1. Заявление о перераспределении земельных участков
Cоглашение о перераспределении земельных участков готовится на основании заявления претендента на прирезку дополнительной площади к его наделу, предоставленному для ИЖС, ЛПХ, огородничества или садоводства.
Заявителями могут быть физические и юридические лица.
От принадлежности участков и земель, из которых обеспечивается увеличение площади исходного надела, зависит, в какой орган власти нужно подать заявление:
- министерство государственного имущества и земельных ресурсов областей
- государственный комитет областей по имущественных отношениям
- местная районная, городская и сельская администрация
Заявление пишется на бланке, выдаваемом заявителю при его обращении в орган власти. Форма заявления не является общепринятой, поскольку в каждом муниципалитете устанавливается свой вариант (примерные варианты представлены в разделе «документы» в правой колонке этой страницы).
Наличие проекта межевания территории (ПМТ) – правовая основа перераспределения ЗУ. В случае, когда такого проекта нет, используется схема расположения ЗУ на кадастровом плане территории (КПТ). В них вносятся данные о ЗУ, который появляется в результате перераспределения.
Физически перераспределение осуществляется в ходе межевания участка.
2. Документы, прилагаемых к заявлению
Перечень документов изложен в Земельном кодекса РФ (пункт 2 статьи 39.29).
данные о заявителе:
а) для физических лиц:
- фамилия, имя и (при наличии) отчество
- место жительства
- реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя
б) для юридических лиц:
- сведения о наименовании и местонахождении юридического лица
- государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ (в едином государственном реестре юридических лиц)
- идентификационный номер налогоплательщика (исключение составляют случаи, когда заявителем является иностранное юридическое лицо)
- кадастровые номера участков, подлежащих перераспределению
- реквизиты ПМТ
- почтовый адрес и (или) адрес электронной почты (для связи с заявителем)
К заявлению также должны быть приложены следующие материалы и документы:
- копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю (для случая, когда право собственности не зарегистрировано в ЕГРН, либо выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости
- схема расположения ЗУ с увеличенной площадью на КТП
3. Подготовка схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории
Претендент на увеличение своего земельного надела перед подачей заявления о его пререспределении должен выяснить:
- кто является владельцем смежного участка
- убедиться, что что смежный участок:
- не в собственности иного физического или юридического лица
- относится к муниципальным или государственным землям
Обоснованием мотива заявления является схема расположения на кадастровом плане территории (КПТ) земельного участка, увеличенного в результате перераспределения. Готовится она заявителем (пункт 8 статьи 11.10 ЗК РФ).
Готовых схем расположения земельного участка с увеличенной площадью на КПТ нет. Самостоятельно выполнить её крайне затруднительно.
Потребуется помощь кадастрового инженера
- для подготовки схемы необходимо соблюсти требования к формату схемы – она должна соответствовать
- материалам территориального планирования
- правилам землепользования и застройки (ПЗЗ)
- землеустроительной документации
- положению об особо охраняемой природной территории
- целому ряду других документов
- указываются площади образуемого, исходного и добавляемого участков
- графически отображается присоединение границ существующего участка к границам прирезаемой части участка или части земли
При подготовке схемы расположения увеличенного участка на КПТ должны соблюдаться:
- недопустимость ситуаций, приводящих к нарушению ЗК РФ в части образования участков, изложенных в статье 11.9, с обязательным обеспечением:
- соответствие площади участка, образуемого при распределении, установленным в поселении предельным размерам
- исключение ситуаций:
- полного или частичного наложения образуемого участка на другой образуемый участок, по которому:
- принято положительное решение по утверждению схемы его расположения на КПТ
- срок действия решения не истёк
- пересечения границ участка, получаемого при распределении участков, с границами муниципальных образования и (или) границ населённых пунктов
- запрета на использавание надела, образуемого при распределении, по причине обременения (ограничения) в соответствии с ВРИ исходного участка
- появления препятствий для рационального использования и охраны земель:
- изломанности границ
- вкрапливания
- вклинивания
- чересполосицы
- невозможности размещения объектов недвижимости
- нарушения требований земельного и иного законодательства:
- пересечения границ участка с границами:
- территориальных зон
- лесничеств
- лесопарков
- «попадания» ЗУ, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границы территории с утверждённым проектом межевания территории
К подготовке схемы расположения увеличенного участка на КПТ нужно отнестись максимально тщательно, поскольку нарушение даже одного из перечисленных требований может причиной отказа по утверждению этой схемы (соответственно, и причиной отказа в согласии властей на прирезку).
4. Способы подачи заявления
В статье 39.29 (пункты 5 и 6) ЗК РФ указано, что у заявителя существует возможность выбора наиболее удобного для него способа подачи заявления:
- лично – при непосредственном прибытии в орган власти
- с помощью почтовой связи на бумажном носителе
- в форме электронных документов
Заявление о перераспределении ЗУ может быть возвращено заявителю в срок 10 дней со дня его получения по следующим обстоятельствам:
- не соответствует требованиям по его оформлению (написанию)
- подано в иной орган
- не приложены документы, необходимые для его рассмотрения
При возврате заявления о перераспределении ЗУ в обязательном порядке указываются все причины, послужившие обоснованием такого действия администрации.
5. Срок рассмотрения заявления
Законодательством установлены 3 срока рассмотрения заявлений о перераспределении земельных участков, отсчитываемых со дня их поступления.
- Срок 30 рабочих дней
Это «стандартный» срок для случая, когда участок и добавляемый к нему небольшой кусок расположены на землях муниципалитета (пункт 8 статьи 39.29 ЗК РФ).
- Срок 35 рабочих дней
Это время установлено для случая, когда добавляемый участок находится в государственной собственности.
Администрации при этом необходимо согласовать схему расположения увеличенного земельного участка на КПТ с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений:
- для получения сведения о том, относится или нет добавляемая площадь к лесному фонду, из земель которого прирезка не может быть осуществлена)
Возможность продления срока рассмотрения заявления в указанном случае регламентирована требованиями ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (статья 3.5 ФЗ 137-ФЗ).
- Срок 45 рабочих дней – максимальный
Необходимость продления срока в 30 дней на 15 рабочих дней может быть обусловлена рядом обстоятельств, к примеру, связанных с несвоевременным получением документации и материалов от органов или служб, в которые администрация делала запросы в порядке информационного взаимодействия.
О возможности продления срока рассмотрения заявления до максимального говорится в пункте 8.1 статьи 39.29 ЗК РФ).
О продлении срока рассмотрения поступившего заявления орган власти уведомляет заявителя.
6. Результаты рассмотрения заявления
В установленный срок рассмотрения заявления администрация занимается такими задачами:
- анализирует поступившие вместе с заявлением документы и материалы
- при необходимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, делает запросы в соответствующие органы и службы о предоставлении дополнительных материалов
- проводит согласование с органом исполнительной власти субъекта РФ
По итогам рассмотрения заявления администрация принимает одно из следующих решений:
- об утверждении схемы расположения земельного участка
- отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участковпри наличии обоснования
Основания для отказа не могут быть произвольными. Их содержание прописано в ЗК РФ пункт 9 статьи 39.29).
При положительном решении об утверждении схемы расположения ЗУ администрация направляет заявителю своё согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с ПМ территории.
К нему прилагается графический материал – сама схема. Она содержит следующие данные об увеличенном участке:
- площадь
- адрес участка
- описание местоположения ЗУ (при отсутствии адреса)
- кадастровый номер участка, из которого предусмотрено образование земельного участка
- территориальная зона, в границах которой образуется ЗУ
- ВРИ ЗУ в случаях: когда градостроительный регламент:
- не распространяется на образуемый земельный участок
- не устанавливается для образуемого земельного участка
При отрицательном решении в заключении соглашения о перераспределении земельных участков администрации уведомляет об этом заявителя
7. Отказ администрации в заключении Соглашения о перераспределении земельных участков
Мотивом для отказа может стать как совокупность нескольких, так и хотя бы одна из следующих причин:
- заявление не соответствует случаям перераспределения земельных участков, предусмотренным законом
- к заявлению не приложено письменное согласие третьих лиц, имеющих права на участок, площадь которого планируется увеличить:
- на образованном при распределении участке находится здание, сооружение, объект незавершённого строительства, находящиеся в собственностью иных граждан или юридических лиц, либо собственностью государства или муниципалитета
- оказался в составе муниципальной или государственной земли, изъятой из оборота или ограниченной в обороте
- находится в составе земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд
- сделано предварительное согласование о его предоставлении, срок действия которого не истёк, а сам участок выставлен на аукцион, по которому опубликовано извещение о проведении
- подано другое заявление о предварительном согласовании о предоставлении, уже находящееся на рассмотрении, но решения по утверждению схемы расположения и самому согласованию ещё не приняты
- не соответствует:
- стандарту формы изготовления
- требованиям по подготовке
- проекту планировки территории
- землеустроительной документации
- положению об особо охраняемой природной территории
- границам территории, для которой утверждён ПМ (проект межевания) территории
- совпадает полностью или частично с местоположением исходного земельного участка
- выполнена с нарушениями
Примечание
Если о добавляемом участке муниципальной или государственной земли отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости (ГКН), то это обстоятельство не может быть причиной отказа в заключении Соглашения о перераспределении земельных участков (пункт 12 статьи 39.29 ЗК РФ).
Перераспределением участков заявитель сможет заняться по завершении:
- кадастровых работ
- кадастрового учёта исходного участка в ГКН
8. Заключительные этапы
- Действия заявителя
- выполнение межевых работ по формированию образуемого участка
- проведение кадастрового учёта образованного надела, полученного в результате перераспределения
- предъявление в администрацию кадастрового паспорта образованного в результате перераспределения земельного участка
- Действия администрации
После получения от заявителя кадастрового паспорта образованного земельного участка, в срок не более 30 дней, администрация направляет ему подписанные со своей стороны экземпляры проекта Соглашения о перераспределении земельных участков.
Не позднее 30 дней со дня получения экземпляров проекта Соглашения заявитель обязан:
- подписать их
- оплатить в полном объём стоимость добавленной земли, указанную в Соглашении
В платёжном документе в поле «Назначение платежа» необходимо указать: «Плата за увеличение площади земельного участка в результате его перераспределения по Соглашению от __ № __».
За нарушение срока внесения платы по Соглашению, заявитель (собственник образуемого участка) выплачивает пени из расчёта 0.5% от просроченной суммы платежа, за каждый календарный день просрочки.
После произведенной оплаты Собственник представляет в администрацию копию платёжного поручения с отметкой банка об уплате.
Внимание
Вы ознакомились с разделом № 4 статьи
Начало статьи:
- Перераспределение земельных участков – что нужно знать о прирезке к участку по закону в 2018 году
- Прирезки к участкам из муниципальных и государственных земель – требования к участкам и размерам прирезок
- Процедура перераспределения земельных участков – суть задачи, подготовка, плата за прирезку земли
Полезная информация
- Ознакомиться с особенностями с/х угодий, понятием о балле бонитета, режимом использования таких земель можно здесь
- Регламент подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ) – здесь
- Предоставление публичных земельных участков из земель с/х назначения для фермерства и ведения ЛПХ – здесь
- Упрощённая схема технологического присоединения для садоводов, дачников, юрлиц, ИП – 2021 – читать здесь
- «Дачная амнистия» 2021 – 2026: новые возможности – читать здесь
- Как получить участок от муниципалитета или государства – читать здесь
- Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
- С нормами строительства на садовых участках можно ознакомиться здесь
- Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
- С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
- Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать здесь
Как увеличить принадлежащий участок посредством присоединения?
Расширить площадь принадлежащего участка путем присоединения — так называемой прирезки, может любой владелец земли, отведенной под жилую застройку, личное подсобное хозяйство, дачное строительство, садоразведение и огородничество. Для этого необходимо знать порядок совершения данной процедуры и ее особенности.
Определение
В целях упорядочивания мероприятий по присоединению земель, высший исполнительный орган Российской Федерации внес в земельное законодательство ряд поправок, которые начали действовать с 1 марта 2015 года. В итоге проведенной реформы, Земельный кодекс РФ был дополнен новой главой, регламентирующей порядок прирезки землевладений, которая обеспечила право на узаконение земель, занятых в самовольном порядке.
Таким образом, под процедурой присоединения земель понимается процесс прирезки участков к принадлежащей собственнику территории, осуществляемый в соответствии с положениями закона.
Присоединение может потребоваться в таких ситуациях, когда, к примеру, форма принадлежащего участка является изломанной.
Довольно сложно не только уточнить границы такого объекта недвижимости, но и возвести на его территории постройки.
Основания присоединения
Благодаря проведенной земельной реформе, прирезать землю к дачному, садовому участку, а также предназначенному для дачной или жилой застройки, стало гораздо проще. Торгов такая процедура не предусматривает, однако исполняется она на платной основе.
Основанием для присоединения земельного участка выступает соглашение, которое заключается собственником земли с органами местного самоуправления. Происходит это согласно утвержденному проекту межевания, а при его отсутствии — утвержденной схеме расположения земли, оформить которую можно как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами кадастрового инженера.
Присоединение земли возможно в случаях:
- когда необходимо застроить и улучшить территорию, требующую развития;
- когда требуется возведение капитальных построек;
- при необходимости разведения овощных и плодовых культур на участке, расположенном в СНТ;
- в случае, когда землевладелец желает построить частное домовладение или заняться ведением ЛПХ.
Увеличение участка за счет прилегающей территории
Присоединение земли возможно тогда, когда прирезаемый участок находится в государственной или муниципальной собственности, а также в случае необходимости выпрямления границ оформленной в собственность территории.
Для осуществления данной процедуры, право собственности на землю должно быть зарегистрировано, а сам объект недвижимости — размежеван и поставлен на кадастровый учет.
Увеличить площадь своей недвижимости можно как за счет дачных и садоводческих земель, так и участков, в пределах которых располагаются жилые постройки. Если присоединяемая территория относится к местам общего пользования либо оформлена в собственность другого лица, расширить границы своей земли будет невозможно.
Прирезать дополнительную площадь к принадлежащей земле не составит труда, если она соответствует требованиям Правил землепользования и застройки, утверждаемым местными органами власти.
Согласно положениям Земельного кодекса РФ, образуемое путем присоединения землевладение должно отвечать установленным нормативам.
Также к формируемому за счет прирезки земельному участку предъявляются следующие требования:
- он должен находиться в пределах конкретного поселения, садового товарищества или муниципалитета;
- образуемый объект не должен являться территорией, отведенной для всеобщего пользования;
- необходимо, чтобы участок находился в пределах красных линий, то есть не пересекал линейные объекты, расположенные на данной территории.
Узнайте, можно ли уволить мать одиночку.
Узнайте больше о плавающих окладах, их плюсах и минусах в нашем материале.
Что такое налоговый вычет на ребенка и как им пользоваться в свою пользу? Наша статья посвящена этому вопросу.
Процедура увеличения территории
1. Подготовка заявления, содержание которого должно отображать информацию в отношении:
- паспорта заявителя, его ФИО и места регистрации;
- кадастрового номера принадлежащего участка и того, который будет присоединяться;
- почтового адреса заявителя или его электронной почты;
2. Сбор необходимых документов, включающих:
- выписку из ЕГРН на землю;
- копию правоутверждающего документа на землевладение (свидетельства о государственной регистрации права);
- копию документации, на основании которой объект недвижимости принадлежит владельцу (различные договоры, свидетельства о праве на наследство, акты государственных и муниципальных органов и прочее);
- проект по межеванию территории, в пределах которой находится земля. При его отсутствии к проекту приобщается схема размещения формируемого участка;
- документа, удостоверяющего личность заявителя.
3. Подача заявления в уполномоченный и сформированного комплекта требуемой документации (на личном приеме в бумажном варианте либо в электронной форме посредством сети Интернет);
4. Рассмотрение представленных документов местной администрацией, в результате которого в тридцатидневный срок выносится одно из возможных решений:
- об утверждении схемы расположения земли. При этом владельцу земли направляется соответствующая документация;
- об удовлетворении ходатайства касаемо присоединения земли и заключение договора;
- об отказе в присоединении участка. Извещение со ссылкой на норму закона отправляется заявителю.
5. При положительном решении об увеличении земельного участка, уполномоченный орган организует необходимые кадастровые работы по учету образуемой территории. Для этого потребуется кадастровый паспорт землевладения.
6. В течение месяца после подачи документации, кадастровым органом подготавливается проект договора о присоединении земли, который направляется заявителю на подпись.
7. После подписания указанного соглашения, необходимо посетить органы Росреестра и зарегистрировать право собственности на сформированное землевладение.
Процедура увеличения земельного участка путем присоединения важна как для собственников такой недвижимости, так и для государства, которое таким образом получает дополнительные финансы, связанные с оформлением прирезок.
Перераспределение земельного участка c государственными землями и причины отказа в перераспределении
Перераспределение земельного участка, проще говоря, возможность без торгов «прирезать» к своему участку небольшой пустующий кусочек земли – это исключение из общего правила о том, что земля предоставляется на торгах.
Исключение это было придумано для того, чтобы ввести в хозяйственный оборот неиспользуемые участки, которые настолько малы или имеют такую конфигурацию, что не представляют собой самостоятельной хозяйственной ценности.
Кто может настаивать на перераспределении участка
Претендовать на увеличение своего участка за счет пустых соседних земель может вовсе не любой правообладатель.
Законом (а именно, статьей 39.28 ЗК РФ) предусмотрено четыре основания для перераспределения, но в реальной жизни используются только два из них.
- для граждан – владельцев участков, предоставленных под индивидуальные жилые дома, садоводство, огородничество или личное подсобное хозяйство;
- для других лиц (в том числе, организаций), если в результате перераспределения границы их участка будут приведены в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
Процедура перераспределения земельного участка, относящегося к частной собственности, с государственными или муниципальными землями описана в ст. 39.29 ЗК РФ. Она предполагает такие этапы:
1) Подача заявления о перераспределении (чаще всего такое заявление подается в администрацию городского округа или муниципального района, на территории которого расположен участок). К заявлению прикладывается схема участка, который планируется образовать в результате перераспределения. Если перераспределение выполняется на основании проекта межевания территории, то схему прикладывать не нужно, а нужно указать реквизиты проекта межевания.
2) В течение 30 дней администрация должна:
- — утвердить приложенную схему (если нет проекта межевания); или
- — выдать согласие на перераспределение (если есть проект межевания); или
- — отказать в перераспределении при наличии оснований.
3) Если заявителю утверждена схема или направлено согласие о перераспределении, он за свой счет заказывает межевание нужного участка на основании утвержденной схемы или проекта межевания и ставит необходимый участок на кадастровый учет, получает кадастровый паспорт (п.11 ст. 39.29 ЗК РФ)
4) Заявитель снова обращается с заявлением о заключении соглашении о перераспределении с приложением полученного кадастрового паспорта.
5) Заявитель заключает соглашение о перераспределении и оплачивает приобретенный кусочек.
6) На основании подписанного соглашения заявитель регистрирует право собственности на свой увеличенный участок.
Сколько стоит перераспределение? Бывает ли перераспределение бесплатным?
В соответствии с п. 5 ст. 39.28 увеличение площади участка в частной собственности за счет государственных или муниципальных земель является платным. Размер платы зависит от региона и от того, в чьей собственности находится перераспределяемый участок.
В большинстве случаев размер платы составляет некоторый процент от кадастровой стоимости. Например, в Челябинской области впервые присоединить к себе участок из неразграниченной государственной собственности (таких большинство) стоит от 10 до 30% кадастровой стоимости присоединяемого кусочка земли (Приказ Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 23.04.2015 N 118-п). 10% для льготных категорий граждан (многодетные, пенсионеры, инвалиды), 30% — для всех остальных.
При повторном перераспределении размер платы составляет 50% от кадастровой стоимости присоединяемого кусочка.
В других регионах эта стоимость определяется иначе.
Бесплатное перераспределение противоречит закону, но региональными органами власти может быть установлена символическая плата за перераспределение. Например, в Челябинской области для религиозных и благотворительных организаций плата за перераспределение составляет 1% кадастровой стоимости.
Как определить кадастровую стоимость кусочка земли, присоединяемого в порядке перераспределения?
Присоединяемый кусочек земли скорее всего попадает в тот же кадастровый квартал и имеет тот же вид разрешенного использования, что и ваш собственный участок. Поэтому кадастровая стоимость квадратного метра присоединяемого участка обычно совпадает с кадастровой стоимостью квадратного метра вашего участка.
Кадастровая стоимость присоединяемого участка = кадастровая стоимость вашего участка / площадь вашего участка * площадь присоединяемого участка.
В перераспределении должны отказать, если:
1. Из участка, который заявитель хочет присоединить к своему участку в порядке перераспределения, можно образовать самостоятельный участок;
2. На участке, который заявитель хочет присоединить, находится чужая недвижимость;
3. Присоединяемый участок изъят из оборота, ограничен в обороте или зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
4. Присоединяемый участок уже выставлен на аукцион, либо другому лицу уже предварительно согласовано его предоставление, либо в отношении данного участка подано заявление о предварительном согласовании;
5. Участок заявителя после перераспределения окажется больше предельных максимальных размеров;
6. В отношении участка заявителя не проведено межевание, т.е. границы исходного участка точно не определены. Кстати, сама процедура межевания часто позволяет бесплатно «прирезать» соседний пустующий участочек без перераспределения.
Есть еще основания, связанные с правильностью оформления документов , а так же с тем, что ситуация просто не подпадает под действие Главы V.4 ЗК РФ о перераспределении.Что если два соседа претендуют на перераспределение?
Если «ничейный» кусочек земли находится между двумя участками, то любой из соседей может претендовать на увеличение своего участка за счет перераспределения. Естественно, возникает вопрос: у кого из них преимущество.
Теоретически земельное право стремится к максимально конкурентным процедурам. Т.е. обычно при поступлении двух заявлений на один участок проводятся торги. Но если речь идет о маленьком клочке земли, из которого нельзя образовать самостоятельный участок, то провести по нему торги невозможно.
Поэтому преимущество имеет тот, кто первым подал заявление.
Сосед А подал заявление о перераспределении. Сосед Б подал такое же заявление на следующий день. Соседу Б должны отказать в перераспределении на основании пп.7 п. 9 ст.
39.29 ЗК РФ (в связи с тем, что ранее было подано заявление о предварительном согласовании предоставления данного участка и по нему не принято решение об отказе). Только если соседу А откажут, то должны будут по существу рассмотреть заявление соседа Б.
Тем не менее, несмотря на кажущуюся очевидность, применение данной нормы имеет свои сложности. Дело в том, что названный подпункт 7 п.9 ст. 39.29. говорит не о конкуренции двух заявлений о перераспределении, а лишь о конкуренции заявления о перераспределении с ранее поданным заявлением о предварительном согласовании.
При этом заявление о перераспределении, хоть и является по сути крайне близким к заявлению о предварительном согласовании, все-таки в законе называется иначе.
Поэтому теоретически возможно и иное развитие событий. Например, администрация утвердит схему для соседа Б, несмотря на то, что сосед А обратился раньше. Я все-таки полагаю, что такой подход администрации будет неправомерным, и ее действия можно будет обжаловать в суде.
Перераспределение для организаций на основании проекта межевания
Некоторое время перераспределение на основании проекта межевания считалось среди организаций отличным способом обойти процедуру торгов. Они сами разрабатывали проект межевания для своей территории (это дорого, но часто стоит того), предусматривали там значительное увеличение собственного участка, а затем приобретали землю «по дешевке» в порядке перераспределения.
Но Верховный Суд прекратил эту практику (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.10.2018 по делу N 303-ЭС18-3686, А73-8476/2017). Суд указал, что не может быть присоединен в порядке перераспределения кусок земли, если из него можно образовать самостоятельный участок. Таким образом, присоединение более-менее крупных участков в результате перераспределения обычно невозможно даже на основании проектов межевания.
Записаться на консультацию к автору статьи можно по телефону
тел, WhatsApp: 8-908-080-00-35
ВАРИАНТЫ ПОМОЩИ (В ТОМ ЧИСЛЕ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА):
- Обсуждение в пределах 10 минут — бесплатно (без просмотра документов, не является консультацией);
- Устная консультация (лично или по телефону) — 2000 руб./час. (для телефонной консультации документы предварительно высылаются на электронную почту, оплата производится безналичным путем);
- Письменный разбор ситуации со ссылками на закон и судебную практику. Разработка пошагового плана действий с учетом рисков. Ответ направляется на электронную почту. — от 10 000 руб. (отличается от правового заключения отсутствием «красивого оформления» и более низкой ценой)
- Подготовка иска, жалобы, отзыв или другого судебного документа по земельному спору, разработка позиции по делу — от 12 000 руб. до 30 000 руб;
- Разработка сложного договора с земельной спецификой — от 10 000 руб.;
Об авторе подробнее здесь
Как законно увеличить площадь участка
Как увеличить площадь садового участка и при этом избежать самозахвата? Благодаря земельной реформе 2015 года ( ФЗ № 171 от 23.06.2014 года) можно без особых усилий и законно увеличить свой участок за счёт земли, которая принадлежит государству.
Чтобы всё получилось, достаточно знать основные правила.
Кто может увеличить площадь земельного участка
Есть важное условие: увеличить размер участка по закону может только собственник земли. То есть, чтобы расширяться, нужно уже владеть землёй, к которой будет присоединена дополнительная площадь. Ситуация, когда участок обрабатывается, при этом не оформлен ни в кадастре, ни в Росреестре, и его «хозяин» хочет присоединить соседний, не позволит воспользоваться ни одним из способов, которые будут описаны далее.
Право собственности нужно будет подтвердить не только выпиской из ЕГРН , но и документами, которые укажут на законность его возникновения. Это:
- договор дарения
- купли-продажи
- решение суда
- свидетельство о праве на наследство
Площадь каких земельных участков можно увеличить
Можно увеличить площадь земельного участка, который предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства. При этом присоединять к нему можно только участок с таким же назначением. Земля под ИЖС не может быть объединена с наделом под садоводство.
Ещё одно требование: присоединяемый участок должен быть в государственной или муниципальной собственности.
Читайте также: ИЖС, СНТ, ЛПХ и ДНП: что это и в чем разница
Какие есть способы увеличения земельного участка
- Прирезка, или перераспределение земель
- Покупка соседнего участка
- Уточнение границ с помощью межевания
- Регистрация на себя заброшенного участка
- Регистрация участка по приобретательной давности, когда земля переходит в собственность в результате длительного открытого пользования
Остановимся подробно на каждом из них.
Что такое перераспределение земель
В результате перераспределения формируется новый участок — к имеющемуся присоединяется соседний, с которым есть общая граница. Получается прирезок. Вот некоторые случаи, когда прирезка может стать необходимостью:
- участок неправильной формы, и расширение улучшит её и выровняет границы
- участок давно используется, но права собственности не узаконены
- требуется дополнительная земля под хозяйственные нужды
Прежде всего присоединяемый участок должен быть в государственной или муниципальной собственности. Если у земли частный собственник, перераспределение провести нельзя.
Есть и другие обязательные требования. Так, на участке не должна находиться недвижимость. Он не должен быть выставлен на аукцион, потому что, если его включили в торги, значит, у администрации на него свои планы.
Прежде чем заняться подсчётами, на сколько процентов можно увеличить площадь участка прирезкой, лучше свериться с правилами землепользования и застройки территории, на которой расположены участки. В них устанавливается предельная — минимальная и максимальная — площадь, которую разрешается занимать под участок в конкретном населённом пункте. Важно, чтобы после прирезки площадь нового надела не выходила за эти рамки.
Кроме того, присоединяемый участок должен быть с уточнёнными границами, то есть координаты границ должны быть внесены в реестр.
Как оформить перераспределение земель
Увеличить площадь участка земли за счёт перераспределения можно, заключив соглашение с администрацией или органом власти, который отвечает за управление имуществом.
Порядок действий
Для начала предстоит собрать пакет документов. Потребуются:
- заявление о перераспределении
- копии документов о собственности. Они не нужны, если в ЕГРН есть сведения о собственности
- реквизиты утвержденного проекта межевания земель. Если проекта нет, то схему расположения участка
Документы нужно отнести в администрацию лично или подать через сайт «Госуслуги». У администрации есть 30 дней, чтобы ответить на заявление. После того как администрация вынесет положительное заключение, собственник обращается к кадастровому инженеру — он определяет новые границы участка.
Следующий шаг — заявление в Росреестр о регистрации земельных участков, образуемых в результате перераспределения.
Когда кадастровый учёт будет проведён, документы потребуется отнести в администрацию, которая в течение 30 дней ответит на них подписанным соглашением. От заявителя ждут, что в течение тех же 30 дней подписанный им экземпляр вернётся в администрацию. Соглашение — это основание для регистрации права собственности на вновь образованный участок.
Чтобы завершить процедуру должным образом, нужно обратиться в Росреестр.
Сколько стоит оформление перераспределения
Бесплатно увеличить участок не получится. Перераспределение земли — это платная услуга, потому что фактически территориальные власти уступают заявителю свою собственность. Цена зависит от того, кто выступает владельцем земли.
Если земля федеральная, то прирезка обойдется в 15% кадастровой стоимости. Субъекты федерации и муниципалитеты назначают свою стоимость. Например, в Москве это 50% от кадастровой стоимости.
На Публичной кадастровой карте Росреестра есть данные о кадастровой стоимости участков. Чтобы ею воспользоваться, нужно знать кадастровый номер. Другой способ — посмотреть в выписке из ЕГРН.
Если по каким-то причинам самостоятельно организовать оформление перераспределения не получается, можно обратиться к посредникам. Специалисты проконтролируют, чтобы в пакете были правильные документы, помогут составить заявление. Стоимость таких услуг — от 10 тыс. рублей и выше.
Выкуп соседнего участка
Если рядом с участком, который планируется увеличить, нет земли для перераспределения, выходом может стать покупка соседнего надела. В переговорах с собственником необязательно соблюдать критерии для прирезок: здесь набор аргументов гораздо шире.
Среди минусов выкупа по сравнению с перераспределением — более высокая цена. Такая сделка будет проходить по полной рыночной стоимости, если стороны не договорятся, например, об обмене земли на другое имущество.
Несмотря на то, что покупка у частного собственника выглядит легче, потому что приобрести можно любой участок, есть рамки, в которые нужно уложиться. Это минимальная и максимальная площадь из Правил землепользования и застройки .
Как уточнить границы с помощью межевания
Участок может увеличиться, если уточнить его границы. Это возможно, если у участка есть кадастровый номер, а границы не утверждены.
В такой ситуации могут оказаться собственники, которые оформляли участки до того, как в 2001 году начал действовать Земельный кодекс. По «старому» порядку регистрировали только площадь, а границы — нет. Поэтому у уточнения может быть и обратный эффект: если владелец использовал больше земли, чем площадь участка по документам, то после межевания территория может уменьшиться.
Юристы рекомендуют уточнять границы участков, потому что это усиливает позицию в спорных ситуациях, и такую землю легче продать.
Кто проводит межевание
Межевание проводит кадастровый инженер. Для этого он выезжает на участок, делает замеры. Границы, которые уточняются, необходимо согласовывать с соседями в уведомительном порядке. Инженер отправляет соответствующее сообщение обычной или электронной почтой.
В крайнем случае дается объявление в местной газете.
Итоговый документ работы кадастрового инженера — межевой план . В него, на основании документов, подтверждающих, что земля выделена такому-то собственнику в таком-то месте и определенной площади, вносятся координаты границ участка.
Какого размера земельный участок может быть присоединен в порядке уточнения границ
В таком способе есть ограничение по площади увеличения участка: бесконечно много земли за счёт уточнения границ не приобрести. При уточнении границ участок может вырасти не более чем на предельный минимальный размер участка, установленный федеральным или местным законом для конкретного вида разрешенного использования и категории земель.
Если размер не установлен, то допустимый лимит — не более 10% от площади исходного участка по данным ЕГРН. То есть к участку в 8 соток можно добавить не более 0,8 сотки.
Как стать владельцем бесхозного земельного участка
Бывает так, что у земли нет хозяина: владелец пропал без вести или отказался от участка. Такая земля переходит в муниципальную собственность. В этом случае государство вынужденно берёт на себя роль владельца и обычно выставляет землю на торги.
Тогда все желающие могут её купить или арендовать — зависит от решения властей — на аукционе.
Если же когда-то бесхозный участок не выставлен на торги, его можно рассматривать для прирезки.
Итак, размышляя о том, как увеличить участок, нужно в первую очередь узнать, кто владеет землёй, которую хочется присоединить. Если государство, можно примеряться к перераспределению; если частный владелец, то планировать выкуп. Использовать самозахват чревато штрафом, который достигает 200 тыс. рублей.
Следует также различать самозахват и приобретательную давность. Приобретательная давность даёт право после 15 лет открытого и добросовестного владения участком «как своим», без нарекания соседей и жалоб с их стороны, оформить его в собственность. Но прежде чем начать использовать землю, придётся убедиться, что у неё нет собственников.
Если этого не выяснить, действия могут быть расценены как самозахват.
- полного или частичного наложения образуемого участка на другой образуемый участок, по которому: