В Госдуму внесли законопроект, благодаря которому этот способ поступления перестанет быть тайной лазейкой для избранных и станет доступным для всех.
Александра Лапина
Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.
Автор инициативы — зампред нижней палаты парламента Ирина Яровая. Законопроект размещён в думской базе объектов законотворчества.
Что такое целевое обучение и о чём законопроект
Законопроект вносит поправки в ФЗ «Об образовании в РФ». Основная цель — сделать систему распределения мест в рамках целевого набора понятной, прозрачной и доступной для всех желающих, а не только для тех, кому удаётся лично договориться с организациями, выступающими заказчиками целевого обучения (зачастую — благодаря нужным связям). Для этого планируется сделать конкурс на целевое поступление открытым и собирать все заявки будущих работодателей на целевое обучение нужных им специалистов на портале госуслуг.
Кроме того, предлагается отдельно закрепить понятие целевого обучения. Сейчас, хотя такой форме взаимодействия образовательных организаций, компаний и абитуриентов посвящена целая статья в законе, пояснение термина отсутствует в перечне основных понятий, которые встречаются в нём.
Согласно законопроекту, под целевым обучением следует понимать «целенаправленный процесс обучения по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, осуществляемый на основании договоров о целевом обучении».
Напомним, такие договоры заключаются между вузом, будущим работодателем, которому нужен специалист, и абитуриентом. Суть в том, что по окончании вуза выпускник обязан отработать не меньше трёх лет у направившего его работодателя, а если он откажется от этого, ему придётся вернуть всю сумму за своё обучение. То есть студент-целевик получает возможность не только бесплатно получить профессиональное образование, но и заранее обзавестись рабочим местом по специальности.
В этом смысле в системе ничего не меняется. Меняется только этап, на котором абитуриент встречается и договаривается с будущим работодателем. Точнее, этот этап впервые чётко регулируется законом, потому что сейчас это серая зона.
Планируется, что закон вступит в силу с 1 сентября 2023-го, то есть первый целевой набор по новым правилам пройдёт уже в следующем году.
Законопроект также уточняет, что особенности приёма на целевое обучение не распространяются на обучение в интересах безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. А если учебное заведение, где предусмотрена военная или приравненная к ней подготовка, учреждено федеральным органом исполнительной власти или федеральным госорганом, то особенности целевого приёма определяет это ведомство.
Как хотят организовать приём на целевое обучение
Самое главное, что предполагает законопроект, — это публичность конкурса на целевое поступление. То есть заказчики целевого обучения будут размещать на «Госуслугах» заявки на специалистов, которые им нужны, и любые абитуриенты смогут побороться за эти места через суперсервис «Поступление в вуз онлайн».
В заявке должны содержаться сведения:
- о работодателе, с которым будет заключён трудовой договор после завершения обучения;
- о регионе, где после окончания учёбы будет осуществляться трудовая деятельность, и о продолжительности отработки;
- об образовательном учреждении, где будет проходить обучение;
- о мерах поддержки, в числе которых, например, могут быть материальное стимулирование, оплата дополнительных образовательных услуг, предоставление в пользование или оплату жилья, социальные услуги, соцпомощь и различные выплаты;
- о дополнительных критериях отбора поступающих;
- о возможных требованиях к успеваемости.
Порядок размещения таких заявок, а также заключения и расторжения договоров о целевом обучении должно утвердить правительство. Кроме того, предполагается, что кабмин разработает правила выплаты штрафов в том случае, если студент решит разорвать договор о целевом обучении или стороны нарушат условия договора.
Сейчас целевой набор в вузы происходит, условно говоря, в теневом режиме. Хотя, согласно действующему законодательству, приём проходит на конкурсной основе, получается, что в конкурсе в каждом вузе участвуют только те абитуриенты, которые сами предварительно договорились с будущими работодателями и заручились заявками от них.
А поскольку целевики участвуют в приёмной кампании вузов вне основного конкурса, в рамках особой квоты, часто получается так, что по целевому набору в вуз проходят абитуриенты с низкими баллами ЕГЭ, особенно если сравнивать с поступившими по общему конкурсу. Проще говоря, целевая система набора превратилась в лазейку для тех, кто не может поступить на бюджет на общих основаниях.
Всё потому, что заявки будущих работодателей, которые нуждаются в молодых специалистах, не выкладываются в публичное пространство, поэтому воспользоваться ими и поучаствовать в конкурсе может не каждый абитуриент. Так, председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин пояснил «Известиям», что целевой набор студентов в вузы сейчас — это коррумпированная система.
Кто может быть заказчиком целевого обучения
В список организаций, при заключении договора с которыми можно поступить на целевое обучение, законопроект предлагает внести учреждения, которые являются резидентами территорий опережающего развития, а также резидентами свободного порта Владивосток.
Сейчас в этот перечень входят:
- федеральные госорганы, органы госвласти субъектов РФ, органы местного самоуправления;
- государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия;
- госкорпорации и госкомпании;
- организации ОПК, включённые в специальный реестр;
- хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля государства, региона или муниципального образования;
- акционерными обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении госкорпорации;
- дочерние хозяйственные общества госкомпаний, хозяйственных и акционерных обществ;
- организации, созданные госкорпорациями или переданные им;
- организации, признанные сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Законопроект предполагает, что когда заказчиками выступают частные юрлица или индивидуальные предприниматели (ИП), приём на целевое обучение будет осуществляться вне контрольных цифр приёма, за счёт компании или предпринимателя. Такие заказчики тоже смогут размещать заявки на «Госуслугах», но для них это будет необязательно. Правда, как ещё они смогут подать заявки, не уточняется.
Какие перспективы у законопроекта
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что документ уже концептуально поддержали большинство регионов, профильные ведомства, некоторые вузы и корпорации, а также вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Предполагается, что в 2022 году отберут пилотные регионы, в которых апробируют новую модель. Это предложение сформировали по итогам предварительного обсуждения с Минобрнауки и Минцифры.
Напомним, Яровая ещё в сентябре прошлого года заявила, что собирается внести законопроект, который сделает систему целевого приёма более прозрачной. Она отметила, что целевые наборы очень распространены, но информации по ним просто не найти.
Дополнено 26.05.22
Спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил профильным комитетам нижней палаты парламента обратиться в Минобрнауки и Минцифры, чтобы определить пилотные регионы для апробации системы открытого конкурса на целевое обучение в вузах уже в этом году.
Читайте также:
- Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2022 год
- Минобрнауки обновило правила приёма в вузы
- Почему компаниям важно сотрудничать с вузами
- Интервью об экосистемах в образовании
Согласно законопроекту, размер штрафа будет равен сумме, выделенной из федерального, регионального или местного бюджета и затраченной на обучение. Деньги предполагается возвращать в соответствующий бюджет.
Что такое обучение по целевому направлению и как его получить
Тысячи выпускников школ мечтают обучаться по целевому направлению. Данный формат поступления в университет (колледж) предусматривает бесплатное обучение, отдельный конкурс и стопроцентное трудоустройство после выпуска из вуза (ссуза). Но не всем удается найти потенциального работодателя, который захочет трудоустроить специалиста с высшим образованием, у которого нет стажа и опыта.
Что такое целевое обучение
- предприятия всех форм собственности несут равную долю ответственности по трудоустройству выпускников вузов (сузов);
- согласование количества бюджетных мест, выделяемых в рамках целевого обучения – это прерогатива региональных органов власти.
Вопрос квотирования мест для целевиков в текущем году регламентируется распоряжением Правительства №3303-р2 от 23.11.21 г.
На какие специальности дают целевое направление
Зачастую целевой набор распространяется на профессии с невысоким спросом со стороны абитуриентов, но государство в таком формате не отказывается решать кадровый дефицит. В утвержденный перечень могут также включаться специальности, представителей которых не хватает на конкретном предприятии, образовательном или медицинском учреждении.
Перечень специальностей, которые можно освоить в рамках целевого направления:
- материаловедение и технологии материалов;
- гидроаэродинамика и баллистика;
- энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, биотехнологии и нефтехимии;
- управление и системный анализ;
- ракетные комплексы и космонавтика;
- лазерная техника и лазерные технологии;
- приборостроение;
- химическая технология;
- металлургия;
- радиотехника;
- стандартизация и метрология;
- радиоэлектронные системы и комплексы;
- машиностроение;
- инфокоммуникационные технологии и системы связи;
- эксплуатация железных дорог и систем движения поездов;
- педагогическое образование;
- анестезиология;
- инфекционные болезни.
Как его получить
На начальном этапе абитуриент должен:
- Определиться с выбором профессии (специализации).
- Найти работодателя, который захочет оплатить учебу в вузе (сузе), и заключить соглашение.
- Собрать необходимый перечень документов.
Основные сложности возникают на этапе поиска учреждения, руководство которого будет готово оформить в свой штат специалиста-новичка после его обучения. Этот процесс нужно начинать заранее и в каждой сфере профессиональной деятельности существует своя специфика квотирования рабочих мест.
В системе здравоохранения инициатива исходит от регионального министерства. Ежегодно в сентябре стартует мониторинг ситуации с новыми кадрами в поликлиниках и больницах, после чего формируется заявка в Минздрав. Рассмотрев ее, чиновники определяют количество квот и доводят информацию до региона.
Списки с названием вузов, поддерживающих программы целевого обучения, публикуется на официальном интернет-ресурсе ведомства. Абитуриенту остается выбрать вакансию и заключить договор с медицинским учреждением.
Информацию о количествах квот в сфере образования, социального обслуживания, культуры, спорта и прочих профессиональных сфер можно получить на интернет-ресурсах соответствующих ведомств.
Оформление договорных отношений
Абитуриент, заключая договор с предприятием или учреждением, получает гарантию на целевое обучение. На стороне работодателя могут выступать госструктуры, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Условия соглашения обязывают компанию оплатить обучение будущего сотрудника, а абитуриента – в течение 3 лет после получения диплома проработать на предприятии, которое выступает в качестве работодателя.
За нарушение договора стороны несут материальную ответственность.
Если абитуриент отказался работать на предприятии или не окончил вуз, он возмещает все издержки и расходы на обучение, которые понес работодатель. В случае, когда руководство предприятия отказывается оформлять на работу дипломированного специалиста, с которым был заключен договор, оно должно компенсировать ущерб пострадавшей стороне в трехкратном размере средней зарплаты по региону.
В документе также указывается вуз, специальность, по которой будет обучаться абитуриент. Договор стороны подписывают после сдачи экзаменов.
Правила поступления по целевому назначению
Процедура поступления для целевиков идентична той, что предусмотрена для обычных студентов, но для них проводится отдельный конкурс. Они сдают в приемную комиссию стандартный набор документов, приложив к ним заверенную копию договора с работодателем. Целевики претендуют на бесплатные места с учетом выделенных квот в конкретном университете.
Они зачисляются первыми, вместе с победителями олимпиад и льготниками.
Плюсы и минусы целевого назначения
Абитуриенты предпочитают целевой формат обучения по следующим причинам:
- отдельный конкурс, предусматривающий более низкий порог для поступления;
- гарантированное трудоустройство;
- наличие дополнительных мер поддержки со стороны работодателя (оплата общежития, выплата стипендии, практика на собственном предприятии и прочее).
Но вышеуказанная программа по подготовке квалифицированных кадров не лишена недостатков. К ним относятся:
- зависимость от конъюнктуры рынка труда (договор с работодателем подписывается на длительный срок, по окончании которого выбранная профессия может стать невостребованной);
- наличие штрафных санкций (из-за отчисления из вуза или нежелания работать после получения диплома в конкретной компании студент компенсируют все расходы, включая стипендионное обеспечение и оплату жилья).
Оценивая перспективы обучения по целевому назначению, абитуриент должен обращать внимание не только на очевидные перспективы, но и на потенциальные риски. Размер ущерба, который придется возмещать, может быть существенным. Только при полной уверенности, что абитуриент будет работать по специальности, и желании построить карьеру у конкретного работодателя, он может планировать обучение по целевому назначению.
Адреса поступления:
г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпуса Г, Ж
В МГУ или Вышку с низкими баллами ЕГЭ: как работает целевое поступление в вузы
Бесплатное высшее образование можно получить не только поступив на бюджет, но и заключив договор о целевом обучении. Сколько баллов для этого нужно набрать на ЕГЭ, как искать подобные программы, а главное — кому и что потом будет должен студент?
Что такое целевое поступление
Если абитуриент сомневается в своих баллах ЕГЭ, а платить за обучение не может, путь к бесплатному образованию для него все равно существует: это обучение по целевому направлению.
Оно устроено довольно просто. Абитуриент еще до поступления в вуз заключает договор с организацией-заказчиком, заинтересованной в молодых специалистах, — она впоследствии и станет его работодателем. С таким договором будущий студент может принять участие не в основном, а целевом конкурсе на поступление — он есть в большинстве вузов, нужно просто спросить об этом в приемной комиссии или найти соответствующий раздел на сайте.
В этом году о наборе студентов по целевым направлениям заявили многие крупные вузы — МГУ, Высшая школа экономики, МГТУ им. Баумана, МФТИ, педагогические и медицинские вузы.
Участвовать в целевом конкурсе немного проще, чем в обычном. Во-первых, в нем принимает участие меньшее количество абитуриентов. Во-вторых, проходной балл на целевое место ниже, чем балл, необходимый для поступления на бюджет, — зачастую это просто минимальный балл ЕГЭ для конкретного вуза.
Направления, на которые можно поступить по целевому в текущем году, устанавливает соответствующее распоряжение. В нем есть информация о доле целевых мест от общих цифр приема и о регионах, в которых можно поступить на то или иное целевое направление.
Тем не менее каждый вуз самостоятельно устанавливает список направлений, по которым принимает целевиков. Большой популярностью у абитуриентов пользуются педагогическое, медицинское и инженерное направления, но вообще целевые места есть даже в творческих вузах.
Если абитуриент поступит по целевому конкурсу, учиться он будет бесплатно
При этом организация, с которой заключен договор, может оплачивать студенту общежитие, проезд и так далее. Но и у студента при этом появятся свои обязанности перед заказчиком: он как минимум должен будет отработать в этой организации три первых года после обучения. А в единичных случаях выполнить и другие условия, например отслужить год в армии (скажем, если организация-заказчик связана с оборонной промышленностью).
Документы для целевиков
Правила целевого обучения сильно изменились в 2019 году, когда был принят ряд важных поправок к уже существующим законам. Поэтому важно ориентироваться или на обновленные документы, или на новые указы и постановления. Приводим их список:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», статьи 56 и 71.1. В этом документе устанавливаются общие требования к участникам договора о целевом обучении, их обязанности и риски, а также список типов потенциальных заказчиков.
- Распоряжение правительства РФ от 23.11.2021 № 3303-р.— обновленная версия документа, устанавливающего квоту на количество мест, которые выделяются в рамках федерального целевого приема в разных регионах. Их число меняется ежегодно, следовательно, ежегодно выпускается и новое распоряжение.
При этом для заключения целевого договора с федеральным государственным органом нужно руководствоваться указом президента РФ от 20.05.2021 № 301. Отдельный специальный документ регулирует порядок получения целевого направления от ОАО «РЖД».
Кто может стать целевиком
Государство практически не выдвигает требований к кандидату, претендующему на целевое обучение. Им может быть и выпускник прошлых лет, и иностранный гражданин. Единственное условие — отсутствие уже оконченного высшего образования, которое было получено на бюджетной основе.
И, конечно, на руках у абитуриента должен быть подписанный представителем организации-заказчика целевой договор.
Часто целевым поступлением пользуются школьники из регионов, которые хотят учиться в Москве, Санкт-Петербурге или других городах-миллионниках. Причем и на обязательную трехлетнюю работу после обучения можно будет остаться в крупном городе — если будет заключен договор с местной организацией-заказчиком.
Тонкости поступления
Теоретически абитуриента могут не взять на место, если потенциальных целевиков будет много и у кого-то из ближайших конкурентов баллы ЕГЭ окажутся выше.
Важный нюанс: результаты целевого конкурса подводятся до окончания приема всех заявлений, то есть теоретически можно податься и на целевое направление, и на бюджет. И даже поступив по целевому, пробовать пройти и по основному конкурсу (а вот пролетев с бюджетом, быстренько подать на целевое не получится).
Что делать, если абитуриент поступил и на целевое, и на бюджет?
Отказаться от поступления на целевое еще до публикации приказов тоже можно. Правда, договор с заказчиком может предполагать выплату неустойки в случае расторжения договора до начала обучения. Но ее размер все равно будет меньше штрафа, который придется платить, если договор будет нарушен уже в процессе обучения.
Заключить целевой договор можно и во время учебы, причем на любом курсе. Правда, такой договор не позволит студенту вдруг перейти на бесплатное. Но сможет предоставить гарантированное место работы сразу после окончания вуза.
Наконец, с 2019 года абитуриенты могут рассчитывать на целевые места в колледжах. Существенных отличий в процедуре поступления по целевой квоте в колледж и в вуз нет, главное — найти заказчика, готового заключить договор, и подать заявление.
Как искать заказчика
Самое важное — найти организацию, которая будет заинтересована в приеме будущего студента на работу. Конечно, важно учитывать, что это не может быть абсолютно любая компания: стоит понимать, что в ней придется работать минимум три года, поэтому к выбору лучше отнестись ответственно.
Заказчиком может выступить компания одного из нескольких типов:
- Федеральный государственный орган;
- Орган государственной власти субъекта РФ;
- Орган местного самоуправления;
- Юридическое лицо;
- Индивидуальный предприниматель.
Нередко у компаний — например, у крупных предприятий, школ или медучреждений — уже есть негласные договоренности с вузами о наборе целевиков. Поэтому вполне вероятно, что организация-заказчик сразу предложит студенту несколько университетов, в которые можно будет подать документы.
Целевой договор должен быть заключен до начала приемной кампании, ориентировочно — весной. Четкого дедлайна по заключению договора нет, все зависит от правил заказчика и вуза.
Абитуриент может заключить сразу несколько договоров с разными компаниями. Главное, чтобы их было не больше пяти: именно в такое количество высших учебных заведений можно подать документы. При этом, даже если будущий студент хочет работать только с одной компанией, для каждого вуза он должен будет заключить отдельный договор, причем на конкретное направление подготовки.
Главный подводный камень
Кажется, что целевое поступление — настоящая находка для всех, кто сомневается в стопроцентности успешного поступления на бюджет, а позволить себе коммерческое обучение не может. Но все-таки три обязательных года работы в определенной компании — это довольно серьезное условие, которое может отпугнуть потенциального целевика.
Что придется сделать студенту, который решил, например, уйти из вуза на третьем курсе? Вот просто понял человек, что педагогика — это не его. И что тогда?
Во-первых, неудавшемуся целевику нужно будет выплатить штраф заказчику, размер которого устанавливается договором. Во-вторых, выплатить штраф образовательной организации. Его размер будет определен самим вузом, который подсчитает все траты на конкретного студента.
Сумма не обязательно будет равна той, которая получилась бы, если бы студент учился на платной основе.
Такие же штрафы, но в большем размере, целевик будет выплачивать, если нарушил условия договора уже после окончания обучения. Самое обычное нарушение — отказ работать у заказчика в течение тех самых трех обязательных лет.
Штрафами облагаются студенты, заключившие целевой договор после 30 марта 2019 года
Именно тогда были введены новые правила целевого обучения. Если же договор был заключен раньше, студент при его расторжении понесет ту ответственность, что была прописана в договоре с работодателем.
Легким испугом или неустойкой, если таковая предполагается договором, отделается и тот студент, который поступил в вуз не по квоте, например заключил целевой договор уже во время учебы.
Устраиваясь к заказчику, целевик получает не просто место стажировки или практики, а полноценную работу. За ее выполнение он получает зарплату, может брать оплачиваемый отпуск и в целом приобретает все права обычного работника. Кроме возможности сменить работодателя по своему желанию на протяжении всего оговоренного срока.
Если же заказчик нарушит обязательства — например, не примет студента на работу, — он должен будет выплатить полную сумму расходов на обучение образовательной организации, которая предоставляла услуги. С 2021 года штрафом будут облагаться даже образовательные организации, которые выступали заказчиком целевого обучения, — им придется возместить расходы в бюджет.
Поступление и учёба по целевому направлению: опыт и выводы пятерых студентов
Мы уже рассказывали, как работает целевое поступление в вузы и как стать целевиком. А теперь поговорили со студентами и выпускниками, которые учатся или отучились на целевом. И узнали, довольны ли они этим выбором.
«Поступил по основному конкурсу, но пошёл на целевое»
Андрей Конев, 22 года, работает по целевому договору
Когда речь зашла о поступлении в институт (я выбрал Российский технологический университет, ранее МИРЭА), родители посоветовали мне подстраховаться и заключить целевой договор. В случае, если бы я недобрал баллы в основной волне, оставался бы запасной вариант, чтоб не идти учиться на платной основе и не попасть в армию.
Договор о будущем трудоустройстве я заключил с Научно-производственным центром автоматики и приборостроения имени академика Н. А. Пилюгина. Во-первых, там работают мои знакомые, во-вторых, он находится довольно близко к моему дому (я живу в Москве). И там как раз была востребована та специальность, на которую я планировал поступать, — управление и информатика в технических системах.
За пару месяцев до сдачи экзаменов я сходил на предприятие в отдел по подготовке кадров, где мне рассказали, что после окончания обучения я должен проработать там три года. Я подписал предварительный договор — по нему мог участвовать в двух конкурсах: в основном и по квоте для целевых мест.
По целевому направлению проходной балл был очень маленький, в районе 170, по основному конкурсу — 215. Я попадал в вуз и так, и так, но всё-таки выбрал вариант с целевым обучением. Хотел, чтобы у меня была гарантия: после бакалавриата я не останусь без работы.
Тогда я снова приехал на предприятие, там со мной подписали уже окончательный договор до конца бакалавриата.
Первый год представители предприятия меня не беспокоили, я просто учился. Изредка звонили и спрашивали, есть ли у меня какие-то задолженности, всё ли хорошо.
Был бонус — доплата к институтской стипендии в виде 50% от неё. Я получал 3700 плюс 1850 рублей в месяц
Кроме дополнительной стипендии, предприятие больше ничего за меня не платило, потому что я учился на бюджетном месте.
На втором году обучения была моя первая практика — я уже был закреплён за предприятием, тогда как некоторые студенты в панике искали место, где её проходить.
Четвёртый год был самым насыщенным. Меня распределили в отдел, где я планировал работать, дали небольшое задание и закрепили за мной дипломного руководителя от предприятия. Все практики, дипломы я сдавал там, и отношение проверяющих ко мне было хорошим — почти как к коллеге, поэтому я почти не нервничал.
В конце года мне дали должность техника и назначили зарплату.
Когда я защитил диплом, то продолжил работать и поступил в магистратуру — опять подписал договор на целевое обучение. Оно происходит на самом предприятии, и мне было удобно совмещать работу и учёбу. Пока меня всё устраивает, местные преподаватели дают только нужную информацию, а в случае, если работа пересекается с учёбой, идут навстречу.
«Мне было обидно: зачем я училась?»
Вероника Петровская (имя изменено), 23 года, хотела работать по целевому договору, но что-то пошло не так
Я из Подмосковья, но училась в Москве — в МГСУ на специальности «теплогазоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха». Целевое направление я получила, когда ещё училась в 11-м классе. Мы шли в общем потоке, обучение организация нам не оплачивала, но я пошла на целевое, чтобы потом работать по специальности.
На моём потоке целевиков было 30 человек.
В моём договоре было написано, что, если студент учится на пятёрки, ему должны выплачивать стипендию в 5 тысяч рублей. Весь третий и четвертый курс я училась на отлично, и таких ребят, как я, было много. Но каким-то образом руководство решило выплачивать стипендию только одному человеку.
Когда мы спрашивали: «Почему вы платите не всем, как это прописано в договоре?» — они отвечали: «Ну, мы вам устно об этом говорили, что будет получать один человек». Получается, этот пункт они не выполнили.
Ещё в договоре говорилось, что по окончании института я должна отработать три года на госпредприятии, занимая должность в соответствии с той специальностью, на которую я отучилась: «инженер-мастер». Ещё в устной форме нам обещали рабочие места недалеко от дома, в Подмосковье.
Но в моем случае всё получилось совсем иначе. Когда я получила диплом, в организации мне сказали, что «таких мест нет» и выделять их под меня не будут.
Мне предложили должность техника в другом городе области. От моего дома туда ехать 3 с половиной часа
Я уже работала техником, когда проходила практику в институте, и разговаривала с девушками, которые занимают эту должность. У них вообще нет высшего образования: они просто окончили колледж. У одной было высшее образование, но юридическое — совсем по другой специальности.
Работать мне предлагали не по трудовому договору, а по ГПХ. Я спрашивала, сколько по времени надо будет работать в таких условиях. Мне сказали: «Может быть, год, два, неизвестно».
Я отказалась.
Потом на протяжении, наверное, недель двух я звонила кураторам целевых направлений и в саму организацию, где должна была работать, просила, чтобы мне предоставили подходящее место. Я хотела выполнить свои обязанности и отработать три года по договору. Но мне говорили: «А вот мы в свое время ездили на работу и тратили по пять часов на дорогу в одну сторону», «А мы в свое время и с детьми ездили на работу» и так далее.
Положительного результата я так и не получила, а работать там, куда меня направляли, не хотела. Мне было даже обидно: зачем я тогда училась? Несколько дней я прямо плакала. Думала: «Все, куда я пойду работать?
Ну кому мы нужны после института? Что теперь делать?»
Потом я перестала звонить и решила устраиваться на работу не по целевому. Мне не выплачивали стипендию за то, что я училась на пятёрки, соответственно, я ничего никому не была должна.
После этого мне даже никто ни разу не перезвонил, не спросил: «Что вы собираетесь делать? Собираетесь ли вы приходить? Отрабатывать?» Получается, им было неважно, пришла бы я на работу или нет.
Сейчас я работаю в строительной организации — работу искала сама. Мне здесь очень нравится. Хотя это и не совсем моя специальность, пересечения всё-таки есть: тут в том числе нужно проектировать систему вентиляции.
Наверное, хорошо, что в итоге я не пошла работать по целевому. Работаю — и всё хорошо, всё исполнилось.
«Просто сказал, что не хочу работать учителем»
Александр Шорин, 24 года, не захотел работать по целевому договору
Изначально я и так собирался в Омский государственный педагогический университет, а целевое направление взял только для того, чтобы гарантировать себе поступление. На профиль «Право и история», который я выбрал, проходной балл был 170–180, а для целевиков — отдельный конкурс. Я набрал 197 баллов — этого хватало, чтобы поступить без целевого, но договор уже был подписан.
У педагогов стандартная практика: договор о целевом обучении заключается с органом местного самоуправления. После выпуска целевику должны сообщить о доступных рабочих местах. При этом в 2015 году, когда я заключал договор , по действительным тогда правилам , мне не была положена стипендия, так что район не потратил на меня никаких денег.
За время учебы в Омском педе я немного прославился: стал членом молодёжного правительства при губернаторе Омской области и лауреатом в номинации «Социально-полезная деятельность» на ректорском балу. У меня изменились приоритеты, взгляды на дальнейшую жизнь, хотелось чего-то масштабнее, чем быть учителем. Комитет по образованию пригласил меня стать директором сельской школы.
Так как за мою учёбу не платили, мне не нужно было отдавать деньги за то, что я не работаю по целевому
В целом, в муниципальном органе образования мне теоретически могли и не предложить места. Мало ли, историки во всём районе в достатке. Тогда они бы сказали: «Рабочих мест нет». Люди из моего района, которые поступали на целевое вместе со мной, этим воспользовались.
Со мной была примерно такая история — после вуза я приехал для распределения, сказал, что не хочу работать учителем, и мне предложили другую вакансию.
Сейчас я устроился и работаю в «Ростелекоме» — не по специальности. С педагогикой я пока решил взять паузу. Но вообще целевое обучение — вещь полезная. Даже с опытом работы директором школы мне было сложно найти работу.
Что тут говорить о рядовом выпускнике вуза.
«Пока не знаю, где буду работать после вуза»
Екатерина Стафиевская, 18 лет, поступила по целевому направлению в этом году
Я из города Куйбышев Новосибирской области. Учусь в Екатеринбурге в Уральском государственном юридическом университете имени В. Ф. Яковлева (Институт прокуратуры) по направлению от Западно-Сибирской транспортной прокуратуры. По папиной линии у меня практически все юристы.
По целевому направлению я решила учиться, чтобы у меня была гарантия трудоустройства после окончания вуза. В Институте прокуратуры нет бюджетных мест, студенты учатся либо на платной основе, либо по целевому. Поэтому как такового общего конкурса не было.
Зато на место по целевому направлению конкуренция была серьёзная. Я набрала за экзамены 223 балла и смогла пройти.
В договоре было прописано, что по окончании вуза я должна буду отработать пять лет в том месте, куда меня направит сама прокуратура. За меня платят 162 тысячи рублей в год.
Пока мне нравится учиться. На первом курсе мы проходим общие предметы. В следующем году у нас уже будут отраслевые дисциплины.
Я получаю стипендию около 3 тысяч — она зависит от того, как человек сдаёт сессию. И пока не знаю, где и как я буду работать. Но надеюсь, что, когда окончу вуз, мое место работы будет не слишком далеко от семьи.
Если я передумаю работать по договору, мне придётся заплатить всю сумму за обучение.
«Не была уверена в своих результатах ЕГЭ»
Алина Турбина (имя изменено), 24 года, заканчивает учёбу по целевому направлению
Я родом из Якутска, прохожу последний год обучения в Новосибирском меде по направлению «лечебное дело», мой партнёр по договору — Минздрав Якутии, а работодатель — Среднеколымская центральная республиканская больница.
Целевое я выбрала потому, что не была уверена в своих результатах ЕГЭ. Я набрала 227 баллов, а у бюджетников в моём вузе обычно 250–260 баллов.
По договору больница должна была обеспечить мне трудоустройство (а я — отработать там три года), Минздрав — предоставлять финансовую поддержку: выплачивать стипендию, частично оплачивать проживание (до 5 тысяч рублей ежемесячно), раз в год оплачивать перелёт из дома и обратно. За хорошую успеваемость я получала стипендию в 4 тысячи рублей от Минздрава и в 2 тысячи от вуза, плюс иногда выдавали матпомощь. Если меня отчислят или я сама откажусь работать после обучения, мне нужно будет выплатить всю неустойку в двойном размере.
Своим целевым договором я довольна, поскольку я получаю денежную помощь и могу работать. Думаю, это хорошая возможность для ребят получить бесплатное образование и устроить свою жизнь.
Сейчас параллельно с учёбой я работаю медсестрой в местной больнице и прошу целевое место уже в ординатуру от той же ЦРБ. Если не получится, поеду работать.
За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Элеонору Лаццаротто.
Как изменится прием на целевое обучение с 2024 года
С 1 мая 2024 года вступают в силу изменения в законе «Об образовании» — на целевое обучение будут принимать по новым правилам.
В статье расскажем об основных изменениях в законе. У вас еще есть время, чтобы подготовиться к поступлению с гарантированным трудоустройством.
Что изменится в правилах целевого приема и обучения
Целевое обучение студентов — не новый способ получить образование. Его основные положения прописаны в ст. 56 и 71.1 закона «Об образовании в РФ».
С 1 мая 2024 года начнут действовать изменения, они касаются расшифровки термина «целевое обучение», правил целевого приема и обучения.
Целевое обучение — это способ получить профессиональное образование с последующим трудоустройством.
Иными словами, будущий студент заключает договор с работодателем. По этому договору работодатель обязуется принять работника в штат после обучения. А работник обязуется отработать на предприятии оговоренный срок.
Выгода от целевого обучения очевидна для обеих сторон: работодатель получает квалифицированные кадры, а студент — место на бюджете и гарантированное трудоустройство.
Основные изменения коснутся:
- порядка заключения договора;
- содержания договора;
- способа поиска заказчика на целевое обучение;
- перечня заказчиков целевого обучения.
Что изменится в правилах целевого приема и обучения
Основные положения в законе | До 1.05.2024 | После 1.05.2024 |
Срок заключения договора | До зачисления абитуриента | После зачисления абитуриента и до начала учебного года |
Стороны договора | Основные стороны — гражданин и заказчик. Третьей стороной может выступать образовательная организация и работодатель. | Основные стороны — гражданин, заказчик и образовательная организация, которая следит за успеваемостью студента и прохождением практики. В качестве третьей стороны можно включать работодателя. |
Количество заключаемых договоров | Несколько | Один договор — абитуриент подает заявление в один вуз на одну образовательную программу. |
Срок отработки после обучения | Минимальный срок — три года | Минимальный срок — три года. Максимальный срок — пять лет. |
Способ поиска заказчика на целевое обучение | Абитуриент самостоятельно ищет информацию о потенциальном заказчике на разных ресурсах, договаривается с ним о целевом обучении. | Заказчик размещает предложение о целевом обучении на единой государственной платформе «Работа России» . Информация доступна всем желающим. |
Перечень заказчиков целевого обучения расширен. Ранее в него входили органы власти разных уровней, госучреждения и компании, предприятия с госучастием, предприятия оборонно-промышленного комплекса и сельхозпроизводители.
С 1 мая 2024 года к уже имеющимся категориям добавят:
- резидентов территорий опережающего развития, особых экономических зон, зон территориального развития, Арктической зоны, свободного порта Владивосток;
- участников проекта «Сколково», международного медицинского кластера, инновационных научно-технологических центров, военного инновационного технополиса «Эра».
Заказчиками не могут быть организации и граждане, прямо или косвенно связанные с недружественными странами, а также иноагенты. Перечень недружественных стран утвержден Правительством РФ. Реестр иностранных агентов публикует Минюст.
Абитуриенты, которые поступают в 2023 году, ориентируются на прежние положения закона. У остальных есть год, чтобы изучить новые правила — они начинают действовать с 2024-2025 учебного года.
Как искать предложения о целевом обучении
В России Минтрудом разработана и действует Единая цифровая платформа «Работа России». Это большая база вакансий и резюме соискателей. С 1 мая 2024 года заказчики целевого обучения должны будут публиковать свои предложения на платформе.
Информация будет находиться в свободном доступе. Абитуриент сможет выбрать предложение в любом регионе страны. В ближайшее время Минобрнауки дополнительно разработает подзаконные акты, которые подробнее разъяснят механизм размещения предложений.
Какую информацию абитуриент найдет в предложении заказчика:
- кем и где он будет работать после обучения;
- где будет проходить целевое обучение;
- какие меры поддержки он получит во время учебы;
- какие требования предъявляет заказчик к студенту, с которым заключает договор, и какие санкции предусмотрены за их несоблюдение;
- как связаться с заказчиком.
Абитуриент выбирает предложение и подает заявку — электронно (через «Госуслуги») или в бумажном варианте (напрямую заказчику или образовательной организации).
Абитуриент может одновременно подать заявления на целевое обучение и на участие в общем конкурсе.
В первом случае заявку можно подать только в один вуз и на одну образовательную программу.
Во втором — в пять вузов на пять направлений подготовки в каждом (если правила не изменят к 2024-2025 учебному году). Вузы могут установить меньшее количество направлений.
Что в новых правилах хорошо, а что — не очень
Преимущества целевого обучения для абитуриента сохраняются и в новой трактовке закона.
- Поступление в образовательную организацию по отдельному конкурсу для целевиков, а не по основному конкурсу. Можно пройти с меньшим количеством баллов по ЕГЭ.
- Практику можно проходить по будущему месту работы и совершенствовать навыки под руководством наставника.
- Студент может воспользоваться мерами поддержки, например, получить стипендию, место в общежитие, бесплатный проезд к месту учебы.
- Гарантированное трудоустройство после получения образования.
Изменения в законе добавили дополнительные плюсы.
- Легче найти и выбрать заказчика — все предложения публикуются на одном ресурсе. Абитуриент может посмотреть условия и выбрать будущее место работы в любом регионе РФ.
- Список потенциальных заказчиков становится шире — в него добавили значимые для страны организации и направления развития.
- Автоматизированный документооборот — сведения об абитуриенте с платформы «Работа в России» автоматически передаются на суперсервис «Поступи в вуз онлайн» — портал для подачи заявлений о приеме в вуз.
Недостатки. Но есть и минус — абитуриент может заключить только один договор на целевое обучение. Это ограничивает выбор.
Цена ошибки становится выше.
Абитуриент должен четко определиться с профессией и местом будущей работы на несколько лет вперед. Отказаться работать у заказчика после окончания вуза можно, но затратно — придется компенсировать все расходы.
Если не получается найти заказчика и заключить договор на целевое обучение, можно оформить кредит наличными в Ак Барс Банке и оплатить обучение в вузе.
Для зарплатных клиентов при страховании жизни и здоровья действует кредитная ставка от 10,1% годовых. На кредитном онлайн-калькуляторе рассчитайте сумму ежемесячного платежа.