Летом 2018 года в Самарской области один водитель на своем Рено выезжал с проходной завода. Ему надо было пересечь дорогу и выехать на противоположную от проходной полосу, чтобы поехать налево. Уже завершая пересечение дороги, он столкнулся с Фольксвагеном, который внезапно вылетел на него слева с обочины.
Виновником аварии объявили водителя Рено: он выезжал с прилегающей территории на главную дорогу и должен был уступить всем, кто движется по главной.
Водитель Рено с этим не согласился — и обратился в суд.
Адрес места аварии был в судебном решении, мы нашли эту точку на «Гугл-картах»
Схема аварии
Аргументы сторон
Водитель Рено. Претензии не признаю. Я ничего не нарушил.
Да, я выезжал с территории проходной завода на главную дорогу, мне нужно было на другую сторону, я регулярно тут так езжу. Я убедился, что где-то в ста метрах слева от меня с небольшой скоростью едет автобус, других машин на дороге вообще не было. Я начал движение, почти пересек полосу, по которой ехал автобус, — и тут в меня врезался Фольксваген. Я не сразу понял, откуда вообще взялась эта машина. Оказалось, что водитель Фольксвагена ехал за автобусом и решил его обогнать справа по обочине.
После обгона он вылетел на дорогу, где я завершал выезд. И в чем я виноват?
Водитель Фольксвагена. Да, я объехал автобус по обочине, потому что он еле тащился, но столкновение-то произошло на дороге, а не на обочине. Водитель Рено не убедился, что дорога свободна, и не уступил мне, когда я был на главной.
Сотрудники ГИБДД. Водитель Рено нарушил п. 8.3 ПДД. При выезде с прилегающей территории он должен был уступить дорогу всем транспортным средствам, которые уже движутся по главной.
Он этого не сделал, создал аварийную ситуацию, поэтому мы составили в отношении него протокол и вынесли постановление по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ. Штраф — 500 ₽.
Что сказали суды
Ну тут все очевидно. Водитель Рено нарушил требования знака «Уступи дорогу», в результате произошло столкновение с Фольксвагеном. Материалы дела не дают нам повода усомниться в правильности решения, принятого сотрудниками ГИБДД.
Более того, показания водителя Рено только подтверждают его вину. Он же прямо говорит, что это именно он нарушил правила — не уступил дорогу, выезжая с прилегающей территории на главную дорогу, а значит, он и спровоцировал ДТП.
Постановление ГИБДД оставляем в силе.
Мужчина с таким решением суда не согласился и пошел его оспаривать.
В ПДД четко указано: участники дорожного движения должны действовать так, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Нарушил правила — отвечай.
Водитель Рено выезжал на дорогу с прилегающей территории. Он должен был уступить всем транспортным средствам, путь которых он пересекает. В п. 1.2 ПДД говорится: понятие «уступить дорогу» означает, что водитель не должен создавать помех другим участникам движения, имеющим право на первоочередное движение по дороге.
Этот мужчина, выезжая с прилегающей территории и пересекая дорогу, не убедился в том, что он не создает помех другим участникам движения.
Да, водитель Фольксвагена обогнал автобус справа по обочине и неожиданно выехал на главную дорогу. Но мы в рамках этого судебного заседания не проверяем его поведение на дороге. Мы рассматриваем дело о нарушении ПДД водителем Рено.
Считаем, что предыдущие решения обоснованны. Оставляем их в силе.
Председатель областного суда: 👎🏻 👎🏻 👎🏻
Водитель Рено нарушил ПДД. Это подтверждается и протоколом осмотра места происшествия, и схемой ДТП, и фотографиями, и видео. Все доказательства получены законно, с соблюдением всех требований.
Водитель Рено даже подписал протокол об административном правонарушении, который составили сотрудники ГИБДД, и никаких замечаний в нем не указал, хотя мог.
Очевидно же: водитель самонадеянно предположил, что успеет пересечь дорогу и повернуть налево, хотя при таком маневре должен был пропустить всех, у кого есть преимущество в движении.
Около проходной, с которой он выезжал, даже установлен знак «Уступи дорогу». То есть все водители, выезжающие с этой прилегающей территории, обязаны уступить дорогу всем транспортным средствам — вне зависимости от того, с какой скоростью они движутся.
Все решения оставляю в силе.
Так дело дошло до Верховного суда.
Водитель Рено выезжал с прилегающей территории на главную дорогу. Он должен был уступить дорогу другим участникам движения, имеющим перед ним преимущество. Преимущество, по ПДД, — это право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
В процессе рассмотрения дела водитель Рено постоянно говорил, что Фольксваген двигался по обочине, поэтому у него не было преимущества на дороге. В материалах дела даже есть копия постановления, которым водителя Фольксвагена привлекли к административной ответственности — как раз за то, что он ехал по обочине.
Получается, что у водителя Фольксвагена действительно не было права преимущественного проезда: он двигался по траектории, движение по которой вообще не допускается. Значит, у других водителей не было обязанности уступить ему дорогу.
Жалобу водителя Рено удовлетворить. Все постановления и решения судов отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Избранные статьи для автомобилистов
Как ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в нашей рассылке вместе с другими материалами о деньгах
Подписаться
Ваша почта будет в безопасности. Детали — в политике конфиденциальности
Что в итоге
Водитель Рено действительно не пропустил машину, которая двигалась по главной дороге. Тем не менее ему удалось прекратить дело об этом административном правонарушении, доказав, что на главную дорогу Фольксваген выехал с обочины. В решениях суда есть информация о фото- и видеоматериалах.
Вероятно, именно записи видеорегистратора помогли доказать, что водитель Фольксвагена обгонял автобус по обочине.
Может возникнуть вопрос, зачем из-за штрафа в 500 ₽ судиться в течение полутора лет. Все дело в том, что на основании факта правонарушения страховая компания будет рассматривать, кто виноват в аварии: кому компенсировать ущерб, а кому нет.
В этой истории получается, что водитель Рено доказал свою невиновность, а вот водитель Фольксвагена согласился с постановлением за езду по обочине. Теперь уже водитель Рено или его страховая компания смогут требовать с водителя Фольксвагена компенсацию за поврежденный Рено. Но это уже совсем другая история.
Какие выводы можно сделать из этой истории
Купите видеорегистратор и соблюдайте ПДД.
Как вы считаете, кто виноват?
Автор обложки: mrivserg / Shutterstock
Светлана Логвина
Как вы считаете, кто на самом деле прав в этой истории?
Однозначно, виноват обочечник.
Насчет правых, виноватых и тех, кто принимает решения по всему этому поводу.
Попал я как-то в ДТП. Вторым участником был трамвай. Я поворачивал с главной на второстепенную. Трамвай же, наоборот, выезжал со второстепенной на главную.
Ну и встретились. И водитель трамвая и инспектор ГИБДД пытались убедить меня, что я должен был уступить трамваю, мол, трамваю всегда надо уступать. Показал им на знак «Уступи дорогу» и попросил еще раз правила перечитать.
После чего инспектор заперся в своей машине с книжечкой с ПДД. В итоге виновным признали водителя трамвая.
Raufka, 12 лет стажа, за последние 8 лет ни единого штрафа.
Решение в пользу водителя Рено принято на основании постановления Пленума ВС, о котором здесь уже написали в комментарии. И вся суть этой истории именно в нем.
Но мне по-прежнему сложно представить, что Фольксваген успел обогнать автобус и при этом врезаться в Рено в самом начале траектории, почти у выезда. То есть я вполне допускаю, что водитель Рено рассчитывал проскочить, но не проскочил. И ВС не говорит, что водитель Рено все правильно делал, об этом же написано и в первом предложении раздела «Итоги».
Его признали не виновным, так как нашли нарушение у второго водителя.
Обгон по обочине самое тупое, что можно было сделать в подобной ситуации. Вообще все обочечники знатные негодяи. Респект водителю Рено за настойчивость!
Видится мне некоторая коллизия:
Есть случай №1: В данном случае выезжающий Рено по логике суда не виноват — ВВшка ехала по обочине, а та, хоть и является частью ПЧ, но не предназначена для движения ТС. И вроде как Рено не при чем (технически я согласен с таким решением);
Есть гора случаем №2: Летчики на спортах без включенных фар едут с очевидным превышением в сумерках из-за чего становится невозможным оценить дистанцию до них и время её преодоления ими же. Поворачивающие налево авто становятся непреодолимым барьером для этих пилотов и их признают виновными. Хотя А — летчик должен был навключать все свои световые опознавательные знаки (фары, габариты, жилетки, прочее), Б — летчик критически завышает скорость в городе.
Т. е. «пострадавшая» сторона не выполняет требований ПДД и двигается в режиме который не коррелирует с ПДД, но вместе с тем остается «пострадавшей» стороной.
Я к тому, что по моему либо надо ужесточать меры воздействия на водителей для принуждения к строгому соблюдению ПДД, либо менять ПДД, чтобы такие случаи однозначно трактовались в пользу того, кто их соблюдает.
На мой взгляд, здесь обоюдная вина: водитель Фольксвагена совершил обгон по обочине, а водитель Рено не предоставил ему преимущество. Судя по фотографии из гугл-карт, обочина там хорошо просматривается, сомнительно, что водитель Рено не видел другую машину.
И не совсем понятно обоснование Верховного суда: получается, что если при движении какой-то водитель нарушает ПДД, то у других пропадает обязанность уступать ему дорогу?
Сергей, не совсем так. Если при движении какой-то водитель начинает двигаться по тем траекториям, движение по котором запрещено, то у него пропадает право преимущественного проезда. Иными словами, преимущество есть только у тех, кто двигается по траекториям, которые собственно это преимущество дают.
Вообще очень жаль, что из ПДД убрали пункт про «Водитель имеет право рассчитывать на соблюдение ПДД другими участниками движения». Очень многие подобные споры бы решило.
Алексей, а был такой пункт? Я вот видимо из «новой волны» водителей, даже слыхом не слыхивал об этом.
Действительно, жаль. Сейчас ездишь и просчитываешь десятки вариантов нарушений со стороны водителей других ТС, уворачиваешься заране.
Сергей, водителю Рено повезло, что за тот год, пока он судился, вышло знаменитое Постановление Пленума ВС РФ от 25.06.2019 года № 20, в котором прямо сказано:
«Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.»
Именно на это постановление Пленума и ссылается судья Верховного Суда С.Б. Никифоров при вынесении своего постановления. Да, собственно, у него других вариантов-то и не было.
Комментарий удален пользователем
Raufka, опасно на рено выезжал. Автобус ему перегородил вторую полосу. (Непонятно почему фольц не обогнал слева. По схеме же можно)
Victor, по схеме нельзя — сплошная.
кто-то явно что-то недоговаривает.
Если бы автобус еле тащился, так что фв успел его проскочить, перестроиться и вмазаться, то он должен был бы быть совсем близко к перекрестку, и реношнику не стал бы высовываться. Если бы автобус был далеко, а фв мчался бы на всех парах, то надо быть полным кретином, что бы выруливать для обгона на гравийную обочину.
Отлично. У отца похожая ситуация: двигался (отец — авто#1) по главной дороге прямо, объезжал поворачивающий налево автомобиль совершил наезд, буквально полколеса на островок безопасности (за что получил штраф)(может это и не допустимо, но так проезжают (негласно) этот участок дороги уже лет 100, ибо велика вероятность образования огромных пробок, ввиду продолжительного пропускания встречного потока), «виновник»(авто#2) двигался на встречу также по главной, и на перекрестке при повороте им налево ( думая так же что успеет) произошло столкновение. Авто#2 повреждения: крыло переднее, авто#1 в утиль, крыло и переднее колесо крепкими оказались.
Водитель авто #2 уже дошел до краевого суда, оспаривая невиновность, и никого не интересует, что у водителя авто#2 отсутствует страховка в десятом поколении, занимался извозом частным, без каких либо регистраций, пострадал пассажир, и относится к категории «я успею».
Хотя учитывая ситуацию с обочиной, мне кажется водитель Рено тоже «успевала», слабо себе представляю чтобы со ста метров можно вылететь с обочины и догнать поворачивающий транспорт. Здесь наличие ППД должно говорит нам о том какой дурак главнее, с целью минимизации ДТП: надо предусмотреть все, вне зависимости происходит движение по обочине, встречке, через две сплошных, боком и т.д. и т.п., а потом уже осуществлять выезд, поворот и т.д.
Интересно, а почему на картинке в заголовке у рено разбита левая половина, хотя, исходя из схемы ДТП, должна была быть разбита правая? Надо ее флипнуть 🙂
Артем, да не, всё там правильно на фотке) и замок на водительской двери, и руль видно с козырьком панели)
У меня была похожая история. Я выезжала на МКАД с второстепенной, в меня вьехала девушка с обочины (утро, пустой МКАД, ну захотелось ей так). Виновной признали меня, в суд я не пошла, хорошо, что повреждения были не большие. И ещё — я вьезжала на разгоночную полосу, а не на полосу МКАДа.
Инспектору было всё равно. И да, регистратора у меня не было
Странный совет по поводу покупки видеорегистратора. Даже если у водителя Рено это устройство будет установлено на автомобиле, то фиксировать оно будет события спереди, а никак не сбоку, поэтому видеорегистратор тут не поможет. А если у водителя Фольксвагена и будет регистратор стоять, то не в его интересах показывать записи с него.
Валерий, на наших дорогах действительно иногда жалеешь что нет камер и по бокам тоже. Я себе поставил регистратор с двумя камерами, спереди и сзади, чтобы хоть немного больше защититься.
В случае из статьи видео могло косвенно доказать, где примерно находился VW в момент столкновения — для этого надо знать где точно был Рено и в какое место Рено пришелся удар. А эти два факта из видео установить легко.
Все зло от обочечников.
Пусть водитель автомобиля фолкса молится что ему очень повезло что виновен он что вьехал по железяке за полтора года судебных тяжб водитель которого доказал что не он виновен!, а не сбил пешехода переходившего в этом квадрате дорогу так же не подозревая такого маневра вагена! Берегите себя чтоб не мотать срок и не было потрачено время зря при отсидке чтоб дошло то чего не вернуть.
Еслиб он так и ехал по обочини и там с ним столкнулся- то да он виноват. + он виноват в обочине.- но в момент столкновения- он находился на дороге
Я считаю, что оба виновны и водитель Рено, так как он выезжая с прилегающей территории не мог не видеть автобус, а значит и за ним движущийся автомобиль, а уж тем более с боку автобуса с его же видимой стороны, тем самым не всё предпринял необходимое для безопасного проезда. У водителя Рено, шансов было бы больше попасть в ДТП, если бы Фольцваген ехал по правилам, обгоняя автобус и находился бы в мёртвой зоне. Водитель Рено в любом случае поторопился и спровоцировал ДТП.
Как правильно развернуться на перекрестке, чтобы не получить штраф
Разворот на перекрестке должен быть выполнен строго по правилам дорожного движения. Главное условие любого разворота — заранее перестроиться в крайний левый ряд, включить поворотник, проверить дорожную обстановку на безопасность своего маневра, после чего спокойно развернуться, не заезжая на полосу встречного движения. Существует несколько типов перекрестков, и разворот на каждом из них имеет свои нюансы.
Сотрудники ГИБДД всегда пристально следят за правилами на перекрестках. Рассказываем, как правильно совершить разворот на разных перекрестках и какие штрафы предусмотрены за маневры с нарушениями.
- Т-образный перекресток
- Регулируемый перекресток
- Нерегулируемый перекресток
- Перекресток с разделительной полосой
- Узкий перекресток
- Перекресток улиц с односторонним движением
- Перекресток с трамвайными путями
- Круговое движение
- Перекресток с дополнительной секцией
- Где нельзя разворачиваться, знаки
- Штрафы за разворот на перекрестке
Самое популярное место для разворота — пересечение двух и более проезжих частей, то есть перекресток. При этом не всякое пересечение дорог можно считать перекрестком. Например, выезд на проезжую часть с прилегающей территории перекрестком не является.
Разворот на перекрестке разрешен, если нет запрета на данный маневр в виде знаков, разметки и других запрещающих сигналов.
Разворот на Т-образном перекрестке
На перекрестке Т-образной классификации разворот разрешен, если нет запрещающих знаков либо разметки. Развернуться можно в каждом из трех направлений. Важно правильно оценить ширину проезжей части, потому что на таких перекрестках дороги могут быть уже, и маневр разворота может быть невыполним. Поэтому траектория должна быть выбрана таким образом, чтобы машина не заезжала на встречную полосу, и чтобы водителю не пришлось сдавать назад для выполнения повторного маневра из-за того, что автомобиль не вписывается в пределы проезжей части.
Напомним, что движение задним ходом на перекрестке запрещено.
Разворот на регулируемом перекрестке
Совершить разворот на регулируемом перекрестке достаточно просто. Главное, что нужно сделать — дождаться разрешенного сигнала светофора или жеста регулировщика. Дальше нужно приготовиться к маневру, пропустить весь транспорт, имеющий преимущество, и развернуться. При этом, как совершить маневр лучше по большому радиусу, чтобы машина не въехала во встречный поток.
Разворот по малому радиусу правилами не запрещен, но сотрудники ГИБДД часто трактуют его как выезд на встречную полосу.
Совершить разворот на регулируемом перекрестке достаточно просто. Главное, что нужно сделать — дождаться разрешенного сигнала светофора. (Фото: Яндекс.Карты)
Нерегулируемый перекресток
В случае нерегулируемого перекрестка нужно также заранее подготовиться к маневру, включив левый указатель поворота и перестроившись в крайний левый ряд. Далее нужно пропустить встречный поток или дождаться, пока автомобили на встречке пропустят вас и дадут возможность развернуться.
Далее важно следить за перекрестным потоком, потому что оттуда может выехать «помеха справа», которую водитель, совершающих разворот, тоже обязан пропустить. Если на регулируемом перекрестке этот поток чаще всего остановлен светофором, то на нерегулируемом перекресток машины будут продолжать движение.
Разворот на перекрестке с разделительной полосой
В центре перекрестка часто можно увидеть разделительную полосу, иногда на центральном участке перекрестка даже устанавливают дополнительный светофор. Развернуться через разделительную полосу тоже можно. Важно обратить внимание на пересекаемую проезжую часть, и исходя из того, одностороннее ли там движение или нет, выбрать траекторию разворота.
Если разворот через разделительную полосу предусматривает пересечение встречного потока, то разворот должен быть совершен с большим радиусом и предоставлением права приоритетного проезда встречного потоку и «помехе справа». При этом важно совершить разворот после разделительной полосы, а никак не до нее, иначе автомобиль окажется на встречке. То есть полоса всегда должна быть слева от вас.
Это единственная ситуация, когда разворот по малому радиусу запрещен правилами дорожного движения.
Разворот на узком перекрестке
Чтобы правильно развернуться на узком перекрестке, нужно знать одно важное правило. Выворачивать руль до упора следует, когда середина перекрестка примерно проходит по задней оси автомобиля — тогда радиус разворота будет максимально удачный для маневра. Машина спокойно развернется, не заденет бордюр и не выедет на встречную полосу.
Чтобы правильно развернуться на узком перекрестке, нужно знать одно важное правило. Выворачивать руль до упора следует, когда середина перекрестка примерно проходит по задней оси автомобиля. (Фото: Яндекс.Карты)
Если водителю нужно развернуться на узкой дороге, то по ПДД он может войти в разворот с правого ряда. В этом случае важно следить, чтобы маневру не мешали машины и встречного, и попутного потоков. Но такая схема возможно только, если ширина дороги не позволяет выполнить разворот с крайнего левого положения.
Разворот на перекрестке с односторонним движением
Если проезжая часть пересекается с другой улицей с односторонним движением, то развернуться на ней можно. Правда если одностороннее движение осуществляется слева направо, то разворот, скорее всего, будет запрещен знаками. Если знаков нет, то развернуться тоже можно, но пропустив все встречные машины.
А вот если пересекаемый поток едет справа налево, то развернуться можно и вовсе без особого труда и даже с маленьким радиусом.
Если же вы находитесь на дороге с односторонним движением, то разворот на перекрестке невозможен (только поворот), так как ехать по ней обратно просто нельзя. Придется строить другой маршрут через прилегающие проезжие части.
Перекресток с трамвайными путями
На перекрестке с трамвайными путями могут быть установлены знаки приоритета для того или иного транспорта и соответствующие светофоры. Если ничего из вышеперечисленного нет, то право проезда всегда предоставляется рельсовому транспорту, то есть трамваю. Это самое важное, что нужно знать при развороте через трамвайные пути.
Разворот на перекрестке с трамвайными путями разрешен, если отсутствуют знаки запрета, и разметка позволяет совершить маневр. После того, как вы пропустили трамвай, встречные потоки и другой приоритетный транспорт, можно совершить разворот из крайней левой полосы, то есть с трамвайных путей попутного направления.
Разворот на перекрестке с круговым движением
Развернуться через круговое движение гораздо проще, чем кажется. Потому что на перекрестке с круговым движением не нужно выкручивать руль и разворачивать машину через потоки. Следует просто продолжать движение по кругу, пока автомобиль не доедет до нужного выезда.
На перекрестке с круговым движением не нужно выкручивать руль и разворачивать машину через потоки. Следует просто продолжать движение по кругу, пока автомобиль не доедет до нужного выезда. (Фото: Яндекс.Карты)
Нельзя совершать разворот до въезда на круг, потому что тогда автомобиль окажется на встречном направлении тех, кто едет по кругу. Если на круговом движении стоят знаки приоритета, нужно соблюдать их и пропускать автомобили из других потоком, только после этого можно проехать по кругу и вернуться на свою проезжую часть в обратном направлении.
Разворот на перекрестке с дополнительной секцией
Если вам нужно развернуться на светофоре с дополнительной секцией в виде стрелки, то это можно сделать, соблюдая ПДД. Сигналы светофора в дополнительной секции имеют такое же значение, что и сигналы основного, только их действие распространяется на определенное направление движения. Само наличие контурной стрелки предусматривает, что на светофорах перекрестка есть дополнительные секции.
Такой перекресток считается регулируемым. Движение разрешено на зеленый сигнал светофора, а если нужно развернуться, то это можно сделать, уступив дорогу встречному потоку, который завершает маневры и пропустив автомобили, которые едут на стрелку. Если стрелка горит для вашего направления, то можно развернуться из крайнего левого положения, даже если поворот налево разрешен с двух полос.
Так вы не пересечетесь с автомобилями, которые совершают поворот с крайнего левого ряда.
Где нельзя разворачиваться
В ПДД указаны все места, где разворачиваться нельзя. Запрещено делать это на зебре, пешеходном переходе, в тоннеле, на мостах, путепроводах, на эстакадах и под ними — во всех местах, где недостаточно видимости для безопасного маневра. Нельзя разворачиваться на остановках общественного транспорта, а также на протяжении 15 метров до и после места остановки.
Также разворот через сплошную линию разметки строго запрещен. Совершать маневр нельзя при запрещающем сигнале светофора или жесте регулировщика.
Существуют также специальные знаки запрета разворота. Обычно запрет обозначается знаком 3.19 «Разворот запрещен». Запрет заворота также действует при установленных разрешающих знаках, которые требуют двигаться в направлении, не совпадающем с разворотом. Например, знак 4.1.1 или 4.1.2, которые обозначают «Движение прямо» и «Движение направо». Также разворот запрещен в зоне действия знака 4.1.1 «Движение прямо и направо».
При этом знак 3.18.2 «Запрет поворота налево» никак не ограничивает возможность совершить в этом месте разворот.
Существуют также специальные знаки запрета разворота. Обычно запрет обозначается знаком 3.19 «Разворот запрещен». (Фото: Яндекс.Карты)
Штрафы за разворот на перекрестке
При развороте на перекрестке важно помнить несколько правил. Важно соблюдать действие знаков и разметки, выполнять требования светофоров и регулировщика, занять нужный ряд для разворота, пропустить машины, которые имеют преимущество, и выехать в сторону попутного направления, минуя встречку. Важным правилом является также оповещение других участников дорожного движения о своем маневре посредством поворотника.
Наказание за неправильный разворот на перекрестке предусмотрены статьей 12.13 КоАП РФ «Нарушение правил проезда перекрестков». Например, выезд на перекресток или пересечение проезжей части в случае затора карается штрафом в размере 1000 рублей. Такой же штраф грозит за отказ пропустит транспорт, имеющий преимущество проезда.
Предусмотрен штраф и за поворот или разворот без использования поворотника — он составляет 500 рублей. Такое же наказание грозит за поворот из другого ряда. Разворот на железнодорожном переезде, на мосту, а также в тоннеле, на эстакаде или под ней карается денежным штрафом в 500 рублей (ч.2 ст.12.14 КоАП). Также предусмотрен штраф за разворот в технологических разрывах автомагистрали — 2500 рублей.
Самое популярное нарушение во время разворота на перекрестке — нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, за это накажут на 1000-1500 рублей.
Если водитель развернулся на перекрестке и не пропустил пешеходов, который двигались на разрешенный сигнал, то он получит штраф 1500-2 500 рублей. Если при выполнении разворота на дороге машина выехала на полосу встречного движения или встречные трамвайные пути, то это можно квалифицировать по разным частям ст.12.15 КоАП. Наказанием может быть как денежный штраф на 1000, 1500 или 5000 рублей, так и лишение прав на полгода или на год при повторном нарушении.
Дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» на перекрестке
Один из самых распространенных, и одновременно, один из наиболее часто вызывающих споры и недопонимания дорожных знаков – это несомненно «Уступи дорогу». С одной стороны, все вроде бы просто: видишь знак, пропусти и проезжай. Но с другой, на практике возникает огромное число различных ситуаций, когда не удается однозначно трактовать требования этого знака.
Бывают случаи, когда и при использовании знака 2.4 пропустить должны не вы, а вас. Все законодательные и практические нюансы, связанные со знаком «Уступи дорогу», подробно разобрал «Юрист-консультант».
Что значит дорожный знак 2.4? Определение
Знак 2.4 «Уступите дорогу» – это, согласно ПДД России, знак приоритета, означающий необходимость пропустить транспорт, движущийся по пересекаемой дороге. При этом отдельно указано, что при наличии таблички 8.13 пропустить необходимо тех, кто движется по главной дороге.
На ситуацию с табличкой 8.13 необходимо обратить отдельное внимание. Мы еще вернемся к ней, когда будем говорить о том, кто и кого должен пропустить, пока же акцентируем внимание на самом факте: без таблички пропускаем всех, при наличии таблички – тех, кто на главной.
Дмитрий Константинович
Эксперт сайта «Юрист-консультант»
Иногда можно встретить информацию о некоей «родственности» знака 2.4 со знаком 2.5 «Движение без остановки запрещено». Говорят, что первый – это якобы «облегченная версия» второго. Возможно, какие-то общие черты можно обнаружить, но на наш взгляд, и особенно это касается неопытных водителей, осуществлять попытки такого сопоставления – это забивать себе голову ненужной информацией.
Есть знаки, есть их требования – требования нужно знать и выполнять. Остальное – лишняя и ненужная информация.
Еще один формальный момент. Официальное название знака по действующим законам имеет более уважительную форму «Уступите дорогу», но часто по привычке его называют по-простому «Уступи дорогу», а иногда и вовсе вспоминают недействующую много лет форму «Не создавай помех». Какое бы из этих словосочетаний не встречалось далее в тексте, надо понимать, что речь идет об одном и том же знаке 2.4 .
Как выглядит знак «Уступи дорогу»?
Не так много в ПДД РФ знаков, имеющих уникальную форму. «Уступите дорогу» — один из них. Это единственный знак, имеющий треугольную форму, но расположенный вершиной вниз. У знака красная окантовка (возможно в белой тонкой рамке) и белый фон.
Согласно положениям действующего ГОСТ Р 52290-2004, знак выглядит так:
Дорожный знак 2.4 — Уступите дорогу
Что касается аналогичных знаков в других странах, то отличаться они могут незначительно (как правило, наличием надписи), но все имеют одинаковую форму перевернутого треугольника.
Франция | |
США | |
Австралия | |
Великобритания | |
Индия |
Зачем и где устанавливается?
По российским правилам дорожного движения, знак «Уступите дорогу» указывает на необходимость пропустить транспорт, движущийся по пересекаемой проезжей части. Из этого вытекает однозначный параметр его установки – перед перекрестком.
При этом есть таблички, которые могут сопровождать знак 2.4 , значительно влияя на нормы его применения. Подчеркнем, речь идет именно о дополнительных элементах, т.е. при использовании «Уступи дорогу» без них, альтернативы нет – необходимо пропустить всех участников движения, находящихся на пересекаемых дорогах. Одновременно при наличии дополнительных указаний, ситуация может меняться.
Табличка 8.13 — Направление главной дороги
Речь идет о той самой табличке, которая упоминается в определении знака 2.4 , согласно которому необходимо пропустить всех тех, кто располагается на главной дороге.
Дмитрий Константинович
Эксперт сайта «Юрист-консультант»
Многие ошибочно полагают, что такая норма означает отсутствие необходимости пропускать транспорт, передвигающийся по второстепенной. Это не так. Приоритет движения по равнозначным второстепенным определяется прочими правилам, и в первую очередь помехой справа.
На указанном примере (картинка выше), вы обязаны пропустить автобус и легковушку справа, как находящихся на главной дороге, и не должны пропускать мотоцикл. Однако если смотреть на ситуацию глазами мотоциклиста, перед которым располагается аналогичный знак, то он должен пропустить всех, в том числе и вас, несмотря на нахождение на второстепенной, т.к. ваш автомобиль будет являться для него помехой справа.
Табличка 8.1.1 — Расстояние до объекта
Речь идет о стандартной табличке, указывающей расстояние до знака 2.4 . Тут главное понять, что сам знак, требование которого необходимо выполнять, находится непосредственно перед перекрестком и таблички 8.1.1 не имеет, а «Уступите дорогу» с такой табличкой всего лишь информирует о предстоящем перекрестке. Выполнять требование знака 2.4 с табличкой 8.1.1 не нужно.
Табличка 8.1.2 — Расстояние до объекта — Стоп
Несмотря на идентичность названий, речь идет о совершенно ином случае. Эта табличка может существовать исключительно вместе со знаком «Уступи дорогу» и, согласно ПДД РФ, обозначает, что через указанное расстояние находится – внимание! – знак 2.5 «Проезд без остановки запрещен».
Другими словами, впереди перекресток, остановка перед которым обязательна.
Соответственно и здесь можно говорить, что знак 2.4 с табличкой 8.1.2 – информационный, и не требует выполнения каких-либо действий в месте его расположения.
Зона действия знака 2.4 «Уступите дорогу»
Знак «Уступи дорогу», непосредственно указывающий на необходимость пропустить другой транспорт, не имеет знака или условий, отменяющих его действие (за исключением противоречащих сигналов светофора или регулировщика, о которых поговорим отдельно). Следовательно, действует знак 2.4 исключительно в пределах перекрестка, перед которым установлен – термин зона действия для него неактуален.
Правила выезда со второстепенной дороги
Главные правила мы уже так или иначе затрагивали, причем неоднократно. Однако есть и отдельные условия, связанные с сопутствующими факторами. Вспомним главное:
- Знак 2.4 без табличек. Правило максимально простое – пропустить необходимо всех, кому вы можете создавать препятствие движению (не относится к двигающимся в одном с вами направлению).
- Знак 2.4 с табличкой 8.13 . В этом случае пропускают транспорт, находящийся на главной дороге, разъезжаться с машинами на второстепенной необходимо в соответствии с другими правилами дорожного движения.
А далее рассмотрим ситуации, созданные дополнительными условиями.
Приоритеты: регулировщик, светофор, знак, разметка
Здесь ситуация достаточно стандартна. Общий для всех случаев перечень приоритетов (при противоречии разных указателей друг другу) работает и в данном случае:
- При наличии регулировщика, все выполняют его требования, игнорируя противоречащие. Если регулировщика нет, то:
- Преимущество получают сигналы светофора. Если светофора нет или он не работает / моргает желтым, то:
- Исполняются требования дорожных знаков (в первую очередь временных, если они есть), в том числе и 2.4 , если нет и знаков, или их не видно, то:
- Выполняется требование разметки.
Что делать, если нет или не видно ничего? Вспомним п.13.13 ПДД РФ – если невозможно определить покрытие, а знаков приоритета нет, следует считать, что находишься на второстепенной дороге.
Дмитрий Константинович
Эксперт сайта «Юрист-консультант»
Не стоит забывать и про п.3.2 ПДД, устанавливающее неоспоримое преимущество ТС с проблесковыми маячками, а также о том, что всегда надо уступать пешеходу. Есть свои правила и при отдании предпочтения в движении трамваю.
На круговом перекрестке
До недавнего времени проезд кругового перекрестка осуществлялся по правилам «правой руки», но при наличии знака 2.4 приоритеты могли меняться. Однако по действующим сейчас нормам, знак 4.3 «Круговое движение» обозначает круговой перекресток, движение по которому регулируется п.13.11(1) ПДД РФ (иногда его обозначают как п.13.11.1), в соответствии с которым, преимущество всегда имеют те, кто уже находится на перекрестке.
Соответственно, отдельной установки знака 2.4 перед круговым движением более не нужно. Знак 4.3 , по умолчанию, требует уступить дорогу всем участникам движения, находящимся на перекрестке.
Где необходимо остановиться перед знаком 2.4 «Уступите дорогу»?
Для определения места остановки, необходимо следовать следующему правилу:
При отсутствии какой-либо разметки, остановиться необходимо до начала дорожного полотна, пересекающего движение. Точных параметров тут нет, главное не выехать на пересекаемую, если по ней двигаются другие ТС.
Перекресток может иметь разметку 1.13 , которую порой ошибочно называют «Уступи дорогу». Эта разметка действительно нередко соседствует со знаком 2.4 , и в этом случае требует остановки до ее линии. Однако на самом деле разметка не привязана только к знаку «Уступи дорогу», и может применяться и без него.
Это важно при решении некоторых спорных моментов, о которых скажем далее.
Кроме разметки 1.13 , перед ней может использоваться и разметка 1.20 – предупреждение о приближении к разметке 1.13. Выглядит это так:
Может ли использоваться знак 2.4 со стоп-линией или знаком 6.16?
В отличие от обозначенной выше разметки 1.13 , которая не привязана правилами к какому-либо знаку или обстоятельству (хоть на практике наиболее часто соседствует именно с «Уступите дорогу»), стоп-линия (разметка 1.12 ) по ПДД указывает на место остановки по знаку СТОП или светофору, а знак 6.16 (стоп-линия) – для светофора или регулировщика.
Соответственно «Уступи дорогу» может соседствовать на перекрестке со стоп-линиями (разметка 1.12 и/или знак 6.16 ), но только в случае наличия регулировщика, светофора и/или знака 2.5 «Проезд без остановки запрещен».
Дмитрий Константинович
Эксперт сайта «Юрист-консультант»
Иногда возникают сложности в определении правила проезда, если разметка 1.13 присутствует, а знаков, в том числе и 2.4 , нет. Нужно ли считать, что разметка устанавливает аналогичные знаку 2.4 требования? Мы неслучайно выше указали на ошибочность названия данной разметки в некоторых источниках, называющих ее «Уступи дорогу».
Такого наименования в ПДД РФ нет, а есть указание на место необходимой остановки, чтобы пропустить ТС, двигающиеся по пересекающей дороге.
Соответственно, разметка 1.13 не является заменой знака 2.4 , а движение на таком перекрестке будет регулироваться другими правилами дорожного-движения.
Штрафы за нарушение проезда
Наиболее широко применимой нормой в подобных случаях является ч.2 ст.12.13 КоАП РФ – штраф 1000 рублей за отказ уступить дорогу транспорту, имеющему преимущество. Однако вместе с этим могут быть нарушены и другие правила, тогда штрафные санкции подразумевают и другие типы наказаний.
Стоит отметить, нередко встречается информация, что применено здесь может быть и правило об «опасной езде». Указывается даже статья 12.38 КоАП РФ, по которой якобы будет назначен штраф. Действительно в ПДД введено положение, запрещающее опасную езду, под определение которой может теоретически попасть и рассматриваемое нарушение. Однако никакой статьи 12.38 в КоАП пока не существует.
Она есть лишь в законопроекте, который на момент публикации данного материале еще не принят.
Тест для лучшего понимания
Все, кто считает, что уже разобрался с вопросами знака «Уступи дорогу», могут проверить себя в несложном тесте:
Что означает знак 2.4 вместе с табличкой 8.1.2, как это изображено на картинке?
- Что через 250 метров будет еще один знак «Уступи дорогу» Неверно, данное сочетание знака и таблички означает расположение впереди перекрестка со знаком 2.5 СТОП.
- Что через 250 метров будет знак «Проезд без остановки запрещен» Верно, это сочетание «Уступи дорогу» и таблички 8.1.2 говорит, что через указанное расстояние будет перекресток со знаком 2.5 СТОП.
- Что впереди глухой поворот, и нужно пропустить всех, кто оттуда выезжает Неверно, ни данный знак, ни табличка не имеют никакого отношения к повороту.
Вы собираетесь свернуть налево, где должно быть место остановки для пропуска ТС справа?
- Перед перекрестком у разметки 1.13 Верно, данная разметка, при наличии знака 2.4, как раз и указывает на линию остановки (при необходимости).
- Там, где я не буду мешать проезду других транспортных средств Неверно, при наличии разметки и знака «Уступите дорогу», остановка должна осуществляться по линии разметки.
- В любом месте до прерывистой разметки в центре проезжей части Неверно, остановка, если она необходима, должна осуществляться на специальной разметки 1.13.
В ваших планах поворот налево. В какой последовательности должны проехать участники движения?
- Необходимо пропустить всех, и только потом двигаться самому Неверно, знак 2.4 с табличкой 1.13 говорит о том, что пропустить надо только тех, кто на главной, а далее по ПДД. Для мотоцикла вы – помеха справа, он должен вас пропустить.
- Сначала мотоцикл, т.к. он единственный едет прямо, потом те, кто на главной, потом вы Неверно, знак 2.4 с табличкой 1.13 означает, что и вы, и мотоцикл должны пропустить тех кто на главной. Далее проезжаете вы, т.к. являетесь для мотоциклиста помехой справа. Мотоцикл проезжает последним.
- Автобус, легковая справа, вы, мотоцикл Верно, автобус и легковая находятся на главное дороге, причем автобус остается на ней, поэтому проезжает первым. После легковой можете проезжать вы, т.к. находитесь с мотоциклом на равнозначных второстепенных, но являетесь для него помехой справа.
Вам нужно повернуть налево, кого необходимо пропустить?
- Тех, кто на главной, а потом осуществить проезд Неверно, после проезда тех, кто на главной, преимущество у легкового авто, т.к. оно является для вас помехой справа.
- Всех Верно, сначала проедут те, кто на главной дороге, потом правая легковушка (создающая для вас помеху справа), и только потом вы.
Вы собираетесь повернуть налево, надо ли пропускать грузовик?
- Нет Верно, линии ваших движений не пересекаются, а значить вы оба одновременно можете осуществлять необходимое движение.
- Да, ведь он на главной Неверно, вы не мешаете друг другу, и можете двигаться одновременно.
- Да, ведь у меня знак «Уступи дорогу», и я должен остановиться Неверно, знак 2.4 не требует обязательной остановки, а только если она необходима. В данном случае и вы, и грузовик можете продолжить движение не создавая друг другу помех.
Вам нужно вправо, кого Вы должны пропустить перед проездом?
- Никого, знака «Уступи дорогу» нет, а я для них помеха справа Неверно, п. 13.11.1 ПДД РФ устанавливает, что на круговом перекрестке преимущество у тех, кто уже находится на нем.
- Только мотоцикл, т.к. Газель едет в другом ряду, и не создает мне помех Неверно, правила однозначно требуют уступить всем, кто уже на кругу. На практике такой проезд (пропустив только мотоцикл) возможен, но формальные основания для регистрации нарушения существуют.
- Всех, и только потом двигаться самому Верно, п.13.11.1 ПДД отдает преимущество в движении тем, кто уже находится на кругу.
В ваших планах свернуть налево. Укажите очередность проезда перекрестка?
- Автобус, вы, грузовик Неверно, грузовик так же находится на главной, о чем говорит знак «Уступи дорогу». Вы должны пропустить всех.
- Грузовик, вы, автобус Неверно, вы должны пропустить всех участников движения.
- Автобус, грузовик, вы Верно, автобус на главной и движется вперед. Далее грузовик, т.к. он так же находится на главной, что обозначено знаком 2.4. Только пропустив всех, вы можете проехать сам.
В завершении рассмотрим еще несколько расхожих вопросов и ответов на них, связанных с темой знака 2.4 «Уступи дорогу».
⚖️ Что означает требование уступить дорогу в ПДД?
Это означает, что транспортное средство при знаке «Уступи дорогу», снабженного табличкой 8.13 (направление главной дороги), обязано пропустить всех, кто находится на главной дороге, а также на других пересекаемых дорогах, если по ПДД РФ они имеют преимущество. Если знак «Уступите дорогу» установлен без каких-либо табличек, водитель обязан пропустить всех, находящихся на пересекаемой дороге.
⚖️ Нужно ли пропускать авто, выезжающее с дороги со знаком «Уступи дорогу»?
Если перед водителем знак 2.4 без каких-либо дополнительных табличек, то он обязан пропустить всех участников движения, находящихся на пересекаемых дорогах, какие бы маневры они не выполняли. Однако вы должны руководствоваться знаками / разметкой своей полосы движения, т.к. не можете использовать для движения знаки другого (особенной встречного) направления, находящиеся к вам тыльной стороной.
⚖️ Кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении на трехполосной дороге: с крайнего правого в средний и левого в средний ряд?
Если речь о движении в одном направлении, то преимущество у того, кто движется прямо (не перестраиваясь), при одновременном перестроении – у того, кто находится справа.
⚖️ Можно ли подать в суд на привлечение к ответственности водителя, не уступившего дорогу?
Все, что невозможно решить во внесудебном порядке, может быть решено в суде. Вопрос лишь в целесообразности и эффективности предпринимаемой меры. Если речь о ДТП, и страховая виновного не выплачивает деньги или виновный не застрахован вовсе, судебное решение может стать выходом.
⚖️ Кто должен уступать дорогу, если светофор разрешает движение со второстепенной дороги?
Если речь о зеленом прямо, то не имеет значение на какой дороге вы находитесь – преимущество движения у вас. Однако если речь о зеленой стрелке, то по действующим сейчас правилам, при одновременно горящем красном прямо, поворачивать под стрелку можно только убедившись в отсутствии помех вашему движению, т.е. пропустив всех, находящихся на пересекаемой дороге.
⚖️ Кто виноват в ДТП, если машина с второстепенной дороги не уступила дорогу едущему по главной?
Если других обстоятельств нет, то преимущество у того, кто ехал по главной, соответственно виноватым будет двигающийся по второстепенной. Но на деле есть масса нюансов, которые могут в корне менять ситуацию. Например, наличие регулировщика, светофора, знаков и многое другое.
Не так прост знак 2.4 , как могло показаться. Применение «Уступите дорогу» может привести к ситуациям очень сложным и запутанным. Если в результате вы оказались не в состоянии решить возникшие вопросы самостоятельно, обратитесь за помощью к профессиональным адвокатам.
Автоюристы с радостью помогут – для связи с ними отправьте электронное сообщение через специальную форму на сайте, или позвоните по указанному телефону.
Знак «Направление главной дороги»: повороты, перекрёстки
Поворот с главной дороги, которая меняет направление на переcечении улиц, очень часто вызывает споры, по поводу того, как передвигаться по этому участку. К тому же на неравнозначных перекрёстках фиксируется довольно много нарушений и столкновений. В статье детально разобраны особенности движения такими отрезками дороги.
- Главная дорога меняет направление
- Поворот налево
- Поворот направо
Главная дорога меняет направление
На перекрёстке главная дорога не всегда продолжается прямо — она может изменить направление, повернув вправо или налево. Описываемую ситуацию регулирует п. 13.10 ПДД.
Согласно ему, машины, движущиеся по главной магистрали, и авто, передвигающиеся по второстепенной, должны придерживаться правил проезда пересечения равнозначных магистралей. О том, что главная трасса меняет направление, предупреждает знак «Главная дорога» в сочетании с табличкой «Направление главной дороги».Знаете ли вы? Среднестатистический автомобиль состоит из 30 тыс. деталей.
Поворот налево
На то, что главная магистраль после пересечения трасс уходит влево, указывает, установленная под знаком «Главная дорога», табличка «Направление главной дороги», на которой жирным нарисован изгиб трассы. При повороте налево машина, двигающаяся по главной, имеет преимущество и должна быть пропущена всеми другими ТС.
Такое же правило действует для автотранспорта, который будет двигаться прямо или направо. Единственный манёвр, требующий уступить путь другим в этой ситуации, — это разворот. Если после его выполнения с правой стороны окажется ТС, то его по правилам необходимо пропустить.
Важно! Нарушение правил, которое заключается в невыполнении требования уступить путь автотранспорту, имеющему преимущество проезда по перекрёстку, грозит наложением штрафа от 100 до 1 тыс. руб. (ст. 12.13 КоАП).
Поворот направо
Перед поворотом главной улицы вправо устанавливается комбинация двух знаков, обозначающих главную дорогу и её направление — на белом квадрате отмечен перекрёсток с выделенным жирным участком, уходящим в правую сторону. Таким образом, если авто двигается по главной и на перекрёстке собирается повернуть вправо, то оно имеет приоритет и пропускать никого не должно. В данной ситуации только в этом направлении никому не придётся уступать.
Проезд во всех остальных направлениях в этом случае регулирует п. 13.11 ПДД. В нём прописано, что при переезде пересечения трасс действует «правило правой руки». Это правило гласит, что пропуск осуществляет тот водитель, у которого движущийся по перекрёстку объект находится с правой стороны.
Если машине необходимо двигаться прямо по пересечению улиц, то ей следует осуществить пропуск всего транспорта, который двигается с правой стороны. Если водителю необходимо осуществить манёвр в левую сторону, то ему также следует уступить путь всем ТС, двигающимся справа.
Так же стоит поступить и при развороте.Важно! При подъезде к пересечению улиц рекомендуется сбавить скорость и убедиться, что авто действительно пропускают.
Перед перекрёстком установлен знак «Главная дорога»
Если указанный знак в виде жёлтого ромба на белом фоне устанавливается в начале перекрёстка и под ним больше нет уточняющих табличек, это означает, что главная магистраль проходит через пересечение прямо. Зона действия указателя распространяется до следующего знака, указывающего на конец главной дороги — жёлтый ромб перечёркнут тремя тонкими линиями.
Автомобили, которые двигаются по главной, на перекрёстке имеют преимущество, и должны быть пропущены транспортом, осуществляющим движение по второстепенным трассам. Если перед пересечением улиц установлен знак, указывающий на окончание главной дороги, то перекрёсток считается равнозначным. При установке знака «Главная дорога» перед перекрёстком одновременно со светофором ориентироваться в первую очередь необходимо на световой указатель.
Если знак установлен вне населённого пункта, то это значит, что на трассе запрещены остановки.
Рекомендуем для прочтения:
- Дорожные знаки и их значение: виды и разновидности, история
- Знак «Обгон запрещён»: ответственность водителя, штрафы и спорные ситуации
- Предусмотренный штраф за проезд на красный свет в 2018 году
- Жёлтая разметка на дороге: что означает
Перед перекрёстком установлен знак «Уступи дорогу»
Указанный знак выглядит как белый треугольник, размещённый верхушкой вниз и обрамлённый красной каймой. Перед перекрёстком он размещается для того, чтобы установить очерёдность проезда машин, двигающихся наперерез, обратить внимание водителей на то, что они должны притормозить, пропустить машины, движущиеся по главной полосе, не создавать помех для транспорта, который имеет приоритет при переезде.
Знак не имеет зоны действия. Он относится лишь к одному конкретному перекрёстку, на котором установлен. После проезда этого участка, авто может двигаться в обычном режиме.
При установке рабочего светофора на пересечении улиц ориентироваться следует на него, а не на знак.
Таким образом, при выезде на пересечение трасс необходимо обращать внимание на знаки, которые находятся перед ним и действовать в соответствии с ПДД.