Казалось бы, госконтракт — это такой же договор. И его тоже можно расторгнуть. Однако в этом случае есть ряд неприятных последствий, которых лучше избежать.
Казалось бы, госконтракт — это такой же договор. И его тоже можно расторгнуть. Однако в этом случае есть ряд неприятных последствий, которых лучше избежать.
Часть 8 ст. 95 Закона о госзакупках (№ 44-ФЗ) ссылается на гражданское законодательство и гласит о трех вариантах расторжения контракта:
- по соглашению сторон;
- в одностороннем порядке;
- через суд.
Но если при расторжении договора между коммерческими организациями каждый просто остается при своем, то в случае с госконтрактом для поставщика (исполнителя) есть опасность попасть в Реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрим подробнее каждый вариант.
Расторжение госконтракта по соглашению сторон
По соглашению сторон контракт можно расторгнуть в любой момент. Даже если в нем не прописан порядок расторжения.
Расторжение оформляется в письменном виде, как доп. соглашение к госконтракту. Если что-то по контракту уже было выполнено, стороны отказываются от взаимных претензий.
Обоюдный отказ от госконтракта возможен в следующих случаях:
- форс-мажор: стихийное бедствие, войны, забастовки, эпидемии и пр.;
- заказчику больше не нужен этот товар или услуга;
- срок поставки закончился, но заказчик выбрал не весь товар по спецификации;
- завод прекратил выпуск продукции, которая поставлялась заказчику;
Кстати говоря, эпидемия коронавируса COVID-19 была признана правительством обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем ФАС были даны рекомендации учитывать это обстоятельство при рассмотрении споров по госзакупкам.
Расторжение госконтракта по соглашению сторон не ведет ко внесению исполнителя (поставщика) в РНП. Однако в соглашение о расторжении необходимо внести положение о прекращении обязательств сторон «в том числе в части несения ответственности». Иначе заказчик может подать иск о взыскании неустойки вплоть до момента истечения срока исковой давности на основании норм статьи 196 ГК.
Нельзя расторгнуть госконтракт по обоюдному согласию в следующих случаях:
- Поставщик (исполнитель) не может поставить необходимый товар (оказать требуемую услугу). Сюда же относится исполнение контракта с нарушениями.
- Поставщик (исполнитель) не соответствует условиям контракта, а победил в аукционе из-за указания недостоверных сведений.
В этих случаях контракт будет расторгнут в одностороннем порядке, а неудавшийся исполнитель будет внесен в РНП.
Поиск тендеров, детальная аналитика, управление закупками и людьми — всё в одной системе Тендерплан .
Расторжение госконтракта в одностороннем порядке
В этом случае контракт может быть расторгнут как по инициативе заказчика, так и по инициативе исполнителя.
Заказчик расторгнет контракт, если:
- поставщик отгрузил некачественный товар;
- исполнитель некачественно выполнил работы/оказал услуги
- из-за недостоверной информации в заявке, что позволило выиграть аукцион;
- работы начаты не в срок, либо не начаты вовсе.
На основании части 16 ст. 95 Закона № 44 сведения об организации, с которой расторгли контракт по инициативе заказчика, включат в РНП. Также заказчик имеет право на возмещение понесённого ущерба по части 23 той же статьи.
Поставщик тоже может расторгнуть контракт. Но только по веским причинам, таким как:
- необоснованный отказ заказчика принять товар или оплатить оказанные услуги
- обстоятельства непреодолимой силы
- существенное изменение обстоятельств, на основании ст. 451 ГК.
Немного о последней причине. Если, к примеру, исполнитель отказался от контракта из-за повышения цен на поставляемую продукцию, и контракт стал невыгодным, то это, конечно, его право. Однако в суде будет очень трудно доказать, что повышение цен не могло быть спрогнозировано, а следовательно, исполнителя признают уклоняющимся от исполнения контракта.
Как следствие, он попадет в РНП.
В системе Тендерплан вы можете совместно работать над документами. Изучайте
условия закупки совместно с коллегами, выделяйте и комментируйте важные детали
прямо в документе.
Расторжение контракта через суд
Расторгнуть госконтракт через суд придется, если:
- в контракте не закреплена возможность расторгнуть контракт по инициативе одной из сторон;
- в контракте есть возможность его расторгнуть в одностороннем порядке, но на расторжении настаивает лишь одна из сторон, а другая не соглашается с основанием для этого
Негативные последствия будут зависеть от того, чью позицию примет суд. Если решение будет в пользу заказчика, то сведения об исполнителе попадут в РНП.
Система Тендерплан
14 дней бесплатно, попробуйте прямо сейчас. Будьте на шаг впереди конкурентов!
- #расторжение договора
- #закупки
- #госзаказ
- #госконтракт
- #одностороннее расторжение договора
- #государственные закупки
- #реестр недобросовестных поставщиков
- #РНПТ
- #44-ФЗ
Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44‑ФЗ и ГК РФ
Согласно ч. 8 ст. 95 44-ФЗ, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст.
95 44-ФЗ).
- Поставщик отказался от исполнения контракта. Будут ли внесены сведения о таком поставщике в РНП?
- Взыскание упущенной выгоды в связи с незаконным отказом заказчика от контракта
- Отказ от приемки, расторжение контракта без надлежащих на то оснований
- Неправомерное расторжение контракта и возмещение расходов на юридическую помощь
- Решение о расторжении контракта при отсутствии подтверждения ненадлежащего исполнения
- Решение о расторжении контракта при соблюдении исполнителем п. 14 ст. 95 44-ФЗ
В Законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (ч. 12–22 ст. 95 44-ФЗ):
- Обязательное уведомление второй стороны.
С 1 января 2022 г. отдельно уведомлять контрагента не нужно, уведомление направляется автоматически с использованием единой информационной системы (ч. 12.1, ч. 22.1 ст. 95 Закона 44-ФЗ).
- Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.
Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?
Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (ч. 19 ст. 95 44-ФЗ). При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч. 23 ст.
95 44-ФЗ).
Вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?
Ответ: Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.
Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ: причины и условия
- Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч. 2 ст. 450 ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.
- В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч. 4 ст. 34 44-ФЗ). Пени и штрафы за нарушение сроков оплаты также должны быть указаны в контракте (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ).
В соответствии с этими пунктами поставщик сможет потребовать возмещения ущерба.
Вопрос: И все-таки при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?
Ответ: Закон № 44-ФЗ гласит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные федеральные законы в той части, в какой они не противоречат Закону № 44-ФЗ. «Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч. 1 ст.
2 44-ФЗ).
Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?
Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст.
95 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
С 1 января 2022 г. отдельно уведомлять поставщика не нужно: уведомление направляется автоматически с использованием единой информационной системы (ч. 12.1 ст. 95 44-ФЗ).
При этом решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС автоматически направляется поставщику, а датой поступления поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 44-ФЗ).
Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну-единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.
В случае вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик направляет обращение о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 16 ст. 95 44-ФЗ).
А как же поставщик?
Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если такая возможность предусмотрена в контракте, а его права нарушены. Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст.
95 44-ФЗ).
Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:
- заказчик необоснованно отказывается принимать товар или оплачивать выполненные работы;
- обстоятельства непреодолимой силы, не позволяющие исполнить контракт.
Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств. Но, согласно формулировке из ГК, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях» (ст. 451 ГК РФ).
Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить ущерб по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95 44-ФЗ, например затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта, гарантийных обязательств, на закупку или производство товара, страхование, доставку и др.
Поставщик отказался от исполнения контракта. Будут ли внесены сведения о таком поставщике в РНП?
В УФАС России поступило обращение заказчика о размещении информации об исполнителе в реестре недобросовестных поставщиков. Заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона, на выполнение работ по ремонту покрытия подъезда. Согласно позиции заказчика, в установленные сроки работы, предусмотренные пунктом 1.1 контракта, подрядчиком не выполнены.
При этом 05.11.2020 г. исполнитель направил в адрес заказчика письмо с уведомлением об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в связи с существенным нарушением условий контракта заказчиком. В нарушение ст. 716 ГК РФ заказчик не предпринял мер по устранению обнаруженных подрядчиком не учтенных в технической документации работ.
В связи с этим появилась необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости работ. Таким образом, фактический объем работ частично не совпадает с объемами, отраженными в смете, размещенной в составе документации к торгам.
Заказчик указанное письмо оставил без ответа и удовлетворения, и в свою очередь принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и обратился в УФАС, чтобы разместить информацию об исполнителе в реестре недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 12.3 контракта, его расторжение в связи с односторонним отказом сторон от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 95 Закона № 44-ФЗ, так как в срок, установленный вышеуказанными нормами данной статьи, нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения подрядчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчиком устранено не было. Указанное решение вступило в законную силу 16.11.2021 г., и контракт был расторгнут.
Следовательно, момент вступления в законную силу отказа подрядчика от исполнения контракта произошел раньше вступления в законную силу такого отказа заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиками условий контрактов.
На момент вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта обязательства сторон по нему были прекращены, а контракт прекратил свое действие в связи с вступлением в законную силу решения подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При таких обстоятельствах оснований для рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации в отношении исполнителя у комиссии не имеется (решение Тульского УФАС России от 26.07.2021 г. по делу № 071/06/104-622/2021).
Взыскание упущенной выгоды в связи с незаконным отказом заказчика от контракта
Подрядчик обратился в суд с исковым заявлением к заказчику о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательства по оплате выполненных работ в размере 848 тыс. 132 руб. 25 коп. за период с 28.07.2017 г. по 22.06.2020 г., а также упущенной выгоды в части невыполненных по вине заказчика работ в размере 2 млн 568 тыс. руб. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Требование о взыскании упущенной выгоды заявлено не заказчиком, а исполнителем по контракту в связи с незаконным отказом заказчика от контракта.
Письмом от 14.07.2017 г. заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта в связи с невозможностью завершения работ подрядчиком в установленные сроки. На основании обращения заказчика УФАС проведена проверка, подрядчик признан добросовестным и надлежащим исполнителем своих обязательств по контракту.
При этом в соответствии с п. 1 и 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В обоснование требования о взыскании убытков в виде упущенной выгоды в размере 2 млн 568 тыс. руб. истец ссылается на возникшие для общества негативные последствия в виде неполучения прибыли, на которую он рассчитывал при заключении контракта, если бы продолжил выполнять работы. При этом согласно ч. 23 ст. 95 Закона № 44-ФЗ при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом из буквального толкования указанной нормы права следует, что стороне контракта (даже в случае одностороннего отказа от его исполнения) не предоставляется право требовать возмещения упущенной выгоды, т.е. неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. При таких обстоятельствах суд первой инстанции, исходя из смысла названной нормы права и учитывая, что для сторон государственного/муниципального контракта в целях защиты нарушенных прав в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлена ограниченная ответственность, пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с заказчика упущенной выгоды.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона. Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Таким образом, вывод судов о том, что стороне контракта, исходя из правил специального Закона № 44-ФЗ, регулирующего спорные правоотношения, не предоставляется право требования возмещения упущенной выгоды с учетом определения понятия «убытки», содержащегося в п. 2 ст. 15 ГК РФ, то есть неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено, является правильным.
Кроме того, судами учтено, что в пользу подрядчика удовлетворены требования последнего о взыскании стоимости фактически выполненных работ в размере 3 млн 285 тыс. руб., а также взыскан штраф в размере 146 тыс. руб. за неоказание заказчиком содействия подрядчику. (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.03.2021 г. № Ф03-853/2021 по делу № А51-25575/2019.)
Отказ от приемки, расторжение контракта без надлежащих на то оснований
Согласно контракту, поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).
Согласно п. 3.3, товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке, и с маркировкой — индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.
Согласно п. 9.1 договора, поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора, то есть в срок до 11.04.2014 г.
Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014 г., в которой поставщику было отказано по причине недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствия в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.
В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.
Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.
Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.
Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.
Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта, и тем более основанием для одностороннего расторжения контракта.
Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщик нарушил сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок. Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 г. № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014).
Они были признаны правомерными, поскольку заказчик расторг контракт по основанию, которое не предусмотрено ни в законе, ни в контракте.
Аналогичная позиция изложена и в Постановлении ФАС Поволжского округа от 14.04.2016 г. по делу № А12-38028/2015 при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Контракт не предусматривает право заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, а лишь предоставляет ему право инициировать расторжение контракта. В части порядка расторжения контракта условия контракта отсылают к действующему законодательству.
Порядок расторжения договора предусмотрен ст. 450 ГК РФ, в соответствии с которой договор может быть расторгнут либо по соглашению сторон, либо в судебном порядке по требованию одной из сторон при существенном нарушении договора другой стороной.
Поскольку стороны к взаимному соглашению о расторжении договора не пришли, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта противоречит требованиям ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Неправомерное расторжение контракта и возмещение расходов на юридическую помощь
Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке и направил сведения о поставщике в УФАС, чтобы того включили в РНП. Контролеры решили этого не делать, так как нет доказательств существенного нарушения условий контракта. Односторонний отказ неправомерен.
Для защиты интересов в антимонопольном органе поставщик нанял представителя. Поскольку для одностороннего отказа не нашли оснований, поставщик понес необоснованные расходы на услуги юридической помощи. Он требовал от заказчика возместить их.
Тот не стал платить. Суды поддержали поставщика, но удовлетворили иск частично, уменьшив размер расходов. При принятии решения об уменьшении суммы суды учли рекомендации регионального совета адвокатской палаты по оплате идентичных услуг. (Постановление АС Поволжского округа от 11.10.2021 г. по делу № А12-3814/2021.)
Решение о расторжении контракта при отсутствии подтверждения ненадлежащего исполнения
Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по содержанию объектов дорожного хозяйства города. Исполнитель обратился в суд.
Рассмотрев доводы ответчика о нарушении договорных обязательств истцом, суд установил следующее. В соответствии с пунктом 5.1 контракта ответчиком составлены акты обследования объектов дорожного хозяйства (т. 1, л.д. 51–80, 83–112).
На основании таких актов за ноябрь, декабрь 2019 года, руководствуясь пунктом 6.3 контракта, ответчик обратился к истцу с требованиями (претензиями) об уплате штрафов от 29.11.2019 г. № 1361, от 13.12.2019 г. № 1447 (т. 1, л.д. 121–124).
Вместе с тем совокупность представленных обществом в материалы дела доказательств позволила суду прийти к выводу о том, что соответствующие услуги по контракту в спорный период истцом фактически оказаны. Акт о приемке услуг от 30.11.2019 г. подписан ответчиком без возражений, в оплате услуг по акту о приемке оказанных услуг от 27.12.2019 г. ответчик частично отказал.
Следовательно, недостатки услуг, установленные сторонами в актах обследования объектов дорожного хозяйства (т. 1, л.д. 51–80, 83–112), должны учитываться сторонами при оформлении результатов оказанных услуг актами о приемке оказанных услуг в порядке пункта 5.6 контракта.
В актах о приемке оказанных услуг за ноябрь, декабрь 2019 г. стороны не указали недостатки услуг, отраженные в актах обследования объектов дорожного хозяйства.
Таким образом, при наличии подписанных ответчиком без соответствующих возражений актов о приемке оказанных услуг недостатки работ, установленные актами обследования объектов дорожного хозяйства, основаниями для одностороннего отказа от исполнения контракта не являются. Учитывая отсутствие допущенных исполнителем существенных нарушений условий контракта, суд посчитал, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято ответчиком в отсутствие предусмотренных законом оснований.
На основании вышеизложенного суд счел доводы истца законными и обоснованными, возражения ответчика несостоятельными и опровергнутыми материалами дела, исковые требования подлежащими удовлетворению. (Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 20.11.2020 г. по делу № А75-1289/2020).
Решение о расторжении контракта при соблюдении исполнителем п. 14 ст. 95 44-ФЗ
Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку питьевой воды. Исполнитель обратился в суд.
Согласно независимой экспертизе товар, поставленный исполнителем, не соответствует требованиям Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору. На основании данных экспертных заключений ответчик направил в адрес истца уведомление от 01.08.2019 г. о расторжении контракта в одностороннем порядке на основании п. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и п. 8.7 контракта.
Уведомление о расторжении контракта 01.08.2019 г. размещено на сайте zakupki.gov.ru с указанием даты его расторжения — 19.08.2019 г. Истец уведомление о расторжении контракта получил 02.08.2019 г.
Истец направил ответчику письмо от 08.08.2019 г. о замене поставленной ненадлежащей партии воды на новую поставку партии питьевой воды по товарной накладной от 08.08.2019 г., а также заявил о готовности возместить все расходы на экспертизу.
Однако ответчик отказался принять новую партию товара взамен некачественной, о чем сообщил истцу письмом от 12.08.2019 г.
При этом УФАС указало, что письмом от 12.08.2019 г. заказчик не позволил поставщику устранить недостатки, указанные в решении о расторжении контракта, поскольку на момент направления такого письма решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу не вступило. Ответчик не представил в материалы дела доказательств того, что товар, предложенный истцом взамен некачественного, имел какие-либо недостатки. Следовательно, отказ заказчика от приемки данного товара является незаконным.
Как указано в п. 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 22.11.2016 г. № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (п. 3 ст. 307, п. 4 ст. 450.1 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (п.
2 ст. 10, п. 2 ст. 168 ГК РФ).
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
Вывод
Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное — придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса.
Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи скачать👇🏻
Беккер П. Р. эксперт в сфере закупок, преподаватель в области госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Односторонний отказ заказчика от выполнения подрядных работ
В этих случаях заказчик может также потребовать от подрядчика возмещения убытков.
А вот ст. 717 ГК РФ не содержит привязки к существенному нарушению, недобросовестным действиям подрядчика. Согласно ее нормам заказчик может отказаться от исполнения договора в любое время до сдачи ему результата работы (если иное не предусмотрено договором подряда). Тогда он обязан уплатить подрядчику часть установленной цены пропорционально выполненной части работы. Если подрядчик при этом понес убытки (например, закупил расходные материалы на весь объем работы), заказчик обязан такие убытки компенсировать.
Однако оговорено, что величина компенсации должна быть в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
Итак, заказчик, расторгающий контракт в одностороннем порядке:
- возмещает убытки добросовестному подрядчику;
- получает возмещение своих убытков от недобросовестного подрядчика.
Во что может вылиться расторжение контракта с нерасторопным исполнителем?
Вокруг этих двух норм очень много судебных споров.
Например, может ли заказчик расторгнуть контракт по ст. 715 ГК РФ, если подрядчик приступил к выполнению контракта, но делает все настолько медленно, что, по мнению заказчика, явно не успевает к намеченному сроку? С одной стороны – да. Если существуют определенные сроки на выполнение определенных операций, то рассчитать конечную дату завершения контракта можно. А если таких маркеров нет?
Срок завершения работ еще не наступил, а договор в одностороннем порядке расторгается заказчиком на основании его умозаключений? В этом случае суды могут посчитать, что у заказчика нет оснований расторгать контракт из-за недобросовестных действий подрядчика – ведь срок исполнения обязательства еще не наступил. Значит, заказчик согласно ст.
717 ГК РФ обязан компенсировать убытки подрядчику и оплатить выполненную работу.
Возьмем для примера Постановление АС СЗО от 27.07.2021 по делу № А56-33640/2020.
Подрядчик (институт) обязался в определенный срок по заданию заказчика (фонда) выполнить работы по проектированию строительства нового здания. По условиям контракта окончание работ было намечено на 15.11.2020. Договором предусматривалось, что если подрядчик нарушит оговоренные сроки начала либо завершения работ, включая сроки выполнения отдельных этапов, более чем на 30 дней, такое нарушение будет признано существенным. Подрядчик нарушил более чем на 30 дней промежуточные сроки выполнения работ по подэтапу.
Заказчик посчитал, что работы не будут завершены к установленному сроку, и расторг контракт по п. 2 ст. 715 ГК РФ.
Однако судьи посчитали расторжение контракта по указанной норме неверным. Во-первых, подрядчик доказал, что задержка в выполнении работ была вызвана просрочкой фонда в предоставлении исходно-разрешительной документации. Во-вторых, к моменту принятия заказчиком решения об отказе значительную часть работ институт выполнил.
Когда договор был расторгнут, истекло всего 370 дней из предусмотренных 649 дней общего срока выполнения работ по контракту. Поэтому суды, рассматривавшие это дела, посчитали, что у заказчика отсутствовали основания для расторжения договора на основании п. 2 ст. 715.
Кроме того, суд отметил, что в случае, когда заказчик отказывается от договора по правилам ст. 715, ссылаясь на ненадлежащее исполнение подрядчиком своих обязательств по договору, а суд устанавливает отсутствие указанных оснований для расторжения то применяются положения ст. 717 ГК РФ.
Согласно этой норме заказчик тоже может отказаться от договора, но при условии компенсации подрядчику расходов и оплаты выполненных работ.
Для сравнения рассмотрим Постановление АС ВСО от 10.10.2022 по делу № А19-12957/2021, где заказчик доказал, что подрядчик не успеет выполнить работу в срок.
Был заключен договор о бурении скважин. Подрядчик обязался пробурить с 09.04.2021 по 30.04.2021 66 скважин, с 01.05.2021 по 15.05.2021 – 30 скважин. На 10.05.2021 (то есть за 5 дней до сдачи результата) было выполнено только 46% объема предусмотренных работ. Суды пришли к выводу о правомерности отказа заказчика от договора на основании п. 2 ст.
715 ГК РФ.
Другой пример – Постановление АС ЦО от 24.10.2018 по делу № А84-2209/2017.
Одно из условий договора о выполнении строительно-монтажных работ по возведению модульной врачебной амбулатории обязывало подрядчика письменно извещать заказчика о готовности скрытых работ (работ, скрываемых последующими работами и конструкциями, качество и точность которых невозможно определить после выполнения последующих работ) не менее чем за 72 часа до начала приемки соответствующих работ. Подрядчик имел право приступать к выполнению последующих работ только после приемки заказчиком скрытых работ и составления актов их освидетельствования. В противном случае подрядчик был обязан по требованию заказчика за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ, а затем восстановить тоже за свой счет. Однако условие об уведомлении подрядчик проигнорировал, в результате ему пришлось демонтировать фундаменты и конструкции.
Эксперты выявили несоответствие выполненных скрытых работ проектной документации и некачественное их выполнение.
Суды посчитали, что на дату расторжения спорного контракта (14.04.2017) у заказчика были основания полагать, что подрядчиком не будут исполнены обязательства в установленный срок (28.04.2017). По сути, заказчик даже не приступил к началу работ, поскольку сделанный с нарушениями фундамент был полностью демонтирован. Поэтому контракт был правомерно расторгнут на основании п. 2 ст.
715 ГК РФ.
Обязательное расторжение: два основания
С 2022 года уточнена обязанность заказчика (введена Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ) расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если соблюдаются определенные условия. В часть 15 ст. 95 Закона о контрактной системе внесены корректировки.
Ранее эта норма обязывала заказчика расторгнуть контракт, если поставщик или поставляемый товар не соответствуют требованиям, установленным в извещении или документации о закупке, либо если победитель предоставил недостоверную информацию о себе или товаре.
По сути, требования остались те же, но стали конкретизированными.
Нововведения указывают на два главных основания, по которым заказчик обязан расторгнуть контракт с поставщиком.
Исполнитель или товар перестал соответствовать требованиям
Во-первых, расторжение обязательно, если в ходе исполнения контракта будет установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару. Исключение составляет только требование к участнику, предусмотренное ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования – требование об отсутствии в РНП), – это новое уточнение. Такие требования, как мы помним, устанавливаются извещением и (или) документацией о закупке (если предусмотрена документация).
Итак, обязанность заказчика в этом случае расторгнуть контракт оговорена в пп. «а» п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Исполнитель предоставил недостоверную информацию о себе или о товаре
Во-вторых, расторжение контракта обязательно, если при проведении закупки поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информациюо своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в пп. «а» п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, что и позволило данному лицу стать победителем.
Особенности расторжения по каждому из двух оснований
Заказчику, расторгающему контракт в обязательном порядке, нужно обратить внимание на одну особенность.
Для примера рассмотрим ситуацию, когда один из участников закупки товара стал победителем, но в ходе подписания контракта пришел ответ на запрос заказчика и выяснилось, что сведения о товаре недостоверны. Должен ли заказчик расторгнуть контракт на стадии его подписания? Нет, это не прописано в законодательстве!
Обязанность расторжения контракта возникает у заказчика в ходе исполнения. То есть вначале заказчик должен подписать контракт, а потом, когда он начнет исполняться, расторгнуть его по п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе.
А вот если бы на стадии подписания договора заказчик выяснил, например, что победитель предоставил недостоверные сведения о себе, то контракт был бы отменен на основании ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе. Эта норма позволяет отказаться от заключения контракта с победителем, если выяснится, что тот либо не соответствует установленным требованиям, либо предоставил недостоверную информацию в отношении такого соответствия.
Соответствие участника закупки требованиям заказчика
Требования к участникам закупки прописаны в ст. 31 Закона о контрактной системе. Вот наиболее частые нарушения этой нормы.
1. Поставщик попал под российские санкции.
2. Возник конфликт интересов с сотрудниками подрядчика (например, дочь контрактного управляющего заказчика вступила в брак с директором компании, выполняющей подрядные работы, или контракт исполняется в спортшколе, куда был принят ребенок подрядчика).
3. Приостановлена деятельность подрядчика в порядке КоАП РФ.
4. Директор организации-подрядчика привлечен к уголовной ответственности за преступления в сфере экономики или дисквалифицирован.
5. Проводится процедура ликвидации организации-исполнителя.
6. У исполнителя отозвана лицензия, подрядчик исключен из членов СРО.
Рассмотрим некоторые особенности несоответствия участников требованиям, установленным заказчиком, на примере судебных решений.
Вопрос:
Всегда ли нужно отказывать в заключении контракта участнику, не имеющему соответствующих лицензий?
Ответ:
Не всегда. Если требование о наличии лицензии установлено заказчиком не к участнику, а к исполнителю контракта, то отказ в заключении контракта с победителем, не имеющим лицензии, незаконен. Пример – Определение ВС РФ от 15.12.2016 № 305-КГ16-16997.
Учреждение соцзащиты отказалось заключать контракт с победителем аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем безопасности. Отказ был мотивирован тем, что в представленной участником закупки лицензии отсутствовал допуск на определенные виды заявленных работ. Комиссия заказчика пришла к выводу, что участник закупки предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия п. 1 ч. 1 ст.
31 Закона о контрактной системе.
ВС РФ, а также суды предыдущих инстанций посчитали действия заказчика неверными. Заказчик отказывается от заключения контракта, если выясняется, что участник закупки не соответствует требованиям к участникам закупки. Однако в данном случае требование о наличии лицензии заказчик установил к исполнителю контракта, а не к участнику закупки.
Поэтому суды пришли к выводу, что оснований для отказа в заключении контракта у заказчика не имелось.
Вопрос:
Если победитель аукциона не предоставляет доказательств своего соответствия требованиям к участнику, можно ли не заключать с ним контракт?
Ответ:
Заказчик должен требовать от участников закупки соблюдать правила, установленные на основании норм законодательства о контрактной системе, однако не имеет права возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям. Рассмотрим Постановление АС ЗСО от 19.07.2017 по делу № А75-13015/2016.
Путем запроса котировок заказчик проводил закупку услуг по подготовке и организации размещения в Интернете на сайтах информагентств материалов о деятельности органов власти. ФАС посчитала, что в извещении были установлены требования к участникам, не предусмотренные законом: в извещении о запросе котировок не может быть установлено требование к участникам закупок об их соответствии пунктам 3–5, 7–10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Суды различных инстанций, куда обратился заказчик, не согласный с решением ФАС, заняли спорные позиции.
Арбитражный суд посчитал, что действия антимонопольного органа основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Из части 8 ст. 31 Закона о контрактной системе следует, что комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 3–5, 7–9 ч. 1 данной статьи. При этом заказчик не имеет права возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям (за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством РФ по правилам ч. 2 и 2.1 ст.
31 Закона о контрактной системе) – согласно п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, в том числе указанная в исчерпывающем перечне документов, которые необходимо предоставить участникам запроса котировок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок (при наличии такого требования) в соответствии с ч. 1.1 ст. 31.
Суд инстанции, учитывая положения п. 7 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.09.2016, указал на то, что соблюдение требований п. 3–5, 7–9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе обязательно для участников любых закупок и комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям.
В рассматриваемом случае извещение о проведении запроса котировок содержало лишь указание на необходимость соответствия вышеназванным требованиям, но не устанавливало в нем требование предоставлении подтверждающих документов. Это доказано тем, что в перечне документов, которые требовал заказчик, подобных подтверждающих документов не было.
Действия заказчика были признаны правильными.
Вопрос:
Как заказчику отслеживать соответствие исполнителя установленным требованиям?
Ответ:
Законодательством не установлено, как именно и как часто заказчик должен проверять своего исполнителя, на какой стадии он должен осуществлять проверку при исполнении контракта и как фиксировать это. Поэтому заказчик должен действовать разумно и добросовестно с точки зрения правил Гражданского кодекса. Можно, например, проверять контрагента перед подписанием документа о приемке, чтобы принять решение о возможности дальнейшей работы.
Информацию можно брать из открытых источников: не отозвана ли лицензия, не приостановлена ли деятельность, является ли подрядчик членом СРО и т. д. Существуют реестры лицензий, реестры членов СРО и т. д. Реестр дисквалифицированных лиц ведет Федеральная налоговая служба.
Данные о нахождении исполнителя контракта под российскими санкциями или причислении его к иноагентам тоже публичны. Перечень поставщиков, которые попадают под российские санкции, определяется соответствующим распоряжением Правительства РФ. Единый реестр граждан и организаций, объявленных иностранными агентами, с 01.12.2022 ведет на своем сайте Минюст.
Процедуру ликвидации несложно отследить по выпискам из ЕГРЮЛ, которые можно получить с сайта налоговой инспекции. Или об этом может уведомить сам поставщик, особенно если при подготовке проекта контракта предусмотреть в нем обязанность другой стороны уведомлять заказчика в определенный срок, что она перестала соответствовать требованиям ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Проверка возможности конфликта интересов может быть поставлена на внутренний контроль. Для этого необходимо заключить с сотрудниками договор, обязывающий их оповещать руководство о ситуациях, связанных с конфликтом интересов. Однако, как показывает практика, ситуацию здесь отследить значительно труднее.
И подчеркнем: если в ходе исполнения контракта поставщик попал в реестр недобросовестных поставщиков (например, с ним расторг контракт другой заказчик), это не будет основанием для расторжения контракта.
Соответствие поставляемого товара требованиям заказчика
Как мы помним, заказчик обязан расторгнуть контракт и в случае, если поставляемый товар перестал соответствовать установленным в документации требованиям. Но что это значит?
В первую очередь следует обратить внимание на установленный запрет на допуск к закупкам промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, а также запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, при закупках для нужд обороны страны и безопасности государства (п. 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616).
Участник может подтвердить соответствие товара требованиям, обозначенным в Постановлении № 616, предоставив заказчику выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ (если такое предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт (п. 10 Постановления № 616).
Однако в ходе выполнения контракта могут произойти изменения в указанной области. Например, поставщик оказывается не в состоянии поставить товар страны происхождения, которая предусмотрена контрактом. Или при производстве товара изменились производственные операции, и товар уже не подпадает под действие Закона о контрактной системе в части импортозамещения.
Или истек срок действия заключения Минпромторга. Как уже говорилось, в этом случае заказчик обязан расторгнуть контракт.
Как контролировать соответствие товара указанным требованиям? При исполнении контракта поставщик при передаче товара обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции, единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, соответственно, а также документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр промышленной продукции, произведенной на территориях ДНР, ЛНР (п. 10.3 Постановления № 616).
Формулировки в проекте контракта
Заказчики должны обратить внимание на формулировки в проекте контракта. А именно если в проекте прописаны формулировки, аналогичные п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, а не дана просто ссылка на указанный норматив, то они должны быть приведены в соответствие с действующей редакцией. В противном случае заказчик может быть наказан за несоответствие извещения требованиям законодательства. Пример – Решение ФАС России от 02.06.2022 по делу № 22/44/99/165.
В проекте госконтрактабылоусловие об обязанности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе. ФАС признала это нарушением ч. 1 ст. 34 этого же закона. Заказчик был привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст.
7.30 КоАП РФ.
Аналогичны решения региональных антимонопольщиков – Челябинского УФАС от 03.12.2020 № 074/06/105-2844/2020 по делу № (1258-ж/2020), Алтайского республиканского УФАС от 10.07.2020 № 004/01/16-117/2020.
Подведем итоги
Заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке, даже если исполнитель добросовестно выполняет все условия. В этом случае заказчик возмещает другой стороне убытки. В случае расторжения контракта с недобросовестным исполнителем заказчик имеет право на возмещение своих убытков.
Заказчик обязан расторгнуть контракт, если поставщик или товар перестали соответствовать требованиям, установленным заказчиком на основании законодательства о контрактной системе, либо если выяснилось, что исполнитель предоставил недостоверную информацию о себе или поставляемом товаре.
Формулировки в проекте контракта об особенностях одностороннего расторжения должны соответствовать действующей редакции Закона о контрактной системе.
Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ
Односторонний отказ от госконтракта предполагает расторжение соглашения по инициативе одной из его сторон, связанной с ненадлежащим поведением другой стороны. С 01.07.2022 порядок одностороннего отказа от исполнения контракта по 44-ФЗ заказчиком значительно изменился, что связано со все большей цифровизацией взаимодействия сторон и развитием ЕИС.
Виды расторжения
Факт заключения контракта не означает, что стороны его успешно исполнят. Риск недобросовестных действий имеется как со стороны госзаказчика, так и его контрагента, и каждая из сторон вправе не согласиться с выдвинутыми в ее адрес претензиями. Имея претензии друг к другу, стороны вправе обратиться в суд, но процесс разбирательства займет много времени, что не всегда на руку потерпевшей стороне.
Важно знать, что еще предпринять в такой ситуации, возможен ли односторонний отказ.
В соответствии со ст. 95 44-ФЗ, расторжение соглашения предусмотрено:
- по решению суда;
- расторжение контракта по соглашению сторон 44-ФЗ;
- односторонний отказ.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы признать госконтракт по 44-ФЗ недействительным.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Причины одностороннего отказа
Важно помнить, что порядок и условие одностороннего отказа от исполнения контракта обеими сторонами строго регламентированы, заинтересованным лицам необходимо придерживаться той последовательности действий, которая установлена для них законом.
В частности, информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта 44-ФЗ содержится в статье 95 Федерального закона № 44-ФЗ.
Госзаказчик обязан отказаться от соглашения при наличии оснований, перечисленных в ч. 15 ст. 95 44-ФЗ :
- участник, выигравший тендер, предоставил недостоверные сведения о себе или о товаре, который он намерен поставить. В ходе исполнения контракта выяснилось, что победитель не соответствует требованиям госзаказчика;
- поставленный товар не соответствует требованиям госзаказчика, установленным в документации. Важно помнить, что по этому основанию контракт необходимо расторгнуть, даже если товар фактически подходит заказчику. Исключение составляют случаи, когда товар имеет лучшие характеристики, по сравнению с тем, который описан в документации, но тогда поставка улучшенной продукции производится с предварительного согласования.
Кроме того, в соответствии со ст. 95 ч. 9 44-ФЗ , заказчик вправе отказаться от сделки, если выявлены основания, перечисленные в Гражданском кодексе РФ. В числе таких оснований, например:
- непередача продукции;
- поставка продукции без необходимых сопутствующих документов;
- многочисленные нарушения сроков поставки;
- нарушение сроков выполнения работ или оказания услуг привело к тому, что для заказчика эти работы или услуги утратили актуальность;
- работы не начаты вовремя и не закончены в срок;
- подрядчик не устранил выявленные недостатки работ.
Условие о возможности для заказчика отказаться от соглашения по этим основаниям необходимо прописать в его тексте.
Отметим, что одностороннее расторжение контракта со стороны поставщика по 44-ФЗ допускается по основаниям, перечисленным в Гражданском кодексе РФ, но только при условии, что такая возможность предусмотрена в тексте для заказчика.
Односторонний отказ по инициативе заказчика
Схема одностороннего отказа от госконтракта со стороны госзаказчика с 01 июля 2022 года претерпела изменения. Порядок, в котором заказчик проводит расторжение в одностороннем порядке по 44-ФЗ (по шагам) в 2022 году, такой:
Шаг 1. Принять решение. В этом специальном документе, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях. С 01.07.2022 заказчики формируют решение с помощью функционала ЕИС непосредственно в системе.
Помните, что если выявят отсутствие оснований для одностороннего расторжения госконтракта, то это станет основанием для:
- рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, которое предусмотрено ч. 6 ст. 7.32 КоАП ;
- направления материалов дела в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Шаг 2. Информировать исполнителя. С 01.07.2022 решения госзаказчиков, сформированные и подписанные в ЕИС автоматически направляются подрядчикам, исполнителям и поставщикам. Такой порядок признается официальным уведомлением контрагента.
Важный вопрос: можно ли направить решение о расторжении контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ экспресс-почтой, — нет, для надлежащего уведомления следует придерживаться установленной процедуры и отправить послание заказным письмом.
Шаг 3. Зафиксировать факт расторжения госконтракта или отменить решение. Напомним, сроки решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 44-ФЗ — десять дней. Этот срок отсчитывается с момента официального уведомления контрагента, спустя десять дней с такого уведомления решение вступает в силу, и контракт расторгается.
Не забудьте направить информацию о расторжении госконтракта в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней с даты вступления решения в силу.
Если в течение этого срока исполнитель исправляет нарушения и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, тот обязан отменить процедуру одностороннего расторжения и продолжить сотрудничество. Это оформляется специальным решением об отмене. С 01.07.2022 это решение формируют с помощью ЕИС в электронном виде и не позднее одного дня с момента такой отмены.
Имейте в виду, что это правило действует только один раз.
Если говорить о том, отменяется ли решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если подрядчик частично устранил замечания, то нет, законом установлена необходимость полного исправления всех недочетов и возмещения затрат на экспертизу.
Шаг 4. Направить сведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В течение 2 рабочих дней после вступления в силу решения об отказе заказчик передает информацию об одностороннем отказе в ФАС для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Форма для обращения утверждена Постановлением Правительства № 1078 от 30.06.2021 .
Шаг 5. Заключить новый госконтракт.
После расторжения контракта новый заключают без проведения конкурентных процедур с участником закупки, с которым заключается при уклонении победителя от подписания. Это значит, что новый контракт подпишут с участником, который занял второе место или третье, а последующим предложат заключить госконтракт только, если они не отозвали заявки на участие. В этом процессе главное соблюдать требования ч. 1 ст.
34 и ч. 17.1, 18 ст. 95 44-ФЗ .
Участник вправе отказаться от заключения контракта. Но если согласен, то обязан обеспечить его исполнение (при необходимости).
Новый контракт заключается в той же форме и в том же порядке, что и расторгнутый госконтракт, с учетом особенностей, предусмотренных ч. 17.2 ст. 95 44-ФЗ. Сведения о новом контракте направляют в реестр.
Если заказчик расторг госконтракт в одностороннем порядке, новый заключают в рамках ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ только после включения контрагента в РНП.
Это правило не распространяется на госконтракт, который указан в ч. 9 ст. 37 44-ФЗ на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан.
Одностороннее расторжение по инициативе поставщика
Процесс такой же, как и со стороны заказчика. Требуется оформить аналогичные документы, основание для одностороннего расторжения контракта поставки по 44-ФЗ со стороны поставщика предусмотрено Гражданским кодексом РФ, но пользоваться этой возможностью поставщик вправе, только если оно закреплено в тексте за заказчиком.
Шаг 1. Принять решение и оформить его в электронном виде с помощью функционала ЕИС. После этого решение автоматически направят заказчику.
Напомним, что с 23.03.2022 не включают в РНП поставщиков, которые не исполнили обязательства по госконтрактам из-за иностранных санкций или иных внешних ограничений. Но с поставщиков не сняли ответственность за отказ от исполнения контракта из-за санкций в отношении заказчика.
Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.
Таким образом, возможно ли расторжение контракта со стороны исполнителя в одностороннем порядке 44-ФЗ — да, но при условии наличия к тому основания и при соблюдении необходимой процедуры.
С 01.07.2022 в случае одностороннего отказа поставщика от исполнения контракта заказчик в течение 2 рабочих дней с момента вступления в силу решения поставщика направляет обращение о включении информации о поставщике в РНП. Если ФАС посчитает отказ поставщика необоснованным, сведения о нем включат в РНП.
Односторонний отказ — относительно оперативный процесс. Благодаря ему, заказчик и поставщик отстаивают интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора. Потерпевшая сторона вправе потребовать возмещение понесенного ущерба. Но не злоупотребляйте правом на односторонний отказ.
Помните, что попытки уклониться от исполнения договора через неправомерное одностороннее расторжение легко выявляются в ходе арбитражного процесса.
Как не нарушить сроки при одностороннем отказе от госконтракта по 44-ФЗ
В ходе исполнения госконтракта нередко возникает ситуация, при которой его необходимо расторгнуть в одностороннем порядке. Основания для одностороннего отказа от госконтракта предусмотрены действующим законодательством и оговариваются в тексте договора. Расторжение договора несет за собой определенные юридические последствия.
Одним из основных вопросов в данной ситуации является, с какого момента расторгается государственный контракт и когда прекращается его действие.
Основания для одностороннего отказа
Такие основания предусмотрены ч. 15 ст. 95 Закона 44-ФЗ . Наиболее распространенными являются:
- предоставление исполнителем недостоверных данных о себе или о поставляемом товаре;
- исполнитель или поставленная им продукция перестали соответствовать требованиям, установленным в извещении.
Обратите внимание: если в ходе исполнения договора подрядчик подпадает под действие санкций или ограничений, то заказчик обязан расторгнуть уже заключенный договор. Об этом говорит Информационное письмо Минфина от 20.07.2022 № 24-01-06/69926 .
Расторжение договора возможно исключительно по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, более того, такие основания необходимо отразить в тексте договора. К ним законодательство относит следующие:
- исполнитель не передает товар;
- товар поставлен без необходимых документов;
- неоднократно нарушены сроки поставки;
- подрядчик не устранил в указанный заказчиком срок выявленные недостатки выполненных работ.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как в одностороннем порядке расторгнуть договор по 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Порядок одностороннего расторжения
Основанием для расторжения договора является внутренний документ заказчика. Такое решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через 10 дней после надлежащего уведомления поставщика.
- как расторгнуть контракт по соглашению сторон;
- как поставщику отказаться от исполнения контракта;
- как возместить ущерб при расторжении контракта.
Если договор заключен по результатам электронных процедур, решение формируется с использованием ЕИС и размещается в системе. Законодательством не установлен порядок его формирования при проведении закрытых конкурсов и аукционов, закупки у единственного поставщика. Его форма законодательно не установлена и является произвольной.
Следует отметить, что десятидневный срок при расторжении контракта дается сторонам с целью исправления поставщиком обстоятельств, послуживших основаниями для одностороннего отказа заказчика от исполнения договора. В том случае, если выявленные нарушения будут устранены, заказчик отменяет не вступившее в силу решение, и контракт продолжает действовать на ранее установленных условиях.
Таким образом, положения ч. 13 ст. 95 44-ФЗ устанавливают, через какое время после надлежащего уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракт считают расторгнутым. Одновременно с этим в ст.
191 ГК прописано, что течение периода времени начинается на следующий день после календарной даты или наступления события.
- дата надлежащего уведомления поставщика — 1 июня 2023 года;
- начиная со следующего дня, то есть со 2 июня отсчитываем 10 календарных дней;
- срок истекает 12 июня 2023 года.
Обратите внимание, если 10 день для расторжения по 44-ФЗ приходится на выходной, как в нашем примере, то в соответствии с положениями ст. 193 Гражданского кодекса днем окончания срока является ближайший следующий за ним рабочий день.
Учитывайте, что в печатной версии решения об одностороннем расторжении указывают предполагаемую дату вступления его в силу.
Алгоритм действий заказчика при отказе от контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
- Сформируйте решение в ЕИС.
- Подпишите и разместите его в системе.
- Не позднее одного часа оно направляется исполнителю. Это надлежащее уведомление об одностороннем отказе.
Датой поступления исполнителю решения признается день его размещения в ЕИС, с этого момента следует определять, в какой срок решение об одностороннем отказе вступит в законную силу по 44-ФЗ, отсчитайте десятидневный срок со дня, следующего за днем его размещения.
- Отказаться от исполнения контракта, заключенного по итогам электронных процедур, закрытых электронных процедур, следует так:
- заказчик с использованием ЕИС формирует решение, подписывает его ЭЦП и размещает его в системе;
- если закупка связана с поставкой ТРУ, составляющих гостайну, и размещение информации о процедуре в ЕИС запрещено законом, то такой документ не публикуется на официальном сайте, а передается уполномоченному лицу лично под роспись либо направляется с соблюдением требований законодательства о гостайне;
- направление письменного уведомления возможно и при расторжении контракта с единственным поставщиком;
- размещенный в ЕИС документ в течение одного часа направляется подрядчику автоматически;
- поступление его поставщику является надлежащим уведомлением.
- Рассчитайте срок вступления в силу решения об одностороннем расторжении контракта с поставщиком с даты уведомления, такой датой считается:
- число, указанное в расписке, если документ передавался лично под роспись;
- день получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику заказной корреспонденции;
- в случае размещения решения в ЕИС, дата такого размещения.
Составлять сопроводительное письмо в указанных случаях нет необходимости, такого требования закон не содержит, но если письмо составляется, то включите решение в его текст либо предусмотрите его как приложение.
Решение вступает в законную силу, если подрядчик не исправил обнаруженные недочеты, послужившие основанием одностороннего отказа и заказчик его не отменил, а в день вступления в силу решения об одностороннем расторжении направьте информацию о расторжении договора в реестр контрактов. В течение 2 рабочих дней, следующих за днем вступления вашего решения в силу, направьте обращение в ФАС о включении исполнителя в РНП.
Односторонний отказ поставщика
Такая возможность предусмотрена ч. 19 ст. 95 44-ФЗ . Поставщик вправе отказаться от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством при условии, если в договоре указано право заказчика на такой отказ.
Порядок уведомления заказчика об отказе поставщика от исполнения договора аналогичен уведомлению поставщика заказчиком. Решение поставщика вступает в законную силу через 10 дней с момента надлежащего уведомления заказчика. Не ранее чем через десять дней на заключение контракта нарушение срока 44-ФЗ по ст.
193 ГК РФ, в случае если срок выпал на нерабочий день, он переносится на ближайший, следующий за выходным рабочий день. В случае одностороннего отказа поставщика от исполнения договора, не позднее двух рабочих дней заказчик направляет обращение в ФАС о включении такого поставщика в РНП.
Все НПА из этой статьи в КонсультантПлюс
Жмите на ссылку, чтобы открыть документ в КонсультантПлюс.
Если у вас нет доступа в систему, сразу получите его на 2 дня.
Коротко об авторе статьи
Туманов Денис
Юрист с 20-ти летнем стажем. С 2020 года занимаюсь госзакупками по 44-ФЗ со стороны поставщика. Работаю в строительной сфере, поэтому накопил большой опыт именно в таких закупках.
- Дидух Юлия
2023-06-22 11:19:55
Обратите особое внимание, что односторонний отказ для заказчика — это обязанность, а для поставщика —право. Это означает, что, в случае обнаружения оснований для такого расторжения, заказчик в обязательном порядке принимает решение об отказе от исполнения договора. С этого момента начинает течь десятидневный срок при расторжении контракта.
А поставщик, в свою очередь, вправе решать, продолжить исполнение договора либо отказаться от него.