Как законно не платить за вывоз мусора

Не так давно власти приняли закон, который обязует платить жителей всех городов и посёлков РФ за вывоз мусора. Сумма рассчитывается в зависимости от количества прописанных в доме людей. При этом многие столкнулись с той проблемой, что имея недвижимость, но по факту не проживая на ее территории, собственники вынуждены все равно оплачивать вывоз несуществующего мусора.

Что же делать в таком случае?

Мусор возле домов

Законные основания для отказа от вывоза ТБО

Для решения этого вопроса существует Статья 450 Гражданского кодекса РФ, согласно которой внести изменения или расторгнуть договор можно по соглашению сторон. Также существует возможность решить проблему в одностороннем порядке, обратившись для этого в суд. Однако стоит учесть, что договор может быть расторгнут посредством судебных разбирательств только в том случае, если предоставляющая услуги компании существенно нарушила его условия с причинением определенного ущерба второй стороне.

Кроме того, перед тем как подавать судебный иск, необходимо удостовериться в том, что имеется отказ другой стороны на расторжение договора. Принимается к рассмотрению и отсутствие какого-либо ответа по оставленному запросу. И несмотря на то, что в договоре указаны условия двустороннего сотрудничества, вы имеете полное право на односторонний отказ.

Также можно официально оформить перерасчет оплаты мусороуборочных услуг.

Это можно сделать тремя способами. В первом случае уточняют количество проживающих. Если оно изменилось в большую либо в меньшую сторону, то компания пересчитывает стоимость оплаты.

Во втором случае вы можете запросить пересчет, если вас не было по месту жительства более пяти дней и для подтверждения своих данных у вас имеется соответствующий документ. Последний вариант заключается в доказательстве того, что в данном объекте вообще нет проживающих. Для этого также придётся предоставить соответствующие документы и подтвердить факт собственного отсутствия.

Мусоровоз высыпает мусор из контейнера

Возможные трудности

Трудности могут возникнуть и в случае недобросовестного отношения обслуживающей компании. Так, изучив запрос, вам могут ответить, что не имеет значения, какое количество человек проживает по вашему адресу, ведь на бумагах числится собственник, на основании чего и производится начисление ежемесячной суммы.

Также в маленьких населённых пунктах есть тенденция, согласно которой мусорные баки вообще не устанавливаются.

Однако квитанции все равно приходят, а мусороуборочная компания трактует это следующим образом: специальная машина раз в неделю проезжает по каждой из улиц и собирает мусор. В таком случае не стоит реагировать на подобные заявления, продолжая искать пути решения для расторжения договора с обслуживающей компанией в рамках правового поля.

Женщина выбрасывает мусор в контейнер

Пакет документов и алгоритм действий

Чтобы подтвердить, что вы не проживаете на территории своей собственности, можно предоставить расчетные квитанции за электроэнергию. То есть для расторжения договора вам понадобится документ удостоверяющий личность, право собственности на жильё и квитанции по оплате электроэнергии с выпиской по лицевому счёту, где будет указано ежемесячное потребление электроэнергии, равное нулю.

После того как удастся собрать весь пакет документов, необходимо отправить соответствующий запрос на расторжение договора и возврат средств, если таковые уплачивались вхолостую, на физический адрес мусороуборочной компании.

Если учреждение откажется от удовлетворения этой просьбы или не даст ответа, то вы имеете полное право обращаться в арбитражный суд. Однако если в ходе судебных разбирательств вдруг выяснится, что мусороуборочная компания понесла какие-то расходы, то при расторжении договора вам потребуется их возместить.

Квитанции и деньги

Несмотря на то, что услуги по вывозу мусора не самые дорогостоящие, никто не обязаны платить даже 150 руб. в месяц, если компания не выполняет никаких условий по договору. Поэтому лучше не полениться и отказаться от предоставляемых услуг, ведь процедура расторжения договора не такая уж сложная и затратная по времени.

(12 оценок, среднее: 3,58 из 5)

КС поcчитал, что отсутствие проживающего – не повод не платить за обращение с ТКО

Один из адвокатов указал, что вопрос об определении размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассматривался Верховным Судом, который признал законным принятие органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги исходя из общей площади жилого помещения. Вторая отметила, что довод Конституционного Суда о возможности перерасчета услуги, рассчитанной исходя из площади помещения, в российских реалиях не находит подтверждения, поскольку в законодательстве отсутствует прямое указание на то, каким образом производится перерасчет платы в случае начисления исходя из площади помещения собственника.

Конституционный Суд опубликовал Определение № 3212-О от 5 декабря, которым отказал заявителю в принятии жалобы на обязательность уплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, даже если в квартире никто не живет и не выбрасывает мусор.

Спор из-за мусора, которого не было

Сергей Гусаров является собственником квартиры в многоквартирном доме в г. Балашихе Московской области. В квартире никто не зарегистрирован и не проживает, а местом постоянного жительства и регистрации Гусарова является иная квартира в том же городе. В связи с этим Сергей Гусаров обратился в ООО «Хартия» (филиал «Подмосковный»), являющееся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, но получил отказ.

Мировой судья 1-го судебного участка Балашихинского судебного района Московской области отказал заявителю в удовлетворении ряда исковых требований к региональному оператору по обращению с ТКО, в том числе о взыскании денежных средств, внесенных в качестве платы за коммунальную услугу за период с 1 января 2019 г. по 1 марта 2021 г., и о компенсации морального вреда. При этом суд указал, что на территории Московской области расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО для собственников и пользователей жилых помещений в МКД осуществляется исходя из общей площади жилого помещения, а не исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих там; действующее же законодательство не устанавливает порядок перерасчета указанной платы в случаях, когда она исчисляется исходя из общей площади жилого помещения. Балашихинский городской суд и Первый кассационный суд общей юрисдикции оставили решение без изменений.

Кроме того, суд кассационной инстанции отметил, что неиспользование Сергеем Гусаровым жилого помещения не подпадает под понятие «временное отсутствие потребителя», применяемое в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) для целей перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, и – притом что ни Правилами, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен порядок перерасчета размера платы за коммунальную услугу, которую обязаны оплачивать собственники помещений, где не проживает ни один потребитель, – не является основанием для освобождения заявителя от оплаты коммунальной услуги.

Кассационная жалоба Сергея Гусарова в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда была возвращена без рассмотрения по существу, поскольку она подана на судебные акты, не подлежащие обжалованию в соответствующем порядке, о чем он уведомлен письмом работника аппарата этого Суда от 31 мая.

Обращение в Конституционный Суд

В жалобе в КС Сергей Гусаров просил признать неконституционным абз. 2 п. 148.30, абз. 2 п. 148.31 Правил, формулы 9.2 и 9.8 приложения № 2 к Правилам.

Он также попросил признать неконституционными раздел 10 «Домовладения» Нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 1 августа 2018 г. № 424-РМ (утратило силу с 1 октября 2021 г. в связи с принятием распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 1 октября 2021 г. № 1078-РМ), и раздел 2 «Домовладения» Нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20 сентября 2021 г. № 431-РВ.

Заявитель посчитал, что указанные нормативные положения не соответствуют Конституции, поскольку, определяя порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, они фактически вводят подлежащий уплате в пользу коммерческих организаций «дополнительный налог за кв. м» и исключают возможность перерасчета этой платы при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, а потому приводят к неравенству граждан, для которых плата за указанную коммунальную услугу устанавливается по различным принципам: исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении, либо исходя из общей площади жилого помещения.

Кроме того, Сергей Гусаров просил признать не соответствующим Конституции применение судами в его деле письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 18 января 2019 г. № 1156-ОД/06, в котором, в частности, отмечается, что в случае установления платы за услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения законодательством не установлен порядок перерасчета данной платы.

Не все оспоренные положения использовались в деле заявителя

КС заметил, что абз. 2 п. 148.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также формула 9.8 приложения № 2 к данным Правилам в деле заявителя судами не применялись и не могли быть применены, поскольку нормативные положения регламентируют отношения, связанные с расчетом размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную такой категории потребителей, как лица, проживающие в комнате (комнатах) в коммунальной квартире, к числу которых Гусаров не относится.

Еще по теме:  Как признать дом аварийным

Распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20 сентября 2021 г. № 431-РВ, применение которого судами в деле заявителя также не подтверждается, а равно и действовавшее на момент рассмотрения дела судом первой инстанции распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 1 августа 2018 г. № 424-РМ являются ведомственными нормативными правовыми актами субъекта РФ и в силу п. «а» ч. 4 ст. 125 Конституции, а также п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о Конституционном Суде не могут быть предметом конституционного контроля.

Письмо Минстроя от 18 января 2019 г. № 1156-ОД/06, представляющее собой ответ на обращение юридического лица, не является нормативным актом и также не может выступать предметом проверки Конституционного Суда, в полномочия которого не входит и оценка правильности применения судами данного письма в конкретном деле.

Регионы могут сами определять способ уплаты за обращение с ТКО

Отказывая в рассмотрении остальной части жалобы, Конституционный Суд указал, что коммунальная услуга по обращению с ТКО фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в МКД при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в таком доме с определенной периодичностью, обусловленной установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями, и независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент. Причем указанная услуга направлена не только на удовлетворение частных интересов собственников жилых помещений в таких домах в обеспечении сохранности принадлежащих им жилых помещений (создании комфортных условий для проживания в них), но и на достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и сохранению благоприятной окружающей среды, являющейся одним из важнейших условий обеспечения достойной жизни и свободного развития человека и устойчивого экономического роста страны.

Учитывая данное обстоятельство, а также невозможность установления как самого факта потребления коммунальной услуги по обращению с ТКО конкретным собственником или пользователем жилого помещения в МКД, так и точного объема такого индивидуального потребления (по крайней мере в современных условиях становления системы обращения с твердыми коммунальными отходами), в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам жилых помещений в МКД коммунальной услуги по обращению с ТКО и расчету платы за ее оказание должен быть положен подход, обусловливающий по общему правилу недопустимость полного освобождения собственников отдельных помещений в многоквартирном доме от оплаты данной коммунальной услуги. При этом, отметил Суд, сама по себе обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления, а в силу презумпции необходимости для собственника – причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением, – обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии многоквартирного дома в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды. Исчисление же размера платы за эту коммунальную услугу должно основываться на принципе равенства, который применительно к данной сфере отношений предполагает равный подход ко всем собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме при определении размера соответствующей платы.

КС добавил, что в соответствии с Правилами расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется по общему правилу исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО. При этом установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ либо органов местного самоуправления поселений или городских округов в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта РФ (абз. 15 ст.

6 Закона об отходах производства и потребления; п. 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 269).

Читайте также
КС признал право потребителя на перерасчет платы за вывоз мусора при временном отсутствии дома

Как разъяснил Суд, при таком перерасчете не имеет правоподтверждающего значения наличие у собственника и иных лиц регистрации в жилом помещении по месту жительства

06 декабря 2022 Новости

Между тем в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения № 2. При таком способе исчисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в основу расчета положено не количество граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, а иной параметр – общая площадь жилого помещения. В то же время формула 9.2 приложения № 2 к Правилам – так же, как и формула 9.1, – включает норматив накопления ТКО и цену на данную коммунальную услугу, определенную в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 4.1 Постановления Правительства РФ от 27 августа 2012 г. № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» органы государственной власти субъектов РФ вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абз. 2 п. 148.30 Правил в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ. При этом органы государственной власти субъектов РФ, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу в соответствии с абз.

1 п. 148.30 Правил, то есть исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении.

Приведенное правовое регулирование, наделяющее органы государственной власти субъектов РФ правом принятия решения об избрании иного – отличного от установленного правительством в качестве общего правила – способа расчета платы за коммунальную услугу, предоставляемую потребителям в жилых помещениях многоквартирных домов, а именно исходя из общей площади жилого помещения, не может рассматриваться как не согласующееся с конституционными предписаниями, поскольку предполагает, что принятие региональными органами государственной власти такого рода решения во всяком случае не должно осуществляться произвольно, без учета сложившейся в конкретном регионе ситуации в области обращения с отходами производства и потребления, уровня развития соответствующей инфраструктуры, сезонной и трудовой миграции населения, проживающего на соответствующей территории, и прочих объективных факторов (Определение КС от 12 июля № 1714-О/2022).

Читайте также
КС не стал рассматривать жалобу на норму, регулирующую расчет платы за обращение с ТКО

Суд отметил, что региональные органы государственной власти вправе принимать решения о выборе отличного от установленного Правительством РФ общего правила расчета платы за данную коммунальную услугу

01 августа 2022 Новости

Конституционный Суд запросил информацию у Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области. В ответе ведомства указывалось, что при принятии решения об установлении для такой категории объектов, как «домовладения» (в том числе для многоквартирных домов), в качестве расчетной единицы, в отношении которой устанавливается норматив накопления ТКО, 1 кв. м площади и тем самым исчислении платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения орган государственной власти Московской области опирался на необходимость недопущения существенного роста платы граждан за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая – до внесения изменений в правовое регулирование, предполагающих выделение данной услуги в качестве отдельной коммунальной услуги и введение нового порядка ее оказания, – фактически входила в состав платы за содержание жилого помещения, исчисляемой также исходя из общей площади такого помещения.

Предусмотренный же абз. 2 п. 148.30 Правил во взаимосвязи с формулой 9.2 приложения № 2 к Правилам способ расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, основанный на применении такого объективного параметра, как общая площадь жилого помещения, и утвержденного в установленном порядке норматива накопления ТКО, учитывает специфику данной коммунальной услуги, исключающую возможность точного установления как факта, так и объема ее индивидуального потребления, и – сообразно конституционному принципу равенства – призван обеспечить равный подход ко всем собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома при исчислении размера соответствующей платы, а также баланс интересов потребителей и исполнителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который, в свою очередь, является необходимым условием бесперебойного функционирования формирующейся системы обращения с твердыми коммунальными отходами.

Еще по теме:  Как перевести СНТ в ИЖС

При этом оспариваемый абз. 2 п. 148.30 Правил во взаимосвязи с формулой 9.2 приложения № 2 к Правилам не регулирует отношений, связанных с перерасчетом платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, и потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя.

Конституционный Суд отметил, что порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении установлен разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Включенные в него нормы – в силу п. 148.44 Правил – подлежат применению и при перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО при временном, то есть более пяти полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении. Кроме того, право потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами, изменения размера платы за эту коммунальную услугу (в частности, за период его временного отсутствия в занимаемом жилом помещении) прямо предусмотрено и подп. «д» п. 148.24 Правил.

Данные положения, действуя в нормативной связи с ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса, устанавливающей саму возможность перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг в случае временного отсутствия граждан в жилом помещении, а также п. 86, 90 и 91 Правил, предусматривающими порядок такого перерасчета, и п. 88 Правил, исключающим перерасчет в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, принципиально не препятствуют проведению перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отношении потребителя, которым соблюден нормативно установленный порядок обращения за перерасчетом и представлены документы, подтверждающие факт его временного отсутствия в жилом помещении и продолжительность такого отсутствия, а также не связывают возможность перерасчета указанной платы с определенным способом ее исчисления.

Решение же вопроса о предоставлении заявителю, не проживающему в принадлежащем ему жилом помещении, на основании приведенных положений права на перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО фактически предполагало бы проверку законности и обоснованности решений, вынесенных судами по существу спора, что не относится к полномочиям Конституционного Суда, указывается в документе.

Механизма возврата платы за коммунальную услугу нет

Адвокат, управляющий партнер ZHAROV GROUP Евгений Жаров отметил, что вопрос об определении размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО ранее также рассматривался Верховным Судом. В Решении от 22 июля 2020 г. по делу № АКПИ20-254 высшая инстанция признала законным принятие органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги исходя из общей площади жилого помещения.

«Довольно часто Конституционный Суд в определениях об отказе в принятии жалоб к рассмотрению высказывает важные правовые позиции, которые определяют дальнейшее направление судебной практики, а также для развития законодательства. В п. 3.1 определения Конституционный Суд напомнил об общественно значимых целях по предотвращению вредного воздействия ТКО на здоровье человека и сохранению благоприятной окружающей среды, являющейся одним из важнейших условий обеспечения достойной жизни, свободного развития человека и устойчивого экономического роста страны. Несомненно, в современном мире городские жители оставляют немалый экологический след в окружающей среде. Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде являются одним из основных принципов охраны окружающей среды.

Позиция Конституционного Суда отвечает современным тенденциям развития экологического права», – указал Евгений Жаров.

Адвокат КА Новосибирской области «Бойко и партнеры» Светлана Немчинова выделила основополагающие подходы, на которые указал КС:

  • собственник не может быть освобожден в полном объеме от несения расходов по оплате коммунальных услуг, при этом при временном отсутствии и непользовании услугой должен быть произведен перерасчет платы;
  • специфика такой услуги, как обращение с твердыми коммунальными отходами, не предполагает индивидуальный учет ТКО конкретного собственника, услуга оказывается комплексно всему домовладению, исходя из сложившейся в России практики складирования отходов в едином приемнике, при которой невозможно установить ни факт потребления такой услуги, ни объем индивидуального потребления;
  • такая услуга направлена не только на удовлетворение частных интересов индивидуального собственника, но и на достижение общественно значимых целей по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к содержанию соответствующих территорий, недопущение и предотвращение вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и сохранению благоприятной окружающей среды как одного из важнейших условий обеспечения достойной жизни, свободного развития человека и устойчивого экономического роста всей страны в целом.

«Вместе с тем, учитывая указанные подходы, думаю, заслуживают внимания доводы заявителя, поскольку обращение с ТКО является коммунальной услугой, и при отсутствии возможности пользоваться данной услугой должен быть произведен перерасчет. Ведь согласно понятию, данному в Законе об отходах производства и потребления, твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, что, несомненно, приводит к логичному выводу о том, что в случае если физическое лицо не находится в жилом помещении, то и отходов не образует, следовательно, услуга физическому лицу не оказывается. У собственника возникает справедливый вопрос: почему он должен ее оплачивать?» – указывает адвокат.

Светлана Немчинова отметила, что довод суда о возможности перерасчета данной услуги, рассчитанной исходя из площади помещения, в российских реалиях не находит своего подтверждения. «Проблема начисления платы и, соответственно, проведение перерасчета услуги актуальны. Граждане обращаются в управляющие компании, но получают отказ в перерасчете в связи с отсутствием правового регулирования: в законодательстве отсутствует прямое указание на то, каким образом производится перерасчет платы в случае начисления исходя из площади помещения собственника», – обратила внимание она.

По мнению адвоката, противоречия возникают ввиду несовершенства правового регулирования по данному вопросу, исходя из особенностей и специфики коммунальной услуги, заключающейся в решении не только частного, но и общего интереса граждан в благоприятном общежитии, невозможности определения объема индивидуального потребления коммунальной услуги. И хотя законодатель разрабатывает и применяет различные способы расчета размера платы, которые могут наиболее точно учесть размер платы и обеспечить баланс интересов сторон, – исходя из количества проживающих, от площади помещений, от объема вывезенных отходов, однако в настоящее время имеет место правовая неопределенность.

Светлана Немчинова видит решение проблемы в учете индивидуального потребления каждым потребителем такой услуги, как обращение с ТКО, которая позволит наиболее точно определить объем оказанной услуги каждому потребителю и произвести перерасчет неоказанной услуги. Второй вариант – законодатель примет решение о разделении платы по обращению с ТКО на две составляющие: коммунальная услуга начисляется всем собственникам помещений в целях соблюдения баланса интересов общества по проживанию в благоприятной среде либо начисляется только собственникам, фактически проживающим и пользующимся услугой.

Кто должен платить за вывоз мусора, какие льготы и кто освобожден от уплаты?

В 2019 году счет за коммунальные услуги увеличился за счет оплаты за обращение отходов. Вместе с этим произошли и другие изменения, которые коснулись порядка оплаты. Например, если раньше она начислялась из расчета квадратных метров, то теперь учитывается количество жильцов.

В связи с этим некоторые категории граждан интересуются, в каких случаях им платить нужно, а в каких нет.

Кто должен платить за вывоз мусора: собственник или арендатор?

Кто должен платить за вывоз мусора: собственник или арендатор?

Ответ на этот вопрос можно найти в Постановлении российского правительства от 12.11.2016 №1156. В нем указано, что в зданиях, строениях и других нежилых помещениях обязанность заключать договор с региональным оператором на вывоз мусора лежит на собственнике. Альтернатива – лицо, официально представляющее интересы владельца.

На практике реализовать заключение соглашения арендатора с оператором может быть затруднительным. Например, если в здании 200 офисов, и каждый сдан отдельному лицу, вместо одного договора на обращение отходов придется заключать 200.

Должны ли ИП платить за вывоз мусора?

Как и на остальных физических или юридических лиц, на ИП лежит обязанность по вывозу и утилизации мусора. Предприниматель может это делать самостоятельно, если речь о неопасных твердых бытовых отходах (ТБО), или через регионального оператора ТКО, заключив с ним договор.

Для справки! За отсутствие договора с оператором ИП может привлекаться к административной ответственности по ст.6.3. КоАП РФ, деятельность предприятия в некоторых случаях приостанавливается на срок до 3 месяцев.

Тарифы для ИП на обращение отходов коммерческие. Если предприниматель лично занимается вывозом ТБО, он обязан вести бухгалтерскую документацию для отчетности. Оно предъявляется при проверках контролирующих органов, в частности инспектору Роспотребнадзора.

Еще по теме:  Как продлить сертификат врача медсестры

Должны ли дачники платить за вывоз мусора?

Алгоритм вывоза мусора в частном секторе по закону

Однозначно должны. Несмотря на то, что по факту дачники не проживают постоянно на своих участках, не прописаны в них, бывают наездами, они обязаны оплачивать вывоз мусора. При этом для них действует пониженный тариф, который составляет 300-500 р. в год, в зависимости от региона.

Дачники могут провести перерасчет по месту регистрации на том основании, что часть оплаты за вывоз мусора, который они образуют, они уплатили на даче. Перерасчет проводится персонально в отношении одного члена семьи, на которого зарегистрирован загородный участок. Для остальных он остается неизменным.

Льготные категории

Те лица, которым положены льготы, смогут платить меньше за вывоз мусора. Поскольку эта оплата включена в коммунальные услуги, льгота начисляется автоматически на всю сумму оплаты.

К льготным категориям относятся:

  1. Семьи с тремя детьми и более (многодетные);
  2. Инвалиды первых двух групп;
  3. Ветераны ВОВ, труда;
  4. Участники боевых действий;
  5. Лица, прошедшие блокаду Ленинграда;
  6. Пострадавшие от политических репрессий.

Льготы предоставляются как персональные, так и на членов семей, в зависимости от категории. Некоторые полностью освобождаются от уплаты за обращение отходов.

Должен ли пенсионер платить за мусор?

Как не платить за ТКО законно?

Лицам, вышедшим на пенсию, льготы на рассматриваемую услугу положены только в том случае, если они не работают. Тем, кому не исполнилось 70 лет, уплачивают 30% стоимости услуги. В возрасте от 70 до 80 лет – 50%, а с 80 лет освобождаются в полном объеме.

В некоторых регионах, как в Подмосковье, отменили требование относительно работы. Указанные льготы касаются всех пенсионеров, в том числе и работающих.

Должны ли многодетные платить за мусор?

В некоторых регионах, как например, в Тульской, Тверской областях, в Оренбурге и т.д. решением местных властей многодетные семьи освобождены от необходимости оплачивать услугу по обращению отходов. В целом тенденция направлена на то, чтобы в РФ полностью освободить такие семьи от оплаты вывоза мусора. Но пока для них по общему правилу действует льгота в 30%.

Должны ли дети платить за мусор?

Речь идет о том, что и на детей начисляется плата за обращение отходов. Есть предложение не делать этого на малолетних лиц, которым не исполнилось 14 лет. Но оппоненты указывают, что мусорят все.

А семьи с маленькими детьми образует ТБО даже больше, чем остальные.

Кто не должен платить за вывоз мусора?

Компенсация ЖКХ ветеранам труда

Как указано выше, пенсионеры в возрасте от 80 лет полностью освобождаются от уплаты за вывоз ТКО. Кроме того, в некоторых регионах пошли дальше и полностью освободили от этой обязанности следующие категории:

  1. Инвалидов первой группы;
  2. Ветеранов ВОВ;
  3. Многодетные семьи;
  4. Тружеников тыла,
  5. Лиц, пострадавших от репрессий, узников концлагерей;
  6. Лиц, переживших блокаду Ленинграда;
  7. Героев Советского Союза и Соцтруда;
  8. Полных кавалеров ордена Славы.

Льгота предоставляется им либо персонально, либо и на членов семьи, как в Новосибирской области. В любом случае информацию нужно уточнять по месту проживания.

Если насчитали больше проживающих, чем есть?

Какой закон регулирует перерасчет за вывоз мусора?

Очень важный вопрос, с которым пришлось столкнуться многим жильцам. Если раньше расчет велся по площади помещения, то с 1 января 2019 года – по количестве жильцов. Поэтому ранее прописанные или проживающие стали учитываться.

Данные региональному оператору подаются управляющей организацией, которая составляет акт о проживающих или зарегистрированных. При отсутствии тех или других, подается количество собственников помещения.

Чтобы снизить стоимость услуг, проживающим нужно доказать, что данные в акте не соответствуют действительности. Для этого подается заявление с подтверждающими документами. Это могут быть копии временной регистрации лица в другом регионе, договор на обучение в ином городе, справка с миграционного ведомства или с места службы.

Если не платить за вывоз мусора, что будет?

Вопрос о том, можно ли не платить за мусор, актуален с момента введения в действие мусорной реформы 2019. Связано с несовершенством самой системы начислений за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО), другими причинами. Чаще всего граждане не платят не только за эту услугу, но и за другие.

В результате растет задолженность перед разными организациями в общем, и перед региональными операторами в частности. Результатом могут стать финансовые и другие потери, вплоть до принудительного выселения из жилого помещения.

Почему люди перестали платить за вывоз мусора?

Если не платить за вывоз мусора, что будет? И можно ли не платить за мусор?

С января 2019 года россияне обнаружили, что счета за коммунальные услуги неожиданно повысились на несколько сотен рублей. Причина – изменились тарифы и формат расчета. В некоторых местах вместо площади квартиры стали учитывать количество прописанных лиц или собственников недвижимости.

При этом граждане не увидели никакой разницы между ситуацией с обращением ТКО до и после введения реформы. Основные жалобы:

  1. Отсутствует раздельный сбор ТКО;
  2. Вывозится мусор нерегулярно;
  3. Неправильно оборудованы площадки под контейнер;
  4. Собранные отходы вывозятся на стихийную свалку, расположенную неподалеку;
  5. Установленные тарифы и нормы на обращение с ТКО завышены, не соответствует действительности;
  6. В платежках указаны неверно площадь квартиры или дома, количество прописанных ,другие данные.

Некоторые из этих претензий выставляются необоснованно, например, обустройством площадки для контейнеров, ее содержание – прерогатива и обязанность коммунальных служб, а не регионального оператора. Поэтому жалобу нужно подавать в управляющую компанию, представителю товарищества собственников жилья или жилищного кооператива.

В итоге перед региональными операторами и специализированными компаниями у юридических лиц выросла задолженность до 2/3 от общего объема начислений, а у физических лиц – до трети.

Что будет, если не платить за вывоз мусора?

Что будет, если не платить за вывоз мусора?

В целом региональный оператор обязан забирать и вывозить мусор даже, если услуга не оплачивается. В противном случае его привлекут к административной ответственности, заставят заплатить штраф и вывезти мусор.

С другой стороны, физические и юридические лица обязаны:

  1. Заключать договор с региональными операторами на оказание услуг по обращению с ТКО;
  2. Своевременно оплачивать выставленные счета.

За нарушение этих обязанностей они могут привлекаться к административной ответственности по ст.8.2 КоАП. Максимальный штраф для общего случая – 2 т.р. Органы местной власти могут усилить наказание.

Так, в Московской области такой штраф составляет 5 т.р.

Тяжелее придется субъектам хозяйственной деятельности. За аналогичный проступок ИП заплатит не более 50 т.р., а юридической лицо – до 250 т.р. Обоих может ожидать приостановление деятельности на срок до 3 месяцев.

А это существенные финансовые и репутационные потери, после которых предприятие может ликвидироваться или начать процедуру банкротства.

  1. После 30 дней неуплаты начисляется пеня за каждый день просрочки;
  2. Через два месяца существования задолженности через суд и судебного пристава могут ограничить выезд за границу и управление транспортным средством.

Несмотря на это, по относительным показателям неплательщиков за обращение с ТКО лидируют именно субъекты хозяйственной деятельности. Причина – неразбериха в этой сфере, которая наблюдается на этапе становления этой сферы по новым требованиям мусорной реформы.

Региональные операторы либо не знают, кому предъявлять претензии, либо решают другие, более важные задачи, чтобы закрепиться на этом рынке. Около 10% из них уже готовы прекратить деятельность.

Как не платить за ТКО законно?

Как не платить за ТКО законно?

На практике законодательство предусматривает оплату услуги по факту ее получения. И тут возникают некоторые особенности. Например, по типовому договору к местам сбора отходов (площадка и контейнеры на ней) предъявляются определенные требования.

Их несоблюдение – основание для оператора забирать отходы. При этом услуга все равно оплачивается. При возникновении спора фактически оказывается прав оператор.

В частном секторе для заключения договора с оператором предстоит провести процедуру создания товарищества собственников жилья. Только после этого, от лица созданной организации заключается договор с оператором.

Ошибочно считается, что, если договор не заключен, соответственно вот и ответ на вопрос, как не платить за мусор в частном доме. Услуга не предоставляется, а значит и платить за нее не нужно. Тезис неверный.

Может прийти счет от регионального оператора. Получится ситуация – по факту договор заключен, услуга предоставлялась, платить за нее нужно, а отходы все равно вывозились из домохозяйства собственниками самостоятельно. Спор будет не в пользу последних.

Единственный вариант, как не платить за вывоз мусора в деревне, частном секторе или квартире, – в квитанции допущены ошибки. Например, неправильно указана фамилия или адрес. По факту – это платежка другого человека.

Вот пусть он ее и оплачивает.

Но нужно учитывать, что суды по-разному относятся к таким случаям. Иногда такую попытку расценивают как недобросовестное поведение и принимают решение в пользу другой стороны.

Оцените статью
Поселение Игмасское
Добавить комментарий