Автор: Нина Логинова. Эксперт в области административного, гражданского, семейного и трудового права. Образование высшее юридическое — окончила Уральский государственный юридический университет, факультет Юстиции. Опыт работы: помощник адвоката, стаж 17 лет.
Оказываю юридическую помощь гражданам и организациям — даю консультации, составляю претензии, жалобы, исковые заявления, представляю интересы в суде, правоохранительных и иных государственных органах.. Дата: 27 ноября 2019. Время чтения 6 мин.
Сотрудник ППСП, как и любой служитель правопорядка, может останавливать транспортные средства, проверять водительские документы, совершать досмотр авто для безопасности граждан. Установление факта нарушения ПДД — компетенция работников ГИБДД.
Сотрудник ППС может остановить автомобиль и оштрафовать нарушителя, потому что он служащий МВД России и так же, как инспектор ГИБДД, подчиняется закону № 3-ФЗ от 07.02.2011 «О полиции». Этот документ не разграничивает служителей правопорядка между собой. Каждый из них для обеспечения безопасности граждан может запросить документы водителя для установки личности, осмотреть его машину и перевозимый в ней груз, а также в рамках своих полномочий применить административное наказание.
Если работник ППС махнул жезлом, то нельзя игнорировать его требование, нужно быстро остановиться в указанном месте.
Права ППС
В обязанности патрульно-постовой службы (ППС или ППСП) входит контроль за порядком в общественных местах, в т.ч. и на проезжих частях. Они следят за обстановкой в населённом пункте и обеспечивают безопасность граждан, а нарушение правил дорожного движения — не их компетенция. Однако, если видят, что водитель провоцирует происшествие, должны вмешаться.
Скриншот с сайта мвд.рф
Подпункт 20 п. 1 статьи 13 закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 любому полицейскому даёт право:
- остановить автомобиль, если это необходимо для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности окружающих (неадекватный водитель, горящий автомобиль и другие факты);
- проверить удостоверение, свидетельство на транспортное средство, полис ОСАГО и другие для прояснения ситуации документы;
- осмотреть машину и перевозимый груз, следуя нормам проведения процедуры (составление протокола в присутствии понятых);
- задержать автомобиль, числящийся в розыске;
- ограничить, изменить или запретить дорожное движение для безопасности его участников, а также при проведении массовых и общественных мероприятий.
На заметку! Правила не содержат информации, что требовать документы могут только сотрудники госавтоинспекции. Водитель по п. 2.1.1 ПДД при остановке любым полицейским обязан показать ему удостоверение, страховку, документы на машину и другие бумаги.
Фото: проверка документов
Вас когда-нибудь останавливала ППС для проверки документов?
В Уставе ППСП также прописаны полномочия и обязанности патрульных и постовых нарядов по охране движения на дороге. По п. 218 сотрудник обязан:
- знать основы ПДД, меру ответственности за их нарушение и порядок применения наказания;
- предотвращать управление ТС пьяными водителями или малолетними гражданами (когда это очевидно);
- пресекать действия, несущие угрозу участникам движения;
- доложить дежурному или наряду ДПС о случившемся дорожно-транспортном происшествии;
- устранить помехи на дороге при взаимодействии с представителями госавтоинспекции;
- до прибытия оперативной группы обеспечивать меры по сохранению обстановки при ДТП, организовывать объезд, устанавливать личность участников аварии, фиксировать данные автомобилей, скрывшихся с мест происшествия;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
Поскольку работник ППС знает ПДД, он поможет навести порядок на проезжей части в чрезвычайных ситуациях, а также, наблюдая со стороны, определит степень нарушения норм водителем и сообщит об этом в ДПС.
Фото: аварийная ситуация
Иногда полицейских ставят с инспекторами госавтоинспекции для оказания помощи в рейдах и иных спец. операциях. Именно поэтому они наделены правом остановки ТС, и в целях своей же безопасности нельзя игнорировать их требования, ведь, возможно, полицейский хочет сообщить важную информацию.
Однако единолично принимать решение в части применения санкций за несоблюдение ПДД патрульный не имеет права. В Административном регламенте, утверждённом приказом МВД РФ № 664 от 23.08.2017, пояснено, что контроль за соблюдением требований по безопасности движения возложен на сотрудников ГИБДД и её подразделений. Другие полицейские могут осуществлять надзор, но только совместно с нарядами дорожно-постовой службы (ДПС).
Таким образом, можно сделать вывод, что сотрудники службы могут останавливать авто, но в крайних случаях — спецоперации, массовые мероприятия, предотвращение преступлений. А также при необходимости вправе регулировать движение в отсутствии представителей ГИБДД и проверять документы.
Могут ли наказать за ПДД
Пункт 211 Устава сообщает, что работники ППС должны выполнять обязанности в соответствии со статьями 12 и 13 закона «О полиции», но в пределах своей компетенции. Это ещё раз подтверждает, что наказать, например, за неправильную парковку, наряд не может, их дело ‒ патрулировать местность и охранять безопасность людей.
За несоблюдение ПДД могут наказывать только должностные лица ГИБДД. Сюда же относится эвакуация автомобилей, мопедов и иных ТС на штрафстоянку. Принимать такое решение патрульный полицейский не может, он должен передать информацию в госавтоинспекцию.
Системой МВД создан приказ № 403 от 05.05.2012 по распределению полномочий в части применения наказаний. По пункту 4.10 должностные лица ППСП вправе составить протокол, однако только за административные нарушения общего порядка.
За что могут оштрафовать
Самой популярной считается ситуация, когда полицейский остановил машину, а водитель отказывается показывать документы, ссылаясь на то, что должностное лицо превышает свои полномочия. Здесь гражданин неправ и нарушает требования п. 2.1.1 ПДД. Наряд всё равно может оштрафовать его на 500—1 000 руб. или арестовать на 15 суток за неповиновение (ст.
19.3 КоАП).
Фото: последствия неповиновения
На заметку! По закону сотрудники патрульной службы также обязаны представиться, назвать причину остановки и, по требованию водителя, предъявить удостоверение.
Иногда полицейские сталкиваются с блокировкой транспортных коммуникаций. Например, из-за поломки автомобиль перегородил проезжую часть или железнодорожные пути, создал крупные препятствия проезду. В этом случае гражданин должен немедленно освободить хотя бы часть дороги, иначе работник ППС может наказать его штрафом — от 50 000 до 300 000 руб. (ст.
20.18 КоАП).
Ещё ситуация — несовершеннолетний пьяный гражданин сел за руль или планирует совершить поездку. Для предотвращения опасных последствий наряд должен его остановить. Однако наказать он может только лиц, не достигших 16 лет и находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении.
По ст. 20.22 КоАП он выставит штраф в размере 1 000—2 000 руб. его родителям или законным представителям. В случае, когда пьяный водитель совершеннолетний, им будут заниматься уже ГИБДД, которых вызовет наряд.
При обнаружении факта уклонения от исполнения административного наказания любой полицейский может наложить ещё один штраф в двукратном размере от неоплаченной суммы (не менее 1 000 руб.), арестовать на 15 суток или привлечь к обязательным работам на срок до 50 часов (ст. 20.25 КоАП).
Во всех остальных случаях сотрудник ППСП не может принимать решения о наложении административного наказания самостоятельно. Он должен вызвать ДПС, передать нарушителей или же продолжить исполнять закон, но уже совместно с уполномоченными лицами ГИБДД.
В сюжете «Право руля» эксперт Виктор Травин разъясняет, что остановить транспорт может любой сотрудник полиции.
Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:
ГИБДД хочет провести обыск машины. Это законно?
У инспекторов ГИБДД есть право останавливать машины для осмотра и досмотра. ГИБДД опубликовала на официальном сайте обращение к водителям по этому поводу: там рассказывают, чем осмотр отличается от досмотра, когда проводятся эти процедуры и какие права есть у водителей.
Вот инструкция для водителей с учетом разъяснений ГИБДД и действующих нормативных актов.
Осмотр и досмотр автомобиля — это не одно и то же?
Осмотр и досмотр — разные процедуры, каждая со своими правилами. Инспектор не может сказать, что проводит досмотр, а назвать причину для осмотра. Оформить результаты на свое усмотрение он тоже не может.
Если инспектор перепутает осмотр с досмотром, это повод признать проверку незаконной.
Обе процедуры нужны, чтобы проверять, не везет ли водитель что-то запрещенное и опасное, не скрывает ли кого-то и не готовит ли преступление. По крайней мере, формально так.
Осмотр — это визуальное обследование машины и груза
Основания для осмотра:
- Есть ориентировка или информация, что машину используют для чего-то незаконного.
- Инспектор хочет сверить маркировку кузова или шасси машины с документами.
- Кажется, что на самом деле везут не тот груз, который указан в сопроводительных документах.
Других оснований для осмотра в регламенте нет.
Как проводится.Инспектор осматривает машину при водителе. Пассажиры не обязаны выходить из машины, водитель тоже. Инспектор может заглянуть в бардачок, багажник, под капот , сверяет пломбы с таможенными документами, но только если водитель не против и показывает все сам .
При осмотре машину именно осматривают, но не трогают вещи , не простукивают обшивку, сотрудник не садится в машину. Если инспектор сделал что-то такое — стоп! Это уже досмотр и другие правила.
Требуйте их соблюдать.
Понятые и видеосъемкане обязательны, но не запрещены.
Результатоформляется актом. Специальной формы нет: нужно указать дату, место, данные инспектора, кто присутствовал, что за машина и какой груз, велась ли съемка. Акт составляют после осмотра .
Что потом.Если все в порядке, водителю разрешают ехать дальше. Если нет, действуют по ситуации: например, могут начать разбираться с грузом.
Но это будут уже другие мероприятия. Для тех, кто не возит ничего запрещенного, осмотр занимает несколько минут.
Если отказаться.ГИБДД пишет, что отказ от осмотра — это повод провести досмотр. Это более строгая процедура, в которой участвует не только сотрудник ГИБДД и все нужно фиксировать.
Но Верховный суд отменил этот пункт регламента еще в 2012 году. Для досмотра нужны другие основания.
Справедливости ради надо сказать, что при желании найти их не так уж сложно, даже если водитель ничего не нарушил. Выполнить требование сотрудника полиции чаще всего проще, чем вступать в конфликт.
Досмотр — это когда можно трогать
Это тоже обследование, но не только визуальное: можно проверять содержимое и элементы автомобиля. Досмотр — серьезная процедура, для которой нужны веские основания и есть свои требования.
Основания для досмотра:
- Нужно проверить, нет ли в машине чего-то для совершения административных нарушений. Например, могут искать оружие, опасные вещества, мигалку, поддельные номера, документы или что угодно еще: в нормативных актах нет конкретного списка орудий и предметов. Кстати, съемная тонировка или шторки на окнах — это тоже повод для досмотра . Необязательно искать запрещенные предметы. Достаточно подозрений в административных нарушениях.
- Ищут людей, которых подозревают в нарушении. Например, беглых преступников, или должник по алиментам скрывается от приставов, а призывник — от сборов. Их могут разыскивать, в том числе проверяя машины. Если найдут — задержат.
Как проводится.Водитель и пассажиры должны выйти из машины, но только после составления протокола о досмотре. До этого водитель и пассажиры выходить не обязаны — документы можно передать через окно.
При досмотре должен присутствовать владелец машины. Владелец — не обязательно собственник. Это тот, кто законно пользуется машиной в момент досмотра. Если очень надо, могут обойтись и без владельца: всегда найдутся обстоятельства, когда нельзя откладывать.
Но если таких обстоятельств не было, результаты досмотра недействительны.
Инспектор начинает обследовать машину, все элементы, места для груза и багажа. Он может сам открывать багажник, заглядывать в бардачок и доставать оттуда вещи. Лучше помогать ему в этом и показывать все лично.
Досмотр проводят так, чтобы не нарушить конструктивную целостность — это когда можно разобрать какой-то элемент, чтобы потом его несложно и быстро можно было собрать и он не сломается. Поднять коврик в багажнике, достать запаску, передвинуть вещи в бардачке, откидывать сиденья — это все не нарушает конструктивную целостность. Так можно при досмотре.
Когда нужно досмотреть таможенный груз, будут связываться с дежурным отделением ДПС . Если надо, вскроют пломбы.
Понятые и видеосъемка.При досмотре нужны обязательно: либо два понятых, либо видеозапись всего процесса . Понятые не должны быть заинтересованы в том, чтобы сотрудник ГИБДД что-то нашел. Это может быть кто угодно старше 18 лет.
Но коллега инспектора понятым быть не может. Понятые должны реально присутствовать при досмотре — просто указать их в документах нельзя.
Результат.Еще до начала досмотра нужно составить протокол. В этом важное отличие от осмотра: при осмотре акт составляют после, а при досмотре — протокол в начале . Нет протокола — нет досмотра.
В протоколе должны быть подписи инспектора, понятых и владельца машины. Если не подписать протокол, там поставят отметку об отказе. Лучше подписывать и перечислять возражения.
Копию протокола должны выдать водителю.
Что потом.Если нарушений нет, машина поедет дальше. Если что-то найдут или в чем-то заподозрят, могут отправить на освидетельствование и изъять запрещенное.
Для всего этого составляют отдельные протоколы: об изъятии, задержании машины, человека, аресте груза. Может понадобиться следственная группа — тогда для нее оставляют отдельные документы и вызывают сотрудников.
Если отказаться.За отказ от досмотра могут оштрафовать на 2000—4000 ₽, арестовать на срок до 15 суток или назначить обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.
Если при досмотре не составили протокол или не позвали понятых
Это самоуправство. Протокол, понятые или видеосъемка — это не желание водителя и инспектора, а требование закона. Если инспектор нарушит это правило, результаты досмотра нельзя считать доказательствами.
Можно ли снимать действия полицейских при осмотре и досмотре
Да, можно. Если это не спецоперация с законным запретом на съемку, документами и основаниями, снимать можно все — от первого слова инспектора до подписи протокола . Как инспектор досматривает машину, что находит и что делают понятые, тоже можно снимать на телефон.
Если инспектор говорит, что он против съемки и просит убрать камеру, это незаконно. Еще инспектор может ссылаться на то, что из регламента ГИБДД исключили условие о съемке. Это правда: из регламента исключили.
Напомните ему, что регламент не для водителей, запрета на видеосъемку нет, а закон о полиции никто не отменял.
Екатерина Мирошкина
Это анализ досмотра и осмотра на основе официальных регламентов и правил. Опытные водители, поделитесь советами, что еще нужно учесть при осмотре и досмотре машины, чтобы не нарушить закон и не поступиться своими правами.
Ага я как-то отказался от «осмотра» и мне притащили 2х понятых и вытащили из багажника велосипед. Поскольку документов на велосипед у меня не было (кто из вас их с собой возит) — велик у меня изъяли. В общем повеселились на славу. Если бы мой коллега не был с ними как-то знаком — так бы и ушел в пучину криминала.
Счастья им — работникам охраны дорожного движения.
Константин, хош верь хош нет. Велик отправился в отделение и я его забрал только после предъявления книжечки с номером рамы и объяснительной почему мой велосипед оказался в багажнике моего автомобиля, которым управлял я.
Место происшествия — г. Волжский, Волгоградской обл. если что
Alexey, Что понимается под документами на велосипед? Разве отсутствие «документов» является основанием для его изъятия?
Alexey, а если Вы его на свалку везли либо как элемент армирования в бетоноконструкции своей бани, дачи,\ гаража\ ?
Alexey, жесть. То есть, по такой логике, наши любимые бравые сотрудники дпс могут изъять из машины все, что угодно? Даже сотовый телефон, на который вряд ли у кого-то найдутся при себе все документы?
Alexey, поглумились над вами и да.. суд по компенсации вам станет дороже, но я бы так дело не оставлял. Писать руководству этого жулика, писать в СБ, депутату какому нибудь
Alexey, смотри какая ситуация. Возить документы — на груз, велосипед, электро\бензо инструмент и т.д. — вы не обязаны. В данном случае с велосипедом — изъять ? на основании отсутствия документов? не законно.
На основании ориентировки — совпадение марки велосипеда, его цвета, номера рамы и т.п. — законно. В протоколе должна быть указана — причина изъятия\ареста и т.п. Из нового — попал в дтп, меня сделали виновным.
Со мной даже не разговаривали. Вы нарушили знак — движение по полосам и точка. На вопрос — а как я его нарушил? — Инспектор сказал — в суде объясним.
Ну жду суда.
Dmitry, так точно! Но я думаю это нормально для любой правоохранительной системы в любом государстве. Разница только в частоте применения (исключительно мое мнение)
А у меня был такой случай: еду зимой в своей легковой машине один в ночное время по городу. Останавливает наряд ДПС, усиленный сотрудниками Росгвардии. Сначала предложили открыть багажник, на что я сказал, что открывать багажник не буду, могу включить свет в салоне авто, так будет видно, что в багажнике ничего нет.
Начали досмотр в понятыми, видеосъёмку я не вёл. По окончании досмотра авто провели личный досмотр (!) с выкладыванием содержимого карманов. По факту личного досмотра протокол не составляли. Я немедленно написал жалобу в ГИБДД и подал её через дежурную часть.
По результатам служебной проверки выяснилось, что личный досмотр не проводился, всё законно и обоснованно. На будущее сделал вывод: теперь всё общение только с видеокамерой.
Я считаю, что вещи на досмотр должен показывать сам водитель. Если инспектор полез сам руками, это очень большой процент того, что он обязательно найдёт что-то противозаконное, которое потянет не на один год на зоне. Это очевидно в большинстве случаев. Я не верю в бдагородство инспекторов на 50%.
Хотя мне встречались инспекторы в большей степени порядочные.
А что за спецоперации бывают с запретом на съемку?
Нужно учесть, что, при любом раскладе, в дальнейшем, в случае суда, судья может на своё усмотрение добавить любые условия и события, которые не обязательно были в действительности, необходимые для того, чтобы вы были виноваты, и ничего доказать для вас будет невозможно. Это основной совет.
Всем привет, сегодня остановили меня экипаж ГАИ попросили документы предоставил, открыть багажник открыл показал, выверните карманы, вывернул,они говорят сейчас будет проводится досмотр авто видеться видео съемка, досмотрели полностью все даже в мусоре покупались в подстаканнике, потом предложили пописать в стакан, пописал сказали героин проявился через 10 сек говорят шутка идите подпишите протокол досмотра вы свободны, понятых не было. Есть ли нарушение закона с их стороны? Могу ли я пойти с протоколом и пожаловаться на экипаж?
От части соглашусь с Антоном. Как то судился с дпс в саратове по незначительному штрафу в 500р. Мне тогда было интересно пройти всю нашу судебную систему изнутри.
Начальник гибдд отказал в обжаловании штрафа сказал что я злостный нарушитель. Хотя к тому времени права у меня были 5 лет, а водил машину 2 мес и штрафов не было и в помине.
Судья вынес на суде решение в мою пользу. Штраф отменить. Я радостный пошел домой. Через 2 дня перезвонили с суда сказали , что судья ошибся! Дело пересмотренно , дпс правы, а вам следует оплатить штраф!
Если бы я знал , что надо выписку протокола заседания брать может ради прикола и пошел обжаловать. А так задним числом все поменяли. Так что на нормы закона надо делать поправку на региональность , а в некоторых случаях минталитет!)))
Кирилл, то, что вы рассказываете- это тотальное беззаконие. Нужно обжаловать. Интересно бы посмотреть решение, мотивировочную часть.
И в решении написали, что вы были в заседании? Я адвокат, со всяким встречался, но это что-то новенькое. задним числом переписали. это статья
Кирилл, редкая жесть. Судья ошибся.
Очень непонятные основания для досмотра в статье. По осмотру все четко, а по досмотру необходимо переписать, в нормативно-правовых актах четко указаны основания для досмотра
Mikhail, и пусть все менты не только со своими личными жетонами, но и регламентирующими документами «наголо» бдят за правопорядком. — да чтоб сами, го. доны,не переигрывали.
Сотрудники поста ДПС на Цукеровой балке плевать хотели на ваши правила =)
Все круто написано! Важно знать что именно ПРОВЕРКА ДАННЫХ , а не какие либо личные подозрения сотрудника служат основанием для досмотра. Но у меня вопрос по поводу незаинтересованных понятых: сотрудники весового контроля ими являются или нет, если работают непосредственно в одном месте?
Прошу ссылку на пункт коап или регламента если да.
Здравствуйте, я хотел узнать а что мне сделать если инспектор при досмотре подкинул мне што нибудь например наркотики и обвиняет меня в том чего я не делал и не делаю никогда??ответьте мне пожалуйста,
Расул, а вот тут уже ничего не сделаешь. Он просто позовёт понятых, вы с камерой подойдёте, а он из под коврика достанет пакетик и попросит понятых зафиксировать. Просто из рукава хитро достанет и всем будет казаться что он реально из под коврика достал. Легко и просто
Живу в Дагестане. Ранее судим по ст. 228. Ситуация следующая. каждый раз на въездных и выездных постах с города, авто обыскивают с собаками!
Надоели уже! Каждый раз шерсть и запах пса в салоне авто! Вопрос в следующем — законны ли основания сотрудников каждый раз когда они мне суют пса в салон авто и ищут там килограммы наркоты которой нету!
При этом акт досмотра ничего не составляют! Какие мои действия? Люди подскажите пожалуйста. надоели уже с этими проверками!
Что мне требовать с сотрудника ГИБДД и кинолога чтобы им тоже мозги вынести? Законны ли вообще их действия?
Отказаться от досмотра нельзя, так как он проводится при наличии веских оснований. Штраф в размере 1000 рублей — ошибка. Иначе было так: везешь человека, находящегося в розыске, проезжаешь пост ГИБДД, платишь 1000 рублей за отказ от досмотра, едешь дальше.
Нелогично же.
Как то получается что обычные люди офцы и у них нету прав на произвол ДПС. Вот я похож на наркомана, хотя не разу не употреблял, от слова совсем. Это вид людей со стороны, и знаете сколько раз меня тормозили и досматривали, даже следили за мною. Мне нет покоя от них. И нету законов на защиту моей свободы.
Нету.
В дпс как и везде работают люди а они все разные,алчные наглые тупые завистные Продажные итд просто вам неповезло
Имеет ли право ппс останавливать машину при нарушении пдд
Как видите, перечень не ограничивается только работниками ГИБДД. Мало того, он не полный. Ведь кроме ПДД, существует еще множество законов и подзаконных актов.
К примеру, инспектор лесхоза имеет право остановить лесовоз. Егерь – любой автомобиль на территории заповедника. Служащие ФСБ, работники скорой помощи, парковщики, да всех не перечесть.
Для защиты прав водителя важнее не кто его остановил, а где и зачем. Возможно, кто-нибудь удивится, но:
даже сотрудник ДПС не имеет права остановить вас на дороге, если это представляет опасность для движения, не входит в его полномочия, или не соответствует его компетенции (последнее касается стажеров).
Что означает: дорожная полиция вправе сделать это, для проверки документов, только на оборудованном посту. Вне поста такое право у нее появляется, лишь при подозрении на нарушение ПДД, угон, создание помех движению. Впрочем, в такой ситуации, закон позволяет останавливать машины и патрулям ППСП.
Да, да, не удивляйтесь. Обычные патрульные не только могут, но и обязаны пресекать нарушения ПДД, составлять протоколы и выписывать штрафы.
- на дороге с ограниченной видимостью;
- непосредственно до и сразу после подъема;
- на мосту;
- в других опасных местах (например, на крутом повороте, в месте сужения проезжей части при оживленном движении).
Зачем
Таким образом, полицейские общественной безопасности, вправе остановить вас при подозрении в:
- нарушении правил;
- угоне автомобиля;
- управлении в нетрезвом состоянии;
- управлении несовершеннолетними или другими, не имеющими на то права;
- участии в дорожно транспортном происшествии;
- совершении уголовного преступления;
- других действиях, которые представляют очевидную угрозу жизни и здоровью людей.
Но они не уполномочены делать это для простой проверки документов.
Вот тут возникает интересный нюанс. Остановить то патруль может вас по любой из перечисленных причин. Но, уже остановив, имеет полное право проверять и права, и документы на машину, и даже наличие страхового полиса ОСАГО.
Такие законы.
При этом, сотрудник должен быть при исполнении. Что легко проверить по нагрудному знаку и жетону с личным номером. Дело в том, что они, сменяясь с дежурства, сдают эти регалии начальству.
И, если на них не видно таких знаков различия, это должно вас насторожить.
На досмотр автомобиля нужно специальное разрешение и присутствие понятых. Но не путайте досмотр с простым осмотром. Например, вас могут попросить открыть багажник и заглянуть туда, ничего не трогая.
И, в заключение. Как бы кому ни казалось, но хлеб полицейских нелегок. Причиняя гражданам неудобства, они, как правило, имеют на это, кроме права, еще и веские причины.
Малоизвестный, к примеру, факт: до половины угонов раскрывается именно патрульно постовой службой.
Соблюдайте законы, защищайте свои права, не игнорируйте сигналы ППСП на дорогах.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Каждый день мыпубликуем новые интересные статьи.
С остановкой машины на дороге и проверкой документов сталкивается каждый владелец транспортного средства. Остановить водителя могут сотрудники ГИБДД или ППС, в чьи обязанности входит обеспечение безопасности на дорогах.
Бывают и такие ситуации, когда появление работников полиции на дороге связано не с банальной проверкой, а со случившимся дорожно-транспортным происшествием. Если владелец авто попал в ДТП, ему может понадобиться помощь в проведении экспертизы транспортного средства.
Права и обязанности ППС
Контроль за обеспечением безопасности на дорогах, как уже было сказано выше, выполняют сотрудники ГИБДД. У них есть право останавливать машины, проверять документы, документировать нарушения. Однако кроме ГИБДД, в системе Министерства внутренних дел РФ существует ППС.
Ее работники часто тормозят автомобилистов, выполняют проверку документов, проводят осмотр транспортного средства и т.д. Однако имеют ли сотрудники патрульно-постовой службы на это право?
Также права и обязанности как автовладельцев, так и полицейских установлены в правилах дорожного движения. Согласно пункту 2.1.1., в случае остановки автомобиля сотрудником полиции с целью проверки документов, если это нужно для выполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению порядка на дороге, водитель обязан их предоставить.
Поводы для остановки автомобиля
Получается, что сотрудники ППСП имеют право на остановку транспортного средства. Но только когда это необходимо для поддержания безопасности дорожного движения.
В связи с этим может возникнуть логичный вопрос: а есть ли у представителей ППСП такие обязанности? Ответ: да. И разобраться в этом подробнее поможет Устав ППСП.
Его 218 пункт содержит перечень полномочий по обеспечению безопасности на дорогах. Работник ППСП обязан:
- пресекать попытки управления автомобилем водителями, которые находятся в состоянии алкогольного или другого вида опьянения;
- сообщать дежурному или наряду ДПС о случившемся ДТП;
- устранять помехи дорожного движения совместно с сотрудниками ДПС;
- оказывать медицинскую помощь пострадавшим в случае дорожно-транспортного происшествия;
- организовывать безопасный объезд места ДТП в случае его возникновения;
- устанавливать личность водителя и данные авто, скрывшегося с места ДТП.
Для более полной картины можно обратиться к административному регламенту, установленному приказом Министерства внутренних дел РФ №664.
Получается, что задерживать водителя для проверки документов или за нарушения правил дорожного движения сотрудник ППСП не может. Однако это не совсем так.
Так что, если автовладелец нарушает ПДД, сотрудник ППСП обязан пресечь это нарушение. Для чего нужно либо сообщить о ситуации ближайшему наряду дорожно-патрульной службы, либо задержать транспортное средство.
Также работник ППСП может даже составить протокол о нарушениях по некоторым статьям Кодекса об административных правонарушениях, но только в том случае, если выполняет свои обязанности.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Водитель обязан выполнить требование сотрудника ГИБДД об остановке. (п. 2.4 ПДД; ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ).
Права сотрудника ГИБДД, остановившего автомобиль
Полиция имеет право (п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ):
1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;
2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;
3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;
4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства;
5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;
6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.
Такие права предоставляются только специально уполномоченным сотрудникам полиции — сотрудникам ГИБДД (ГАИ) в пределах зоны их ответственности (ч. 2 ст. 13 Закона N 3-ФЗ; п. п. 3, 4 Регламента, утв.
Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185).
Только в отдельных случаях остановить транспортное средство вправе другие сотрудники полиции.
Случаи, при которых транспортное средство может быть остановлено другими сотрудниками полиции.
Сотрудники других подразделений полиции могут останавливать транспортные средства только в целях предотвращения и (или) пресечения преступления, административного правонарушения, задержания лиц, подозреваемых в их совершении, при обращении граждан с заявлениями о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия на территории РФ независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток (ч. 2 ст. 27 Закона N 3-ФЗ).
В случаях, не терпящих отлагательства, сотрудники полиции вправе использовать остановленные автомобили для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места ДТП поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба. При этом сотрудник полиции обязан в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (ч. 4 ст.
5, п. 37 ч. 1 ст. 13 Закона N 3-ФЗ).
Основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД являются (п. 63 Регламента):
1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
2) наличие данных (ориентировок, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированных обстоятельств), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
3) наличие данных (ориентировок, сведений оперативно-справочных и разыскных учетов, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или наличие оснований полагать, что оно находится в розыске;
4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
6) выполнение распорядительно-регулировочных действий;
7) необходимость использования транспортного средства;
8) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
9) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
10) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Особые способы остановки автомобиля сотрудниками ГИБДД.
В экстренных случаях сотрудники ГИБДД вправе останавливать автомобили с применением специальных средств принудительной остановки, посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения, посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами, посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей. В указанных случаях должна быть обеспечена безопасность иных участников дорожного движения и транспортных средств (п. 74 Регламента).
Водитель обязан выполнить требование сотрудника ГИБДД об остановке. (п. 2.4 ПДД; ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ).
Право остановки автомобиля сотрудником ГИБДД
Полиция имеет право (п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ):
1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;
2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;
3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;
4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства;
5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;
6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.
Такие права предоставляются только специально уполномоченным сотрудникам полиции — сотрудникам ГИБДД (ГАИ) в пределах зоны их ответственности (ч. 2 ст. 13 Закона N 3-ФЗ; п. п. 3, 4 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009 N 185).
В отдельных случаях остановить транспортное средство вправе другие сотрудники полиции.
Основания для остановки автомобиля сотрудником ГИБДД
Основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД являются (п. 63 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009 N 185):
1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
2) наличие данных (ориентировок, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированных обстоятельств), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
3) наличие данных (ориентировок, сведений оперативно-справочных и разыскных учетов, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или наличие оснований полагать, что оно находится в розыске;
4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
6) выполнение распорядительно-регулировочных действий;
7) необходимость использования транспортного средства;
8) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
9) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
10) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Кто может остановить на дороге?
Ситуация, когда автомобиль останавливают сотрудники МВД различных ведомств, – не редкость. Интуитивно большинство водителей считают, что право на остановку транспортного средства при нарушении правил дорожного движения или для проверки документов имеют только работники ГИБДД. В связи с этим часто возникают спорные и даже конфликтные ситуации.
Автомобилисты жалуются на то, что их останавливают наряды патрульно-постовой службы, в компетенцию которых, казалось бы, входит поддержание общественного порядка на улицах и в общественных местах, а не на автодорогах. Насколько обоснованы эти жалобы? Есть ли различия в полномочиях работников ГИБДД и ППС при организации дорожного движения?
Насколько сильно отличаются функции сотрудников ППС и ГИБДД?
Распространенным среди водителей является мнение, что сотруднику ППС можно предъявлять только паспорт или другой документ, подтверждающий личность, а для проверки водительских прав и документов на машину он должен вызвать сотрудников ГИБДД. На самом деле, пункт 2.1.1. ПДД утверждает, что водитель обязан по требованию сотрудников полиции (не важно, ГИБДД, ОВО, ППС и т.п.) передавать им для проверки:
— водительское удостоверение;
— регистрационные документы на автомобиль;
— документ, подтверждающий право владения или использования транспортного средства;
— при коммерческих перевозках − путевой лист, документы на груз и т.п.
Различия между полномочиями ГИБДД и ППС
Итак, с точки зрения права на остановку и осмотр автомобилей между сотрудниками ГИБДД и ППС разницы нет. Теперь что касается обнаружения факта нарушения ПДД, задержания и составления административного протокола.
Но, в то же время, существует ряд статьей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) в области дорожного движения, за которые штраф может вынести практически любой сотрудник полиции, в том числе и ППС, при выполнении своих служебных обязанностей (согласно Приказу МВД РФ № 403 от 5 мая 2012 г. К этим статьям относятся:
12.1. Управление автомобилем, не имеющим регистрации или не прошедший технический осмотр.
12.2. Управление автомобилем с отсутствующими, нечитаемыми, подложными, нестандартными или не правильно установленными государственными номерными знаками.
12.3. Управление автомобилем водителем без необходимых документов или лицензии, разрешающей перевозить пассажиров и грузы в легковом такси.
12.6. Нарушение правил использования ремней безопасности.
12.7. Управление автомобилем лицом, не имеющим такого права.
12.10. Нарушение правил проезда ж/д переездов.
12.11. Нарушение правил движения по автомагистрали.
12.12. Проезд на красный свет или запрещающий жест регулировщика.
12.13. Нарушение правил движения по перекресткам.
12.14. Нарушение правил при осуществлении маневров.
12.15. Нарушение правил при обгоне или размещения на дороге.
12.16. Несоблюдение требований дорожных знаков и разметки.
12.17.-12.18 Не предоставление преимущества пешеходам, маршрутным транспортным средствам и автомобилям со специальными сигналами.
12.19. Нарушение правил остановки и стоянки.
12.20. Нарушение правил пользования световыми и звуковыми сигналами.
12.25. Не предоставление автомобиля по требованию сотрудникам полиции или другим предусмотренным законодательством лицам.
Вывод
Таким образом, в России сложилась двоякая ситуация. С одной стороны, сотрудники ППС и ГИБДД имеют четкое разграничение функций, и право на составление протокола о нарушении ПДД возложено только на ГИБДД. С другой стороны, приказ № 403 предусматривает возможность наложения штрафов на водителей практически любым сотрудником полиции по приблизительно половине статей КоАП, касающихся дорожного движения.
Поэтому водителям стоит особо внимательно относиться к соблюдению ПДД не только в присутствии сотрудников ГИБДД, но и в присутствии любых других сотрудников МВД, в том числе ППС.
Отдельное спасибо Blamper за полезную инфу!
Лайкаем и делимся со своими подписчиками!
Читайте также:
- Как установить стартер на трактор т 130
- Какое масло заливать в гидроусилитель руля шевроле авео т250
- Бмв е39 не реагирует на педаль газа
- Какая скорость ракеты томагавк
- Что входит в набор автомобилиста шкода карок
Права водителя при остановке ГИБДД
Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать.
Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД. Чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.
О чем расскажем
БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Как управлять личными финансами
И перестать беспокоиться о деньгах, наладить с ними отношения и двигаться к целям и мечтам
Право не выходить из машины, когда остановил инспектор
Как это работает.Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор.
Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.
Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93.1).
При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.
Право узнать причину остановки или ограничений движения
Как это работает.При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу.
Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.
Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. По регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или СТС, даже если нарушений не было.
По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров, но только если есть основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске либо совершили административное правонарушение. По своей прихоти проверять документы у пассажиров инспектор не может.
См. также:
- ГИБДД запретили снимать номера.
- Полиция получила новые полномочия: теперь можно вскрывать автомобили и оцеплять жилые дома.
Право объяснить свои действия или не давать показания
Как это работает.Даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он может объяснить, почему так поступил.
Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа, и нарушителю могут назначить минимальное наказание за нарушение из тех, что предусмотрены статьей КоАП РФ. Иногда это и вовсе исключает вину водителя. В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.
Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.
Право снимать инспектора на камеру
Как это работает.В действующем регламенте нет пункта о видеосъемке общения с инспектором. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их запрещено. На самом деле вести видеозапись можно.
А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например, что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.
Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку.
У МВД на этот счет однозначное мнение.
См. также:
Право узнать телефон дежурной части инспектора, его должность, звание и фамилию
Как это работает.Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель вправе попросить показать служебное удостоверение.
Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на машину, похожую на вашу.
Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.
Право изучить протокол, акт или постановление, получить их копии
Как это работает.Если инспектор зафиксировал превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, изъял из нее какие-то вещи, то должны быть документы. В зависимости от мероприятия это акт, протокол или постановление.
Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре — протокол. Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.
Инспектор обязан показать водителю, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.
См. также:
Право не подписывать протокол и указывать разногласия
Как это работает.Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться.
Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.
Протокол можно не подписывать. Но это не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет. Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор указал не так или водитель нарушил по такой-то причине.
Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде, если водитель решит обжаловать постановление, вынесенное на основании протокола.
Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.
См. также:
- Штрафы за нештатное оборудование.
- Нужно ли платить штраф за вождение пьяным, если за рулем был не я?
Право ничего не платить на месте
Как это работает.Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору.
Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.
Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при уплате штрафа в течение 20 дней со дня его назначения, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.
Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.
Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.
См. также:
- Что делать, если требуют взятку за права.
- Есть ли штрафы за светоотражающие жилеты.
- Сотрудники ГИБДД потребовали взятку. Можно ли было не платить?
Право требовать понятых или видеозапись при досмотре
Как это работает.Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие.
Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.
При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно.
Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.
Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51).
Но не забудьте: если требования законные, то их нужно выполнять, чтобы не получить штраф.
См. также:
- За что могут задержать машину.
- Как проводят осмотр и досмотр машины.
Право не отдавать водительские права без решения суда
Как это работает.Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут.
Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.
На месте инспектор может только составить протокол и отстранить водителя от управления автомобилем — например, если он пьян. Но водительское удостоверение на месте не забирают — сначала протокол передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, водительское удостоверение забрать не могут, а водитель вправе им пользоваться.
Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.
Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Срок лишения отсчитывают с дня, в который водитель сдает ВУ.
Чем позже он это сделает, тем дольше будет без права управления транспортными средствами.
См. также:
- Что делать, если лишают прав.
- Что будет, если не сдать права после задержания в состоянии опьянения?
Право на медицинское освидетельствование
Как это работает.Если инспектор заподозрил, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться.
Тогда его направят на медицинское освидетельствование, то есть сдать пробы в лаборатории.
Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол. Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО, а еще человек может потерять работу — если работает водителем по найму.
Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере, пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.
См. также:
- Как водителя оштрафовали из-за сломанного колеса.
- Можно ли судьям ездить пьяными за рулем.
Право на жалобы, защиту прав и компенсацию убытков
Как это работает.Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.
Если из-за нарушения прав водителю причинили ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.
Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.
См. также:
- Как оспорить штраф ГИБДД.
- Что делать с двойным штрафом за нарушение ПДД.
Обложка — Natalya Kurovskaya / Shutterstock
Екатерина Мирошкина
А вам доводилось отстаивать свои права при остановке ГИБДД?
Не соглашусь с мнением автора о том, что инспектор может проверить документы у водителя и пассажиров произвольно. Для этого нужны основания, законные и веские. Они первичны.
И только при наличии таковых уже следует остановка ТС для проверки документов, которая является целью, а не причиной. То есть, у инспектора изначально, перед тем, как остановить ТС, уже должны иметься законные основания для проверки документов, изложенные в п. 106 Регламента. И по причине наличия оснований он останавливает ТС.
Далее. Выходить из автомобиля для составления протокола или постановления, как считает автор этой памятки, водитель тоже не обязан. Эта обязаность возникает при досмотре ТС, либо при доставлении водителя в отдел полиции.
При этом обязательны законные основания и соответствующие протоколы — досмотра ТС либо отстранения водителя от управления ТС и доставления в отдел полиции.
Не вводите людей в заблуждение!
1. Вы правы по поводу ссылки на пункт 106. Там перечислены веские основания для остановки машины. Но именно там есть и условие со ссылкой на такую причину остановки, как обычная проверка документов на право пользовани и управления — 84.13. Это повод для остановки без подозрений, розыков и нарушений. Захотели проверить права — имеют право остановить.
Этот пункт пытались обжаловать, но 12 февраля 2018 года Верховный суд поставил точку в споре и признал, что такой повод дл остановки даже вне стационарных постов законный.
2. В этой статье не написано что водитель обязан выходить из машины при составлении протокола. Там написано, что инспектор может попросить выйти из машины, если есть конкретные причины.
Кроме пункта 93 есть еще пункт 207, в котором написано, что досмотр производится только после того, как все покинули машину. то есть елси инспектор осствил протокол о досмотре, придется выйти в любом случае. И лучше это сделать даже при составлении протокола о других нарушениях, чтобы видеть, что происходит, что говорят понятые и есть ли они вообще.
3. По поводу того, что на досмотр нужно обязательно осставить протокол, как и при совершении других процессуальных действий, автор много раз делает акцент в разных разделах. Есть нюансы, которые не описаны именно в этой подборке о правах — подробнее о них можно прочитать в ссылках под каждым разделом.
Отредактировано
Анна, что значит обычная проверка документов на право пользования и управления у нас что презумпция невиновности не работает получается что у человека имеющего сомнительные доходы у нас права нет требовать подтвердить их а у инспектора без основания как я понимаю из фразы «обычная проверка документов на право пользования» просто ради интереса такие права есть какое то странное законодательство после проверки у инспектора может появиться сомнение что они подделаны появляется автоматом право на досмотр при досмотре можно обнаружить маленький пакетик наркотиков и ни какой понятой и не заметит зачем тогда все эти пункты статьи законы если они аннулируются «обычной проверкой документов на право пользования»
Анна, пришлось почитать регламент и что то я не нашёл там ссылки на 8,13 там есть ссылка на 8,1 8,3 8,11 зря я на закон грешил
Анна, а сошлитесь на статью закона по которой, как вы утверждаете, «водитель обязан выходить из машины при составлении протокола.»
Анна, я уже не помню точно содержание статьи. И не нашёл её, чтобы освежить. В памяти. Понял только, что Вы одобряете произвол. Флаг Вам в руки.
Желаю Вам каждодневной «обычной» проверки. А мне такие обычаи не нравятся, поскольку я человек свободный. Повторюсь, что для проверки документов нужны основания. И, если их нет, то не надо останавливать. А вот если такие основания имеются, то милости просим.
Понятно, что Вам заплатили. Вот Вы и крутитесь. Про стационарные посты бредите.
Их нет в новом регламенте вовсе.
Александр, В статье всё правильно. Сейчас регламент подправили и останавливать вне поста могут в любом месте, для проверки документов и без всякой на то причины. Останавливать нельзя только в тех местах где это запрещено правилами. И не спорьте, суд проиграете.
Для проверки документов, разрешили останавливать всех, кроме судей прокуроров и прочей пьяной шерсти. Тем разрешается даже пьяным давить людей.
Евгений, Вы сами себе противоречите. По статье 84.1 вас могут остановить в любое время и сказать что инспектор увидел у вас биение колеса, которое может быть связано с безопасностью движения(может быть у вас тяга отвинтилась) и ничего вы не докажите. На право остановки у них 1000 причин, которые вы не сможете оспорить в суде.
Если конечно инспектор не лопух и не подготовил заранее вам причину остановки.
Юрий, нет ни каких противоречий когда инспектор подходит и требует проверку документов не назвав причины остановки он уже нарушает регламент так что для начала он должен её назвать что касается колеса то это уже ваша проблема и нужно будет по благодарить инспектора за предупреждение и на таком транспортном средстве вообще можно запретить движение
Евгений, В качестве возможных причин остановки ТС, Приказ № 664 называет следующие (раздел 84 Приказа):
Установленные нарушения ПДД;
Наличие оснований подозревать причастность ТС к ДТП, совершению правонарушения или преступления;
Наличие данных об использовании ТС в противоправных целях о его нахождении в розыске;
Необходимость опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах ДТП или иного происшествия, если они были его очевидцами;
Привлечение водителя в качестве понятого;
Для использования ТС в экстренных целях;Основания для остановки ТС
Для ограничения или запрещения движения ТС (например, если дорога перекрыта);
Для обеспечения свободного проезда спецавтомобилей или ТС специальных и экстренных служб;
Для привлечения водителя или пассажиров для оказания необходимой помощи;
В рамках проведения различных спецопераций (должны быть утверждены документально);
При наличии угрозы безопасности движения, обусловленной любыми факторами;
Проверка документов на управление и пользование ТС, а также документов на груз;
Проверка документов о личности водителя и пассажиров (только при наличии конкретных данных или ориентировок);
Несмотря на то, что указанный перечень является исчерпывающим, по факту, он п
Отредактировано
Юрий, регламент нужно читать до конца 84 это общий естественно инспектор имеет право останавливать для проверки документов а далее идёт расшифровка пункт 106 в каких случаях он это может делать
Евгений, так и я же за это. Что если инспектор не дурак он вам назовёт любую причину остановки, до которой не досрёшься, уже новые правила вступили и могут останавливать просто проверить на алкоголь.
Юрий, любую он не назовёт нужно что бы она была реально и действительно угрожала безопасности движения иначе это беспричинная остановка и её можно обжаловать при чём не предоставляя документов и поверьте мало желающих что бы на них жаловались за нарушение регламента при чём ни чего им не сулящего свои права надо отстаивать и когда это поймёт большинство то и произвола меньше будет что касается остановить то это уже другое я говорю о проверке документов без основания
Евгений, Дорогой вы отстали от времени. В новом регламенте приказа №664 уже есть дополнения статей по которым вас могут остановить без всякой причины, а просто для проверки документов на авто, на право управления и на груз. Так что менты всё предусмотрели и объяснятся не будут, а если не дадите документы то 19.3 и в наручники.ЗНАТЬ НАДО.
Юрий, я вам скрин новой редакции приказа 664 дал нет там такого пункта просто для проверки документов
Евгений, Содержит ли пункт 106 «Основания для проверки документов» противоречия с ПДД 2.1.1?
Нет, он вполне согласуется с ним. Ведь в соответствии именно с данным положением ПДД водитель обязан иметь при себе и предъявить по требованию представителя власти ряд документов.
Вопросы возникают по поводу толкования такого основания, как «выявление признаков правонарушения». Что входит в понятие «выявление», в регламенте не указано, судебная практика и системное прочтение документа показывают, что достаточно результатов визуального наблюдения.
Законность положения регламента об остановке ТС вне стационарных постов в целях проверки документов уже подтверждена решением Верховного суда РФ от 12.2.2018г.
Юрий, правила не могут противоречить регламенту потому что регламент пишется на основании правил
требования должны быть законными а не просто захотел и требую
выявление правонарушения это и есть визуальное или фиксированное наблюдение но это же идёт речь о НАРУШЕНИИ о котором прежде чем требовать документы инспектор обязан ознакомить в этом случае если водитель не согласен составляется протокол при этом водитель не обязан выходить из авто за исключением осмотра досмотра освидетельствования я конечно допускаю что идиотов хватает и они возможно решатся на составление протокола и дальнейшего разбирательства в суде по надуманному нарушению но это исключение и ещё раз повторю без оснований не может быть ни каких проверок документов и основания должны быть законными а закон прописывает их в пункте 106 административного регламента надеюсь вы поняли меня то есть с начала представление инспектора потом причина остановки если она связана с нарушением то протокол с представлением документов если водитель не согласен если же согласен то постановление или же после объяснения уважительной причины этого нарушения без постановления если же оно надуманное то умный инспектор просто пожелает счастливого пути ну а идиот может не только протокол составить но и превысить полномочия от этого ни кто не застрахован но в данном случае мы говорим с вами о законных действиях
решением суда подтверждены законные требования по регламенту и ни какой разницы нет на посту вас остановили или на дороге регламент один