В соответствии со ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка.
В данной консультации рассмотрим нюансы применения этой нормы.
Документальное оформление
Пакет документов, которые работник должен подать для предоставления ему дополнительных оплачиваемых выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, определен п. 2, 3 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 № 1048. Это:
1) заявление, составленное по форме, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 19.12.2014 № 1055н. Периодичность подачи заявления определяется родителем по согласованию с работодателем в зависимости от необходимости использования дополнительных оплачиваемых выходных дней:
- ежемесячно;
- один раз в квартал;
- один раз в год;
- по мере обращения или др.;
2) копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной бюро медико-социальной экспертизы (форма справки утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 № 1031н). Отметим, что справка имеет ограниченный срок действия (представляется в соответствии со сроками установления инвалидности – один раз, раз в год, раз в два года, раз в пять лет), поэтому необходимо следить, чтобы в бухгалтерии всегда находилась копия актуальной справки;
3) документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида (представляются один раз);
4) копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом (представляется один раз);
5) справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично, либо справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что от этого родителя (опекуна, попечителя) не поступало заявление о предоставлении ему в этом же календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней (данная справка должна представляться при каждом обращении с заявлением). Справка не требуется, если имеется документальное подтверждение факта смерти другого родителя, признания его безвестно отсутствующим, лишения (ограничения) родительских прав, лишения свободы, пребывания в служебной командировке свыше одного календарного месяца или других обстоятельств, свидетельствующих о том, что другой родитель не может осуществлять уход за ребенком-инвалидом, а также если один из родителей уклоняется от воспитания ребенка-инвалида.
Нужно ли представлять справку из органов соцзащиты о том, что ребенок не находится на гособеспечении?
По сути, перечень документов, приведенный выше, является исчерпывающим, и требование от работника иных документов неправомерно (Письмо Минтруда РФ от 28.03.2016 № 17-1/ООГ-451).
В то же время при проверке правильности оплаты четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц, предоставляемых одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, проверяющие из ФСС пользуются Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81, в соответствии с п. 87 которых в бухгалтерии страхователя должны храниться на каждого получателя, в частности:
1) заявление о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;
2) справка из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не находится на государственном обеспечении (в интернате или ином подобном учреждении), представляемая ежегодно;
3) копия приказа о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;
4) справка с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы;
5) если работающим по трудовому договору является один родитель:
- справка из органов государственной службы занятости населения, подтверждающая факт отсутствия работы у другого родителя;
- свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП – если второй родитель является самозанятым;
- гражданско-правовой договор – если второй родитель работает по такому договору.
В этой же методичке указано, что в случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т. п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя. В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.
Для справки: согласно ранее действовавшему Постановлению Минтруда РФ № 26, ФСС РФ № 34 от 04.04.2000 «Об утверждении Разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» для получения дополнительных выходных дней работник должен был представить, кроме прочих документов, справку из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что он не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении. При этом указывалось, что детские дома-интернаты на условиях пяти– или шестидневного пребывания в неделю к специализированным детским учреждениям с полным государственным обеспечением не относятся.
Согласно новому порядку такая справка не представляется. Вместо нее требуется подача документа, подтверждающего место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида. При этом в Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам поправки, устраняющие разночтения, до настоящего времени не внесены.
Таким образом, вопрос о том, нужно ли представлять эту справку, является спорным. По нашему мнению, это делать необязательно.
Можно ли предоставить работнику дополнительный оплачиваемый выходной день, если он и ребенок зарегистрированы по разным адресам?
Ситуация, когда один из родителей и ребенок-инвалид зарегистрированы по различным адресам, подробно описана в Письме Минтруда РФ № 17-1/ООГ-451. В частности, в письме сказано, что норма о представлении документа, подтверждающего место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида, введена в целях исключения злоупотребления правом на получение дополнительных оплачиваемых выходных дней. Вместе с тем совместное проживание на одной жилой площади родителя и ребенка-инвалида не является обязательным условием предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней.
В случае если места фактического проживания родителя и ребенка-инвалида находятся на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, что дает родителю возможность осуществлять фактический уход за ребенком, работодатель вправе принять решение о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней.
По данному вопросу также есть разъяснения инспекторов ФСС, размещенные на сайте Севастопольского регионального отделения ФСС (http://r92.fss.ru/130561/183929.shtml): подтвердить место жительства ребенка-инвалида можно, например, справкой, выданной управляющей компанией, выпиской из домовой книги, свидетельством о регистрации по месту жительства, а место его пребывания – свидетельством о регистрации по месту пребывания (формы свидетельств о регистрации по месту жительства и месту пребывания утверждены Приказом МВД РФ от 31.12.2017 № 984). Правила не требуют совместного проживания родителя и ребенка, поэтому их адреса могут не совпадать.
Таким образом, полагаем, что факт регистрации матери и ребенка по различным адресам не должен препятствовать оплате дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
Когда дополнительные выходные дни не предоставляются?
В соответствии с п. 7 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами дополнительные дни отдыха не предоставляются родителю (опекуну, попечителю):
- в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска;
- в период отпуска без сохранения заработной платы;
- в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
При этом у другого родителя (опекуна, попечителя) сохраняется право на получение четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней.
Другие основания для отказа в предоставлении дополнительных дней отдыха законодательством не предусмотрены. Отсюда делаем вывод, что дополнительные выходные дни могут быть предоставлены в период нахождения работника в командировке.
Кроме того, следует учитывать, что законодательством не требуется подтверждать факт целевого использования работником предоставленных ему четырех дополнительных выходных дней в месяц по уходу за ребенком-инвалидом. Поэтому такие дни он может использовать по своему усмотрению (например, находиться в отъезде).
Дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставленные, но не использованные в календарном месяце родителем (опекуном, попечителем) в связи с его временной нетрудоспособностью, предоставляются ему в этом же календарном месяце (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявления больничного листа). Дополнительные оплачиваемые выходные дни, не использованные в календарном месяце, на другой календарный месяц не переносятся (п. 9, 10 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами).
Расчет среднего заработка
Согласно ст. 139 ТК РФ оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка, определяемого в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение).
Расчет средней заработной платы производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в котором работнику предоставляется дополнительный выходной день по уходу за ребенком-инвалидом. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно) (ч. 3 ст. 139 ТК РФ, п. 4 Положения).
Так, расчетным периодом для исчисления среднего заработка для оплаты предоставленных в феврале 2019 года дополнительных выходных дней является период с 01.02.2018 по 31.01.2019.
При определении среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемых в соответствующем учреждении, независимо от источников этих выплат, в том числе начисленная работнику заработная плата (пп. «а» п. 2 Положения). При этом из расчетного периода исключаются время, а также начисленные за это время суммы, если (п. 5 Положения):
- работник находился в очередном оплачиваемом отпуске, служебной командировке, ему выплачивался средний заработок по иным основаниям, предусмотренным ТК РФ (пп. «а»);
- работник получал пособие по временной нетрудоспособности (пп. «б»);
- работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами (пп. «д»).
Кроме того, при расчете среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.) (п. 3 Положения).
На практике при проверке правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию между инспекторами ФСС и работодателями нередко возникают споры о правомерности включения в расчет среднего заработка тех или иных выплат. Например, арбитры СЗО полагают, что если материальная помощь предусмотрена системой оплаты труда, то она должна включаться в расчет.
Вывод судей
Реквизиты постановления
Сумма материальной помощи правомерно включена в расчет среднего заработка для оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, поскольку относится к выплатам стимулирующего характера и является частью системы оплаты труда (в рассматриваемом случае материальная помощь работникам государственного казенного учреждения выплачивалась в соответствии с положением об оплате труда при их уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск)
Постановления АС СЗО от 27.09.2018 № Ф07-11091/2018 по делу № А66-8838/2017, от 27.11.2017 № Ф07-12522/2017 по делу № А66-13705/2016 (Определением ВС РФ от 10.05.2018 № 307-КГ18-918 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ)
Во избежание возникновения споров бухгалтер учреждения должен взвесить все за и против в отношении применения такого подхода.
Налог на доходы физических лиц
В силу п. 1 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ государственные пособия, кроме пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством.
На протяжении длительного времени вопрос о том, применяется ли эта норма налогового законодательства к выплате среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, в соответствии со ст. 262 ТК РФ, был спорным. Чиновники давали отрицательный ответ.
Однако в настоящее время вопрос решился в пользу налогоплательщиков. Президиум ВАС высказал мнение, что выплаты за дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами не облагаются НДФЛ, и налоговикам не осталось ничего иного, как согласиться:
– Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 1798/10;
– Письмо ФНС РФ от 11.12.2018 № БС-3-11/9358@.
В случае если работодатель удерживал НДФЛ с сумм оплаты дополнительных дней отдыха, предусмотренных ст. 262 ТК РФ, работник вправе вернуть излишне удержанную сумму налога, представив работодателю соответствующее заявление.
Страховые взносы
Вопрос о начислении страховых взносов на выплаты родителям за предоставление дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом также является спорным.
Официальная позиция состоит в том, что страховые взносы с указанных сумм исчислять необходимо (ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, Письмо Минфина РФ от 30.03.2017 № 03-15-05/18599). В частности, в соответствии с п. 17 ст.
37 Федерального закона № 213-ФЗ финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами согласно ст. 262 ТК РФ, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС.
То есть должны быть начислены и уплачены (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»):
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
- страховые взносы на медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Существует и альтернативная позиция, поддерживаемая судьями всех округов. По мнению арбитров, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, не относится к категории вознаграждений за труд, а является средством обеспечения социальной защиты соответствующих категорий граждан, она не облагается страховыми взносами:
- Определение ВС РФ от 19.04.2018 № 306-КГ18-3498 по делу № А12-8078/2017;
- Определение ВС РФ от 19.04.2018 № 306-КГ18-3492 по делу № А12-8081/2017;
- Постановление АС ВВО от 03.10.2018 № Ф01-4399/2018 по делу № А29-16002/2017;
- Постановление АС ВСО от 02.07.2018 № Ф02-2352/2018 по делу № А74-12264/2017;
- Постановление АС ДВО от 08.11.2017 № Ф03-3640/2017 по делу № А73-1890/2017;
- Постановление АС ЗСО от 30.05.2018 № Ф04-1817/2018 по делу № А70-9326/2017;
- Постановление АС МО от 28.06.2018 № Ф05-8607/2018 по делу № А40-136588/2017;
- Постановление АС ПО от 15.08.2018 № Ф06-35197/2018 по делу № А06-8864/2017;
- Постановление АС СЗО от 19.09.2018 № Ф07-10646/2018 по делу № А13-19088/2017;
- Постановление АС СКО от 08.06.2017 № Ф08-3553/2017 по делу № А32-23265/2016;
- Постановление АС УО от 09.11.2018 № Ф09-6672/18 по делу № А76-24776/2017;
- Постановление АС ЦО от 22.03.2018 № Ф10-520/2018 по делу № А48-3193/2017.
Справедливости ради отметим, что все принятые на сегодняшний день постановления судов основываются на положениях Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01.01.2017, а не на нормах НК РФ. Однако, поскольку формулировки этих двух документов практически идентичны, полагаем, что арбитры и в будущем не поменяют своего мнения.
Что посоветовать страхователям? Если они не боятся оказаться в зале суда, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам, имеющим детей-инвалидов, можно не облагать страховыми взносами. Более осторожным – во избежание спорных ситуаций – страховые взносы лучше начислить.
Бухгалтерский учет
Выплата работнику среднего заработка за предоставляемые дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом осуществляется за счет средств бюджета ФСС.
Указанные операции отражаются в бюджетном учете по аналогии с иными выплатами, производимыми за счет средств бюджета ФСС (например, с выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности).
Расходы учреждения на выплату среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, и начисленные на него страховые взносы за счет средств бюджета ФСС отражаются по коду вида расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» и относятся на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ (Указания № 65н).
В учете казенного учреждения сумма начисленного среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, за счет средств бюджета ФСС отражается бухгалтерской записью по дебету счета 1 303 02 830 и кредиту счета 1 302 13 730 (п. 102 и 104 Инструкции № 162н). Начисленные суммы страховых взносов оформляются записями по дебету счета 1 303 02 830 и кредиту счетов 1 303 02 730, 1 303 06 730, 1 303 07 730, 1 303 10 730 (поскольку указанные корреспонденции счетов в Инструкции № 162н отсутствуют, казенному учреждению следует согласовать их с финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств) (п.
2 Инструкции № 162н, Письмо Минфина РФ от 24.07.2018 № 02-06-10/51872).
Перечисление среднего заработка на банковскую карту сотрудника оформляется записью по дебету счета 1 302 13 830 и кредиту счета 1 304 05 213 (Письмо Минфина РФ № 02-06-10/51872).
В учете казенного учреждения должны быть составлены следующие проводки:
Дебет
Кредит
Начислен средний заработок за четыре дополнительных выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом
КВР 119
1 303 02 830
КВР 119
1 302 13 730
Все о выплатах за дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами
В соответствии со ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка.
В данной консультации рассмотрим нюансы применения этой нормы.
Документальное оформление
Пакет документов, которые работник должен подать для предоставления ему дополнительных оплачиваемых выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, определен п. 2, 3 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 № 1048. Это:
1) заявление, составленное по форме, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 19.12.2014 № 1055н. Периодичность подачи заявления определяется родителем по согласованию с работодателем в зависимости от необходимости использования дополнительных оплачиваемых выходных дней:
- ежемесячно;
- один раз в квартал;
- один раз в год;
- по мере обращения или др.;
2) копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной бюро медико-социальной экспертизы (форма справки утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 № 1031н). Отметим, что справка имеет ограниченный срок действия (представляется в соответствии со сроками установления инвалидности – один раз, раз в год, раз в два года, раз в пять лет), поэтому необходимо следить, чтобы в бухгалтерии всегда находилась копия актуальной справки;
3) документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида (представляются один раз);
4) копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом (представляется один раз);
5) справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично, либо справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что от этого родителя (опекуна, попечителя) не поступало заявление о предоставлении ему в этом же календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней (данная справка должна представляться при каждом обращении с заявлением). Справка не требуется, если имеется документальное подтверждение факта смерти другого родителя, признания его безвестно отсутствующим, лишения (ограничения) родительских прав, лишения свободы, пребывания в служебной командировке свыше одного календарного месяца или других обстоятельств, свидетельствующих о том, что другой родитель не может осуществлять уход за ребенком-инвалидом, а также если один из родителей уклоняется от воспитания ребенка-инвалида.
Нужно ли представлять справку из органов соцзащиты о том, что ребенок не находится на гособеспечении?
По сути, перечень документов, приведенный выше, является исчерпывающим, и требование от работника иных документов неправомерно (Письмо Минтруда РФ от 28.03.2016 № 17-1/ООГ-451).
В то же время при проверке правильности оплаты четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц, предоставляемых одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, проверяющие из ФСС пользуются Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81, в соответствии с п. 87 которых в бухгалтерии страхователя должны храниться на каждого получателя, в частности:
1) заявление о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;
2) справка из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не находится на государственном обеспечении (в интернате или ином подобном учреждении), представляемая ежегодно;
3) копия приказа о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;
4) справка с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы;
5) если работающим по трудовому договору является один родитель:
- справка из органов государственной службы занятости населения, подтверждающая факт отсутствия работы у другого родителя;
- свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП – если второй родитель является самозанятым;
- гражданско-правовой договор – если второй родитель работает по такому договору.
В этой же методичке указано, что в случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т. п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя. В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.
Для справки: согласно ранее действовавшему Постановлению Минтруда РФ № 26, ФСС РФ № 34 от 04.04.2000 «Об утверждении Разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» для получения дополнительных выходных дней работник должен был представить, кроме прочих документов, справку из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что он не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении. При этом указывалось, что детские дома-интернаты на условиях пяти– или шестидневного пребывания в неделю к специализированным детским учреждениям с полным государственным обеспечением не относятся.
Согласно новому порядку такая справка не представляется. Вместо нее требуется подача документа, подтверждающего место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида. При этом в Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам поправки, устраняющие разночтения, до настоящего времени не внесены. Таким образом, вопрос о том, нужно ли представлять эту справку, является спорным.
По нашему мнению, это делать необязательно.
Можно ли предоставить работнику дополнительный оплачиваемый выходной день, если он и ребенок зарегистрированы по разным адресам?
Ситуация, когда один из родителей и ребенок-инвалид зарегистрированы по различным адресам, подробно описана в Письме Минтруда РФ № 17-1/ООГ-451. В частности, в письме сказано, что норма о представлении документа, подтверждающего место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида, введена в целях исключения злоупотребления правом на получение дополнительных оплачиваемых выходных дней. Вместе с тем совместное проживание на одной жилой площади родителя и ребенка-инвалида не является обязательным условием предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней.
В случае если места фактического проживания родителя и ребенка-инвалида находятся на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, что дает родителю возможность осуществлять фактический уход за ребенком, работодатель вправе принять решение о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней.
По данному вопросу также есть разъяснения инспекторов ФСС, размещенные на сайте Севастопольского регионального отделения ФСС (http://r92.fss.ru/130561/183929.shtml): подтвердить место жительства ребенка-инвалида можно, например, справкой, выданной управляющей компанией, выпиской из домовой книги, свидетельством о регистрации по месту жительства, а место его пребывания – свидетельством о регистрации по месту пребывания (формы свидетельств о регистрации по месту жительства и месту пребывания утверждены Приказом МВД РФ от 31.12.2017 № 984). Правила не требуют совместного проживания родителя и ребенка, поэтому их адреса могут не совпадать.
Таким образом, полагаем, что факт регистрации матери и ребенка по различным адресам не должен препятствовать оплате дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
Когда дополнительные выходные дни не предоставляются?
В соответствии с п. 7 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами дополнительные дни отдыха не предоставляются родителю (опекуну, попечителю):
- в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска;
- в период отпуска без сохранения заработной платы;
- в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
При этом у другого родителя (опекуна, попечителя) сохраняется право на получение четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней.
Другие основания для отказа в предоставлении дополнительных дней отдыха законодательством не предусмотрены. Отсюда делаем вывод, что дополнительные выходные дни могут быть предоставлены в период нахождения работника в командировке.
Кроме того, следует учитывать, что законодательством не требуется подтверждать факт целевого использования работником предоставленных ему четырех дополнительных выходных дней в месяц по уходу за ребенком-инвалидом. Поэтому такие дни он может использовать по своему усмотрению (например, находиться в отъезде).
Дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставленные, но не использованные в календарном месяце родителем (опекуном, попечителем) в связи с его временной нетрудоспособностью, предоставляются ему в этом же календарном месяце (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявления больничного листа). Дополнительные оплачиваемые выходные дни, не использованные в календарном месяце, на другой календарный месяц не переносятся (п. 9, 10 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами).
Расчет среднего заработка
Согласно ст. 139 ТК РФ оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка, определяемого в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение).
Расчет средней заработной платы производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в котором работнику предоставляется дополнительный выходной день по уходу за ребенком-инвалидом. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно) (ч. 3 ст.
139 ТК РФ, п. 4 Положения). Так, расчетным периодом для исчисления среднего заработка для оплаты предоставленных в феврале 2019 года дополнительных выходных дней является период с 01.02.2018 по 31.01.2019.
При определении среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемых в соответствующем учреждении, независимо от источников этих выплат, в том числе начисленная работнику заработная плата (пп. «а» п. 2 Положения). При этом из расчетного периода исключаются время, а также начисленные за это время суммы, если (п. 5 Положения):
- работник находился в очередном оплачиваемом отпуске, служебной командировке, ему выплачивался средний заработок по иным основаниям, предусмотренным ТК РФ (пп. «а»);
- работник получал пособие по временной нетрудоспособности (пп. «б»);
- работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами (пп. «д»).
Кроме того, при расчете среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.) (п. 3 Положения).
На практике при проверке правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию между инспекторами ФСС и работодателями нередко возникают споры о правомерности включения в расчет среднего заработка тех или иных выплат. Например, арбитры СЗО полагают, что если материальная помощь предусмотрена системой оплаты труда, то она должна включаться в расчет.
Вывод судей
Реквизиты постановления
Сумма материальной помощи правомерно включена в расчет среднего заработка для оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, поскольку относится к выплатам стимулирующего характера и является частью системы оплаты труда (в рассматриваемом случае материальная помощь работникам государственного казенного учреждения выплачивалась в соответствии с положением об оплате труда при их уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск)
Постановления АС СЗО от 27.09.2018 № Ф07-11091/2018 по делу № А66-8838/2017, от 27.11.2017 № Ф07-12522/2017 по делу № А66-13705/2016 (Определением ВС РФ от 10.05.2018 № 307-КГ18-918 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ)
Во избежание возникновения споров бухгалтер учреждения должен взвесить все за и против в отношении применения такого подхода.
Налог на доходы физических лиц
В силу п. 1 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ государственные пособия, кроме пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством.
На протяжении длительного времени вопрос о том, применяется ли эта норма налогового законодательства к выплате среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, в соответствии со ст. 262 ТК РФ, был спорным. Чиновники давали отрицательный ответ.
Однако в настоящее время вопрос решился в пользу налогоплательщиков. Президиум ВАС высказал мнение, что выплаты за дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами не облагаются НДФЛ, и налоговикам не осталось ничего иного, как согласиться:
– Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 1798/10;
– Письмо ФНС РФ от 11.12.2018 № БС-3-11/9358@.
В случае если работодатель удерживал НДФЛ с сумм оплаты дополнительных дней отдыха, предусмотренных ст. 262 ТК РФ, работник вправе вернуть излишне удержанную сумму налога, представив работодателю соответствующее заявление.
Страховые взносы
Вопрос о начислении страховых взносов на выплаты родителям за предоставление дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом также является спорным.
Официальная позиция состоит в том, что страховые взносы с указанных сумм исчислять необходимо (ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, Письмо Минфина РФ от 30.03.2017 № 03-15-05/18599). В частности, в соответствии с п. 17 ст.
37 Федерального закона № 213-ФЗ финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами согласно ст. 262 ТК РФ, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС.
То есть должны быть начислены и уплачены (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»):
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
- страховые взносы на медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Существует и альтернативная позиция, поддерживаемая судьями всех округов. По мнению арбитров, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, не относится к категории вознаграждений за труд, а является средством обеспечения социальной защиты соответствующих категорий граждан, она не облагается страховыми взносами:
- Определение ВС РФ от 19.04.2018 № 306-КГ18-3498 по делу № А12-8078/2017;
- Определение ВС РФ от 19.04.2018 № 306-КГ18-3492 по делу № А12-8081/2017;
- Постановление АС ВВО от 03.10.2018 № Ф01-4399/2018 по делу № А29-16002/2017;
- Постановление АС ВСО от 02.07.2018 № Ф02-2352/2018 по делу № А74-12264/2017;
- Постановление АС ДВО от 08.11.2017 № Ф03-3640/2017 по делу № А73-1890/2017;
- Постановление АС ЗСО от 30.05.2018 № Ф04-1817/2018 по делу № А70-9326/2017;
- Постановление АС МО от 28.06.2018 № Ф05-8607/2018 по делу № А40-136588/2017;
- Постановление АС ПО от 15.08.2018 № Ф06-35197/2018 по делу № А06-8864/2017;
- Постановление АС СЗО от 19.09.2018 № Ф07-10646/2018 по делу № А13-19088/2017;
- Постановление АС СКО от 08.06.2017 № Ф08-3553/2017 по делу № А32-23265/2016;
- Постановление АС УО от 09.11.2018 № Ф09-6672/18 по делу № А76-24776/2017;
- Постановление АС ЦО от 22.03.2018 № Ф10-520/2018 по делу № А48-3193/2017.
Справедливости ради отметим, что все принятые на сегодняшний день постановления судов основываются на положениях Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01.01.2017, а не на нормах НК РФ. Однако, поскольку формулировки этих двух документов практически идентичны, полагаем, что арбитры и в будущем не поменяют своего мнения.
Что посоветовать страхователям? Если они не боятся оказаться в зале суда, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам, имеющим детей-инвалидов, можно не облагать страховыми взносами. Более осторожным – во избежание спорных ситуаций – страховые взносы лучше начислить.
Бухгалтерский учет
Выплата работнику среднего заработка за предоставляемые дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом осуществляется за счет средств бюджета ФСС.
Указанные операции отражаются в бюджетном учете по аналогии с иными выплатами, производимыми за счет средств бюджета ФСС (например, с выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности).
Расходы учреждения на выплату среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, и начисленные на него страховые взносы за счет средств бюджета ФСС отражаются по коду вида расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» и относятся на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ (Указания № 65н).
В учете казенного учреждения сумма начисленного среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, за счет средств бюджета ФСС отражается бухгалтерской записью по дебету счета 1 303 02 830 и кредиту счета 1 302 13 730 (п. 102 и 104 Инструкции № 162н). Начисленные суммы страховых взносов оформляются записями по дебету счета 1 303 02 830 и кредиту счетов 1 303 02 730, 1 303 06 730, 1 303 07 730, 1 303 10 730 (поскольку указанные корреспонденции счетов в Инструкции № 162н отсутствуют, казенному учреждению следует согласовать их с финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств) (п.
2 Инструкции № 162н, Письмо Минфина РФ от 24.07.2018 № 02-06-10/51872).
Перечисление среднего заработка на банковскую карту сотрудника оформляется записью по дебету счета 1 302 13 830 и кредиту счета 1 304 05 213 (Письмо Минфина РФ № 02-06-10/51872).
В учете казенного учреждения должны быть составлены следующие проводки:
Дебет
Кредит
Начислен средний заработок за четыре дополнительных выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом
КВР 119
1 303 02 830
КВР 119
1 302 13 730
Уход за детьми-инвалидами: какие новшества в правилах предоставления дополнительных выходных дней работнику нужно учесть работодателю
Сейчас один из работающих родителей (опекунов, попечителей) может использовать для ухода за детьми-инвалидами четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц (ст. 262 ТК РФ). Эти дни по письменному заявлению могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению.
Не так давно Кабинет министров постановлением от 06.05.2023 № 714обновил правила предоставления указанных оплачиваемых выходных дней. Новшества начнут действовать с 01.09.2023. До этой даты остается в силе действующая сейчас редакция правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 № 1048. Тем самым Кабмин привел свое постановление в соответствие с новой редакцией ТК РФ (ст. 262), которая начнет действовать с 01.09.2023.
Изменения были внесены Федеральным законом от 05.12.2022 № 491-ФЗ «О внесении изменения в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации».
Новые положения
Новшества в правилах связаны с возможностью предоставления одному из родителей (опекуну, попечителю) (далее – родитель) однократно в течение календарного года до 24 дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд (далее – ДОВДП) (4 дн. х 12 мес.: 2). Эти дни работодатель предоставляет в пределах общего количества ДОВДП. Отсчет накопленных дней в текущем календарном году ведется по состоянию на дату, начиная с которой родитель будет их использовать. В случае использования более четырех дней график их предоставления родитель должен согласовать с работодателем (п.
3 новой редакции правил). Предоставление ДОВДП подряд означает, что эти дни могут включать в себя выходные, а в некоторых случаях и праздничные дни, приходящиеся на период использования ДОВДП, если они попадают в график. Если один из родителей в календарном году использует менее 24 ДОВДП, другому родителю в этом же календарном году работодатель может предоставить оставшиеся ДОВДП (п. 9 правил). Не использованные родителем ДОВДП в связи с его временной нетрудоспособностью, предоставляются работнику с учетом его пожеланий в этом же календарном году.
При условии, что период временной нетрудоспособности завершится в указанном календарном году. При этом родителю придется согласовать с работодателем новый график предоставления оставшихся ДОВДП (п. 13 правил).
Не использованные в календарном году ДОВДП на другой календарный год не переносятся. С 01.01.2023 предоставление ДОВДП работодатель должен оформлять приказом (распоряжением) (п. 16 новых правил).
В новой редакции правил появился еще один новый пункт (5), которым уточняется форма представляемых документов.
Уточнение действующих правил
- об определении родителем по согласованию с работодателем периодичности подачи заявления (ежемесячно, один раз в квартал, один раз в год или по мере обращения). Периодичность определяет сам родитель в зависимости от необходимости;
- об утверждении Минтрудом России формы заявления. В настоящее время используется форма заявления, утвержденная приказом Минтруда России от 19.12.14 № 1055н).
- ведения работодателем электронного документооборота;
- выполнении родителем трудовой функции дистанционно.
В случае если ДОВДП использованы частично, в обоих справках должны фигурировать даты (дата) использования и общее количество использованных ДОВДП в календарном году.
Помимо названных справок в перечне предоставляемых документов (подп. «а», «б» и «в» п. 4 правил) указаны:
- справка, подтверждающая факт установления инвалидности (выданная Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы);
- документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида;
- свидетельство о рождении (об усыновлении) ребенка или документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом (подп. «в»).
- ведения работодателем ЭДО;
- выполнении родителем трудовой функции дистанционно.
Периодичность представления нынешних справок и документов не изменилась. Новые же справки с предыдущих мест работы оба родителя должны представлять при каждом обращении с заявлением.
Документы, подтверждающие, что второй родитель не состоит в трудовых отношениях, родитель, обращающийся с заявлением, должен прилагать при каждом обращении (п. 6 правил).
В действующей редакции правил перечислены случаи, при которых дополнительные дни родителю не предоставляются. Это периоды:
- очередного ежегодного оплачиваемого отпуска;
- ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;
- отпуска без сохранения заработной платы;
- отпуска по уходу за ребенком.
Положение о том, что количество предоставляемых дополнительных дней не увеличивается при наличии в семье более одного ребенка-инвалида распространено на однократное использование 24 ДОВДП (п. 11 правил).
Переносить ДОВДП, неиспользованные в одном календарном месяце, на другой календарный месяц правила (п. 14) разрешают. Другими словами, работник может не брать каждый месяц по 4 ДОВДП, а копить их в календарном году, чтобы в другой раз взять больше чем 4 дня.
При суммированном учете рабочего времени дополнительные дни оплачиваются из расчета суммарного количества рабочих часов в день при нормальной продолжительности рабочего времени, умноженного на количество используемых дней, указанных в приказе (распоряжении) работодателя (п. 18 правил).
Положение об ответственности родителя за достоверность представленных им сведений, на основании которых предоставляются ДОВДП, дополнено материальной ответственностью. Родитель должен будет возместить причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ, в случае если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних средств на оплату ДОВДП (п. 19 правил).
Сохранение действующих положений
Неизменными в новой редакции правил остались положения:
- о возможности использования вторым родителем дополнительных дней, которые не были использованы первым родителем в этом месяце (п. 8 правил);
- об оплате каждого дополнительного дня в размере среднего заработка родителя (п. 17 правил). Начисленные денежные средства выплачивают в дни выплаты заработной платы за первую или вторую половину месяца в зависимости от того, на какой период месяца приходится первый дополнительно предоставляемый день;
- об обязанности родителя извещать работодателя о наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение ДОВДП (п. 20 правил).
- его смерти,
- признания его безвестно отсутствующим;
- лишения (ограничения) родительских прав;
- лишения свободы;
- пребывания его в служебной командировке свыше одного календарного месяца;
- уклонения от воспитания ребенка-инвалида, —
или других обстоятельств, свидетельствующих о том, что он не может осуществлять уход за ребенком-инвалидом (п. 7 правил).
Работница, имеющая ребенка-инвалида, в сентябре текущего года обратилась к работодателю с просьбой о предоставления ей в декабре 2023 года 16 ДОВДП, накопленных за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Положительное согласие работодателя было получено.
Заявление работница подала 11.12.2023 о предоставлении 16 ДОВДП с 14.12.2023.
К заявлению приложен оригинал справки с места работы супруга о продолжительности его работы у работодателя и о том, что в сентябре, октябре, ноябре и декабре заявления о предоставлении ДОВДП он не подавал.
Работодатель издал приказ о предоставлении работнице 16 ДОВДП с 14.12.2023 по 29.12.2023. Бухгалтерии поручено оплатить указанное количество дней в размере средней заработной платы работницы.
В табеле учета рабочего времени при использовании унифицированной формы № Т-12 (Т-13) с 14.12.2023 по 29.12.2023 будет проставлен буквенный код «ОВ» (или цифровой «27»).
В заключение отметим, что финансовое обеспечение расходов на оплату ДОВДП, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету СФР (п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ).
Выплаченные работодателем – страхователем суммы по оплате ДОВДП возмещаются СФР в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 № 1320.
Все о выплатах за дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами
- Каталоги
- Государственные учреждения
- Отдел кадров
- Ревизии и проверки
- Учреждения здравоохранения
- Учреждения культуры
- Учреждения физической культуры и спорта
- Руководитель автономного учреждения
- Руководитель бюджетного учреждения
- Коммерческие организации
- Оплата труда в коммерческой организации
- Аптеки
- ЖКХ
- Организации связи
- Строительство
- Туристические компании и гостиницы
- Годовые отчеты
- Годовой отчет для бюджетных учреждений
- Годовой отчет для учреждений образования
- Годовой отчет для учреждений культуры и искусства
- Годовой отчет для автономных учреждений
- Годовой отчет для учреждений здравоохранения
- Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений
- Годовой отчет для казенных учреждений
- Годовой отчет. Упрощенная система налогообложения
- Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство
- Годовой отчет. Бухгалтерская отчетность для коммерческих организаций
- От приема до увольнения. Что нужно знать кадровику
- Журналы
- Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения
- Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение
- Бухгалтер Крыма
- Бухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйстве
- Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях
- Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение
- Налог на прибыль: учет доходов и расходов
- НДС: проблемы и решения
- Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение
- Строительство: акты и комментарии для бухгалтера
- Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение
- Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение
- Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение
- Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение
- Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера
- Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение
- Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера
- Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение
- Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера
- Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение
- Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера
- Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение
- Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения
- Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере
- Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений
- Руководитель автономного учреждения
- Руководитель бюджетной организации
- Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение
- Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение
- Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение
- Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение
- Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение
- Бухгалтерские проводки
- Коммерческие организации
- Автономные учреждения
- Бюджетные учреждения
- Казенные учреждения
- Социальная сфера
- Новости
- Консультации
- Кадровые вопросы
- Федеральное законодательство
- Учетная политика
- Коммерческие организации при применении общей системы налогообложения
- Коммерческие организации при применении упрощенной системы налогообложения
- Строительные организации
- Государственные (муниципальные) учреждения: бюджетные, автономные, казенные
- Налоги и сборы
- Коммерческие организации
- Бюджетные учреждения
- Автономные учреждения
- Казенные учреждения
- Скачать архив
- Скачать документ
- Распечатать
- Добавить в папку
- Отправить другу
В соответствии со ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка.
В данной консультации рассмотрим нюансы применения этой нормы.
Документальное оформление дополнительных дней по уходу за детьми-инвалидами.
Пакет документов, которые работник должен подать для предоставления ему дополнительных дней по уходу за ребенком-инвалидом, определен п. 2, 3 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 № 1048. Это:
1) заявление, составленное по форме, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 19.12.2014 № 1055н. Периодичность подачи заявления определяется родителем по согласованию с работодателем в зависимости от необходимости использования дополнительных оплачиваемых выходных дней:
– ежемесячно;
– один раз в квартал;
– один раз в год;
– по мере обращения или др.;
2) копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной бюро медико-социальной экспертизы (форма справки утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 № 1031н). Отметим, что справка имеет ограниченный срок действия (представляется в соответствии со сроками установления инвалидности – один раз, раз в год, раз в два года, раз в пять лет), поэтому необходимо следить, чтобы в бухгалтерии всегда находилась копия актуальной справки;
3) документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида (представляются один раз);
4) копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом (представляется один раз);
5) справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично, либо справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что от этого родителя (опекуна, попечителя) не поступало заявление о предоставлении ему в этом же календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней (данная справка должна представляться при каждом обращении с заявлением). Справка не требуется, если имеется документальное подтверждение факта смерти другого родителя, признания его безвестно отсутствующим, лишения (ограничения) родительских прав, лишения свободы, пребывания в служебной командировке свыше одного календарного месяца или других обстоятельств, свидетельствующих о том, что другой родитель не может осуществлять уход за ребенком-инвалидом, а также если один из родителей уклоняется от воспитания ребенка-инвалида.
Нужно ли представлять справку из органов соцзащиты о том, что ребенок не находится на гособеспечении?
По сути, перечень документов, приведенный выше, является исчерпывающим, и требование от работника иных документов неправомерно (Письмо Минтруда РФ от 28.03.2016 № 17-1/ООГ-451).
В то же время при проверке правильности оплаты четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц, предоставляемых одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, проверяющие из ФСС пользуются Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81, в соответствии с п. 87 которых в бухгалтерии страхователя должны храниться на каждого получателя, в частности:
1) заявление о предоставлении дополнительных дней для ухода за ребенком-инвалидом;
2) справка из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не находится на государственном обеспечении (в интернате или ином подобном учреждении), представляемая ежегодно;
3) копия приказа о предоставлении дополнительных дней для ухода за ребенком-инвалидом;
4) справка с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы;
5) если работающим по трудовому договору является один родитель:
– справка из органов государственной службы занятости населения, подтверждающая факт отсутствия работы у другого родителя;
– свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП – если второй родитель является самозанятым;
– гражданско-правовой договор – если второй родитель работает по такому договору.
В этой же методичке указано, что в случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т. п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя. В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.
Для справки: согласно ранее действовавшему Постановлению Минтруда РФ № 26, ФСС РФ № 34 от 04.04.2000 «Об утверждении Разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» для получения дополнительных выходных дней работник должен был представить, кроме прочих документов, справку из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что он не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении. При этом указывалось, что детские дома-интернаты на условиях пяти– или шестидневного пребывания в неделю к специализированным детским учреждениям с полным государственным обеспечением не относятся.
Согласно новому порядку такая справка не представляется. Вместо нее требуется подача документа, подтверждающего место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида. При этом в Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам поправки, устраняющие разночтения, до настоящего времени не внесены. Таким образом, вопрос о том, нужно ли представлять эту справку, является спорным.
По нашему мнению, это делать необязательно.
Можно ли предоставить работнику дополнительный оплачиваемый выходной день, если он и ребенок зарегистрированы по разным адресам?
Ситуация, когда один из родителей и ребенок-инвалид зарегистрированы по различным адресам, подробно описана в Письме Минтруда РФ № 17-1/ООГ-451. В частности, в письме сказано, что норма о представлении документа, подтверждающего место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида, введена в целях исключения злоупотребления правом на получение дополнительных оплачиваемых выходных дней. Вместе с тем совместное проживание на одной жилой площади родителя и ребенка-инвалида не является обязательным условием предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней.
В случае если места фактического проживания родителя и ребенка-инвалида находятся на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, что дает родителю возможность осуществлять фактический уход за ребенком, работодатель вправе принять решение о предоставлении оплачиваемых дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами.
По данному вопросу также есть разъяснения инспекторов ФСС, размещенные на сайте Севастопольского регионального отделения ФСС (http://r92.fss.ru/130561/183929.shtml): подтвердить место жительства ребенка-инвалида можно, например, справкой, выданной управляющей компанией, выпиской из домовой книги, свидетельством о регистрации по месту жительства, а место его пребывания – свидетельством о регистрации по месту пребывания (формы свидетельств о регистрации по месту жительства и месту пребывания утверждены Приказом МВД РФ от 31.12.2017 № 984). Правила не требуют совместного проживания родителя и ребенка, поэтому их адреса могут не совпадать.
Таким образом, полагаем, что факт регистрации матери и ребенка по различным адресам не должен препятствовать оплате дополнительных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
Когда дополнительные дни по уходу за ребенком-инвалидом не предоставляются?
В соответствии с п. 7 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами дополнительные дни отдыха не предоставляются родителю (опекуну, попечителю):
– в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска;
– в период отпуска без сохранения заработной платы;
– в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
При этом у другого родителя (опекуна, попечителя) сохраняется право на получение четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней.
Другие основания для отказа в предоставлении дополнительных дней по уходу за детьми-инвалидами законодательством не предусмотрены. Отсюда делаем вывод, что дополнительные выходные дни могут быть предоставлены в период нахождения работника в командировке.
Кроме того, следует учитывать, что законодательством не требуется подтверждать факт целевого использования работником предоставленных ему четырех дополнительных выходных дней в месяц по уходу за ребенком-инвалидом. Поэтому такие дни он может использовать по своему усмотрению (например, находиться в отъезде).
Оплачиваемые выходные дополнительные дни по уходу за детьми-инвалидами, предоставленные, но не использованные в календарном месяце родителем (опекуном, попечителем) в связи с его временной нетрудоспособностью, предоставляются ему в этом же календарном месяце (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявления больничного листа). Дополнительные оплачиваемые выходные дни, не использованные в календарном месяце, на другой календарный месяц не переносятся (п. 9, 10 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами).
Расчет среднего заработка для оплаты дней ухода за детьми-инвалидами.
Согласно ст. 139 ТК РФ оплата каждого дополнительного дня по уходу за детьми-инвалидами производится в размере среднего заработка, определяемого в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение).
Расчет средней заработной платы производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в котором работнику предоставляется дополнительный выходной день по уходу за ребенком-инвалидом. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно) (ч. 3 ст. 139 ТК РФ, п. 4 Положения).
Так, расчетным периодом для исчисления среднего заработка для оплаты дней ухода за детьми-инвалидами, предоставленных в феврале 2019 года, является период с 01.02.2018 по 31.01.2019.
При определении среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемых в соответствующем учреждении, независимо от источников этих выплат, в том числе начисленная работнику заработная плата (пп. «а» п. 2 Положения). При этом из расчетного периода исключаются время, а также начисленные за это время суммы, если (п. 5 Положения):
– работник находился в очередном оплачиваемом отпуске, служебной командировке, ему выплачивался средний заработок по иным основаниям, предусмотренным ТК РФ (пп. «а»);
– работник получал пособие по временной нетрудоспособности (пп. «б»);
– работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами (пп. «д»).
Кроме того, при расчете среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.) (п. 3 Положения).
На практике при проверке правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию между инспекторами ФСС и работодателями нередко возникают споры о правомерности включения в расчет среднего заработка тех или иных выплат. Например, арбитры СЗО полагают, что если материальная помощь предусмотрена системой оплаты труда, то она должна включаться в расчет.
Сумма материальной помощи правомерно включена в расчет среднего заработка для оплаты дней для ухода за детьми-инвалидами, поскольку относится к выплатам стимулирующего характера и является частью системы оплаты труда (в рассматриваемом случае материальная помощь работникам государственного казенного учреждения выплачивалась в соответствии с положением об оплате труда при их уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск)
Во избежание возникновения споров бухгалтер учреждения должен взвесить все за и против в отношении применения такого подхода.
Налог на доходы физических лиц.
В силу п. 1 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ государственные пособия, кроме пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством.
На протяжении длительного времени вопрос о том, применяется ли эта норма налогового законодательства к выплате среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, в соответствии со ст. 262 ТК РФ, был спорным. Чиновники давали отрицательный ответ.
Однако в настоящее время вопрос решился в пользу налогоплательщиков. Президиум ВАС высказал мнение, что выплаты за дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами не облагаются НДФЛ, и налоговикам не осталось ничего иного, как согласиться:
В случае если работодатель удерживал НДФЛ с сумм оплаты дополнительных дней отдыха, предусмотренных ст. 262 ТК РФ, работник вправе вернуть излишне удержанную сумму налога, представив работодателю соответствующее заявление.
Страховые взносы.
Вопрос о начислении страховых взносов на выплаты родителям за предоставление дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом также является спорным.
Официальная позиция состоит в том, что страховые взносы с указанных сумм исчислять необходимо (ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, Письмо Минфина РФ от 30.03.2017 № 03-15-05/18599).
В частности, в соответствии с п. 17 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами согласно ст. 262 ТК РФ, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС.
То есть должны быть начислены и уплачены (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»):
– страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
– страховые взносы на медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Существует и альтернативная позиция, поддерживаемая судьями всех округов. По мнению арбитров, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, не относится к категории вознаграждений за труд, а является средством обеспечения социальной защиты соответствующих категорий граждан, она не облагается страховыми взносами:
Справедливости ради отметим, что все принятые на сегодняшний день постановления судов основываются на положениях Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01.01.2017, а не на нормах НК РФ. Однако, поскольку формулировки этих двух документов практически идентичны, полагаем, что арбитры и в будущем не поменяют своего мнения.
Что посоветовать страхователям? Если они не боятся оказаться в зале суда, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам, имеющим детей-инвалидов, можно не облагать страховыми взносами. Более осторожным – во избежание спорных ситуаций – страховые взносы лучше начислить.
Бухгалтерский учет.
Выплата работнику среднего заработка за предоставляемые дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом осуществляется за счет средств бюджета ФСС.
Указанные операции отражаются в бюджетном учете по аналогии с иными выплатами, производимыми за счет средств бюджета ФСС (например, с выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности).
Расходы учреждения на выплату среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, и начисленные на него страховые взносы за счет средств бюджета ФСС отражаются по коду вида расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» и относятся на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ (Указания № 65н).
В учете казенного учреждения сумма начисленного среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, за счет средств бюджета ФСС отражается бухгалтерской записью по дебету счета 1 303 02 830 и кредиту счета 1 302 13 730 (п. 102 и 104 Инструкции № 162н). Начисленные суммы страховых взносов оформляются записями по дебету счета 1 303 02 830 и кредиту счетов 1 303 02 730, 1 303 06 730, 1 303 07 730, 1 303 10 730 (поскольку указанные корреспонденции счетов в Инструкции № 162н отсутствуют, казенному учреждению следует согласовать их с финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств) (п.
2 Инструкции № 162н, Письмо Минфина РФ от 24.07.2018 № 02-06-10/51872).
Перечисление среднего заработка на банковскую карту сотрудника оформляется записью по дебету счета 1 302 13 830 и кредиту счета 1 304 05 213 (Письмо Минфина РФ № 02-06-10/51872).
В учете казенного учреждения должны быть составлены следующие проводки:
Начислен средний заработок за четыре дополнительных выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом
КВР 119
1 303 02 830
КВР 119
1 302 13 730