В РФ принят федеральный закон № 64 от 06.04.2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», регулирующий вопросы административного надзора за лицами, которые освобождены из мест лишения свободы.
Указанный надзор заключается в том, что контролирующие органы наблюдают за тем, чтобы лицо, которое вышло из мест лишения свободы, соблюдало ограничения его прав и свобод, установленные судом, а также выполняло обязанности, которые предусмотрены законом.
ВНИМАНИЕ: наш адвокат по уголовным делам г. Екатеринбург поможет в вопросе обжалования административного надзора, его снятия: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!
Решение об установлении административного надзора
Решение об установлении административного надзора принимается районным судом. Для того, чтобы суд принял такое решение, ОВД обращается в суд с административным иском по правилам КАС РФ об установлении административного надзора в отношении конкретного лица. Производству по таким делам в КАС РФ посвящена целая 29 глава.
Также в суд может обратиться исправительное учреждение в отношении лица, которое только освобождается.
Максимальный срок административного надзора
Максимальный срок надзора зависит от того, какое по тяжести и по составу преступление было совершено лицом, в отношении которого устанавливается надзор.
Если лицом было:
- совершено тяжкое или особо тяжкое преступление;
- имелся рецидив преступлений;
- лицо совершило два и более преступления по статьям, которые предусмотрены в законе, касающиеся преступлений с наркотическими, психотропными веществами,
Административный надзор может быть установлен от 1 года до 3-х лет, НО этот срок не может превышать срок погашения судимости, который установлен законом.
Если лицом было совершено:
- умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
- преступление, связанное с половой неприкосновенностью и половой свободой несовершеннолетнего;
- имелся опасный или особо опасный рецидив;
- совершено преступление по статьям, которые перечислены в п.3 ч.2 ст. 3 закона № 64, связанные с убийством по мотивам политической, расовой ненависти, с террористическими актами и другими подобными преступлениями;
- если лицо находилось под надзором и в этот период совершило преступление, за которое ему было назначено наказание в виде лишения свободы и было направлено для отбывания наказания,
Административный надзор устанавливается на срок, который установлен законом для погашения судимости.
Если лицо совершило в возрасте старше 18 лет преступление, связанное с половой неприкосновенностью несовершеннолетнего, который не достиг 14 лет, и которое является педофилом, при этом его вменяемость не исключается, надзор устанавливается на срок, на который ему назначены принудительные меры медицинского характера, НО при этом такой срок не может быть меньше срока погашения судимости, который установлен законом.
Максимальный срок для погашения судимости установлен 10 лет после того как лицо отбыло наказания, соответственно, с учетом вышеуказанных положений закона № 64, максимальный срок на который может быть установлен надзор равен 10 годам, все зависит от тяжести совершенного преступления.
ВАЖНО: стоит отметить, что не всегда может быть установлен надзор, если лицо, например, совершило тяжкое преступление. Более подробно о том, в каких случаях устанавливается надзор, смотрите ниже в разделе «как избежать надзора после освобождения».
Как снять надзор после освобождения?
После освобождения лицу может быть установлен надзор на определенный срок. Можно ли до истечения срока, на который установлен надзор, снять его? Можно. Закон 64 предусматривает возможность прекращения административного надзора досрочно при совокупности определенных факторов:
- заявление подается в суд ОВД — поднадзорным лицом или его представителем;
- до обращения в суд должно истечь не менее половины срока административного надзора;
- в течение срока, когда лицо находится под надзором, оно должно добросовестно соблюдать ограничения, выполнять обязанности, предусмотренные законом и положительно характеризоваться.
Суд рассматривает заявление о досрочном прекращении надзора и если приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения заявления, то выносит соответствующий судебный акт.
ИНТЕРЕСНО: читайте, как убрать судимость из базы данных ИЦ по ссылке
Как избежать надзора после освобождения?
Как мы уже знаем надзор устанавливается при совершении определенных преступлений, а также с учетом того, имелся ли рецидив.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в части 3 статьи 3 закона 64 говорится, что надзор в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за то, что совершил:
- ♦ тяжкое или особо тяжкое преступление;
- ♦ имеющий рецидив преступлений;
- ♦ умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
- ♦ два и более преступления по перечисленным в законе статьям, касающихся преступлений с наркотическими, психотропными веществами
устанавливается только в том случае, если:
- лицо, когда отбывало наказание в виде лишения свободы, признавалось злостным нарушителем порядка отбывания наказания;
- лицо отбыло наказание, судимость у него не снята и не погашена, и оно совершает в течение 1 года 2 и более административных правонарушения против порядка управления или совершенные правонарушения посягают на общественный порядок и безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность или совершены по ч.7 ст. 11.5, ст. 11.9, ст. 12.8, ст. 12.26 КоАП РФ.
С учетом указанного, чтобы обозначенной категории лиц избежать надзора после освобождения следует не допускать нарушений при отбывании наказания и после освобождения.
Обжалование административного надзора
При установлении судом лицу административного надзора, путем принятия соответствующего решения, лицо вправе обжаловать такое решение суда, если считает его незаконным и нарушающим его права.
Суд разъясняет при оглашении решения суда право на обжалования, а также в самом решении суда, в какой срок и куда можно обжаловать решение суда.
Помощь адвоката по административному надзору
Если у Вас возникли вопросы, связанные с административным надзором, Вы можете обратиться за помощью к нашим адвокатам по уголовным делам, которые
- ► проконсультируют по вопросам административного надзора
- ► разъяснят положения действующего законодательства, регулирующего порядок установления, продления, прекращения надзора
- ► подготовят процессуальные документы, такие как возражения на заявление об установлении административного надзора, заявление о прекращении надзора и другие
- ► могут представлять Ваши интересы в суде
- ►окажут иную юридическую помощь по Вашей проблеме
Отзыв о нашем уголовном адвокате
Отзывы о нас
Отзыв по уголовным делам
Отзыв по гражданским делам
Отзыв по банкротству физических лиц
Отзыв по сопровождению бизнеса
Звоните: +7 (343) 345-80-80
г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, 16, оф. 103, Бизнес-центр Манеж
Проверка поднадзорного в ночное время суток 2023
Если лицо, находящееся под административным надзором не откроет двери сотруднику полиции для проверки по месту жительства в ночное время, возникнет ли ответственность?
В соответствии с ч. 2 ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ) невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон №64) поднадзорное лицо обязано допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона №64 при осуществлении административного надзора органы внутренних дел обязаны систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей. В соответствии с ч. 2 ст.
12 Закона №64 органам внутренних дел при осуществлении административного надзора предоставлено право проникать беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.
Таким образом, основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ будет служить то обстоятельство, что лицо, в отношении которого установлен административный надзор, в нарушение п. 7 ч. 1 ст. 11 Закона №64 не откроет дверь сотрудникам полиции при проверке поднадзорного лица по месту его жительства или пребывания в определенное время суток, в течение которого ему запрещено пребывать вне указанного помещения.
(подготовлено старшим помощником Лысьвенского городского прокурора Костиным С.Н.)
Прямая ссылка на материал
Прокуратура
Пермского края
Прокуратура Пермского края
14 июня 2021, 17:29
Если лицо, находящееся под административным надзором не откроет двери сотруднику полиции для проверки по месту жительства в ночное время, возникнет ли ответственность?
В соответствии с ч. 2 ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ) невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон №64) поднадзорное лицо обязано допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.
Рекомендация Согласие жильцов на перевод жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме в 2023 году 2023
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона №64 при осуществлении административного надзора органы внутренних дел обязаны систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей. В соответствии с ч. 2 ст.
12 Закона №64 органам внутренних дел при осуществлении административного надзора предоставлено право проникать беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.
Таким образом, основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ будет служить то обстоятельство, что лицо, в отношении которого установлен административный надзор, в нарушение п. 7 ч. 1 ст. 11 Закона №64 не откроет дверь сотрудникам полиции при проверке поднадзорного лица по месту его жительства или пребывания в определенное время суток, в течение которого ему запрещено пребывать вне указанного помещения.
(подготовлено старшим помощником Лысьвенского городского прокурора Костиным С.Н.)
Частота и обязанность ночных проверок под надзором полиции
Как часто сотрудники полиции проводят ночные проверки и должен ли под надзорным звонить на телефон при таких проверках?
Ответы юристов (2)
- Казаков Валентин
- Лихачёв Василий
Казаков Валентин Юрист,
Москва На сайте: 1578 дня
Ответов: 2698 Рейтинг: 8
В соответствии с законодательством Российской Федерации, количество проверок сотрудниками полиции ночью поднадзорных граждан не определено конкретным числом. Однако, такие проверки должны осуществляться не чаще, чем это требуется для обеспечения безопасности общества и исполнения своих служебных обязанностей. В случае таких проверок обязательно предупреждение поднадзорного о факте проверки и возможности предъявления документов, подтверждающих служебное полномочие сотрудника полиции.
Однако, обязанность звонить на телефон поднадзорного во время ночной проверки не является прямо обусловленной законом.
#2206902 2022-12-26 15:23:24
Казаков Валентин Юрист,
Москва На сайте: 1578 дня
Ответов: 2698 Рейтинг: 8
Для решения данного вопроса потребуются следующие документы:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, статья 20.5 «Нарушение установленных правил при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и разрешении оперативно-розыскных мероприятий»;
- Правила внутреннего распорядка органов внутренних дел, утвержденные приказом МВД России от 21 июля 2011 года № 572;
- Инструкция о порядке оказания услуг гражданам и юридическим лицам по приему заявлений и сообщений о преступлениях, правонарушениях и происшествиях, утвержденная приказом МВД России от 8 октября 2018 года № 754.
Конкретно по вопросу: сотрудники полиции имеют право проверять под надзорным лицом несколько раз в месяц и в любое время суток в рамках оперативно-разыскной деятельности, при этом они не обязаны предупреждать надзираемое лицо о проведении проверки. Однако, при определенных условиях, например, при наличии судебного решения или ордера на проведение оперативно-розыскных мероприятий, сотрудники полиции обязаны представлять документы, подтверждающие правомерность проведения проверки.
Рекомендация Регистрация права собственности на квартиру в ипотеке через мфц документы 2023
Ответ на вопрос, нужно ли звонить на телефон под надзорным лицом при проверке ночью, зависит от конкретных обстоятельств и необходимости сохранения конфиденциальности оперативно-розыскной деятельности, поэтому требует дополнительного анализа конкретной ситуации.
#2309646 2022-12-26 15:23:24
Казаков Валентин Юрист,
Москва На сайте: 1578 дня
Ответов: 2698 Рейтинг: 8
Для ответа на данный вопрос необходима более точная информация о том, на какую конкретную ситуацию он относится. В общем случае, ответ на этот вопрос может быть найден в различных нормативных актах, таких как Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон Российской Федерации «О полиции».
Если речь идет о проверке ночью подозреваемого или подсудимого в рамках расследования уголовного дела, то необходимо учитывать положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2006 года № 26 «О судебном дозволении на проведение обыска, досмотра, осмотра, проверки наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме и (или) биологических текучих средах, а также на органы и ткани человека, веществ, предметов и документов».
Для получения более точного ответа на данный вопрос рекомендуется обратиться к юристу, специализирующемуся в сфере уголовного права или права в сфере деятельности полиции.
#2310776 2022-12-26 15:23:24
Казаков Валентин Юрист,
Москва На сайте: 1578 дня
Ответов: 2698 Рейтинг: 8
Данный вопрос не относится к области моей экспертизы, так как он не является четким и конкретным юридическим вопросом, а также не указаны обстоятельства ситуации. Пожалуйста, уточните вопрос и предоставьте больше деталей.
#2412337 2022-12-26 15:23:24
Казаков Валентин Юрист,
Москва На сайте: 1578 дня
Ответов: 2698 Рейтинг: 8
Конкретных статей, которые бы предусматривали обязанность сотрудников полиции звонить на телефон поднадзорного при его проверке ночью, и ограничения в частоте ночных проверок, нет.
Однако, упоминание данных правил может быть содержимым внутреннего утверждения или распоряжения структурного подразделения полиции, определяющее конкретные инструкции для сотрудников органов полиции.
Общими принципами, которые необходимо соблюдать при осуществлении полицейской деятельности, являются Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О полиции». В соответствии с этим законодательством, сотрудники полиции должны осуществлять свою деятельность в пределах своих полномочий, уважая права и свободы граждан, а также соблюдать конституционный порядок и режим правового демократического государства.
Ответственность за несоблюдение ограничений при административном надзоре
В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» судом могут быть установлены временные ограничения прав и свобод лицам, освобожденным из мест лишения свободы после отбытия наказания за совершенные преступления, то есть, установлен административный надзор.
Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения, когда лицо еще отбывает наказание в местах лишения свободы, а после освобождения лица — на основании заявления органа внутренних дел Российской Федерации. Осуществляется административный надзор органом внутренних дел Российской Федерации по месту жительства поднадзорного лица.
Рекомендация Последствия перевода денег из иностранного банка 2023
При административном надзоре судом в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
— запрет на пребывание в определенных местах;
— запрет на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях;
— запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
— запрет на выезд за установленные судом пределы территории;
— обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом лицо, в отношении которого судом установлены ограничения, после освобождения из мест лишения свободы обязано в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства явиться для постановки на учет в орган внутренних дел, неукоснительно соблюдать эти ограничения, и выполнять обязанности, предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом. В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время отделом организации дознания Управления МВД России по Ненецкому автономному округу в отношении гражданина, находящегося под административным надзором, возбуждено три уголовных дела за несоблюдение установленного судом административного ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, в ночное время суток. И проводится проверка еще по одному факту нарушения ограничения. При этом во всех случаях несоблюдения ограничений, поднадзорное лицо находилось в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, тем самым совершило и административные правонарушения.
Справочно:
В 2018 году органами предварительного расследования Управления возбуждено 10 уголовных дел по фактам совершения преступлений, предусмотренных ст. 314.1 УК РФ «Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений». Из них в течение года 8 направлено на рассмотрение в суд, и по 6 уголовным делам вынесены обвинительные приговоры с назначением наказания в виде лишения свободы.
Максимальное наказание по данной статье предусмотрено в виде лишения свободы на срок до одного года.
Пресс-служба УМВД России по Ненецкому автономному округу
- Версия для печати
- Ссылка на страницу
- Отправить по почте
Похожие записи:
- Проверка поднадзорного сотрудниками полиции 2023
- Имеют ли право сотрудники гибдд останавливать машины в ночное время 2023
- Нарушение соседями тишины в ночное время 2023
- Может ли несовершеннолетний работать в ночное время 2023
- Могут ли сотрудники полиции проверять поднадзорного ночью 2023
- Проверка водительского удостоверения на лишение 2023
Административный надзор: особенности и полномочия субъектов
Административный надзор является важным инструментом государственного контроля и осуществляется органами исполнительной власти. Он направлен на контроль и надзор за соблюдением законодательства субъектами административного права. Понятием «административный надзор» обозначается деятельность государственных органов по проверке исполнения юридическими и физическими лицами своих обязанностей в сфере административных отношений.
Особенностью административного надзора является его профилактическая направленность. Используя различные меры и методы, органы надзора предупреждают, выявляют и устраняют нарушения законодательства, своевременно реагируют на недостатки в работе органов государственной власти и учреждений, осуществляющих административные функции, а также предупреждают и пресекают нарушения прав граждан и юридических лиц.
Субъектами административного надзора могут выступать различные органы исполнительной власти, такие как государственные инспекции, комитеты, службы и другие административные органы. Каждый субъект административного надзора осуществляет свои полномочия, которые закреплены в законодательстве. Например, инспекции занимаются проверкой соблюдения требований законодательства в различных сферах деятельности, а комитеты осуществляют надзор за соответствием процедур и условий тех или иных административных процессов.
Административный надзор: понятие, особенности, субъекты и их полномочия
Методы административного надзора представляют собой набор специальных действий и мер, предпринимаемых компетентными органами государственной власти для контроля за исполнением норм административного законодательства. Целью проведения такого надзора является обеспечение соблюдения правил и требований, установленных в сфере административных отношений.
Особенностью административного надзора является его превентивный характер. В отличие от реактивных мер, надзор предпринимается заранее с целью предупреждения нарушений и негативных последствий. При этом административный надзор основывается на комплексном подходе, который включает в себя анализ положений закона, сбор информации, осмотр объектов, проверку документов и др.
Субъектами административного надзора выступают государственные органы и их представители, наделенные соответствующими полномочиями. Они осуществляют надзор за соблюдением законов и нормативных актов, контролируют деятельность организаций, учреждений и граждан. К их полномочиям относятся право проводить проверки, выявлять нарушения, применять меры воздействия в случае несоблюдения закона, направлять предписания и требования, а также инициировать судебные процессы.
Статья по теме: Какие надбавки и компенсации подлежат удержанию НДФЛ?
Административный надзор является важным инструментом государственного контроля и обеспечения законности. Благодаря применению методов надзора достигается эффективность в исполнении административных функций, предотвращение нарушений и обеспечение справедливости в административных отношениях.
Понятие административного надзора
Административный надзор – это совокупность полномочий, которыми обладают государственные органы для контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере государственного управления. Задача административного надзора – обеспечить исполнение государственной политики и обеспечить законную и эффективную деятельность органов исполнительной власти.
Субъекты административного надзора включают в себя все государственные органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением правил и нормативов. К таким органам относятся Министерство внутренних дел, Федеральная налоговая служба, Прокуратура и др. Каждый субъект административного надзора имеет определенные полномочия, позволяющие ему выполнять свои функции.
Полномочия административного надзора включают в себя возможность проверять деятельность контролируемых субъектов, выявлять нарушения законодательства, предписывать меры по исправлению нарушений, применять административные санкции в случае выявления нарушений и т.д. Уполномоченные органы имеют право проводить рейды, проверки, осуществлять досудебное расследование и привлекать к ответственности нарушителей законодательства.
Особенности административного надзора
Административный надзор представляет собой систему осуществления контрольных функций органами государственной власти и управления. Ключевыми особенностями данного вида надзора являются его профессиональная направленность и специализация.
В рамках административного надзора осуществляются методы наблюдения, анализа и контроля за деятельностью органов государственной власти и администрации. Они позволяют выявлять противоправные действия, нарушения прав и интересов граждан, а также эффективность работы соответствующих органов.
Субъектами административного надзора выступают государственные органы и специально уполномоченные организации, каждый из которых обладает определенными полномочиями и компетенцией. Надзорные органы имеют право применять различные меры воздействия, включая письменные предупреждения, штрафы, административные наказания, лишение лицензий и пр.
Административный надзор является основным инструментом для обеспечения исполнения государственных положений и регулирования общественных отношений. Он способствует поддержанию порядка, соблюдению законности и защите прав граждан, а также обеспечивает прозрачность и эффективность работы государственных структур.
Статья по теме: Как вернуть права после лишения: инструкция и правила
Субъекты административного надзора
Субъекты административного надзора – это государственные органы и должностные лица, которым предоставлены полномочия для осуществления административного надзора. Административный надзор является одной из форм контроля за соблюдением законодательства и нормативных актов в сфере государственного управления.
В силу своих полномочий они осуществляют надзор за исполнением административных норм, а также могут применять меры по предупреждению и пресечению нарушений. Субъекты административного надзора обладают правом проводить проверки, получать информацию от юридических и физических лиц, привлекать свидетелей, составлять протоколы об административных правонарушениях.
Среди субъектов административного надзора можно выделить такие органы, как федеральные государственные инспекции (Роспотребнадзор, Роструд, Росстандарт) и региональные органы исполнительной власти (служба налоговой, образования, жилищного и коммунального хозяйства). Также полномочия по административному надзору могут быть делегированы органам местного самоуправления.
Субъекты административного надзора имеют обширные полномочия, которые включают право проведения проверок, вынесения предписаний и назначения административных наказаний в случае выявления нарушений. Они также могут обратиться в суд с заявлением о привлечении лица к административной ответственности.
Полномочия субъектов административного надзора
Субъекты административного надзора обладают рядом полномочий, которые позволяют им осуществлять контроль и надзор за соблюдением административных норм и правил. Полномочия данных субъектов включают ряд методов и могут различаться в зависимости от их статуса и компетенции.
Один из методов, используемых субъектами административного надзора, — это проведение проверок. Такие проверки могут осуществляться по месту деятельности юридических и физических лиц для выявления нарушений административных правил и норм. В ходе этих проверок субъекты могут осуществлять проверку документации, проводить интервью с работниками организаций, а также изучать фактическое состояние объектов контроля.
Другим методом, используемым субъектами административного надзора, — это выдача предписаний. Предписания могут быть выданы на основании результатов проверок и содержат требования к устранению выявленных нарушений. Субъекты надзора могут также устанавливать сроки выполнения предписаний и контролировать их исполнение.
Статья по теме: Узнайте судебные расходы заранее с помощью нашего онлайн калькулятора
Кроме того, субъекты административного надзора могут применять меры воздействия и санкции. Данные меры могут включать ограничения в правах и полномочиях юридических или физических лиц, наложение штрафов или лишение разрешений на осуществление деятельности. Субъекты надзора также могут обращаться в суд с требованием об аннулировании правовых актов или решений, нарушающих административные нормы.
Методы и полномочия административного надзора
Административный надзор — это механизм, позволяющий государству контролировать и проверять соблюдение законодательства в сфере административных правоотношений. Полномочия органов административного надзора включают в себя ряд методов, которые обеспечивают эффективную реализацию данной функции.
Одним из методов административного надзора является информационно-аналитическая деятельность. Органы надзора имеют право знакомиться с различными документами, отчетами и информацией, необходимыми для проверки соблюдения законодательства. Они имеют право запросить у юридических и физических лиц необходимые материалы и документы, а также требовать от них давать разъяснения и пояснения по вопросам, касающимся административного регулирования.
Еще одним важным методом административного надзора является осуществление проверок. Органы надзора имеют право проводить плановые и внеплановые проверки субъектов административного надзора с целью установления фактов нарушения законодательства и принятия соответствующих мер по исправлению ситуации. Во время проверок органы надзора имеют право выезжать на объекты и в организации, осматривать, изымать и анализировать материалы, проводить допросы и собирать доказательства.
Полномочия административного надзора также включают возможность применения мер административного воздействия. В случае выявления нарушений законодательства, органы надзора имеют право применить меры воздействия в виде предупреждений, устных или письменных порицаний, штрафов, административных наказаний и т. д. Такие меры применяются с целью недопущения дальнейших нарушений и вынуждения субъектов административного надзора соблюдать законодательство.
Советуем также:
- Порядок переоформления автомобиля без снятия с учета в 2023 году: детальная инструкция и возможные проблемы
- Как получить исполнительный лист в суде?
- Что такое допрос с пристрастием: методы и допрос эксперта
- История России: правители в хронологическом порядке (таблица)
Что говорит ФЗ об административном надзоре?
Административный надзор — это новая мера, предусмотренная для людей, отбывших уголовное наказание. Надзор предполагает, что за освобожденным наблюдает полиция, а сам он подвергается некоторым ограничениям. Разберемся, в чем именно состоят эти ограничения и каковы полномочия сотрудников МВД при осуществлении надзора.
- Причины принятия ФЗ об административном надзоре
- Задачи ФЗ 64-ФЗ «Об административном надзоре»
- В чем именно состоит административный надзор?
- За кем устанавливается административный надзор после отбытия наказания
- Порядок, установленный приказом 818 об административном надзоре
- Сроки по закону об административном надзоре
- Иные виды административного надзора
Причины принятия ФЗ об административном надзоре
Понятие «административный надзор» по отношению к лицам, недавно отбывшим наказание, было введено в российское законодательство с принятием в 2011 году федерального закона «Об административном надзоре…» от 06.04.2011 № 64. Ранее это понятие тоже употреблялось, однако речь шла прежде всего о контроле соответствующими органами федеральной, региональной и местной администрации различных видов экономической деятельности. С другой стороны, подобный вид надзора существовал еще во времена СССР на основании положения, принятого в 1966 году (было отменено в 2009 году).
Основной причиной принятия нового закона и введения понятия административного надзора является высокий уровень рецидивов среди лиц, уже судимых и понесших наказания. До половины преступлений, фиксируемых МВД РФ, совершается именно лицами, ранее лишавшимися свободы. Особенно велик процент рецидивистов среди отбывавших наказание сроком от 3 до 10 лет.
Чтобы побороть тенденцию, решено было дополнить систему наказаний административным надзором со стороны полиции за теми, кто уже освобожден, но чья судимость еще не снята.
Задачи ФЗ 64-ФЗ «Об административном надзоре»
Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ в статье 2 прямо устанавливает задачи, которые выполняет административный надзор:
- Предотвращение новых нарушений закона наиболее опасными категориями преступников.
- Индивидуальное воздействие на судимых граждан с целью их исправления.
В чем именно состоит административный надзор?
Лицо, в отношении которого установлен административный надзор, обязано в силу ст. 11 ФЗ № 64:
- Не менять место жительства или работы, не уведомив сотрудников МВД.
- По первому же вызову являться и давать объяснения, если возникают вопросы по соблюдению режима надзора.
- Сообщать обо всех поездках за пределы города или района.
Кроме того, на поднадзорного дополнительно могут быть наложены обязанности, предусмотренные ст. 4 ФЗ № 64:
- быть дома в определенное время (например, по ночам);
- не посещать определенные места (питейные заведения, школы, детские сады, рынки, вокзалы и т. п.);
- являться не по вызову, а по определенному графику не менее 1 раза за месяц и т. д.
Конкретный режим, который должен соблюдать поднадзорный, определяется исходя из его личных данных и обстоятельств, при которых он ранее совершил преступление. Ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, могут быть как усилены, так и ослаблены (решение принимается начальником УВД/РОВД, на территории которого проживает поднадзорный).
За кем устанавливается административный надзор после отбытия наказания
Согласно ст. 3 ФЗ 64 надзору подвергаются лица, у которых не снята и не погашена судимость за совершение преступлений:
- относящихся к категории тяжких или особо тяжких;
- умышленно совершенных против детей и подростков;
- совершенных при рецидиве.
- двух и более преступлений в сфере оборота наркотическими средствами.
В отношении этих лиц административный надзор устанавливается, если соблюдены следующие условия:
- Находясь в местах лишения свободы, осужденный злостно нарушал внутренний порядок.
- Уже освободившись, человек за год совершил два и более нарушения общественного порядка и был привлечен за это к административной ответственности.
При этом есть категории лиц, для которых административный надзор устанавливается в любом случае. К ним относятся:
- совершившие половые преступления против несовершеннолетних (сюда же относятся и люди, страдающие педофилией, но при этом признанные судом вменяемыми);
- совершившие преступления, относящиеся к категории опасного или особо опасного рецидива;
- совершившие ранее, во время нахождения под административным надзором, преступление, за которое были направлены в места лишения свободы.
Порядок, установленный приказом 818 об административном надзоре
Нормы ФЗ № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года конкретизируются ведомственным приказом МВД «О порядке осуществления…» № 818 от 8 июля 2011года. Этот документ устанавливает порядок действий ответственных лиц, осуществляющих административный надзор. В соответствии с приказом, сотрудники МВД из соответствующих подразделений:
- ведут дела на лиц, в отношении которых судом введена такая мера, осуществляют регистрацию и учет поднадзорных;
- при необходимости запрашивают документы из колоний, где поднадзорные отбывали наказание;
- истребуют материалы о поведении поднадзорного по месту его проживания или работы;
- вызывают и опрашивают лицо, подвергнутое административному надзору, проводят с ним профилактические беседы, разъясняют его права и обязанности;
- оформляют маршрутные листы при переезде поднадзорных.
Основная же тяжесть работы по осуществлению административного надзора ложится на участковых. Именно они осуществляют фактический контроль за соблюдением ограничений поднадзорными, контролируют их по месту жительства не реже чем раз в месяц и при необходимости задерживают нарушителей.
Задержание и наблюдение за поднадзорными, находящимися на улицах, осуществляют также сотрудники ППС. Фактически тем или иным образом в осуществление административного надзора включены дополнительно линейные отделы на транспорте, уголовный розыск, ГИБДД и другие структуры МВД (без отрыва от основных задач).
Сроки по закону об административном надзоре
Административный надзор устанавливается только судом в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ — новым нормативным актом, введенным в действие в 2015 году. Заявление о введении надзора могут подать:
- Администрация учреждения, где лицо отбывало или еще отбывает наказание (надзор может устанавливаться и заранее — в этом случае он вступает в действие с момента освобождения).
- Органы МВД.
Минимальный срок административного надзора составляет 1 год и по заявлению контролирующих органов МВД может продлеваться (но не свыше времени, установленного для того, чтобы судимость была погашена). Исключением являются педофилы: для них надзор устанавливается на тот же срок, что и медицинские меры, и время погашения судимости в этом случае обозначает лишь минимальный период.
Административный надзор может быть снят досрочно. Решение здесь тоже принимает суд, а заявление может подать как сам поднадзорный или его адвокат, так и контролирующий сотрудник МВД. Для этого требуются следующие условия:
Скачать форму заявления |
- Должно пройти не менее половины срока надзора.
- Поднадзорный должен положительно характеризоваться и выполнять все установленные обязанности.
Если суд отказал в досрочном снятии надзора, новое заявление может быть подано не ранее чем через полгода.
Кроме того, административный надзор может быть снят досрочно в следующих случаях:
- С поднадзорного снята судимость.
- Человек вновь совершил преступление и по приговору суда отправился отбывать наказание (в этом случае за его поведением будут следить уже сотрудники не МВД, а ФСИН, деятельность которых не включается в понятие административного надзора).
Если поднадзорный находится под стражей или безвестно отсутствует, срок приостанавливается.
Иные виды административного надзора
Понятие административного надзора шире, чем контроль за поведением осужденных. Дополнительно этим термином может обозначаться:
- надзор, осуществляемый государственными органами в отношении различных отраслей деятельности (к примеру, финансовой);
- надзор сразу за несколькими сферами общественной жизни.
Также административный надзор (в широком значении) включает в себя:
- таможенный надзор;
- сертификационный надзор;
- промышленный надзор и т. д.
Именно поэтому, говоря об административном надзоре, часто необходимо уточнять, о чем конкретно идет речь.
Таким образом, рассматриваемая процедура призвана ограничить возможность вышедшим из тюрьмы осужденным осуществлять действия по неконтролируемому перемещению по территории страны, посещению определенных мест, с целью недопущения возможного рецидива.
Административный надзор и контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Государственный административный надзор считается относительно новой мерой, предусмотренной для контроля субъектов, отбывших наказания в местах лишения свободы. Он предполагает установление наблюдения за освободившимся лицом. При этом субъекту назначаются определенные ограничения.
Далее рассмотрим подробнее особенности и функции административного надзора, а также полномочия структур, ответственных за его осуществление.
Общие сведения
Понятие «государственный административный надзор» появилось в отечественном законодательстве в 2011 г. – в год принятия ФЗ № 64, регламентирующего порядок его осуществления. Надо отметить, что этот термин использовался ранее в правоприменительной практике, однако относилось преимущественно к осуществлению региональными, федеральными и местными властями функций по контролю экономической деятельности разных видов.
Административный надзор существовал в советское время. Он осуществлялся в соответствии с Положением ВС СССР от 1966 г. Однако в 2009 г. этот нормативный акт был отменен.
В 2011 г. был утвержден 64-ФЗ «Об административном надзоре». Основной причиной его введения стало огромное количество рецидивов среди ранее судимых лиц. Примерно половина преступлений, фиксируемых органами правопорядка, совершается именно ранее осужденными гражданами.
Особенно высокие показатели рецидивов среди субъектов, лишавшихся свободы на 3-10 лет. Чтобы остановить эту тенденцию, было решено ввести дополнительный контроль со стороны полиции за гражданами, уже освобожденными, но все еще имеющими не снятую судимость.
Задачи нового закона
В ФЗ «Об административном надзоре» в ст. 2 закреплен перечень задач, которые решаются при осуществлении этого вида деятельности. Надзор позволяет:
- Предотвратить новые нарушения закона преступниками из наиболее опасных категорий.
- Оказать индивидуальное воздействие на субъектов для их исправления.
Суть деятельности
Гражданину, отбывшему наказание, согласно положениям 11-й статьи ФЗ «Об административном надзоре», вменяются определенные обязанности. В их числе:
- Не изменять место проживания или трудовой деятельности без уведомления об этом контролирующего органа.
- Являться по первому вызову для дачи объяснений по вопросам соблюдения лицом режима надзора.
- Извещать органы правопорядка обо всех передвижениях за пределы района или города проживания.
При установлении административного надзора за лицами, имеющими неснятую судимость, дополнительно могут быть вменены обязанности:
- Находиться по месту проживания в определенное время (к примеру, с 22.00 до 6.00).
- Не посещать какие-либо места (к примеру, увеселительные заведения, детские учреждения и пр.).
- Являться на отметку по специальному графику (допустим, в определенный день месяца).
Конкретный режим определяется в соответствии с индивидуальными особенностями поднадзорного гражданина, а также обстоятельств совершения преступления. Любое ограничение, установленное в рамках осуществления административного надзора, может быть ужесточено или ослаблено. Соответствующее решение должен принимать начальник управления (отдела) ВД, на территории которого живет поднадзорный субъект.
В отношении каких лиц устанавливается контроль?
Перечень субъектов закреплен в 3-й статье ФЗ № 64. Согласно норме, административный контроль и надзор устанавливается в отношении граждан, имеющих непогашенную и неснятую судимость за:
- тяжкие и особенно тяжкие преступления;
- умышленные посягательства против здоровья, жизни, неприкосновенности подростков и детей;
- 2 и более преступления в области оборота наркотиками;
- рецидив деяний.
Основания
Административный надзор за гражданами, имеющими неснятую/непогашенную судимость за указанные выше деяния, устанавливается при соблюдении ряда условий. Основаниями для вменения ограничений являются:
- Злостное нарушение внутреннего распорядка учреждения, в котором лицо отбывало наказание.
- Привлечение к ответственности по КоАП за совершенные освобожденными лицами в течение года два и более административных правонарушения.
Надзор в особых случаях
Отдельные категории граждан попадают после освобождения под контроль в обязательном порядке. В этот перечень включены лица, виновные в преступлениях:
- Против половой неприкосновенности несовершеннолетних. В эту группу входят в числе прочих и педофилы, вменяемость которых была установлена в суде.
- Отнесенных к опасным или особенно опасным рецидивам.
- Совершенных ранее в период пребывания под административным надзором, за которые гражданин был направлен в место лишения свободы.
Общий порядок
Он устанавливается в 818 Приказе МВД от 06.04.2011 г. В этом нормативном акте закреплены правила действий сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих административный надзор. По Приказу № 818, служащие соответствующих подразделений:
- Составляют маршрутные листы при переезде подконтрольных лиц.
- Вызывают и опрашивают поднадзорных. В рамках таких вызовов может проводится профилактическая работа, разъясняться обязанности и права.
- Заводят дела об административном надзоре, ведут регистрацию и учет граждан.
- Запрашивают при необходимости материалы из учреждений, в которых подконтрольные субъекты отбывали наказание.
- Истребуют документы о поведении граждан по месту проживания или трудовой деятельности.
Стоит, однако, отметить, что больший объем работы возлагается на участковых уполномоченных полиции. Эти служащие фактически контролируют поведение поднадзорных, проверяют, соблюдают ли они установленные им ограничения. Не реже одного раза в месяц участковые посещают их по месту проживания.
При необходимости эти служащие задерживают нарушителей.
Наблюдение за гражданами, находящимися на улице, осуществляют и сотрудники ППС. В целом фактически все подразделения МВД – линейные отделы, ГИБДД, уголовный розыск и пр. – в той или иной степени включены в контрольную деятельность.
Субъекты права
Административный надзор вводится на основании заявления заинтересованного органа. В качестве него может выступать:
- Администрация учреждения, в котором гражданин отбывал либо отбывает наказание.
- Подразделения МВД.
Надзор может вводиться заранее. В таком случае он начнет осуществляться с даты освобождения субъекта.
Надзор устанавливается судом по правилам, закрепленным КАС. Это относительно новый нормативный акт, вступивший в действие в 2015 г.
Сроки
Минимальная продолжительность надзора – год. По ходатайству уполномоченного органа МВД этот срок может продлеваться. При этом он не должен быть больше времени, отведенного на снятие судимости.
Это правило не распространяется только на педофилов. Им надзор устанавливают на тот же период, что и медицинские принудительные меры. Соответственно, время, установленное для погашения судимости, будет выступать в качестве минимального срока.
Досрочное прекращение надзора
Для снятия с лица ограничений до истечения установленного срока заинтересованное лицо подает заявление в суд. Заявителем может стать не только сам поднадзорный или его защитник, но и служащий МВД.
Для досрочного прекращения контроля необходимо соблюсти ряд условий:
- С даты установления контроля должно пройти не меньше половины его срока.
- Гражданин, за которым ведется наблюдение, должен показать себя с положительной стороны, исполнять все вмененные ему обязанности.
Суд вправе отказать в досрочном прекращении надзора. В этом случае заинтересованное лицо может подать повторное заявление, но не ранее чем через 6 мес.
В ФЗ № 64 также предусмотрено, что надзор может быть прекращен досрочно при:
- Снятии судимости.
- Совершении преступления, за которое приговором суда назначено лишение свободы. В такой ситуации за поведением гражданина следят служащие ФСИН, а не органов МВД.
О прекращении надзора уполномоченный орган выносит специальное постановление. Прокурор вправе отменить ограничения в отношении гражданина, если признает их незаконными и необоснованными.
Прочие виды
Административный надзор предполагает не только контроль поведения лиц, имеющих судимость. В широком смысле этим термином могут обозначаться и другие виды контрольной деятельности. Так, уполномоченные органы могут осуществлять административный надзор в сфере финансов, предпринимательства, сертификации, таможенного дела и пр.
Административный и надведомственный контроль
Достаточно часто на практике эти два понятия отождествляются. Однако между ними есть существенная разница. Разберемся, в чем она состоит.
Надведомственный контроль и административный надзор различаются по содержанию. В первом случае уполномоченные органы наделены большей компетенцией. Они могут осуществлять проверку не только законности, но и целесообразности принимаемых решений. В этом проявляется организационная сторона контрольной деятельности. Административный надзор направлен на конкретное лицо.
Он предполагает проверку законности поведения отдельно взятого гражданина.
Различным является объем контрольных и надзорных полномочий. В первом случае имеет место вмешательство в хозяйственную, производственную деятельность контролируемого объекта. При этом допускается возможность использовать меры дисциплинарной ответственности. У органов административного надзора такие полномочия отсутствуют.
Эти структуры могут осуществлять только наблюдение, проверку выполнения предписаний, общеобязательных правил, выявлять и пресекать правонарушения, привлекать виновных к ответственности по КоАП.
Объект проверки
Административный надзор может быть направлен на:
- Неопределенный (неперсонифицированный) круг лиц (юридических в том числе) вне зависимости от ведомственной подчиненности, формы собственности.
- Конкретный перечень граждан, должностных лиц, организаций по конкретным вопросам. К примеру, может устанавливаться административный надзор за соблюдением гражданами порядка использования, хранения и приобретения оружия, должностными лицами – правил обеспечения сохранности радиоактивных материалов.
- Конкретных граждан, освободившихся из учреждений ФСИН.
Стадии надзора
В организационном плане административный надзор – это процесс, состоящий из нескольких последовательно выполняемых этапов. В общем случае схема выглядит так:
- Предварительная стадия. В ходе нее проводится анализ сведений о поднадзорном объекте/субъекте, разрабатываются или выбираются из уже действующих нормы и правила.
- Текущий этап. В ходе него осуществляется непосредственное и систематическое наблюдение, проверки, инспектирование. Они направлены на выявление нарушений и виновных в них субъектов. На основании проверок применяются меры ответственности.
- Завершающая стадия. Она предполагает анализ проведенной работы, разработку предложений о снятии или продолжении надзора.
Методы надзора
Основными из них можно считать постоянное наблюдение за объектом/субъектом, а также проверки информации по жалобам, заявлениям заинтересованных лиц и по инициативе уполномоченных органов. В этом состоит существенное отличие административного надзора от надведомственного контроля. В последнем случае используются самые разные методы: обследования, проверки, экспертизы, ревизии и т. д.
Меры
В рамках административного надзора, как правило, используется механизм государственного принуждения. При этом уполномоченные структуры используют разные меры:
- Административно-предупредительные.
- Пресекательные.
- Процессуальные обеспечительные.
Кроме этого, к субъектам, не исполняющим предписания и не соблюдающим установленные ограничения, могут применяться административные санкции.
Из сказанного следует, что административно-надзорные органы являются одновременно структурами административной юрисдикции. Если говорить об органах надведомственного контроля, то они такими полномочиями не наделены.
Ключевые признаки надзора
Принимая во внимание приведенную выше информацию, можно сказать, что административный надзор следует рассматривать как обособленный вид деятельности, направленный на обеспечение дисциплины и законности в ходе реализации органами исполнительной власти своих функций. Эта деятельность отличается:
- Отсутствием организационной подчиненности уполномоченных структур и поднадзорных субъектов/объектов.
- Невозможностью вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов.
- Наличием предписаний, обязательных для исполнения подконтрольными лицами.
- Возможностью самостоятельно применять меры административного принуждения при выявлении правонарушений или угрозы их совершения.
- Строгим отграничением принудительных мер нормативными рамками.
Нюансы
Согласно административному регламенту по надзору, уполномоченные структуры могут:
- беспрепятственно посещать подконтрольные объекты, проводить проверки на них, получать информацию по вопросам, отнесенным к их компетенции;
- заслушивать пояснения руководителей поднадзорных объектов;
- предоставлять разрешения на выполнение определенных мероприятий, давать заключения и пр.
Для профилактики правонарушений уполномоченные институты власти осуществляют координацию и методическое руководство работой подконтрольных объектов в соответствии с ФЗ № 64, Административным регламентом исполнения государственной функции по надзору и прочими нормативными актами, регулирующими данную сферу.
Пресекательные полномочия компетентных структур
Органы, осуществляющие административный надзор, наделяются такими полномочиями для прекращения, пресечения правонарушений, а также уменьшения объема негативных последствий от их совершения с помощью механизма государственного принуждения. Соответственно, в качестве основания для применения пресекательных мер выступает начавшееся или длящееся противоправное действие.
Органы надзора, обладающие указанными полномочиями, вправе дать предписания, обязательные для исполнения поднадзорными лицами. Конкретный характер требований зависит от вида административного надзора. К примеру, уполномоченные органы вправе выдать предписания о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением правил и норм безопасности.
В крайних случаях компетентные структуры могут самостоятельно прекратить соответствующие работы. На основании постановления уполномоченные служащие запрещают выпуск продукции, опасной для населения, приостанавливают действие выданных ранее разрешений, отстраняют субъектов, виновных в систематическом нарушении законодательства, и т. д.
Пресекательными полномочиями наделяются сегодня различные органы. В их числе: ГИБДД, Госпожнадзор и пр.
Административно-технический надзор
Это достаточно специфический вид контрольной деятельности. Ее осуществляет специально созданная государственная служба административного надзора – АТИ. Она занимается проверкой:
- Соблюдения положений законодательства в сфере благоустройство городских территорий.
- Технического состояния аттракционов, самоходных машин и прочих видов техники.
Административно-технический надзор распространяется на все предприятия, учреждения вне зависимости от имеющейся у них формы собственности, а также их ведомственной принадлежности.
Контролирующие службы формируются при муниципальных и региональных администрациях. В разных субъектах они носят различные наименования. К примеру, в Москве соответствующими полномочиями обладает Объединение административно-технических инспекций, в Санкт-Петербурге действует ГАТИ – Государственная административно-техническая инспекция.
Различен и круг задач, которые решают службы в регионах. Их перечень зависит от нужд конкретного района, муниципалитета, субъекта РФ в целом. Так, в Москве ОАТИ решает задачи, связанные с:
- Контролем соблюдения требований законодательства, регулирующего внешнее благоустройство территорий, содержание зданий и иных объектов, выполнение работ в пределах региона.
- Предотвращением, пресечением, выявлением нарушений путем проведения проверок на предприятиях, наблюдений и принятия соответствующих мер.
- Выдачей ордеров на осуществление земляных работ, содержание и обустройство стройплощадок.
- Оценкой технического состояния самоходных машин, в том числе с электроприводом, прицепов, аттракционов, прочей техники в процессе эксплуатации вне зависимости от формы собственности, ведомственной подчиненности, по нормам, обеспечивающим безопасность здоровья и жизни граждан, сохранность имущества и охрану окружающей среды.
Согласно административному регламенту по осуществлению государственного надзора, уполномоченные контролирующие структуры вправе привлекать виновных субъектов (организаций, предпринимателей, должностных лиц, граждан) к административной ответственности.
Особенности проверок
Надзорные мероприятия осуществляются на основании положений ФЗ № 294, а также Административного регламента по надзору.
Проверки могут быть внеплановыми либо плановыми. Периодичность последних строго фиксирована. Основанием для внеплановых ревизий могут выступать сообщения о нарушении предприятием или предпринимателем каких-либо правил (выполнения земляных, строительных, дорожных и иных работ, к примеру).
Соответствующие сведения могут поступать от других организаций и граждан. При этом анонимные сообщения инспекция рассматривать не будет.
Внеплановые проверки обязательно согласовываются с органами прокуратуры. Выполняется ревизия в соответствии с распоряжением начальника АТИ. В постановлении устанавливается время и длительность проверки, а также лица, уполномоченные на ее проведение.
Предприятие или физлицо должно быть извещено о предстоящем контрольном мероприятии. Если проверка плановая, уведомление направляется за трое суток до даты проведения, если внеплановая – за сутки. Вместе с тем стоит учитывать, что уполномоченная служба не будет извещать о предстоящих мероприятиях, если они выполняются по жалобе, на основании представления или иной информации, свидетельствующей о возможной угрозе здоровью населения и общественной безопасности.
По итогам проверки инспектор формирует акт, копия которого вручается представителю предприятия или предпринимателя. При обнаружении нарушений возбуждается административное дело. По результатам его рассмотрения специальная комиссия выносит постановление о вменении санкции в соответствии с КоАП. Кроме этого, виновному лицу выносится предписание в установленные сроки устранить нарушения, за которые была вменена ответственность.
Инспектор, проводивший проверку, контролирует исполнение предписания, предпринимает меры по предупреждению возможного ущерба здоровью, жизни, имуществу граждан, окружающей среде.
Основными нарушениями, за которые могут вменяться административные санкции, считаются:
- Ведение строительных работ без обустройства временных оградительных конструкций, без специально оборудованных временных выездов/въездов.
- Врезка в общегородские магистральные линии осуществляется без ордера.
- Установка строительных лесов без разрешения.
Оспаривание постановления
Оно осуществляется по правилам, закрепленным гл. 30 КоАП. Согласно положениям Кодекса, субъект, не согласный с результатами проверки и величиной вмененного штрафа, вправе обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию или в суд.
Следует помнить, что оспорить постановление можно в течение 10 дней с даты его вручения.
Процедура судебного обжалования актов регламентируется гл. 24 АПК. Предписание об устранении нарушений, обнаруженных в ходе проверки, оспаривается по правилам ч. 4 198 статьи Кодекса.
Срок обжалования – 3 мес. с даты, когда субъект узнал о нарушении его прав.
Акт проверки не является актом госоргана, порождающим обязанности и права или ущемляющим интересы лица, в отношении которого была выполнена ревизия. Этот документ выступает только одним из способов фиксации результатов контрольного мероприятия. Соответственно, оспорить его в порядке ч. 4 198 статьи АПК нельзя. Специалисты рекомендуют начинать оспаривание акта с подачи жалобы в АТИ.
Ее можно направить в инспекцию в течение 15 дней.
Судебная инстанция может отменить постановление АТИ и штраф, если установит, что инспекция:
- Допустила нарушения правил привлечения субъекта к административной ответственности. К примеру, протокол был составлен без участия лица, подлежащего привлечению к ответственности.
- Использовала незаконные (недопустимые) доказательства виновности субъекта. К примеру, протокол, заключения, акты осмотра были получены в нарушение предписаний ФЗ № 294.
Жалоба будет также удовлетворена, если в суде будет доказано, что инспекция пропустила срок давности привлечения субъекта к ответственности по неуважительной причине.