Неявка на службу по контракту

Военная служба в любых структурах, обеспечивающих безопасность нашей страны Российской Федерации и защиту её интересов, в том числе, простирающихся на все возможные мировые государства, предполагает огромное количество различных обязанностей, соблюдение которых необходимо и обязательно. Конечно же, обилие подобных обязанностей и их возможные нарушения образуют множество различных преступлений, совершаемых людьми на военной службе. Одним из таких преступлений и является основной вопрос по рассматриваемой теме — это самовольное оставление части или места службы, о котором и пойдёт речь далее.

Ответственность за самовольное оставление части или места службы

Наказание за самовольное оставление части или места службы.

Ответственность за самовольное оставление части

Самовольным считается оставление части или места службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, без соответствующего разрешения командира (начальника). Под оставлением части или места службы следует понимать убытие военнослужащего за пределы территории части, в которой он проходит военную службу, или уход с места службы, не совпадающего с расположением части, где военнослужащий обязан присутствовать на основании приказа или одобрения командования.

Под территорией воинской части понимается район казарменного, лагерного или походного расположения воинской части в границах, установленных командованием. Не является самовольным оставлением части, если военнослужащий уходит из казармы, но находится в пределах территории воинской части.

Местом службы может являться объект, где осуществляются хозяйственные работы, организуются обучающие, массовые культурные и воспитательные мероприятия, происходит перемещение группы военнослужащих в автобусе, поезде и т. д. Также это может быть пункт назначения, куда военнослужащий отправился в командировку, учреждение, где солдат проходит лечение, будь то военный госпиталь или медицинская организация, принадлежащая иному ведомству.

Читайте также: Возможно ли отказаться от обследования в военкомате?

Имеются важные нюансы в квалификации оставления места службы военнослужащим. Так, воинское преступление в виде самовольного оставления поста военнослужащим, несущим караульную службу, будет считаться отдельной категорией преступлений, подпадающих под иную статью Уголовного Кодекса РФ (ст. 342).

Также в случае, если подразделения одной части расположены обособленно, оставление военнослужащим подразделения следует признавать оставлением части, а не места службы.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, считается самовольно оставившим часть или место службы в случае ухода без соответствующего разрешения со службы в течение установленного регламентом служебного времени или установленного приказом (распоряжением) командира (начальника) времени, если этот уход не вызван служебной необходимостью.

Для военнослужащих по призыву под неявкой на службу в срок без уважительных причин следует понимать неприбытие при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения на службу до истечения периода времени, установленного в соответствующих разрешительных документах (например, в увольнительной записке, отпускном билете).

Решающим фактором, который определяет степень виновности военнослужащего за самовольное оставление части или места службы, является период времени, на который распространяется продолжительность выявленного деяния. Фактическое время незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы) начинает исчисляться с момента самовольного оставления части (места службы) либо (в виде неявки) — истечения установленного срока явки на службу.

Окончанием периода такого пребывания служит момент возвращения военнослужащего в подчинение органов военного управления, совершенное как по его собственной воле, так и вопреки ей. Таким фиксирующим продолжительность деяния моментом могут служить, например, добровольная явка в часть (к месту службы) или задержание военнослужащего-нарушителя.

Оповещение военнослужащим (устное или в письменном виде, самостоятельно или через третьих лиц) о конкретной точке своего нахождения тоже можно рассматривать в качестве фактического завершения незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы). Но это касается лишь ситуации, когда сразу после этого военнослужащий получает и осуществляет другой приказ командования (прибывает на место прохождения службы, приходит в военный комиссариат, ждет встречи с представителем военной части и пр.) или если есть уважительная причина опоздания в воинскую часть.

Таким образом, исходя из установленного фактического периода времени самовольного оставления части или места службы военнослужащим определяются мера и характер его ответственности. В случае, когда этот период составляет менее двух суток, военнослужащий подлежит дисциплинарной ответственности. Правонарушение при этом квалифицируется как самовольная отлучка военнослужащего либо его неявка по неуважительным причинам.

Уголовная ответственность для военнослужащих однозначно наступает в случае самовольного оставления части (места службы) продолжительностью свыше 10 суток. За период незаконного пребывания военнослужащего вне части, составляющий свыше двух, но не более 10 суток, может наступать, в зависимости от обстоятельств и статуса военнослужащих (срочников либо контрактников) квалифицированы как дисциплинарная, так и уголовная ответственность.

Уголовное преступление

Деяние, при котором самовольное оставление части или места службы становится уголовным преступлением, определяются статьей 337 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы, несут как военнослужащие, так и лица, приравненные к ним в правовом отношении. К ним относятся:

  • солдаты и сержанты, несущие военную службу по призыву;
  • курсанты военных образовательных учреждений до заключения контракта о прохождении военной службы, то есть до окончания первого курса обучения;
  • курсанты военных образовательных учреждений, отказавшиеся заключить контракт, если они в установленном законом порядке направлены или подлежали направлению для прохождения военной службы по призыву;
  • военнослужащие до 27 лет, проходящие военную службу по контракту, не прошедшие военную службу по призыву и уволенные с военной службы до истечения срока контракта, если они к моменту увольнения не выслужили установленный срок военной службы по призыву и не имеют права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

Часть 1 ст. 337 УК РФ устанавливает, что самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или медицинской организации продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

Те же деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, наказываются в соответствии с частью 2 ст. 337 УК РФ более строго. Мерой наказания является лишение свободы на срок до двух лет.

Согласно части 3 ст. 337 УК РФ, ответственности подлежат военнослужащие, проходящие военную службу как по призыву, так и по контракту. Для квалификации по основаниям именно этого пункта продолжительность самовольного оставления части или места службы либо неявки в срок без уважительных причин на службу должна составлять свыше десяти суток, но не более одного месяца.

Наказание может составлять ограничение по военной службе на срок до двух лет (кадровым военным), содержание в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет (срочникам), либо лишением свободы на срок до трех лет.

Часть 4. ст. 337 УК РФ устанавливает наказание за деяния, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, продолжительность которых составляет свыше одного месяца. За это предусматривается лишение свободы на срок до пяти лет.

Читайте также: Как организована профессиональная переподготовка военнослужащих перед увольнением в запас

В случае, если военнослужащий совершил деяния, предусмотренные статьей 337 УК РФ, впервые, и это явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств, он может быть освобожден от уголовной ответственности. Тяжелыми обстоятельствами могут быть признаны такие жизненные ситуации, которые сами по себе не препятствуют прохождению военной службы, но значительно затрудняют ее несение и предполагают незамедлительное нахождение лица по месту жительства родственников, знакомых. К примеру, это тяжелое состояние здоровья либо смерть близкого человека, пожар или другое стихийное бедствие, постигшее семью.

К обстоятельствам, влияющим на смягчение наказания, также относят конфликтные ситуации служебного характера. Ими могут быть неуставные действия со стороны сослуживцев, бытовая неустроенность, материальные трудности, иные неблагоприятные жизненные ситуации, которые хотя и не лишают возможности, но существенно затрудняют пребывание военнослужащего на службе, нарушают его правовой статус, жизненные интересы, честь и достоинство. Вопрос о наличии таких обстоятельств должен решаться индивидуально, с учетом конкретных обстоятельств дела.

Есть ли административная ответственность

В случаях, когда по характеру и недостаточной продолжительности самовольное оставление части или места службы не содержит условий, указанных в статье 337 УК РФ, это деяние остается в разряде правонарушений. Оно уже не подлежит уголовной ответственности, а наказывается в административном порядке. Так, если военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, отсутствовал менее десяти суток, он несет не уголовную, а дисциплинарную ответственность.

Следует учитывать, что Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ, а также Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил РФ относят к категории грубых дисциплинарных проступков:

  • самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (за исключением офицеров);
  • неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или лечебного учреждения;
  • отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или офицера, проходящего военную службу по призыву, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени.

Мерой наказания за такие проступки может служить дисциплинарный арест. Он назначается на срок максимум до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. В последнем случае продолжительность ареста назначается путем поглощения менее строгого дисциплинарного взыскания более строгим либо путем частичного или полного сложения сроков ареста.

Дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола. Кроме того, такая мера наказания исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

Время отбывания дисциплинарного ареста в срок военной службы не засчитывается.

Наибольшее распространение среди подобных незаконных действий в армии имеет «самоволка», когда военнослужащие без разрешения на то покидают пределы части, нарушая при этом предписанный распорядок и уставные правила. Применительно к Вооруженным Силам России такой род ответственности принято называть «дисциплинарной». В то же время в армиях ряда стран (Украины, Казахстана и других) такой тип ответственности именуется «административной».

Административная ответственность за самовольное оставление воинской части или места службы может возлагаться для категорий лиц, к которой относится гражданский персонал Министерства обороны — различные работники воинских частей, структур Службы тыла Вооруженных Сил РФ, не являющиеся военнослужащими. В случае установления их причастности к совершению противоправных деяний военнослужащих, связанных с незаконным нахождением вне части или места службы, в работу включается гражданский суд по всем правилам, как для обычных граждан страны.

Может ли контрактник уволиться досрочно?

Согласно ст. 51 ФЗ РФ № 53 досрочно уволиться с военной службы возможно:

  • по собственному желанию;
  • по инициативе командира;
  • по причине возникших обстоятельств, которые не зависят от воли служащего и его командования.

ФЗ РФ № 53 устанавливает способы увольнения со службы:

  • в запас до достижения предельного возраста;
  • в отставку при признании негодным к несению службы или достижении предельного возраста.

Также возможно прекращение службы в армии в связи с осуждением по уголовной статье. Данные об этом заносятся в военный билет и личное дело.

Узнать больше о том, какие есть основания для выхода в отставку, можно здесь.

Военнослужащие, поступившие на службу по контракту вместо срочной, после досрочного увольнения могут быть направлены на службу по призыву.

Еще по теме:  Ребенка избили в школе заявление образец

Читайте также: Военные сборы 2021: кого и на сколько призовут, что ждет уклонистов, разъяснение военного эксперта

Предотвращение самовольного оставления части

Случаи самовольного оставления части солдатами-срочниками зачастую вызывают огромный общественный резонанс. Тем более, когда они сопровождаются отягчающими обстоятельствами — хищением, применением боевого оружия военнослужащим против своих сослуживцев, командиров, посторонних гражданских лиц, оказанием вооруженного сопротивления при задержании.

Информация о подобных происшествиях широко публикуется в СМИ, многие из которых делают основной упор на негативные явления в ходе прохождения военной службы и стремятся использовать эти факты для возбуждения антиармейских настроений в обществе. Следует отметить, что в 1970-1990-е годы целый ряд негативных явлений, таких, как издевательства и денежные поборы со стороны старослужащих и офицеров, были достаточно распространенными в советской, а затем российской армии.

К настоящему времени подобные факты стали редкостью. После сокращения продолжительности срочной службы до 1 года, осуществленной с 2008 года, фиксируется стабильное снижение числа воинских преступлений. Этому способствует и ряд других факторов, связанных с совершенствованием российских Вооруженных сил в 2010-е годы, в том числе:

  1. Резкое увеличение доли солдат-контрактников на военной службе, что позволило более тщательно подходить к отбору призывного контингента.
  2. Улучшение продовольственного и социально-бытового обеспечения солдат срочной службы.
  3. Введение процедуры профессионально-психологического отбора при поступлении в Вооруженные силы, которая стала обязательной для всех призывников.
  4. Появление законодательно регламентированных возможностей для солдат-срочников обращаться за помощью в конфликтных ситуациях в военную прокуратуру, а также к родителям, в комитет солдатских матерей.

В текущей практике армейской службы предупредительная работа среди военнослужащих по профилактике самовольного оставления части занимает заметное место. В перечне мероприятий, проводимых с этой целью должностными лицами воинских частей, значатся:

  • составление рапортов начальников команд по сопровождению нового пополнения со сборных пунктов субъектов Российской Федерации к местам прохождения военной службы, об их отношении к военной службе;
  • индивидуальные обследования нового пополнения психологом по прибытию в воинскую часть;
  • индивидуальная работа командиров подразделений с военнослужащими, ведение в учетной документации отдельного раздела — со склонными к правонарушениям и нежелающими служить в рядах Вооруженных Сил РФ;
  • ежемесячные заседания комиссий по проверке морально-деловых и психологических качеств военнослужащих, допускаемых к несению службы с оружием;
  • ежедневное медицинское и психологическое сопровождение военнослужащих, заступающих в состав суточного наряда, особенно тех, кто несет службу с оружием.

Анализ переписки и получения корреспонденции военнослужащими, в котором должно отражаться выявление потенциальных проблем в жизни их близких, способных спровоцировать солдат к самовольному оставлению части, включен в число обязанностей заместителя командира по работе с личным составом. Также в его компетенцию входит доведение до военнослужащих статей УК Российской Федерации за преступления против военной службы и об ответственности за самовольное оставление воинской части. Ознакомление с этой информацией должно подтверждаться подписями военнослужащих в соответствующих ведомостях.

Эффективность подобных мероприятий сложно оценить объективными статистическими показателями, поскольку в последние годы эта информация перестала публиковаться в открытых источниках. Тем не менее, косвенными свидетельствами улучшения ситуации могут служить снижение частоты сообщений в СМИ о случаях самовольного оставления части и периодические отчетно-официозные публикации органов военной прокуратуры и других надзорных ведомств.

Так, весной 2021 года Следственный комитет Российской Федерации сообщил, не вдаваясь в особые подробности, что количество зафиксированных им случаев самовольного оставления части или места службы сократилось в 1,7 раза. Также военные следователи отметили, что снизилось число случаев рукоприкладства по отношению к подчиненным (на 18%) и в целом немного сократилось число военнослужащих, пострадавших от нарушений устава.

Какие выплаты положены?

  1. Единовременное пособие. Выплачивается за полные годы военной службы без округления:
  2. менее 20 лет – два оклада;

более 20 лет – семь окладов.

Размер суммы одного оклада складывается из ежемесячных выплат за занимаемую должность и воинское звание. Регламентируются ФЗ РФ № 306-ФЗ и Приказом МО РФ № 2700.

Если гражданин уволен по негативным основаниям: несоблюдение условий контракта, утрата доверия, совершение преступления или по другим причинам, за что могут уволить — он теряет право на единовременную выплату в несколько окладов, материальную помощь и премию за добросовестную службу.

Полный перечень таких оснований приведен в п. 4 ст. 3 ФЗ РФ № 306-ФЗ.

Уголовная ответственность за самовольное оставление части по УК РФ статья 337

Для обеспечения боеготовности и боеспособности Вооруженных сил РФ каждый военнослужащий должен находиться на своем месте и выполнять поставленные высшим руководством задачи. Отсутствие на боевом посту даже одного солдата или офицера способно привести к плачевным последствиям. В связи с этим предусмотрена уголовная ответственность за самовольное оставление части или места службы.

Возможные виды ответственности за совершение подобного противоправного деяния содержит в себе ст 337 УК РФ.

О чем гласит ст. 337?

самовольное оставление части

Статья 337 УК РФ состоит из 4-х частей и 1 примечания:

  • в I перечислены виды наказания за оставление части и неявку в установленный срок на службу от 2 до 10 суток;
  • во II приведена ответственность за деяния, указанные в первой части, при условии того, что военнослужащий отбывает наказание в дисбате;
  • в III перечислены возможные виды ответственности для военнослужащих, которые самовольно покинули место службы или не явились туда в срок от 10 дней до 1 месяца;
  • в IV указана ответственность за отсутствие на службе свыше 1 месяца.

Если военнослужащий впервые совершил самовольное оставление части, то статьей 337 предусмотрена возможность освобождения его от ответственности. Это допускается, если причиной самовольного отлучения стала уважительная причина.

Основные положения ст. 337

Согласно 1 ч. ст. 337, за оставление части или неявку в срок на место службы свыше 2 суток, но не более 10 дней военнослужащий может быть наказан следующим образом:

  • арестован на 6 месяцев;
  • отправлен в дисциплинарную воинскую часть на 1 год.

По ч. 2, если военнослужащий самовольно покинул дисциплинарную воинскую часть, или не явился в нее в положенное время, то в качестве наказания может выступать тюремное заключение, сроком до 2 лет.

Согласно ч 3 ст 337 УК РФ, оставление части или неявка на место службы в течение 10 суток – 1 месяца, карается следующим образом:

  • ограничение по службе – 2 года;
  • содержание в дисбате – 2 года;
  • лишение свободы – 3 года.

В 4 части статьи 337 сказано, что неявка на место службы сроком свыше 1 месяца, карается лишением свободы на период до 5 лет.

Если указанные деяния совершил солдат или сержант-срочник, то отбывание наказания в дисбате не освобождает его от дальнейшего прохождения службы.

Особенности состава преступления

Законодатель оставил примечание к ст. 337: перечисленные в норме деяния являются результатом стечения непредвиденных обстоятельств, то виновный может быть освобожден от ответственности. Тяжелые обстоятельства – это индивидуализированный критерий.

Его нужно рассматривать в частном порядке.

Рекомендуем к прочтению:

состав преступления

В соответствии с судебной практикой, тяжелыми могут быть признаны следующие жизненные обстоятельства:

  • тяжелые заболевания родственников или лиц, находящихся на попечении у военнослужащего, а также их смерть;
  • ЧС, жертвами которой стали родственники военнослужащего;
  • оказание помощи матери одиночке, которая имеет на попечении малолетних детей.

Перечень не является исчерпывающим. К нему могут быть отнесены любые ситуации, оправдывающие несвоевременную явку военнослужащего к месту прохождения службы.

Комментарии к ст. 337

Чтобы правильно понять суть статьи 337, нужно изучить не только ее положения, но и комментарии, оставленные ПП ВС РФ и теоретиками права.

Основные из них таковы:

  1. Чтобы правильно квалифицировать преступные деяния, перечисленные в ст. 337, нужно учитывать ПП ВС РФ от 03.04.2008 г.
  2. Под самовольным оставлением места несения службы нужно понимать отбытие военнослужащего без наличия на это дозволения от вышестоящего руководства, либо иных законных оснований. Если военнослужащий самовольно покинул место службы и не вернулся назад в течение более 2-х суток, но менее 10 дней, то его действия квалифицируются по 1 ч. ст. 337.
  3. Частью 1 ст. 337 предусмотрено наказание не только за самовольное оставление места службы, но и не явку в часть в обозначенное время. Подобное актуально для неявки в указанное время из увольнения, после отпуска, при переводе и пр.
  4. Преступное действие считается совершенным после того как истекли двое суток с момента самовольного покидания места службы или неявки в воинскую часть в назначенное время. Сроки регламентированы ст. 337.
  5. Субъективная сторона противоправного действия всегда характеризуется прямым умыслом. Если выявлены обстоятельства, указывающие на то, что прямой умысел отсутствует, то военнослужащий освобождается от ответственности.
  6. Субъектом противоправного действия может являться исключительно военнослужащий, проходящий службу по призыву. Таким образом субъект – специальный.
  7. Квалифицированный состав противоправного деяния предусмотрен 2 частью статьи. В ней описан тот же состав преступления, но его субъектом является лицо, отбывающее дисциплинарное наказание в соответствующей воинской части.
  8. При изучении статьи 337 особое внимание следует уделять ее 3 ч. В ней перечислены виды ответственности за неявку по месту службы в срок от 10 до 30 суток, но не это является главным. Основной момент заключается в том, что субъектом такого состава преступления моет выступать не только солдат-срочник, но и контрактник. Таким образом, для контрактника ответственность наступает лишь в случае того, что он не явился на место службы в течение 10 суток.
  9. Ч. 4 ст. 337 установлена более суровая ответственность за деяния, указанные в ч. 3, при условии неявки по месту службы дольше 1 месяца.

Объект преступления – порядок прохождения службы. Исходя из этого не совсем понятно, почему наказания за столь существенные преступления, не сильно суровые, ведь даже отсутствие 1 военнослужащего на своем месте способно значительно сказаться на боевой готовности. Дело в том, что положения ст.

337 разработаны с точки зрения мирного, а не военного времени.

Что показывает судебная практика по ст. 337?

Преступления против военной службы нельзя назвать распространенными в Российской Федерации. Всего за 2017 год было рассмотрено 1 736 подобных уголовных дел. Из общего числа лишь немногие касались оставления места службы и несвоевременной явки в часть.

судебная практика

Рекомендуем к прочтению:

Тем не менее привести примеры подобного можно:

  • Военнослужащему срочной службы рядовому С. было предоставлено увольнение сроком на 24 часа. По истечении этого времени он не явился в часть. Не вернулся он и в течение следующих 48 часов. Спустя 4 дня с момента окончания действия увольнительной С. был задержан патрулем и доставлен по месту службы. В действиях рядового был выявлен состав, предусмотренный ст. 337 ч. 1. Он был осужден на отбывание наказания в дисбате сроком на 4 месяца.
  • Гражданин Н., проходящий службу в рядах ВС РФ по контракту не вернулся из очередного отпуска. По истечении 10 дней с момента неявки он был объявлен в розыск и был задержан полицией. Следствие усмотрело в действиях Н. состав преступления, предусмотренный ст. 337 ч. 3. Суд согласился с доводами следствия и назначил наказание в виде прохождения службы в дисбате сроком 1 год.
  • Рядовой Р. не вернулся в часть в положенное время после отпуска. Спустя 48 часов он был объявлен в розыск. Р. удалось избежать наказания. Как выяснилось, он намеревался своевременно прибыть в часть, но непредвиденные обстоятельства помешали этому. Причина неявки заключалась в госпитализации Р. в результате получения им ножевого ранения. Он не смог своевременно оповестить командование, так как находился в бессознательном состоянии. Уголовное дело было закрыто по причине отсутствия состава преступления.

Возможность привлечения военнослужащих к ответственности во многом зависит от командования части. Зачастую нерадивых солдат наказывают дисциплинарно, согласно положениям Устава, например, внеочередными нарядами. Разумеется, это актуально, если военнослужащий не явился в течение нескольких дней, а не месяцев.

От чего зависит суровость наказания?

Каждая часть ст. 337 содержит в себе перечень возможных наказаний. При этом указаны максимально возможные карательные меры. Например, максимальное наказание за противоправное деяние, предусмотренное ч. 3 – лишение свободы сроком на 3 года. Максимально возможное наказание назначается редко.

Суд предпочитает ограничиваться менее суровой карой. От чего же зависит размер наказания, которое выберет суд?

В данной ситуации первоочередное значение имеет размер причиненного поступком вреда. Чем он выше, тем серьезней будет наказание. Разумно полагать, что солдат, который не вовремя вернулся из увольнения, причинит гораздо меньше вреда, чем военнослужащий, покинувший часть непосредственно перед караулом.

Смягчающие и отягчающие вину обстоятельства

При изучении воинских преступлений учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства. При этом при рассмотрении уголовных дел, предусмотренных ст. 337, согласно примечанию к уголовной норме, часть смягчающих обстоятельств может являться поводом для освобождения от ответственности.

К числу смягчающих обстоятельств, применимых к ст. 337, следует отнести:

  • совершение преступления в первый раз;
  • наличие маленьких детей;
  • явка с повинной;
  • совершение преступления в результате морального, физического истязания.

К числу отягчающих обстоятельств следует отнести:

  • повторное совершение преступления;
  • совершение преступного деяния в составе группы;
  • совершение преступления в условиях ЧС.

Перечни смягчающих и отягчающих обстоятельств не исчерпывающие. Все обстоятельства подобного рода рассматриваются судом в индивидуальном порядке.

Уголовная ответственность за самовольное оставление части по УК РФ статья 337

Для обеспечения боеготовности и боеспособности Вооруженных сил РФ каждый военнослужащий должен находиться на своем месте и выполнять поставленные высшим руководством задачи. Отсутствие на боевом посту даже одного солдата или офицера способно привести к плачевным последствиям. В связи с этим предусмотрена уголовная ответственность за самовольное оставление части или места службы.

Возможные виды ответственности за совершение подобного противоправного деяния содержит в себе ст 337 УК РФ.

О чем гласит ст. 337?

самовольное оставление части

Статья 337 УК РФ состоит из 4-х частей и 1 примечания:

  • в I перечислены виды наказания за оставление части и неявку в установленный срок на службу от 2 до 10 суток,
  • во II приведена ответственность за деяния, указанные в первой части, при условии того, что военнослужащий отбывает наказание в дисбате,
  • в III перечислены возможные виды ответственности для военнослужащих, которые самовольно покинули место службы или не явились туда в срок от 10 дней до 1 месяца,
  • в IV указана ответственность за отсутствие на службе свыше 1 месяца.

Если военнослужащий впервые совершил самовольное оставление части, то статьей 337 предусмотрена возможность освобождения его от ответственности. Это допускается, если причиной самовольного отлучения стала уважительная причина.

Основные положения ст. 337

Согласно 1 ч. ст. 337, за оставление части или неявку в срок на место службы свыше 2 суток, но не более 10 дней военнослужащий может быть наказан следующим образом:

  • арестован на 6 месяцев,
  • отправлен в дисциплинарную воинскую часть на 1 год.

По ч. 2, если военнослужащий самовольно покинул дисциплинарную воинскую часть, или не явился в нее в положенное время, то в качестве наказания может выступать тюремное заключение, сроком до 2 лет.

Согласно ч 3 ст 337 УК РФ, оставление части или неявка на место службы в течение 10 суток – 1 месяца, карается следующим образом:

  • ограничение по службе – 2 года,
  • содержание в дисбате – 2 года,
  • лишение свободы – 3 года.

В 4 части статьи 337 сказано, что неявка на место службы сроком свыше 1 месяца, карается лишением свободы на период до 5 лет.

Если указанные деяния совершил солдат или сержант-срочник, то отбывание наказания в дисбате не освобождает его от дальнейшего прохождения службы.

Особенности состава преступления

Законодатель оставил примечание к ст. 337: перечисленные в норме деяния являются результатом стечения непредвиденных обстоятельств, то виновный может быть освобожден от ответственности. Тяжелые обстоятельства – это индивидуализированный критерий.

Его нужно рассматривать в частном порядке.

Прочтите также: Уголовная ответственность за общественно опасное действие или бездействие

состав преступления

В соответствии с судебной практикой, тяжелыми могут быть признаны следующие жизненные обстоятельства:

  • тяжелые заболевания родственников или лиц, находящихся на попечении у военнослужащего, а также их смерть,
  • ЧС, жертвами которой стали родственники военнослужащего,
  • оказание помощи матери одиночке, которая имеет на попечении малолетних детей.

Перечень не является исчерпывающим. К нему могут быть отнесены любые ситуации, оправдывающие несвоевременную явку военнослужащего к месту прохождения службы.

Комментарии к ст. 337

Чтобы правильно понять суть статьи 337, нужно изучить не только ее положения, но и комментарии, оставленные ПП ВС РФ и теоретиками права.

Основные из них таковы:

  1. Чтобы правильно квалифицировать преступные деяния, перечисленные в ст. 337, нужно учитывать ПП ВС РФ от 03.04.2008 г.
  2. Под самовольным оставлением места несения службы нужно понимать отбытие военнослужащего без наличия на это дозволения от вышестоящего руководства, либо иных законных оснований. Если военнослужащий самовольно покинул место службы и не вернулся назад в течение более 2-х суток, но менее 10 дней, то его действия квалифицируются по 1 ч. ст. 337.
  3. Частью 1 ст. 337 предусмотрено наказание не только за самовольное оставление места службы, но и не явку в часть в обозначенное время. Подобное актуально для неявки в указанное время из увольнения, после отпуска, при переводе и пр.
  4. Преступное действие считается совершенным после того как истекли двое суток с момента самовольного покидания места службы или неявки в воинскую часть в назначенное время. Сроки регламентированы ст. 337.
  5. Субъективная сторона противоправного действия всегда характеризуется прямым умыслом. Если выявлены обстоятельства, указывающие на то, что прямой умысел отсутствует, то военнослужащий освобождается от ответственности.
  6. Субъектом противоправного действия может являться исключительно военнослужащий, проходящий службу по призыву. Таким образом субъект – специальный.
  7. Квалифицированный состав противоправного деяния предусмотрен 2 частью статьи. В ней описан тот же состав преступления, но его субъектом является лицо, отбывающее дисциплинарное наказание в соответствующей воинской части.
  8. При изучении статьи 337 особое внимание следует уделять ее 3 ч. В ней перечислены виды ответственности за неявку по месту службы в срок от 10 до 30 суток, но не это является главным. Основной момент заключается в том, что субъектом такого состава преступления моет выступать не только солдат-срочник, но и контрактник. Таким образом, для контрактника ответственность наступает лишь в случае того, что он не явился на место службы в течение 10 суток.
  9. Ч. 4 ст. 337 установлена более суровая ответственность за деяния, указанные в ч. 3, при условии неявки по месту службы дольше 1 месяца.

Прочтите также: Сроки предварительного следствия порядок их продления

Объект преступления – порядок прохождения службы. Исходя из этого не совсем понятно, почему наказания за столь существенные преступления, не сильно суровые, ведь даже отсутствие 1 военнослужащего на своем месте способно значительно сказаться на боевой готовности. Дело в том, что положения ст.

337 разработаны с точки зрения мирного, а не военного времени.

Что показывает судебная практика по ст. 337?

Преступления против военной службы нельзя назвать распространенными в Российской Федерации. Всего за 2017 год было рассмотрено 1 736 подобных уголовных дел. Из общего числа лишь немногие касались оставления места службы и несвоевременной явки в часть.

судебная практика

Тем не менее привести примеры подобного можно:

  • Военнослужащему срочной службы рядовому С. было предоставлено увольнение сроком на 24 часа. По истечении этого времени он не явился в часть. Не вернулся он и в течение следующих 48 часов. Спустя 4 дня с момента окончания действия увольнительной С. был задержан патрулем и доставлен по месту службы. В действиях рядового был выявлен состав, предусмотренный ст. 337 ч. 1. Он был осужден на отбывание наказания в дисбате сроком на 4 месяца.
  • Гражданин Н., проходящий службу в рядах ВС РФ по контракту не вернулся из очередного отпуска. По истечении 10 дней с момента неявки он был объявлен в розыск и был задержан полицией. Следствие усмотрело в действиях Н. состав преступления, предусмотренный ст. 337 ч. 3. Суд согласился с доводами следствия и назначил наказание в виде прохождения службы в дисбате сроком 1 год.
  • Рядовой Р. не вернулся в часть в положенное время после отпуска. Спустя 48 часов он был объявлен в розыск. Р. удалось избежать наказания. Как выяснилось, он намеревался своевременно прибыть в часть, но непредвиденные обстоятельства помешали этому. Причина неявки заключалась в госпитализации Р. в результате получения им ножевого ранения. Он не смог своевременно оповестить командование, так как находился в бессознательном состоянии. Уголовное дело было закрыто по причине отсутствия состава преступления.

Возможность привлечения военнослужащих к ответственности во многом зависит от командования части. Зачастую нерадивых солдат наказывают дисциплинарно, согласно положениям Устава, например, внеочередными нарядами. Разумеется, это актуально, если военнослужащий не явился в течение нескольких дней, а не месяцев.

От чего зависит суровость наказания?

Каждая часть ст. 337 содержит в себе перечень возможных наказаний. При этом указаны максимально возможные карательные меры. Например, максимальное наказание за противоправное деяние, предусмотренное ч. 3 – лишение свободы сроком на 3 года. Максимально возможное наказание назначается редко.

Суд предпочитает ограничиваться менее суровой карой. От чего же зависит размер наказания, которое выберет суд?

Прочтите также: Какая ответственность предусмотрена для работодателей и организаций в случае невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат

В данной ситуации первоочередное значение имеет размер причиненного поступком вреда. Чем он выше, тем серьезней будет наказание. Разумно полагать, что солдат, который не вовремя вернулся из увольнения, причинит гораздо меньше вреда, чем военнослужащий, покинувший часть непосредственно перед караулом.

Смягчающие и отягчающие вину обстоятельства

При изучении воинских преступлений учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства. При этом при рассмотрении уголовных дел, предусмотренных ст. 337, согласно примечанию к уголовной норме, часть смягчающих обстоятельств может являться поводом для освобождения от ответственности.

К числу смягчающих обстоятельств, применимых к ст. 337, следует отнести:

  • совершение преступления в первый раз,
  • наличие маленьких детей,
  • явка с повинной,
  • совершение преступления в результате морального, физического истязания.

К числу отягчающих обстоятельств следует отнести:

  • повторное совершение преступления,
  • совершение преступного деяния в составе группы,
  • совершение преступления в условиях ЧС.

Перечни смягчающих и отягчающих обстоятельств не исчерпывающие. Все обстоятельства подобного рода рассматриваются судом в индивидуальном порядке.

Распишитесь и получите. Кого судят и как наказывают за уклонение от службы в армии

Уклонение от призыва в армию

Каждый год в России выносится несколько сотен приговоров по статье об уклонении от прохождения военной службы по призыву: в первом полугодии 2016 года осудили 290 человек, в 2015 году — 742 человека, в 2014 году — 782 человека. Часть 1 статьи 328 предусматривает наказание в виде лишения свободы (до двух лет) или штрафа — до 200 тысяч рублей. Часть 2 статьи 328 (в ней идет речь об уклонении от альтернативной гражданской службы) предполагает арест до полугода или штраф до 80 тысяч рублей.

Впрочем, «альтернативщиков» среди уклонистов ничтожно мало (5 человек в 2016 году, трое в 2015-м, семь человек в 2014-м). Одно из таких дел в 2016 году возбудили против жителя Костромы, направленного проходить АГС санитаром в один из районных домов престарелых, — после того, как он почти полгода прогуливал службу. Суд приговорил уклониста к 200 часам обязательных работ.

Абсолютное большинство осужденных по статье 328 — это те, кто получил повестки о явке на медосвидетельствование или на заседание призывной комиссии, но не явился в военкомат, говорит юрист и пресс-секретарь правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук.

Повестка — статья

18-летний юноша из Североморска Мурманской области сходил на медицинское освидетельствование, расписался в получении повестки о явке на заседание призывной комиссии, но передумал и скрылся. 20-летний житель Вилючинска получил повестку, но не пришел в военкомат. 23-летний призывник из города Кириши Ленинградской области проигнорировал несколько повесток во время призывных кампаний 2015 и 2016 годов.

Заметно, что число осужденных в последние годы снижается: для сравнения, в 2010 и 2011 годах суды приговорили 1062 и 1213 человек соответственно. Основной вид наказания — штраф. К реальному лишению свободы за уклонение от службы в армии в последний раз приговаривали в 2013 году (одного человека на срок менее года).

Осужденный в феврале 2017 года житель города Белово Кемеровской области в суде объяснил, что из военкомата повестки получал, но просто не хотел служить, а теперь передумал. В итоге его признали виновным по части 1 статьи 328 и приговорили к выплате 10 тысяч рублей штрафа, а после погашения судимости отправят в армию.

Та же участь ждет и 23-летнего Вадима Славина из Омска, дело на которого возбудили после отчисления из вуза и безуспешных попыток военкомата призвать бывшего студента в армию. Суд признал Славина виновным и приговорил к выплате штрафа — 20 тысяч рублей.

«К сожалению, невозможно привести исчерпывающий список возможных вариантов, когда могут возбудить уголовное дело об уклонении. Более того, одно и то же действие может быть расценено как административное правонарушение и как уголовное преступление — речь, в частности, идет о неявке на медосвидетельствование. Но исходя из практики могу сказать: мне известно о возбуждении уголовных дел только в тех случаях, когда человек получил повестку и не явился.

Периодически появляются какие-то сообщения, что если вы не приходите в военкомат за повесткой сами, то вы уклонист и подлежите ответственности, — но это не так, это просто миф», — объясняет Передрук.

Если призывник не явился по повестке впервые, и в его действиях не усматривается состава уголовного преступления, на него могут возбудить административное дело по одной из трех статей КоАП.

Статья 21.5 предусматривает ответственность за непредоставление призывником в военкомат актуальных сведений о своем образовании, семейном положении, месте жительства или месте работы, а также за неявку по повестке без уважительной причины.

По статье 21.6 могут привлечь к ответственности за уклонение от медицинского освидетельствования по направлению призывной комиссии.

За умышленную порчу, уничтожение или потерю военного билета или приписного свидетельства грозит административная ответственность по статье 21.7.

Санкция по каждой из трех статей — предупреждение или административный штраф на сумму от 100 до 500 рублей.

Хотя воинская обязанность и является всеобщей для россиян мужского пола от 18 до 27 лет, не имеющих отсрочек, ответственность за организацию призыва лежит на военкоматах. Регламентирует ее документ под названием «Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации». Согласно его тексту, «вручение повесток призывникам производится под расписку». Расписаться в получении повестки за призывника не может ни сосед, ни начальник, ни мама с папой, напоминает Передрук.

Вручить документ может либо сотрудник военкомата, либо представитель органов местного самоуправления (речь о деревнях и поселках, в которых нет военкоматов), либо руководитель (или должностное лицо) организации, где работает или учится призывник.

Еще один способ вручения повестки — отправка письмом с уведомлением о вручении. Но если призывник за письмом на почту не пришел и уведомление не подписал, уклонением это не считается.

В апреле 2008 года Верховный суд, анализируя практику по делам об уклонении от военной службы, указал, что неявка по повестке является уклонением от призыва, однако, подчеркивают судьи, необходимо сначала доказать, что она совершена именно с целью избежать службы в рядах вооруженных сил — то есть имеется умысел. Впрочем, сделать это нетрудно, считают в Верховном суде: если призывник не явился по повестке несколько раз — это и будет доказательством умысла на совершение уголовного преступления. «Об этом могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины», — говорится в документе.

Переехал — статья

В том же постановлении пленума Верховный суд уточняет, что уголовная ответственность может наступать не только при неявке по повестке, но и при нарушении правил воинского учета. Например, если призывник снялся с учета в военкомате в связи с переездом в другой город или страну, а на самом деле никуда не уехал. Или наоборот — уехал, а военкомат в известность не поставил и на новом месте на учет не встал.

«Когда человек уезжает на срок более трех месяцев, он обязан сняться с учета и встать на учет на новом месте жительства или временного пребывания. Но по факту ситуация такая, что многие люди уезжают в другие города учиться или работать, живут там в съемных квартирах и не могут получить регистрацию — не все арендодатели соглашаются арендатора зарегистрировать. А военкомат не ставит на учет без регистрации.

Но в этом случае нет умысла на уклонение и уголовного дела никакого быть не может», — говорит Передрук.

Юрист отмечает, что именно умысел на уклонение от службы должны доказывать следователи, в чьем производстве находятся дела по статье 328: «То есть если речь о снявшемся с учета и «пропавшем» для военкомата призывнике, надо найти свидетелей, которым он рассказывал, что так «косит» от армии, доказать, что он не уехал не из-за каких-то внешних обстоятельств, а изначально снялся с учета, чтобы скрыться от призыва». В случае с неявкой по повестке доказать умысел тоже надо, «но на практике редко кто этим занимается, считая свидетельством наличия умысла на уклонение сам факт неявки», добавляет Передрук.

Пацифист — статья

В практике «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» есть случаи уголовного преследования по статье 328 тех призывников, которые добивались замены военной службы альтернативной гражданской, но получили отказ.

В 2013 году пацифист из Воронежской области Евгений Плахутин пытался реализовать свое право на АГС в одном из районных военкоматов, но призывная комиссия ему отказала. Молодой человек упорствовал и судился, а военкомат носил ему повестки, по которым Плахутин не являлся, так как точка в судебном разбирательстве не была поставлена. За эти неявки на идейного призывника возбудили уголовное дело, но осенью 2014 года Плахутину и его защитникам удалось добиться оправдательного приговора.

Его предшественник из Мурманской области, призывник Никита Конев, не смог добиться оправдания в суде: его весной 2013 года признали виновным в уклонении от военной службы и приговорили к выплате 130 тысяч рублей штрафа. Конев тоже отстаивал право на замену военной службы альтернативной, но подал заявление с нарушением сроков — не за полгода до призыва, а с его началом. Пока он пытался судиться с военкоматом, уголовное дело завели на него.

Обвинительный приговор утвердила апелляционная инстанция, Конев выплатил штраф, а в октябре 2015 года все-таки добился права служить не с оружием в руках, а альтернативно, «на гражданке».

Шансы на оправдание

В феврале 2015 года следователи в Марий Эл возбудили уголовное дело в отношении тренера детской спортивной школы Самвела Асатряна. Асатряну на тот момент уже исполнилось 27 лет, но по версии следствия, уклонился от призыва он раньше — в ноябре 2014 года. В ходе разбирательства выяснилось, что педагог получил российское гражданство, когда ему было 26 лет, а в юности успел пройти службу по призыву в Нагорном Карабахе.

Впрочем, оправдательный приговор Асатряну вынесли не потому, что он уже отдал воинский долг другой стране: оказалось, что закон нарушил не он, когда не явился по повестке, а военкомат — когда ее отправил. Дело в том, что педагоги не подлежат призыву осенью — только весной. В сентябре 2015 года Самвела Асатряна оправдали, а позже даже извинились и выплатили ему компенсацию.

«Важно помнить, что при рассмотрении дел по статье 328 суд обязан установить, не было ли у призывника заболеваний, препятствующих призыву, или других оснований не служить — даже если он не получал официально отсрочки и не уведомлял военкомат. И если они были — уголовное дело прекращается за отсутствием состава преступления», — указывает Александр Передрук.

Уклонение от военной службы — длящееся преступление, и оканчивается оно при достижении призывником 27 лет. Если уголовное дело не завели раньше, и обвиняемый не скрывался, то через два года истекает срок давности, так как это преступление относится к категории нетяжких.

Справка и запрет на карьеру чиновника

Но с 2014 года у военкоматов в дополнение к угрозе уголовным преследованием появился еще один инструмент для давления на призывников — возможность выдавать справку, а не военный билет тем, кто «не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований». Решение о выдаче такой справки выносит призывная комиссия — как правило, на основании хранящихся в военкоматах «розыскных дел», в которых говорится о многочисленных, но безуспешных попытках вручить призывнику повестки, либо о его уклонении от явки по повесткам.

«Помимо такого стигматизирующего фактора получение справки накладывает ряд ограничений, связанных с поступлением на госслужбу», — отмечает юрист «Солдатских матерей Петербурга». Действительно, в 2013 году при «реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» депутаты внесли изменения в закон «О госслужбе», которые сводятся к тому, что не отслужившие в армии без уважительных причин кандидаты не могут поступить на государственные должности. А в законе «О воинской обязанности» появился пункт о выдаче справок.

Осенью 2014 года эти законодательные изменения попытались оспорить члены парламента Чечни: дело в том, что на территории республики много лет вообще не было призыва — и из законодательных нововведений следовало, что молодые жители Чечни вообще не могут поступать на госслужбу.

Конституционный суд признал саму практику ограничений и выдачу справок вместо военных билетов законными, но указал, что ограничение не должно быть бессрочным: иначе получается, что не отслужить в армии хуже, чем совершить административное правонарушение или уголовное преступление (в первом случае запрет на занятие госдолжностей не может превышать трех лет, во втором — пяти). Конституционный суд постановил, что Государственная Дума должна принять закон, ограничивающий срок запрета на госслужбу для уклонистов. С момента вынесения этого постановления прошло два года, но такой документ все еще не появился.

Автор: Александр Передрук

Оцените статью
Поселение Игмасское
Добавить комментарий