Пятый КСОЮ согласился с доводом адвоката, что закон не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от включения в какой-либо специальный список граждан, имеющих право на его получение вне очереди
16 марта 2022
Фотобанк Freepik
В комментарии «АГ» адвокат, представляющий интересы заявительницы в кассационном суде, выразил надежду, что изложенные этим судом доводы будут исследованы и получат надлежащую оценку в суде первой инстанции при новом рассмотрении дела. Эксперты «АГ» положительно оценили выводы Пятого КСОЮ и сошлись во мнении, что утрата истцом статуса малоимущей не влияет на ее право на получение жилья.
Как стало известно «АГ», Пятый кассационный суд общей юрисдикции вынес определение (есть у «АГ») по спору об обязании городской администрации предоставить жилье малоимущей семье с ребенком-инвалидом, которым отменил решения нижестоящих инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований. Один из адвокатов матери ребенка рассказал «АГ» о нюансах дела.
Первая инстанция и апелляция отказали в удовлетворении иска
Гражданка Ч. обратилась в суд с иском к администрации Невинномысска в интересах своего несовершеннолетнего сына о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилья по договору социального найма. В обоснование своих требований женщина указала, что ее семья является малоимущей и не обеспечена жилой площадью по установленным в Ставрополье нормам, а ее ребенок является инвалидом и нуждается в дополнительной жилой площади, поскольку его заболевание входит в соответствующий правительственный перечень.
Невинномысский городской суд отказал в удовлетворении иска со ссылкой на то, что Ч. утратила право на предоставление жилья из муниципального жилищного фонда из-за назначения ей пенсии по старости и исключения по этой причине из списка малоимущих граждан в апреле 2021 г. Первая инстанция указала, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., финансируется за счет субъектов РФ, а применительно к порядку предоставления жилья на условиях соцнайма – за счет жилищного фонда субъекта РФ. В свою очередь, наличие заболевания, входящего в установленный Правительством РФ перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не служит достаточным основанием для внеочередного обеспечения жильем по договору соцнайма по правилам п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
«Как следует из материалов учетного дела, Ч. встала на учет, во-первых, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по общим основаниям (п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), а не по основаниям п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и, во-вторых, по основаниям, предусмотренным Законом Ставропольского края от 10 ноября 2009 г. № 72-кз, где внеочередной порядок предоставления жилых помещений не предусмотрен (Определение ВС РФ о 30 мая 2017 г. № 19-КГ17-12).
При этом суд соглашается с позицией Министерства ЖКХ Ставропольского края о полномочиях органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений во внеочередном порядке лишь в части, когда граждане встали на учет по основаниям, предусмотренным именно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, – отмечала первая инстанция. – Для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. При этом если гражданин с учетом общих условий обеспечения жильем за счет муниципального жилищного фонда имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст.
51 ЖК РФ перечне, он обладает правом на внеочередное обеспечение жильем (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда от 23 апреля 2019 г. № 73-КГ19-5). В то же время Ч. с семьей исключена из списка малоимущих граждан».
Суд добавил, что для предоставления жилого помещения вне очереди согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ нужны такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после 1 марта 2005 г.), на учет нуждающихся в предоставлении жилья по любому из предусмотренных ч. 1 ст. 51 этого Кодекса оснований.
У такого гражданина также должна быть выявлена тяжелая форма хронического заболевания, упомянутая в соответствующем перечне. При исключении гражданки Ч. из списка малоимущих, заметил суд, она утратила право на получение жилья из муниципального жилищного фонда, оставаясь состоять в очереди на получение жилья по предусмотренным Законом Ставропольского края основаниям.
Впоследствии Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда поддержала выводы первой инстанции. В апелляционном определении апелляция напомнила, что малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст.
49 ЖК РФ).
«Как верно указано судом, Ч. подлежит обеспечению жилыми помещениями во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ с учетом положений ст. 49 ЖК РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, Ч. с составом семьи из двух человек принята на учет как обеспеченная общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, будучи малоимущей, в связи с чем при исключении ее из списка малоимущих она утратила право на получение жилого помещения из муниципального жилищного фонда, и оснований для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди не имеется», – заключил апелляционный суд в своем определении.
Кассация согласилась с доводами адвокатов и отменила решения нижестоящих судов
Далее Ч. обратилась с кассационной жалобой (есть у «АГ») в Пятый кассационный суд общей юрисдикции. В ней, в частности, указывалось, что нижестоящие суды сочли, что семья Ч. утратила статус малоимущих граждан в апреле 2021 г. в связи с постановлением администрации об исключении из списка малоимущих в связи с новыми, в сравнении с моментом постановки на учет, обстоятельствами – увеличение совокупного дохода семьи. Однако на момент постановки на жилищный учет и подачи иска все три признака (принятие на учет нуждающихся в жилье по любому из оснований, предусмотренных ч. 1 ст.
51 ЖК РФ, наличие тяжелой формы хронического заболевания и статус малоимущего) имелись в своей совокупности.
«Тем не менее суды первой и апелляционной инстанций фактически устранились от оценки обстоятельств бездействия ответчика в период с 28 июня 2018 г. по 15 апреля 2021 г., фактически повлекшего невозможность реализации истцом права на внеочередное улучшение жилищных условий по одному из установленных законом оснований. Между тем, как указано ранее, системное конституционно-правовое понимание положения п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ исключает необоснованное затягивание исполнения государственной услуги по внеочередному предоставлению жилого помещения нуждающемуся лицу.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что действующее жилищное законодательство (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от включения в какой-либо специальный (отдельный) список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди», – подчеркивалось в кассационной жалобе.
После изучения материалов дела Пятый КСОЮ согласился с доводами жалобы. В определении от 25 января кассационный суд отметил, что выводы нижестоящих судов основаны на неверном толковании и применении норм материального права. Дело в том, что для предоставления жилья по договору соцнайма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилье.
При этом, если такой гражданин вдобавок имеет тяжелую форму хронического заболевания, он вправе рассчитывать на внеочередное обеспечение жильем.
«На момент возникновения спорных правоотношений истец в составе семьи из двух человек была признана малоимущей, право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникло у нее с момента постановки на жилищный учет по соответствующему основанию, а именно 28 июня 2018 г. то есть до назначения ей пенсии. То обстоятельство, что истец не была обеспечена органом местного самоуправления жилым помещением до 15 апреля 2021 г., не может рассматриваться как обстоятельство, освобождающее ответчика как обязанное лицо от исполнения обязанности, которая была возложена на него законом, – подчеркнула кассация. – Кроме того, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников)».
Таким образом, кассация отменила судебные акты нижестоящих судов и вернула дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Комментарий представителя истицы в кассации
В комментарии «АГ» один из адвокатов Ч., вице-президент АП Ставропольского края Никита Трубецкой, который вступил в дело со стадии кассационного обжалования, отметил, что по смыслу закона внеочередное предоставление жилого помещения предполагает немедленную реализацию жилищного права при наличии на то законных оснований. «При этом право на внеочередное получение жилья возникает у лица с момента принятия уполномоченным органом заявления, соответствующего установленным требованиям (в данном случае с 28 июня 2018 г.). С учетом изложенного почти трехлетняя задержка исполнения возникшего обязательства (по внеочередному предоставлению жилого помещения) явно не укладывается в понятие разумного срока для реализации нуждающимся лицом бесспорного, обеспеченного законом права. Таким образом, именно бездействие ответчика и послужило основанием для подачи истцом иска в рассматриваемом деле», – подчеркнул он.
Адвокат добавил, что то обстоятельство, что – в период рассмотрения иска – ответчиком 15 апреля 2021 г. было принято решение об исключении истца из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по причине утраты семьей инвалида статуса малоимущей (то есть в связи с новыми обстоятельствами, возникшими по достижении членом семьи инвалида пенсионного возраста и реализации им права на получение пенсии по старости), не может являться единственным основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку реализация жилищного права инвалида на улучшение жилищных условий была несоразмерно и неразумно затянута ответчиком.
«При этом довод судов первой и апелляционной инстанции о том, что истец изначально состояла на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по общим основаниям (п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), а не по основаниям п. 3 ч. 2 ст.
57 ЖК РФ, – противоречит закону, не имеет юридического значения и не может быть принят во внимание, поскольку правильное установление конкретных юридических оснований для постановки на определенный вид учета является обязанностью администрации (ответчика), а не нуждающегося в улучшении жилищных условий лица, обратившегося в уполномоченный орган и представившего все необходимые документы, из содержания которых (на момент предоставления) фактически следовали все предусмотренные законом условия принятия на учет именно для льготного (внеочередного) предоставления жилого помещения», – полагает Никита Трубецкой.
Он отметил, что в итоге суд кассационной инстанции удовлетворил жалобу, направив дело на новое рассмотрение судом первой инстанции. «Как сложится новое рассмотрение – покажет время. Однако очевидно, что изложенные доводы должны быть как минимум исследованы и получить надлежащую оценку», – убежден адвокат.
Адвокат АП Ставропольского края Инна Болдырева, которая представляла интересы Ч. в судах первой и апелляционной инстанций в порядке оказания бесплатной юридической помощи, воздержалась от комментариев.
Читайте также
О позициях по гражданским делам, содержащихся в Обзоре ВС № 1 за 2019 г.
Большинство правовых позиций Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда посвящено спорам, возникающим из обязательственных отношений
13 мая 2019 Обзоры и аналитика
Эксперты «АГ» оценили подход кассации
Адвокат АП Архангельской области Татьяна Виноградова отметила, что в комментируемом судебном акте кассационная инстанция применила подход, отраженный в Обзоре судебной практики Верховного Суда № 1 (2019). «Согласно правовой позиции в этом Обзоре, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди», – подчеркнула она.
По словам эксперта, применяя эту правовую конструкцию, суды по аналогичным и близким по категориям делам исходят из того, что обязанность по предоставлению жилья в подобных случаях возникает сразу после принятия гражданина на учет в качестве лица, обладающего первоочередным правом на получение жилого помещения, в связи с чем последующее изменение обстоятельств не имеет правового значения. «Важным моментом в подобных делах является своевременное представление лицом, имеющим право на внеочередное получение жилья, документов о наличии заболевания и об имущественном положении», – пояснила Татьяна Виноградова.
Адвокат добавила: если лицо, будучи фактически малоимущим и страдающим заболеванием, входящим в перечень дающих право на внеочередное получение жилья, не заявляло об этом и не представляло соответствующих документов в муниципальный орган, то есть не было поставлено на учет по этим основаниям, то его требования не будут удовлетворены: «Моментом возникновения у него права и моментом возникновения у муниципального органа обязанности является именно момент постановки на соответствующий учет. Судебная практика по подобным делам складывается в разных регионах примерно одинаково».
Адвокат АП г. Москвы Олег Лисаев полагает, что позиция кассации положительно скажется на судебной практике как наиболее полно защищающая права граждан. «Ранее высшая судебная инстанция уже высказывалась на тему того, что реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору соцнайма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем, в Обзоре судебной практики Верховного Суда за четвертый квартал 2008 г.», – заметил он.
Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев расценил судебный акт исключительно положительно. «В данном случае основой для отказа в удовлетворении иска судами нижестоящих инстанций был факт утраты истицей статуса малоимущей на момент рассмотрения дела. Однако кассационный суд при рассмотрении жалобы правомерно придерживался иного подхода для оценки данного обстоятельства, который сформировался в судебной практике. Соответственно, утрата истицей статуса малоимущей в данном случае не влияет на ее право на получение жилья», – заключил он.
Жилье для инвалидов 1,2 и 3 группы. Куда обратиться инвалидам для получения квартиры по закону?
Гарантии обеспечения жилыми помещениями инвалидов заложены в 17 статье 181 закона о социальной защите инвалидов. Согласно данной статье, правом получения социального жилья обладают инвалиды и семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Дополнительно к данному закону разработана и федеральная программа обеспечения жильем инвалидов.
Общие правила предоставления жилья инвалидам
Социальное жилье для инвалидов предоставляются, исходя из состояния здоровья в пределах норм, установленных законодательством, а также превышающих данные нормы, но не более чем в 2 раза. Жилые помещения предоставляются в рамках договоров социального найма. Законом также предусмотрены субсидии инвалидам 3 группы на приобретение жилья, льготные условия оплаты данного жилья, также они могут быть оборудованы специальными приспособлениями, необходимыми для жизнеобеспечения и адаптации инвалидов.
Также 17 статья 181 ФЗ отвечает на вопрос о том, имеют ли право на дополнительную жилую площадь инвалиды и дети-инвалиды, находящееся или проживающие в организациях социального обслуживания. Так, они также сохраняют право на получение жилья или улучшение жилищных условий. Одновременно с этим, если жилье в социальный найм уже предоставлено, при этом инвалид проживает в организациях соц.обслуживания, то право обладать этой жилплощадью сохраняется за инвалидом в течение полугода.
Высвободившееся жилье, имеющее специальные приспособления, ранее занимаемое инвалидами, передается также в первую очередь другим нуждающимся людям с инвалидностью.
Порядок и особенности получения социального жилья инвалидами
Правом на улучшение жилищных условий обладают все инвалиды, независимо от группы. После получения статуса инвалида, последний для получения и льгот и постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье или улучшении условий жилья, должен предоставить данные о своей инвалидности и подтверждающие документы в органы социальной защиты населения по месту регистрации, так как они распределяются и предоставляются по территориальному признаку. Таким образом, рассматривая вопрос о том, куда обращаться инвалиду для получения жилья по закону, следует сказать, что его решение находится в компетенции органов социальной защиты и социального обеспечения граждан.
Постановка на учет на получение жилья
Вопрос очередности и того, как получить жилье инвалиду 1 группы, и в целом моментов предоставления жилья на сегодняшний день имеет деление по временному признаку. Так, принято различать инвалидов, вставших на учет до 1 января 2015 и после этого срока.
Так, тем, кто встал на учет до 1 января 2005 года:
— выдаются средства на покупку жилья;
— сохраняется право получить жилье в социальный найм.
Вставшим в очередь на льготное жилье для инвалидов 1 группы после января 2005 года, жилье выдается в порядке очередности, за исключением случаев, когда инвалидность наступила вследствие тяжелых форм хронических болезней, а также инвалидам, страдающим подобными заболеваниями.
Примечательно, что при отсутствии свободного жилья, предоставляется субсидия на приобретение жилья инвалидам 2 группы.
Критерии признания нуждающимися в жилье инвалидов и их семей
Полный перечень критериев, при наличии которых инвалиды и семьи с инвалидами, имеют право обеспечения жильем, перечислены в 901 Постановлении Правительства от июля 1996 года (постановление утратило силу с 14.04.2018 г. См. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2018 г. N 410 http://ivo.garant.ru/#/document/71916290/paragraph/1:0 )
Так, при принятии решений, государственные органы руководствуются следующими критериями:
— размеры жилых площадей, имеющихся в пользовании инвалида и его семьи, ниже установленной нормы;
— жилье не отвечает требованиям санитарных и технических норм;
— в квартире или доме проживают несколько семей, в составе которых имеются члены с еще более тяжелыми недугами и заболеваниями; инвалид проживает в квартире с гражданами, с которыми он не в родстве;
— льготы при покупке жилья инвалидам 3 группы предоставляются, если они проживают в общежитиях и коммунальных квартирах, а также длительное время проживают в квартирах, принадлежащих другим людям.
Данные критерии являются наиболее значимыми, при решении вопросов предоставления жилья и субсидий на его приобретение для людей с ограниченными возможностями.
Документы
Возвращаясь к вопросу о том, как инвалиду получить квартиру или субсидии на ее приобретение, нельзя не затронуть моменты подготовки необходимой документации.
В органах социального обеспечения необходимо взять образец заявления о предоставлении жилья инвалиду, заполнить его, а также дополнительно приложить следующие документы:
— выписки из домовой книги;
— копию лицевого счета в банке;
— справку или удостоверение, подтверждающее инвалидность;
— документ об индивидуальной реабилитации или программу.
Дополнительно прикладываются медицинские документы, отражающие причины инвалидности, период получения данного статуса, результаты медицинских социальных экспертиз. Документы могут быть поданы самим инвалидом, а также членами его семьи, опекунами или попечителями.
Последние новости
Счетная палата РФ представила отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации в 2018–2019 годах мер по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В ведомстве пришли к выводу, что государство не выполняет свои обязательства по улучшению жилищных условий людей с инвалидностью.
По состоянию на начало 2021 года в очереди на улучшение жилищных условий числилось 42 тыс. инвалидов, которые встали на очередь еще до 2005 года. Среди них уже нет тех людей с инвалидностью, которые так и не дождались своей очереди на получение жилья или улучшение жилищных условий.
Те инвалиды, которые встали на очередь после 2005 года, находятся в еще более сложной ситуации. Они не выделяются в отдельную категорию очередников, для получения жилья им необходимо получить статус малоимущих. На сегодняшний день в органах местного самоуправления на жилищном учете состоят 63 тыс. инвалидов, вставших на очередь после 2005 года.
При этом в органах местного самоуправления на жилищном учете состоят около 2,5 млн малоимущих граждан.
В 2020 году жилищные условия улучшили лишь 3 % очередников
– Из-за долгого ожидания инвалиды зачастую теряют свое право на улучшение жилищных условий, – отмечается в отчете. – Количество снятых с учета инвалидов по различным основаниям (самостоятельное решение жилищных проблем, смерть, утрата статуса инвалида) значительно превышает количество граждан, получивших господдержку.
Как инвалидам (детям-инвалидам) получить бесплатное жилье от государства?
Какими законами регулируется предоставление жилья инвалидам?
Предоставление жилья и улучшение жилищных условий регулируется следующими документами:
— Статьями 17 и 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
— Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 (с изм. от 13.03.2014) «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг»
— Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
Кто признается нуждающимся в улучшении жилищных условий?
Основаниями для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий могут быть следующие обстоятельства:
— обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
— проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
— проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно. Список таких заболеваний можно посмотреть в Постановлении Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»;
— проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
— проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
— проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.
Какие документы нужны для постановки на учет?
Для постановки на учет необходимы следующие документы:
— выписка из домовой книги;
— копия финансового лицевого счета;
— копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и копия индивидуальной программы реабилитации инвалида;
— другие документы с учетом конкретных обстоятельств (справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и т.п.).
Все документы должны быть приложением к соответствующему заявлению на улучшение жилищных условий.
Куда нужно подавать документы, чтобы встать на учет?
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий людей с инвалидностью и семей, имеющих детей-инвалидов, может происходить по месту жительства. Тогда его осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления или должностное лицо. Также учет может может осуществляться по месту работы – на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении.
Когда жилье дается на условиях социального найма, а когда в собственность?
Порядок предоставления жилья в собственность или по договору социального найма определяется законодательством субъекта Российской Федерации. Для того, чтобы узнать условия в вашем регионе, обратитесь в местную администрацию – вам обязаны их разъяснить. Самостоятельно найти соответствующий акт будет довольно трудно.
Чем отличаются условия для вставших на учет до 1 января 2005 года и после?
Обеспечение жильем лиц вставших на учет до 1 января 2005 года происходит в соответствии со ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Лица вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. О чем именно идет речь, не уточняется, однако можно предположить, что о статье 57 Жилищного кодекса РФ. В ней разъясняется порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Существенное различие заключается в том, что лица, вставшие на учет до 1 января 2005 года, могут получить денежные средства для приобретения жилья из специального фона соответствующего субъекта, средства которому уже были перечислены. Также они сохраняют право получить жилье по договору социального найма (статьи 31 Федерального закона № 181 и положения статьи 6 Федерального закона № 189). Вставшие на учет после 1 января 2005 года получают жилье в порядке очередности, то есть в зависимости о того, когда они были поставлены на учет.
В чем особенность условий предоставления жилья детям-инвалидам?
Дети-инвалиды, проживающие в организациях соцобслуживания, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении 18 лет могут получить жилье вне очереди. Если индивидуальная программа реабилитации или абилитации человека с инвалидностью предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.
Какие особенности есть для людей, страдающих тяжелыми заболеваниями?
В п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации говорится, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Это же подтверждается в частности п. 4 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) (ред. от 08.12.2010).
Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на внеочередное улучшение жилищных условий независимо от времени постановки на учет. Перечень таких заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Следует обратить внимание, что с 1 января 2018 года он утратит силу и перечень будет установлен Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 N 27154).
КС разъяснил порядок обеспечения жильем недееспособных граждан
Суд подчеркнул, что правоприменительные органы обязаны учитывать все значимые обстоятельства при предоставлении жилья вне очереди по договорам соцнайма инвалидам с тяжелыми формами хронических заболеваний
03 февраля 2021
Фотобанк Freepik
По мнению одного из экспертов «АГ», постановление КС является логичным продолжением целей социальной политики, которая обязывает принимать меры по обеспечению благополучия граждан, их социальной защищенности. Другой полагает, что Конституционный Суд постарался найти баланс между интересами гражданина, имеющего право на социальную защиту со стороны государства, и интересами самого государства, однако некоторые оговорки Суда могут лишить все его выводы правовой ценности при рассмотрении подобных споров в суде.
1 февраля Конституционный Суд вынес Постановление № 3-П по делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ. Согласно первой норме, жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний.
Исходя из второй нормы, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Отказ в предоставлении инвалиду жилья повышенной площади для проживания с ней опекунов
Как следует из материалов дела, жительница Астрахани К. является инвалидом I группы по зрению с детства и нуждается в постоянном постороннем уходе. Кроме того, она страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В 2011 г. К. признана недееспособной, а в 2012 г. ее мать – гражданка Г. – назначена опекуном.
С 2012 г. Г., ее муж В. и дочь К. (семья из трех человек) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом К. также включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В августе 2013 г. суд удовлетворил иск прокурора, поданный в интересах семьи, обязав администрацию Астрахани предоставить ей вне очереди благоустроенное жилье по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади, предусмотренной для инвалидов. Тем не менее апелляция отменила решение и вынесла новый судебный акт, согласно которому администрация обязана предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение только К. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса перечне.
Читайте также
КС разъяснил право на получение жилого помещения семьями, имеющими ребенка-инвалида
Конституционный Суд отметил, что жилье предоставляется именно ребенку, но для проживания в нем с членом семьи
25 января 2018 Новости
После принятия Конституционным Судом Постановления от 22 января 2018 г. № 4-П, которым был выявлен конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса, Г. обратилась в суд с иском к органу местного самоуправления о предоставлении дочери во внеочередном порядке жилья по договору социального найма с учетом дополнительной площади, необходимой для совместного проживания с ней родителей. Тем не менее суды отказали в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что родители инвалида не обладают самостоятельным правом на получение жилого помещения по договору соцнайма вне очереди, а их право проживать с дочерью в жилье, которое будет ей предоставлено во исполнение ранее принятого судебного постановления, не оспаривается.
В дальнейшем кассационные инстанции, включая Верховный Суд, отказались рассматривать кассационную жалобу заявительницы.
Конституционный Суд подчеркнул, что необходимо учитывать все обстоятельства
В жалобе в Конституционный Суд Г. указала на несоответствие п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Основному Закону государства.
По ее мнению, спорные нормы лишают совершеннолетних граждан-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, и нуждающихся в круглосуточном уходе и постоянной опеке, права на дополнительную жилую площадь в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., а также ущемляют права опекунов таких граждан.
Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что предметом рассмотрения будет п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК постольку, поскольку в системе действующего правового регулирования он определяет основания и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в правительственном перечне соответствующих заболеваний (в том числе инвалиду, когда такое лицо признано недееспособным, имеет назначенного ему опекуна и нуждается в постоянном постороннем уходе).
Высшая судебная инстанция пояснила, что граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний и признанные судом недееспособными, тем более могут нуждаться в соответствующем уходе с постоянным присутствием опекуна, не считая случаев, когда они помещены под надзор в образовательные, медицинские или социальные организации. На это указывает и закрепление в ч. 4 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве возможности опекуна безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, в соответствующем порядке при удаленности его места жительства от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.
В связи с этим КС счел, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 этого Кодекса, когда он признан недееспособным и нуждается по состоянию здоровья в постоянном уходе, который осуществляет опекун, способно привести к нарушению ряда конституционных установлений и правовых позиций.
При этом Суд отметил, что сказанное, однако, не предрешает обязательного получения недееспособным совершеннолетним гражданином, страдающим заболеванием указанной категории, жилого помещения на таких условиях, когда и его опекуну было бы обеспечено право социального найма того же помещения при соблюдении нормы предоставления в отношении их обоих.
«Так, если сам опекун не принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то, по общему правилу, другое жилое помещение не может быть ему предоставлено на условиях социального найма даже для проживания вместе с подопечным. Более того, не исключено, что при определенных жилищных условиях опекуна подопечный, который является членом его семьи, может проживать и в его жилище. Предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания и признанному недееспособным, в размере, превышающем соответствующую норму в расчете на одно лицо, возможно при неодинаковых условиях и с разными правовыми последствиями, с тем чтобы обеспечить проживание такого гражданина вместе с его опекуном», – отмечено в постановлении КС РФ.
В исключительных ситуациях, если предоставление жилья с превышением нормы предоставления не более чем в два раза, с тем чтобы опекун осуществлял постоянный уход за подопечным без вселения в жилое помещение или, напротив, в качестве члена семьи нанимателя, невозможно (в частности, в связи с отсутствием помещений подходящего размера) и если опекун недееспособного гражданина, страдающего тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, является членом его семьи (супругом или близким родственником), осуществляющим за подопечным постоянный уход, и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подопечному нельзя отказать в обеспечении жильем вне очереди на основании оспариваемой нормы только в силу того, что его опекун сам не относится к лицам, обеспечиваемым жильем по договору социального найма вне очереди. «Конституционно значимым целям отвечало бы предоставление жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и опекуну, в том числе с учетом положений ст. 58 ЖК РФ. В этом случае, поскольку жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, также возможно превышение нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (ч.
2 данной статьи)», – подчеркнул Суд.
Таким образом, отметил КС, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, обязывает правоприменительные органы учитывать все заслуживающие внимания обстоятельства. Это означает, что спорный пункт предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения недееспособному гражданину-инвалиду, страдающему соответствующим хроническим заболеванием и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе.
При этом должна учитываться площадь, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить такому лицу, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилье опекуна или проживание с ним супруга или близкого родственника в качестве члена семьи нанимателя.
«Если же предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, на таких условиях невозможно, реализация им права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возможна в рамках предоставления жилого помещения по договору социального найма ему и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну – члену его семьи по смыслу семейного законодательства (супругу или близкому родственнику), осуществляющему за ним постоянный уход», – отмечено в постановлении Суда. Таким образом, КС РФ счел, что спорный пункт соответствует Конституции, и распорядился пересмотреть судебные акты по делу граждан Г. и К.
Эксперты оценили выводы КС
Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что жилищное законодательство с принятием ЖК РФ в 2005 г. значительно сократило количество категорий граждан, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий. «Сейчас подлежат улучшению во внеочередном порядке жилищные условия исключительно граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, установленных законодательством. При этом, согласно законодательству, подлежат улучшению жилищные условия только самого гражданина, имеющего хроническое заболевание, и исключается улучшение жилищных условий во внеочередном порядке членам его семьи, также состоящим на жилищном учете», – пояснила она.
По словам эксперта, на практике очень часто и остро встает вопрос о нарушении прав людей, имеющих заболевание, поскольку по факту улучшают жилищные условия исключительно им, и они вынуждены проживать без членов семьи. «В настоящее время мы также представляем интересы лица, имеющего заболевание, позволяющее лицу вне очереди улучшить жилищные условия. Местные органы улучшают ему одному жилищные условия, хотя члены его семьи также состоят на жилищном учете. При этом нашего доверителя переселяют от членов его семьи на значительное расстояние.
Наша позиция сводится к тому, что доверителю в связи с заболеванием необходим посторонний уход», – рассказала Анна Минушкина.
По ее мнению, постановление КС РФ является логичным продолжением целей социальной политики, которая обязывает принимать меры по обеспечению благополучия граждан, их социальной защищенности. «Исходя их указанного смысла, при улучшении жилищных условий гражданам, имеющим заболевание, предусмотренное перечнем, подлежат также улучшению и жилищные условия опекуну указанного лица, который также состоит на жилищном учете, а при наличии нескольких лиц, осуществляющих уход за недееспособным лицом, необходимо улучшать жилищные условия одновременно также и членам семьи», – резюмировала эксперт.
Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд, как и в большинстве случаев при рассмотрении жалоб, касающихся социальной сферы, постарался найти баланс между интересами гражданина, имеющего право на социальную защиту со стороны государства, и интересами самого государства.
«С одной стороны, КС указал, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом обеспечения отдельного проживания в таком помещении как его самого, так и его опекуна для того, чтобы опекун мог надлежащим образом обеспечивать уход и должное содействие в удовлетворении особых потребностей подопечного. При этом Суд делает оговорку о том, что такая возможность может быть предоставлена тогда, когда опекун и подопечный состоят в близких родственных отношениях в соответствии с семейным законодательством. С другой стороны, он говорит, что площадь жилого помещения, предоставляемого во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не должна превышать норму предоставления более чем в два раза», – отметил эксперт.
Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд сделал важный вывод о том, что предоставление гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения для отдельного проживания без учета площади для проживания с ним опекуна, являющегося близким родственником и членом семьи, является нарушением прав самого подопечного и препятствует исполнению опекунами обязанностей, возложенных на них законом. «Однако Суд также указал, что внеочередное предоставление лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения с учетом площади, необходимой для проживания с ним членов его семьи (включая опекуна), должно осуществляться, исходя из обстоятельств конкретного дела и при наличии у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади. Последнее обстоятельство на практике может лишить все выводы КС РФ правовой ценности при рассмотрении подобных споров в суде», – подчеркнул юрист.
Жилье для инвалидов и детей-инвалидов. Условия и порядок получения льготной квартиры
Инвалиды, а также семьи с детьми-инвалидами сегодня – одна из самых незащищенных категорий населения, которая нуждается в помощи в случае необходимости улучшения своих жилищных условий. Государство поддерживает эти группы населения, в том числе путем разработки программ обеспечения жильем.
? Правовое регулирование процедуры обеспечения жильем
Осуществление регулирования механизма наделения инвалидов жильем происходит с помощью правовых норм, содержащихся в следующих нормативных актах:
- Федеральном законе №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (статья 17, статья 28.2); Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №188/пр от 3 апреля 2020 года «Об утверждении Методических указаний. »; Министерства здравоохранения РФ №991н от 30 ноября 2012 года «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь»; (в части реализации механизма наделения инвалидов жильем);
- региональном законодательстве, регулирующем процесс наделения инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, жильем либо выделения им субсидий на приобретение жилья.
Если инвалид встал на учет до 1 января 2005 года, то процедура его обеспечения жильем будет осуществляться на региональном уровне на основе норм законодательства субъекта РФ. Данное правило сформулировано частью 2 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».
Если же инвалид встал на учет после 1 января 2005 года, то вся процедура обеспечения жильем будет проходить регулирование на основе федерального жилищного законодательства по договору социального найма. Это правило действует на основании части 3 указанной выше статьи.
? Условия для улучшения жилищных условий
Обеспечение жильем инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, происходит либо за счет федерального бюджета, либо за счет средств регионального бюджета в месте проживания таких нуждающихся граждан. При этом для того, чтобы предоставление жилья или субсидий на приобретение или строительство жилья происходило на региональном уровне, из федерального бюджета выделяются субвенции регионам на основании специальных Правил, разработанных Правительством РФ.
Инвалид или семья с ребенком-инвалидом могут получить жилье или субсидию на улучшение своих жилищных условий с учетом:
- общего числа людей, проживающих в семье (если речь идет именно о семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий);
- санитарной и социальной нормы жилья именно в расчете на инвалида или ребенка-инвалида – данная норма составляет не менее 18 квадратных метров на человека.
Вне очереди могут получить жилье те, чьи жилые помещения признаны не пригодными для проживания и не подлежащие ремонту или реконструкции, а также инвалиды, страдающие тяжелыми формами определенных хронических заболеваний, указанными в Перечне Приказа Министерства здравоохранения №991н от 30 ноября 2012 года.
К таким заболеваниям относятся:
- туберкулез;
- психические расстройства;
- ВИЧ-инфекция у детей;
- состояния после трансплантации внутренних органов и др.
Если речь идет о предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий, то будет учитываться также среднее рыночное значение стоимости одного квадратного метра жилья в конкретном регионе.
Как вы считаете, нужно ли предпринимать более активные действия для улучшения жилищных условий инвалидов и семей, в которых воспитываются дети-инвалиды?
Конечно, нужно поддерживать эти категории населения. Потому что они нуждаются в помощи, так как сами вряд ли смогут купить жилье Нет, не считаю необходимым. Государство дает им достаточно поддержки Не задумывался(лась) о подобном
Есть ли разница между предоставлением жилья инвалидам разных категорий и для инвалидов детства
Разницы в порядке обеспечения жильем между инвалидами разных категорий в зависимости от той группы, которая им предоставлена, и семей с детьми-инвалидами, а также для инвалидов детства законодатель не делает. Разница есть только в части соблюдения порядка представления интересов – если инвалид не может самостоятельно представлять свои интересы, он должен доверить это своему представителю, заверив свою волю нотариально.
Если инвалидность поставлена человеку по причине наличия у него тяжелого заболевания, предусмотренного Перечнем, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения №991н от 30 ноября 2012 года, норма жилья, выделяемая инвалиду, увеличивается, но не более, чем в два раза.
Предоставление такого жилья происходит в рамках заключения с ними договора социального найма.
? Порядок получения
Вне зависимости от того, идет ли речь о предоставлении жилья на федеральном или региональном уровне, либо решается вопрос о предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий, порядок действий отличаться не будет.
Куда необходимо обращаться
Обращение должно происходить в уполномоченные государственные органы, в компетенцию которых входит решение вопроса относительно обеспечения населения жильем. Это могут быть:
- органы социальной защиты населения;
- подразделения Департаментов или Министерств (или иных аналогичных органов исполнительной власти субъектов РФ), отвечающих за распределение муниципального или государственного имущества.
В том случае, если инвалид официально работает на каком-либо предприятии, обладающем собственным жилым фондом, то обращаться следует именно туда, в такое предприятие.
Пакет документов
В перечень подаваемых документов входят:
-
(а если представляют интересы инвалида доверенные лица, то паспорта таких лиц и доверенности на осуществление ими своих полномочий);
- справка от врача о присвоении группы инвалидности;
- дополнительно информация о присвоенной группе инвалидности дублируется с помощью копии заключения комиссии медико-социальной экспертизы;
- справка из БТИ, подтверждающая необходимость улучшения жилищных условий;
- в случае если речь идет о семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, то потребуется предоставление документов, подтверждающих совместное проживание таких людей;
- если предоставляемое жилье должно отвечать требованиям обеспечения мобильности инвалида (например, возможности установки пандуса и, соответственно, расположения на первом этаже жилого дома), то потребуется предоставить также копию индивидуальной программы реабилитации.
? Ипотека для инвалидов. Есть ли льготы
Данный кредит является целевым, и, так как заемные суммы достаточно часто бывают очень большими, банки предъявляют очень серьезные требования к потенциальным заемщикам. Одним из таких требований является обязательное наличие постоянного места работы или ведение собственного бизнеса, то есть наличие постоянного дохода, отличного от получения пенсии по инвалидности или социального пособия.
Несмотря на то что часть абзац 2 пункта Б части 10 «Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» предусматривает возможность использования заемных средств для улучшения своих жилищных условий, возможность получения займа остается под вопросом.
На сегодняшний день никаких программ льготного ипотечного кредитования для лиц с инвалидностью или для семей, воспитывающих детей-инвалидов, не предусмотрено. Более того, ипотека предоставляется только работающим инвалидам, то есть тем, кому присвоена вторая рабочая или третья группа инвалидности.
Единственная возможность получить какие-то льготы – это использовать в качестве первоначального взноса или погашения взятой ранее ипотеки средств, полученных в качестве субсидирования улучшения жилищных условий.
? Планируемые изменения в законодательстве
20 ноября 2020 года в средствах массовой информации появилась информация о том, что Президент дал Правительству ряд поручений относительно проработки более детального механизма наделения инвалидов жильем. В первую очередь, указанные поручения касаются тех лиц, которые встали на учет для улучшения жилищных условий до 1 января 2005 года – то есть подпадают в соответствии со статьей 17 указанного выше федерального нормативного акта под программы улучшения условий проживания, действующих на региональном уровне.
Все механизмы должны были быть проработаны до 25 декабря 2020 года, однако, официального опубликования изменений, вносимых в национальный проект «Жилье и городская среда», по состоянию на февраль 2021 года не было.
✨ Итоги
Предоставление жилья для инвалидов регулируется и на региональном, и на федеральном уровнях. Особые условия в части увеличения предоставляемой площади действуют только относительно лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, внесенными в специальный Перечень, утвержденный Министерством здравоохранения. Если выделенных средств инвалиду не хватает, то он имеет право воспользоваться ипотекой, но для этого ему придется подтвердить наличие у него постоянного дохода, позволяющего гасить ипотечный заем.
Права и льготы для детей с ограниченными возможностями в России
В случае серьезных заболеваний ребенку присваивают категорию «инвалид». В современном обществе это означает, что ребенок имеет дополнительные права и льготы, которые облегчат жизнь ему и его близким.
Основные льготы и помощь детям-инвалидам
За детьми-инвалидами требуется больший уход, поэтому их родители или опекуны зачастую не могут посвящать достаточно времени работе. Для помощи таким семьям государство предоставляет денежные выплаты и ряд льгот.
Детям-инвалидам положена ежемесячная пенсия. Один из неработающих родителей имеет право на единую денежную выплату в течение того периода, когда он вынужден ухаживать за ребенком-инвалидом. Размер пенсии зависит от территории проживания и индексируется каждый год.
Кроме того, для этой категории граждан положены следующие льготы:
- на жилье;
- на транспорт;
- на медицинское обслуживание;
- на образование;
- на налоги.
Каким детям могут присвоить статус «ребенок-инвалид»?
Инвалидность присваивается детям по заключению медицинской экспертизы, если врачи обнаруживают стойкие нарушения здоровья, дефекты или травмы, вызывающие сложности в социализации и утрату способности к самообслуживанию. Если есть шанс на реабилитацию, статус присваивается временно, на 1-2 года или 5 лет. В более тяжелых случаях статус будет иметь силу до 18 лет.
Если у ребенка есть неизлечимое заболевание, но оно не мешает ему жить, общаться с людьми и самому себя обслуживать, в инвалидности может быть отказано.
Став совершеннолетними, все граждане с инвалидностью должны пройти медкомиссию еще раз, чтобы определить 1-3 группу инвалидности либо отменить статус в случае выздоровления.
Права
Российский закон охватывает права детей с ограниченными возможностями в самых различных сферах жизни. Например, дети-инвалиды имеют право бесплатно пользоваться городским транспортом, а также покупать за полцены билеты на междугородний транспорт, если дата поездки выпадает на период с октября по май.
Семьи с детьми-инвалидами имеют льготы по уплате налогов. Один из родителей по их выбору имеет право на налоговый возврат, а сам ребенок, если он является собственником жилья, освобождается от налога на имущество.
На некоторых аспектах остановимся более подробно.
Право на образование. А именно бесплатное обучение в дошкольных учреждениях, школе, училище и вузе. Дети с ограниченными возможностями принимаются в детские сады вне очереди.
На бюджетные места в средне-профессиональное и высшее учебные заведения они могут поступить, если сдадут вступительные экзамены. Существуют также специализированные учебные заведения, которые принимают учащихся с определенными видами нарушений здоровья и проводят их реабилитацию по особым программам. Такая возможность обучения предоставляется детям с нарушениями умственного развития, опорно-двигательного аппарата, органов чувств и т. д.
Право на жилье. Если больному ребенку требуется жилплощадь, она будет предоставлена вне очереди при распределении жилья нуждающимся. Детали этого процесса различаются в зависимости от региона, поэтому нужно выяснять по месту жительства, на что можно претендовать в каждом конкретном случае.
Ст. 39 Жилищного кодекса РФ содержит перечень тяжелых заболеваний, дающих право на отдельную комнату или дополнительные 10 кв. метров жилплощади. И наконец, есть постановление Правительства, предусматривающее скидку 50% на оплату аренды жилья, коммунальных услуг и телефона.
Право на медицинское обслуживание. Дети-инвалиды имеют право на бесплатные лекарства, медицинские принадлежности, кресла-коляски, протезы и т. п. Отпускаются эти средства при наличии рецепта от врача. Также бесплатно предоставляется программа реабилитации, в том числе лечение в санатории с оплатой проезда туда и обратно как ребенку, так и сопровождающему лицу.
Право на выбор школы. Для детей с ограниченными возможностями формируются коррекционные классы и создаются специализированные учебные заведения, где работают педагоги с соответствующей профессиональной подготовкой. В таких школах есть особое оснащение и учебные материалы, например, подходящая мебель или книги со шрифтом Брайля.
По рекомендации медкомиссии ребенок может отправиться на учебу в такую школу, хотя не всегда родители согласны с этим решением и предпочитают обычную школу или частную школу. Это не запрещается, поэтому все зависит от степени нарушения здоровья ребенка.
Если же заболевание не дает возможность посещать школу, можно пойти по одному из трех путей:
- поступить в Центр дистанционного обучения;
- обучаться на дому;
- выбрать семейное образование (сняв со школы ответственность за качество образования).
Право инвалида на получение земельного участка
По российскому закону (ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995), люди с ограниченными возможностями и представители детей-инвалидов (родители или опекуны) имеют право на льготное получение земельного участка.
Для получения земли не нужно участвовать в аукционе: участок можно получить автоматически, если не будет других претендентов из числа нетрудоспособных граждан. Однако существуют некоторые ограничения.
Во-первых, земельный участок должен находиться в муниципальной собственности, и именно местные власти решают, будет ли он предоставлен бесплатно или по сниженной цене. Во-вторых, необходимо обосновать потребность в участке и указать, что именно на нем будет построено. И наконец, в течение трех лет после приобретения участка на нем должно действительно начаться возведение сооружения или хозяйства, о котором было заявлено.
Это может быть жилой дом, гараж, дача, огород или сад.
Как получить земельный участок
В первую очередь, нужно подготовить документы, подтверждающие инвалидность. Затем необходимо обратиться в местную администрацию и написать заявление, в котором будет обоснована необходимость в земельном участке и указано, что там будет построено.
К этому заявлению прикладывается пакет документов, куда входят:
- паспорт заявителя;
- справка о составе семьи и копии паспортов и свидетельств о рождении детей;
- ИНН;
- справка об инвалидности;
- справка о доходах семьи и документы, подтверждающие тяжелое финансовое положение.
Ответ от уполномоченных органов поступает приблизительно в течение 30 дней. Если он положительный, можно приступать к регистрации участка в Росреестре.
Воспользоваться правом на получение земельного участка можно только один раз в жизни. Если строительство так и не началось, участок будет изъят.
Повторно обратиться с заявлением можно, только если участок стал непригодным для строительства в результате землетрясения или иного бедствия.
Как получить квартиру
Чтобы приобрести квартиру на льготных условиях, необходимо подтвердить, во-первых, что ребенок является инвалидом, а во-вторых, что он нуждается в улучшении жилищных условий.
Закон разделяет тех, кто встал на учет до 1 января 2005 года, и тех, кто встал на учет позже. Первая группа граждан имеет право на получение денежных средств на покупку жилплощади. Вторая группа может претендовать на предоставление жилья.
Имеет смысл попытаться встать в очередь на получение социального жилья, если:
- семья с больным ребенком не имеет собственного жилья;
- размер жилплощади ниже установленных нормативов;
- место проживания является аварийным или не соответствует санитарно-гигиеническим нормам;
- в одной квартире живут люди, не являющиеся родственниками.
Собрав пакет документов, необходимо подать его в органы местного самоуправления. Основными документами являются:
- документы, удостоверяющие личность;
- справка об инвалидности;
- справка о составе семьи;
- справка о размере доходов;
- выписка лицевого счета;
- выписка из домовой книги;
- копия кадастрового плана.
Каждый регион вправе самостоятельно определять правила выдачи квартир нуждающимся, а также кто вправе на него претендовать.
Таким образом, специальная комиссия будет решать, есть ли основания для постановки в очередь на жилье.
Итак, несмотря на то, что жизнь детей-инвалидов имеет массу сложностей, в Российской Федерации есть законы, дающие им шанс на реабилитацию и улучшение качества жизни.
Порядок обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, принятым на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании по месту жительства до 1 января 2005 года, предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
На территории Краснодарского края меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в форме единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
Размер единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность рассчитывается как произведение количества лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, норматива общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Краснодарскому краю на соответствующий квартал года, установленной Министерством строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Норматив общей площади жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» составляет 18 м2.
Для рассмотрения вопроса о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в муниципальном образовании по месту жительства предоставляются заявление и документы:
1) удостоверяющие личность;
2) установленного образца, подтверждающие отнесение гражданина к категории инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на протяжении всего периода нахождения на учете;
3) уведомление гражданина о наличии (отсутствии) у него предусмотренных законодательством оснований признания нуждающимся в жилом помещении по форме, утвержденной приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 18 ноября 2015 года № 203.
3) подтверждающие полномочия представителя (законного представителя) при подаче документов представителем (законным представителем).
Представитель (законный представитель) ребенка-инвалида дополнительно предоставляет документы, удостоверяющие личность, на всех членов семьи, а также документы, подтверждающие наличие статуса члена семьи ребенка-инвалида.
Решение о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность принимается министерством труда и социального развития Краснодарского края после подтверждения гражданами льготного статуса и нуждаемости в жилье, а также при наличии средств федерального бюджета.
Проверка льготного статуса гражданина осуществляется министерством труда и социального развития Краснодарского края. Проверка правомерности нахождения гражданина на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.