ТАБЛИЦА: «Чертова дюжина дел ВС РФ о замене штрафа предупреждением»
Что такое административный штраф? Административное правонарушение
Административное судопроизводство является, наверное, самой широкой областью в российской судебной системе. Что представляет собой административное правонарушение? Что такое административный штраф?
Подробные ответы на эти вопросы можно будет найти в статье.
Понятие правонарушения
Что представляет собой административное правонарушение? Это нарушающее определенные законом права виновное действие или бездействие, совершаемое тем или иным лицом. Специальный нормативный акт, именуемый Кодексом об административных правонарушениях, устанавливает ряд наказаний за административные нарушения закона.
Любое административное правонарушение — это обладающее тремя признаками деяние. Что это за признаки? Специалисты выделяют:
- противоправность— нарушение определенных правовых норм;
- виновность— наличие вины в деянии (вина может быть умышленной или в виде неосторожности);
- наказуемостьпротивоправного деяния, то есть наличие административной ответственности.
Любое правонарушение административного типа делится на несколько видов, о которых будет рассказано далее.
Виды административных наказаний
Российский Кодекс о правонарушениях административного типа делит все противоправные деяния на несколько групп. Вот какие деяния здесь стоит выделить:
- в области защиты российской границы;
- в сфере сельского хозяйства;
- в области охраны собственности;
- в области защиты природы и окружающей среды;
- в сфере информации и связи;
- в области военного учета граждан;
- в сфере защиты общественного порядка и государственной безопасности.
Противоправные деяния могут посягать на здоровье граждан, на частную или государственную собственность, на санитарное благополучие граждан, на нравственность общества и т.д.
За каждое из представленных правонарушений полагается наложение административной ответственности в виде наказаний. Что представляет собой система наказаний, какое место в ней занимает штрафы по административным делам? Об этом будет рассказано далее.
Понятие административного наказания
Установленная государством мера ответственности за совершение противоправного деяния именуется наказанием административного типа. По сути, наказание является разновидностью установленного законом принуждения. Административное принуждение отличается наличием карательных санкций, а также специфических целей, применяемых в строгом процессуальном порядке.
Все виды административных наказаний зафиксированы в статье 3.2-3.12 КоАП РФ. Никакие другие виды принуждения не могут использоваться в качестве наказаний. Что не может являться видами принуждения административного типа?
Стоит выделить, например, запрет на эксплуатацию транспортных средств, отстранение от работы руководителей государственных организаций, отзыв лицензий и удостоверений и т.д.
Цели административных наказаний
Согласно тому же КоАП РФ, применение административных видов принуждения возможно при нарушении конституционного, финансового, трудового, гражданского или уголовно-процессуального права. Основной целью наказаний административного типа является причинение виновному лицу определенного юридического урона, ухудшение правового положения гражданина. Необходимо создать состояние наказуемости, чтобы воспрепятствовать появлению новых противоправных деяний.
Является ли кара самоцелью наказаний административного типа? И да, и нет. Безусловно, кара воспитывает виновного субъекта, прививает ему уважение к правопорядку и закону.
С другой стороны, целью административных санкций является общая профилактика правонарушений. Наказания выступают в качестве превентивных методов предупреждения преступлений.
Естественно, наказание административного типа не должно принижать человеческое достоинство провинившегося лица. В российском государстве запрещается применение физических и психических пыток, которые могли бы принести гражданину страдание. Под строгим запретом и нанесение вреда деловой репутации юридическим лицам.
Весь нормативный акт, именуемый КоАП, выстроен таким образом, чтобы наказания за противоправные деяния не смогли бы умалять честь и достоинство гражданина.
Виды административных наказаний
Прежде чем перейти к вопросу о том, что такое административный штраф КоАП РФ, стоит разобрать все основные виды ответственности за противоправные деяния. Закон гласит, что приведенный в КоАП перечень наказаний не может быть расширен законами регионов или любыми другими нормативными актами, кроме федеральных.
В статье 3.2 приведен исчерпывающий перечень основных административных санкций, разных по тяжести, составу и признакам. Все они образуют широкую систему наказаний, используемую должностными лицами во время процессов судопроизводства. На данный момент зафиксировано девять основных видов санкций:
- предупреждение;
- изъятие орудия правонарушения на возмездной основе;
- административный арест;
- конфискация орудия правонарушения;
- лишение специального права физического лица;
- дисквалификация;
- выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица, не имеющего гражданства;
- приостановление профессиональной деятельности;
- лишение специального права;
- административный штраф.
Именно о штрафе административного типа и пойдет речь далее.
Что такое административный штраф?
Денежное взыскание с лица юридического или физического, совершившего противоправное деяние, именуется административным штрафом. Это наказание, носящее имущественный характер. Многие юристы считают штраф по административному правонарушению (постановление КоАП в ст.
3.5) чуть ли не самым эффективным методом воздействия на провинившегося гражданина.
С 1992 по 2007 годы штраф административного типа считался равным величине, кратной МРОТу, или величине, кратной установленной сумме в 100 рублей. На данный момент все несколько изменилось. Отныне штрафы выражаются в рублях, как это было до 1992 года.
В соответствии со статьей 3.5 КоАП РФ, штраф административного типа не должен составлять менее 100 рублей, не более 5 тыс. рублей для физических лиц, 50 тыс. рублей для должностных лиц и 1 млн рублей для юридических лиц. Имеются у административного штрафа и некоторые другие особенности, о которых будет рассказано далее.
Особенности определения административного штрафа
Кратность штрафов устанавливает статья 3.5 КоАП РФ. В соответствии с этим постановлением, штраф по административному правонарушению может выражаться в величине, кратной:
- стоимости выручки виновного лица от реализации товара, если правонарушение было совершено на рынке;
- стоимости неуплаченного штрафа;
- сумме финансовых средств, которые не были возвращены в установленный законом срок в российский бюджет;
- стоимости финансов, которые не были зачислены на счета соответствующих банковских организаций;
- сумме налогов или таможенных пошлин, которые не были оплачены на момент пресечения правонарушения;
- стоимости предмета противоправного деяния;
- стоимости валютной операции, признанной незаконной;
- стоимости валютной выручки, которая не была продана;
- стоимости ценных бумаг или денежных средств, зачисленных или списанных с невыполнением установленных требований о резервировании.
В законе речь идет о сумме выручки за один календарный год. Отдел по взысканию административных штрафов не имеет права взыскивать с провинившегося лица суммы, превышающие пятикратный размер стоимости имущества, которое было похищено.
О размерах административного штрафа
Стоит перейти, наконец, к более точным цифрам. Как уже было сказано, сумма взыскания имеет кратность стоимости предмета противоправного деяния. Сумма может зависеть от множества факторов: тяжести правонарушения, задолженности по административному штрафу, наконец, ценности предмета правонарушения. При этом в КоАП установлены следующие размеры штрафов:
- Физические лица выплачивают не более 5 тыс. рублей штрафа. Исключения составляют статьи, предусматривающие нарушение права на свободу совести другого лица. Здесь размер штрафа может достигать 30 тыс. рублей.
- Должностные лица могут выплачивать до 50 тыс. рублей штрафа. рублей.
- Провинившиеся юридические лица должны выплачивать до 60 млн рублей штрафа.
Каким образом исполняется решение о выплате административного штрафа? Что такое «постановление о взыскании»? Об этом будет рассказано далее.
Об исполнении постановления
Постановление о взыскании в виде штрафа — это решение суда по итогу рассмотрения противоправного деяния. Существуют определенные сроки исполнения судебного постановления. КоАП гласит, что срок уплаты с момента законного постановления суда должен составлять не более 60 дней. На обжалование судебного постановления дается 10 дней.
У правонарушителя, таким образом, имеется 70 дней на уплату штрафа.
Если гражданин не уплатит штраф в установленные законом сроки, будет применена санкция в виде 15 суток ареста или штрафа в двойном размере.
Административный штраф
Административный штраф– это в соответствии со статьей 3.5 КоАП РФ это административное наказание имущественного характера, имеющее денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств и выражается в рублях.
При несоблюдении требований законодательства юридические лица и индивидуальные предприниматели несут, в том числе административную ответственность. Наиболее распространенной мерой, которая применяется к нарушителям, является штраф. В то же время неуплата штрафных санкций в срок образует самостоятельный состав административного правонарушения.
Административное наказание выступает как мера административной ответственности, применяемая уполномоченными органами, должностными лицами (гл. 22 КоАП РФ), в установленном порядке (гл. 24 КоАП РФ), при оформлении обязательных процессуальных документов (гл.
28 КоАП РФ).
Штрафы – это денежное взыскание и наказание за административные нарушения, которых более 20 видов. Помимо наказания, штраф призван исполнять функцию возмещения вреда, причиненного нарушением, а также превентивную (предупреждающую) меру.
- Юрист по административным спорам в Москве.
- Что такое судебный штраф.
- Что такое штраф.
Административное наказание не применяются в отношении:
- военных, проходящих срочную службу;
- курсантов военных профессиональных училищ;
- подростки (до 14 лет). За них ответственность несут родители.
Административная ответственность по налогам
Налоговое законодательство и законодательство о страховых взносах — это лишь вершина айсберга тех законодательных норм, которые в ходе хозяйственной деятельности должны соблюдать организации и индивидуальные предприниматели. Собственно говоря, требования «кассовой» дисциплины относятся уже скорее к смежной отрасли законодательства, а не к налоговой сфере непосредственно. Трудовое и миграционное законодательство, пожарная безопасность, санитарно-эпидемиологические требования, экологическое законодательство — перечислять можно довольно долго.
За нарушения, допущенные в каждой из таких отраслей, хозяйствующие субъекты также несут установленную законодательством ответственность. Как правило, таковые рассматриваются как административные правонарушения.
Так, п. 1 ст. 15.1 КоАП установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, п. 2 ст. 14.5 КоАП — за неприменение контрольно-кассовой техники, ст.
5.27 КоАП — за нарушение трудового законодательства и т.д. и т.п.
Полномочия по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законодательства в той или иной сфере принадлежат соответствующим органам государственной и муниципальной власти: Ростехрегулированию, пожарной инспекции, СЭС, Роспотребнадзору, Роструду и др. В любом случае при его осуществлении инспекторы должны руководствоваться одним документом — Законом от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Им регламентирован порядок проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, ограничения по их периодичности и сроку и пр.
В случае выявления в ходе контрольных мероприятий нарушений, помимо мер по устранению таковых, ревизоры обязаны также принять меры и по привлечению виновника к ответственности (п. 1 ст. 17 Закона №294-ФЗ).
Это могут быть штрафные санкции, дисквалификация должностного лица, административное приостановление деятельности и т.п., однако штраф все же наиболее распространенная мера наказания в данном случае.
Итак, по факту совершения административного правонарушения составляется протокол, который в течение суток с момента составления направляется судье либо должностному лицу контролирующего ведомства, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Перечень лиц, в чью компетенцию это входит, в отношении тех или иных «проступков» содержится в гл. 23 Кодекса об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу (п. 1 ст. 29.9 КоАП).
Срок на уплату штрафа
Итак, в отношении хозяйствующего субъекта вынесено постановление о наложении административного штрафа. Еще недавно уплатить таковой было необходимо в течение 30 дней со дня вступления данного решения в силу (п. 1 ст. 32.2 КоАП).
Однако Законом от 5 апреля 2013 г. №49-ФЗ данный срок увеличен ровно в два раза — до 60 дней.
Обратите внимание! Согласно п. 2 ст. 270 Налогового кодекса при определении базы по налогу на прибыль расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций, не учитываются.
Соответственно, и сумму административного штрафа включить в расходы по налогу на прибыль нельзя.
Сумма денежной санкции вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию либо платежному агенту или банковскому платежному агенту, если речь идет о физлице (п. 3 ст. 32.2 КоАП). Информация о получателе платежа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, при этом должна быть указана в постановлении (п. 1.1 ст.
29.10 КоАП). После уплаты штрафа в суд или должностному лицу контрольного ведомства, вынесшему соответствующее постановление, необходимо представить документ, свидетельствующий о погашении наложенных санкций. Если этого своевременно не сделать, как и при неуплате штрафа, будет запущена процедура принудительного взыскания.
Для этого материалы дела, а именно постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате, будут направлены судебному приставу-исполнителю в течение трех суток с момента истечения 30-дневного срока (пп. 1 п. 3 ст. 68 Закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительным производстве»).
Между тем неуплата штрафа сама по себе также является административным правонарушением.
Последствия просрочки
Согласно п. 1 ст. 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок, установленный КоАП, влечет за собой также наложение штрафа, причем в двукратном размере суммы неуплаченной санкции и не менее тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток. При этом протокол об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, будет составлен должностным лицом контрольного ведомства непосредственно при направлении материалов дела для возбуждения исполнительного производства. Это предусмотрено п. 5 ст.
32.2 КоАП. Если дело рассматривал судья, то аналогичная обязанность возлагается уже непосредственно на пристава.
Впрочем, следует иметь в виду, что по уплате штрафа можно получить отсрочку или рассрочку. Так, согласно п. 1 ст. 31.5 КоАП при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнить постановление о назначении административного наказания в установленные сроки невозможно, судья, орган или должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. Согласно п. 2 ст.
31.5 КоАП с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена судьей, органом или должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
При получении отсрочки или рассрочки срок на уплату штрафа соответственно подлежит отсчету не со дня вступления постановления о наложении штрафа в силу, а со дня истечения срока отсрочки или рассрочки.
Увидели опечатку?Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Подпишитесь на соцсети
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Штраф как вид наказания по делам об АП
Административными правонарушениями называются те, которые не влекут за собой серьезных последствий, не причиняют значительного ущерба обществу, а также считаются безопасными для социума. Совершивший правонарушение привлекается к административной ответственности.
Исходя из степени нанесенного убытка, согласно законодательству Российской Федерации, за совершенное правонарушение судом назначаются наказания различного характера:
- предупреждение,
- штраф,
- задержание на срок от 15 до 30 суток,
- выдворение иностранных жителей, не имеющих гражданства,
- отстранение от должности либо лишение полномочий.
Ответственность за совершенное нарушение могут понести лица, достигшие 16 лет. В случае, если подросток не имеет своего собственного стабильного дохода, ответственность за содеянное им нарушение несут его родители или опекуны.
Более подробно стоит разобраться с административным штрафом.
Административный кодекс РФ.
Штраф как вид наказания
Штраф как вид наказания по делам об АП – есть самый распространенный и эффективный способ воздействовать на лицо, нарушившее законодательство. Кроме наказания, взыскание выполняет функцию возмещения ущерба, нанесенного правонарушителем.
Большинство статей КоАП Российской Федерации касается именно наказания в виде взыскания по АП. Наказание за правонарушение административного характера в виде выплат назначается судом согласно статье 3.5 КоАП РФ. Такого рода санкция должна быть выплачена в течении месяца (с момента выписки) лицом, совершившем деяние.
Своевременная выплата назначенного взыскания освобождает лицо от ответственности за совершенное действие.
Обратите внимание!В случае неуплаты, суд вправе оштрафовать правонарушителя повторно, при этом сумма взыскания увеличивается в два раза. Если же нарушивший законодательство вновь отказывается оплачивать штраф, правоохранительные органы вправе задержать его на срок от 15 суток.
Согласно закону судебные приставы могут составить протокол о невыплате средств только по истечению месяца.
Наказания штрафного характера не относятся:
- к военным на срочной службе,
- кадетам, которые учатся в специализированных военных училищах,
- лицам, не достигшим 14 лет (ответственность за их действия несут опекуны).
Также гражданин может защитить свои права согласно 5 главе КоАП РФ в случае несогласия с решением судебного пристава. Исковая давность начинается ровно в тот момент, когда лицо узнает о приговоре суда (ст. 4.5 КоАП РФ).
По истечению срока давности гражданин уже не сможет обжаловать постановление суда.
Размеры административного штрафа
Исполнение наказания в виде штрафа
Сумму, которую необходимо выплатить в качестве наказания, суд может назначить исходя из размера кратному:
- цене объекта административного преступления на момент завершения либо подавления правонарушения,
- сумме невыплаченных и доступных уплате на время завершения либо подавления преступления налогов или сборов,
- сумме нелегальной денежной операции,
- сумме финансовых средств либо цены внутренних и внешних ценных документов, написанных и (либо) зачисленных с невыполнением определенного условия о резервировании,
- денежной выручке, не реализованной в определенном порядке,
- валютных денег, не зачисленных в определенный период времени на банковский счет,
- денежных средств, не возвращенных в срок государству,
- сумме невыплаченного административного штрафа.
Обратите внимание!Судебный пристав не имеет право взимать с гражданина сумму, которая будет превышать стоимость испорченного имущества в 5 раз (ст. 7.27 КоАП РФ).
Штраф по АП что это и сколько он составляет – актуальный вопрос для лица, которому назначено данное наказание. Согласно статье 3.5 КоАП РФ сумма не может составлять менее 100 рублей и превышать 5 000 рублей. Должностным лицам могут назначить наказание в размере до 30 000 рублей, а юридическим представителям вплоть до 1 миллиона рублей.
После выплаты штрафа правонарушение в административной области может значиться оконченным.
Если правонарушитель не уплатил назначенную решением суда сумму, тогда судебный пристав может повторно его штрафовать, а также:
- наложить запрет на выезд из государства,
- заморозить банковский счет,
- реализовать автомобильный транспорт, недвижимость или любое другое имущество с целью выплаты задолженности.
Как и где оплачивается административный штраф
Срок давности по уголовным делам
Оплатить наложенную санкцию за административное правонарушение можно как в банке, так и с помощью интернета. В случае, если такой вид наказания установлен за нарушение ПДД, то уплату взыскания проводят в ГИБДД.
Способов внесения указанной судом суммы также несколько:
- с помощью «Госуслуг»,
- в интернете, на официальном сайте «Госуслуг»,
- в банковских кассах,
- при помощи терминала или ближайшего банкомата,
- через виртуальные системы платежей.
Способ оплаты выбирает непосредственно сам гражданин, исходя из своего личного желания. После оплаты следует передать копию квитанции о переводе средств в суд или в службу ГИБДД. Квитанцию можно отослать почтой заказным письмом либо предоставить лично, имея при себе постановление о назначенном взыскании.
При отправке письма нужно также указать номер постановления о назначении взимания, дату оплаты и статью, по которой проходит данное правонарушение.
При оплате через терминал следует выбирать «Оплата штрафов и пошлин» и следуя простым шагам перечислить нужную сумму, оставив себе подтверждение об оплате.
Повторные нарушения в административной сфере
Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Повторное нарушение в административной сфере может повлечь за собой серьезные последствия (ст. 4.3 часть 1 КоАП РФ) в случае если:
- правонарушитель ранее совершал административное нарушение схожего характера,
- лицо подвергалось наказанию за совершенное деяние.
При повторном совершении одного и того же правонарушения административного характера суд принимает решение, которое не было назначено при первичном деянии. Например, если впервые по ст. 3.8 КоАП применяется взыскание, то во второй раз суд вправе оштрафовать гражданина в более крупном размере либо лишить его прав на срок, предусмотренный данной статьей.
Можно ли рассматривать АП по уголовному кодексу
Административные нарушения отличаются от других правонарушений согласно объекту посягательства и уровню социальной опасности. Именно поэтому такого рода нарушения не могут классифицироваться по уголовному кодексу. Несмотря на разные законодательства и меры наказания, административное нарушение вправе считаться преступным по той причине, что совершаемое действие является незаконным и может стать следствием более крупного преступления.
Исходя из состава нарушения можно провести черту между АП и преступлением. При определенных признаках совершенное деяние считается административным. Следовательно, это не может значить, что последует наказание в соответствии с уголовным кодексом.
Признаки, по которым можно отличить АП от преступления:
- субъект,
- объект,
- сторона субъективная,
- сторона объективная.
Объектом в данном случае выступают социальные отношения, пострадавшие в ходе правонарушения. Сторона объекта – противозаконность действия. Под субъектом принимают гражданина, который совершил данное правонарушение, а причины совершения деяния – сторона субъекта.
Зная, про штраф как вид наказания по делам об АП и что это такое, гражданин сможет уберечь себя от несправедливого решения суда и обжаловать его в определенный срок. Так же это будет служить напоминанием о том, что каждое совершенное правонарушение влечет за собой последствия.